Знакомство дошкольников с истоками праздничной культуры
консультация

Базовая Елена Александровна

Сообщение для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon interes_k_proshlomu.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

« Знакомство дошкольников с истоками праздничной культуры»

(сообщение для воспитателей)

Интерес к прошлому, к истории, культуре, быту народа есть общемировая тенденция. Только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.

Понимая это, необходимо знакомить детей с традициями русских народных праздников. Само слово праздник заимствовано из старославянского языка и буквально означает «незанятый делами, свободный от работы». Особое значение праздник имеет для ребенка.

«Праздник для ребенка совсем не то, что для нас, взрослых. Ребенок считает свои дни от праздника до праздника, как мы считаем свои годы от одного важного события нашей жизни до другого. Каким тусклым и серым было бы детство без праздника!..» К. Д. Ушинский

Праздники играли и продолжают играть большую роль в жизни людей. Они способствуют сближению членов семей, родственников, людей, живущих в одном городе. Одновременно праздник выполняет информационную функцию, так как люди обмениваются разными новостями, обсуждают события. Любой праздник является первичной формой культуры. Культура праздника действительно слагается из культуры игры, культуры слова, движения и музыкального звука, а так же культуры моды, костюма, этикета, обычая, ритуала – словом, из совокупности разных культур.

Возрождая праздничные народные традиции в дошкольном учреждении, надо преследовать конкретную цель – приобщать наших воспитанников к истокам русской народной культуры через организацию детских фольклорных праздников.

Подготовка к празднику всегда вызывает у детей интерес, на основе которого формируется художественный вкус, единение детей и взрослых. Самое главное, чтобы никто не был пассивным созерцателем. Мы, взрослые, должны дать выход детским стремлениям, способствовать удовлетворению их желания участвовать в играх, танцах, инсценировках, в оформлении зала, группы. Это способствует социализации ребенка, формирует у него активную позицию и вызывает стремление сохранить традиции и обычаи русского народа.

Можно выделить следующие виды праздников:

  • народные и фольклорные – Посиделки, Ярмарка, Масленица, Праздник хлеба, Сбор урожая, Осенины);  
  • Государственно-гражданские – Новый год, День защитника Отечества, День Победы, День знаний, День города и др.;
  • Международные – День защиты детей, Международный женский день 8 Марта;
  • Православные – Рождество, Пасха;
  • Бытовые и семейные – дни рождения детей, выпуск в школу, День матери, а так же праздники, которые специально придумываются с

     целью доставить детям радость (всевозможные развлечения).

Целесообразно привлекать родителей к подготовке праздничных мероприятий и активному участию в них. Совместные переживания взрослых и детей сближает их, родители узнают о способностях и возможностях своего ребенка.

Приобщение  к народным праздникам, является своеобразной ступенькой в постижении многогранной культуры народа. Участвуя во всевозможных праздниках и развлечениях, ребенок легко и незаметно для себя усваивает образы и символы из народной эстетики. Все это в конечном итоге способствует воспитанию уважения к народной культуре и восстановлению связей между поколениями.        Фольклор в воспитании детей  играет важную роль. Деление его на жанры позволяет в  определённом  возрасте  ребёнка  обогащать  его  духовный  мир, развивать   патриотизм, уважение к  прошлому  своего  народа,  изучение  его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе.      

Фольклор развивает  устную  речь  ребёнка,  влияет  на  его  духовное развитие, на его фантазию. Каждый жанр детского фольклора учит  определённым нравственным нормам.  Так,  например,  сказка,  путём  уподобления  животных людям, показывает ребёнку нормы поведения в  обществе,  а  волшебные  сказки развивают не только фантазию,  но  и  смекалку.  Пословицы,  поговорки  учат детей  народной  мудрости,  испытанной  веками   и   не   потерявшей   своей актуальности в наше время. Былинный эпос – это героическое  повествование  о событиях, которые происходили в древности. И хотя былины не так  просты  для восприятия детей, всё же они  направлены  на  воспитание  уважения  прошлого народа, на изучение традиций и  поведения  людей  во  времена  существование монголо-татарского ига, на патриотизм русского народа, который  несмотря  ни на что, оставался верным  своей  родине  и  всячески  защищал  её.  Песенная лирика также оказывает влияние  на  воспитание  детей.  Преимущественно  она используется тогда, когда ребёнок ещё совсем мал.  Например,  малышу  поются колыбельные песенки, чтобы успокоить его, усыпить. Также в  песенную  лирику входят частушки, прибаутки, скороговорки, считалки.  Вот  они  как раз направлены на развитие у детей слуха, речи, так как в  них  используется особое сочетание звуков.

       Приобщение ребёнка к народной  культуре  начинается  с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения.  Культурное наследие передаётся из  поколения  в  поколение,  развивая  и  обогащая  мир ребёнка.  Фольклор  является  уникальным  средством  для  передачи  народной мудрости и воспитания детей на начальном этапе их развития.

Таким образом, приобщая детей к истокам народной праздничной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект комплексного занятия по приобщению дошкольников к истокам русской культуры для средней группы "Дымковский хоровод"

Занятие для детей средней группы  по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством с использованием музыки....

Методическая разработка «Приобщение старших дошкольников к истокам национальной культуры через знакомство с русским фольклором»

В последние годы в российской системе дошкольного образования растёт интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных  традиций, воплощенных в самобытных жанрах фоль...

Знакомство дошкольников с истоками русской народной праздничной культуры.

Роль русских народных праздников в развитии детей дошкольного возраста....

Истоки праздничной культуры

В дошкольных учреждениях данную проблему нужно рассматривать на материале праздничной культуры, т.е. знакомить детей с народными традициями, использовать вместе с ними русские народные песни, прослуши...

Конспект организованной образовательной деятельности для воспитанников подготовительной к школе группы Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через знакомство с чувашским фольклором «Путешествие в прошлое».

Аннотация к методической разработке. В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребёнка начал национального самосознания, интереса к национальной культуре и традиция...