Обобщение опыта по теме: «Музыка как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников в условиях ФГОС»
учебно-методический материал

Федина Жанна Рушановна

Актуальность

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста  - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному посёлку  и к родной стране. Чувство Родины у дошкольника начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется, что вызывает отклик в его душе. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание детей осуществляется ежесекундно, на занятиях, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Есть много способов и средств знакомства ребенка с культурным и историческим наследием родного края. Одно из самых выразительных и действенных средств – это введение ребенка в мир культуры и истории малой родины через музыку и праздники. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oboshchenie_opyta.docx21.74 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБДОУ Центр развития ребёнка- детский сад

Обобщение опыта по теме:

«Музыка как средство нравственно-патриотического

воспитания дошкольников в условиях ФГОС»

музыкальный руководитель:

Федина Жанна Рушановна

Умёт, 2020

Д. С. Лихачев говорил: «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».

Актуальность

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста  - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному посёлку  и к родной стране. Чувство Родины у дошкольника начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется, что вызывает отклик в его душе. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание детей осуществляется ежесекундно, на занятиях, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Есть много способов и средств знакомства ребенка с культурным и историческим наследием родного края. Одно из самых выразительных и действенных средств – это введение ребенка в мир культуры и истории малой родины через музыку и праздники.

(слайд )

Для реализации поставленной цели мною определены следующие задачи:

1.Формировать духовно-нравственное отношение и чувство сопричастности к родному краю, дому, семье, детскому саду.

2. Развивать познавательные, художественные и творческие способности детей через ознакомление с музыкальными произведениями.

3. Побуждать детей выражать свои чувства, эмоциональные впечатления через пение, творческое движение.

4. Воспитывать потребность в познавательной активности через восприятие произведений искусства. Развивать эмоциональный фон дошкольников через музыкальные впечатления.

5. Воспитывать патриотические чувства детей, используя поэтические образы родной природы.

 6. Учить дошкольников воспринимать единый образ Родины через сенсорные каналы (слух, зрение), воздействовать на духовное начало ребёнка через восприятие музыки, песню, танец, музыкально – ритмические движения.

7. Закреплять знания детей о Великой Отечественной войне и героизме русского народа через музыку.

8. Воспитывать любовь и уважение к ветеранам войны, вызывать желание быть похожими на них.

Данные задачи решаются во всех видах музыкальной деятельности: на занятиях, в играх, в театрализации, на праздниках и развлечениях — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с детьми.

На занятиях развиваются познавательные, художественные и творческие способности детей через ознакомление с музыкальными произведениями. Знакомя детей с произведениями различного эмоционально-образного содержания обращаю внимание на эмоциональное состояние ребенка. Именно через эмоции ребенок показывает, насколько эмоционально он проник к данной песне. Кроме того, песни о Родине пробуждают в детях чувство любви к нашей стране. Хороводы, танцы разных народов вызывают интерес к их обычаям, воспитывают патриотические чувства. Использование жанрового богатства музыки, позволяет воспринимать героические образы и лирическое настроение, веселый юмор и задорные плясовые мелодии. Разнообразные чувства, возникающие при восприятии музыки, обогащают переживания детей, их духовный мир. Решению воспитательных задач во многом способствует коллективное пение, танцы, музыкальные игры, где дети охвачены общими переживаниями, интересами.

Праздники и развлечения, проводимые в детском саду: «Посиделки», «В горнице моей светло», «Хлеб - всему голова» «Веселая ярмарка», «Русский сувенир», «Как у наших у ворот», «Пой, танцуй, хоровод!», «В гостях у бабушки», «Мы за чаем не скучаем», «Праздник картошки», знакомим детей с народными праздниками и обрядами – Рождество, Масленица, Сороки, Благовещение, Пасха, Троица дают представление детям о жизни и труде взрослых, учат проявлять любовь к труду, уважение к людям, живущих в нашем поселке. Работа по формированию чувства любви к родному краю, стране более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей.

Нравственное воспитание ребёнка – это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери. С большой любовью ребята на праздниках, посвященных Дню матери, 8 марта, делают для мам подарки, поют песни, читают стихи, танцуют с мамой, рисуют их портреты и даже сочиняют про них стихи и сказки.     

Чувство любви к родной природе – ещё одно из слагаемых патриотизма. Через восприятие музыкальных образов, воспитываем  такое отношение к образам реальной природы, которое вызывает у детей разнообразные эмоциональные переживания, чувства радости, грусти, нежности и доброты. Атмосфера радостной встречи с родной природой на праздниках надолго остаётся в памяти ребёнка, способствуя формированию его сознания как гражданина и патриота.

Особое значение в рамках нравственно - патриотического воспитания имеет тема «Защитников Отечества». Эта тема очень любима детьми. Активные участники таких праздников – папы, дедушки, братья, дяди. Песни военной тематики легко запоминаются ребятами. Они написаны в жанре марша, содержание их созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми, как защитники нашей Родины. Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставить без внимания и тему Великой Победы. Тем более этот год у нас юбилейный. В этой теме мы раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями тех времён. Такие праздники, как «День России», «Детям о Великой Победе», «Песни Победы» посещение Вечного огня надолго остаются в памяти ребят и конечно являются важнейшим фактором в формировании их морального облика и духовного воспитания.

Я считаю, что мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция – это тоже эффективные факторы воспитания. В воспитании все должно основываться на личности педагога. Поэтому я стараюсь  принимать активное участие и сама и с детьми во Всероссийских и Международных конкурсах. Моя работа по формированию нравственно – патриотических качеств проходит в тесном сотрудничестве с родителями воспитанников, поскольку семья является важнейшей сферой формирования личности ребенка. Сотрудники ДОУ, дети и родители приняли активное участие во всероссийских акциях, флешмобах, которые проходили под хэштегами #ДеньПобеды #Георгиевскаяленточка #ДеньРоссии #СтихиоПобеде #ОкнаПобеы #Голубьмира #Бессмерныйполк #9Мая #Мы всеравнскажемспасибо #Мир глазамидетей

Таким образом, музыкальная деятельность создает необходимые условия для

формирования нравственных качеств личности ребенка, закладывает первоначальные основы общей культуры будущего человека. Я стараюсь приучать детей слушать, чувствовать и любить мелодию своего народа, гордиться своей принадлежностью к нашей родине России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме "Формирование экологической культуры старших дошкольников средствами художественной литературы"

Обобщение опыта работы по теме "Формирование экологической культуры старших дошкольников средствами художественной литературы"...

Сообщение из опыта работы «Взаимодействие с родителями по музыкальному воспитанию дошкольников в условиях реализации ФГОС в ДОУ»

Здесь представлен опыт работы с родителями по вопросвм музыкального воспитания дошкольников....

Презентация по теме самообразования «Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях ФГОС ДО» (из опыта работы).

Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и неопознанное. Именно исследовательское поведение и создаёт условия для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально раз...

Обобщение опыта работы: "Использование ИКТ в развитии творческих способностей дошкольников в рамках ФГОС ДО"

Дошкольный возраст является наиболее сенситивным (чувствительным) для развития творческих способностей. Для этого использую различные технологии: здоровьесберегающие, ИКТ и др....

Обобщение опыта по теме "Лепбук-современное средство развития дошкольников"

данный материал предназначен для воспитателей детских садов и раскрывает возможности лепбука, как современного и эффективного способа развития современных дошкольников....

обобщение педагогического опыта " Экологическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС"

Тема: Экологическое воспитание детей дошкольнло возроста в условиях ФГОС...