Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитии в подготовительной к школе группе «Путешествие по России».
план-конспект занятия (подготовительная группа)

"Путешествие по России" с детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_puteshestvie_po_rossii.docx46.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 5 «Сказка» г. Рассказово

Конспект

непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию                             в подготовительной к школе группе «Путешествие по России».

Воспитатель: Моисеева Любовь Петровна.

Цель: формировать у детей гражданско-патриотические основы.

Задачи:

  • обобщать и систематизировать знания детей о России;
  • прививать уважительное отношение к государственным символам;
  • закрепить названия крупных российских городов и рек; названия народных промыслов;
  • воспитывать любовь к Родине, гражданско-патриотические чувства.        

Материалы: презентация; изображения гербов и флагов, портрет президента России Путина В.В.; запись гимна России; наглядно-дидактические пособия.

Предварительная работа: 

  • беседы о российской символике;
  • чтение стихотворений, пословиц и поговорок о Родине;
  • рассматривание фотографий городов и рек Росси;
  • беседы, рассматривание иллюстраций и выполнение работ по мотивам народного декоративно-прикладного искусства.

Ход занятия.

1ч. Воспитатель: На планете много разных стран, но самая большая наша страна. Как она называется? (Россия.) Правильно, Россия. А какая она наша Россия? (Большая, любимая, красивая, огромная, богатая, сильная.) Россия - наша Родина. Ребята, объясните, как вы понимаете, что такое “Родина”? (Родина – это место, где мы родились; страна, в которой мы живем. Родина есть у каждого человека и она одна.) Ребята, а кто знает стихотворение о Родине? (Стихотворение читает ребёнок.)                                                        Великую землю,                                                                         Любимую землю,                                                                                Где мы родились и живем,                                                                         Мы Родиной светлой,                                                                        Мы Родиной милой,                                                                                Мы Родиной нашей зовем.

2ч. Воспитатель: Много пословиц и поговорок сложил русский народ о Родине. Вспомните их. (Дети читают пословицы и объясняют их.)

  • Жить - Родине служить.
  • Родина поучает - Родина выручает.
  • Кто за Родину горой, тот истинный герой.

Воспитатель: Все эти пословицы учат нас добру, любви к Родине, умению ее защищать от врагов. (Воспитатель показывает детям карту России.) А теперь посмотрите на карту. (Слайд 1.) Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. Вот как много места занимает территория России. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. На одном конце нашей страны может идти снег, а на другом - припекать солнышко. Чтобы добраться с одного конца на другой на поезде надо ехать 7 дней - неделю, а на самолете лететь почти сутки. И вот сегодня я предлагаю вам путешествие по России. Ребята, а на чем можно путешествовать? (На самолете, автобусе и т.д.) Я предлагаю вам путешествие на поезде. Отправляемся. Занимаем места в вагоне. (Звучит музыка “Паровоз ”) Станция называется «Столичная». Назовите столицу России. (Москва.) Послушайте, я прочитаю вам стихотворение о Москве (Слайд 2):        Москва - это Красная площадь,                                                                        Москва - это башни Кремля,                                                                        Москва - это сердце России,                                                                        Которое любит тебя.                                                                           Воспитатель: Президентом нашей страны является...? (В.В. Путин) (Слайд 3.) Кто такой президент, что он делает. (Управляет нашей страной, заботится о людях своей страны, ведёт переговоры с президентами других стран и т.д.) Назовите государственные символы России. (Герб, флаг, гимн.) Найдите флаг нашей страны среди других. (Раскладываются изображения флагов разных стран. Дети выбирают из предложенных флагов флаг России.) Молодцы! (Слайд 4.) А кто расскажет стихотворение о флаге? (Стихотворение читает ребёнок):                                                                                                Белый цвет - березка,                                                                                Синий неба цвет,                                                                                        Красная полоска -                                                                                Солнечный рассвет.                                                                          Воспитатель: А сейчас найдите герб нашей страны. (Раскладываются изображения, дети выбирают из предложенных гербов герб России.) (Слайд 5.) Расскажите о гербе: почему изображен орёл двуглавый, что он держит в лапах, что за щит на его груди и что он обозначает? (Орёл - птица вольная,  величавая. Две головы нужны для того, чтобы видеть всю нашу огромную страну с запада до востока. В лапах он держит скипетр и золотой шар, нашу державу. На груди у орла щит с всадником на белом коне, где воин вонзает копьё в дракона. Это святой Георгий Победоносец. Его победа над драконом означает победу добра над злом.) Кто знает стихотворение о Российском гербе? (Стихотворение читает ребёнок):                                                                                                У России величавой                                                                                                На гербе орел двуглавый,                                                                                   Чтоб на запад, на восток                                                                                             Он смотреть бы сразу мог                                                                              Сильный, мудрый он и гордый.                                                                                      Он - России дух свободный.                                                                     Воспитатель: А что же такое гимн? (Гимн - это самая главная песня страны. Гимн слушают стоя и т.д.) Правильно! У каждой страны свой гимн. Сейчас мы послушаем гимн России. (Прослушивание отрывка гимна.)                                                                   Воспитатель: Мы отправляемся дальше. Станция называется «Лесная».  Ребята, отгадайте загадку:                                                                                                        Нам в дождь и в зной                                                                                     Поможет друг,                                                                                             Зеленый и хороший                                                                                 Протянет нам десятки рук                                                                                  И тысячи ладошек. (Дерево.)                                                                     Воспитатель: Правильно! Это дерево. Из чего состоит дерево? (Корни, ствол, ветки, листья.) Россия - самая богатая лесами страна в мире. (Слайд 6.) Лес - это огромный дом. Только одно дерево может дать приют и корм многим зверям и птицам. А в лесу таких деревьев тысячи! Какие деревья нашей страны вам знакомы? (Береза, дуб и т.д.) Но в лесу растут не только деревья. Что еще нам дает лес? (Ягоды, грибы.) Какие ягоды можно собирать в лесах России? (Черника, брусника, клюква и т.д.) А какие грибы вы знаете? (Подосиновик, сыроежки и т.д.) Но бывают и ядовитые, опасные грибы. Кто знает, что это за грибы? (Мухомор, поганка.) Еще в наших лесах живут птицы, животные. Каких животных вы знаете? (Медведь, лиса и т.д.) А каких птиц вы знаете? (Дятел, скворец и т.д.) А теперь встаньте врассыпную, мы с вами поиграем.                        Физкультминутка:                                                                                                                                            Руки подняли и покачали -                                                                                                                                    Это березы в лесу,                                                                                                                                        Руки согнули, кисти встряхнули -                                                                                                                   Ветер сбивает росу.                                                                                                                                          В стороны руки, плавно помашем -                                                                                                                 Это к нам птицы летят.                                                                                                                                   Как они сядут, тоже покажем -                                                                                                                      Руки согнули назад.                                                                                  Воспитатель: Лес - это наше богатство. Давайте беречь природу. Посмотрите, как красива природа нашей России в разное время года. (Слайд 7.) Когда это бывает? (Осенью.) (Слайд 8.) А такую красоту, когда можно увидеть у нас в России? (Зимой.) (Слайд 9.) А здесь природа просыпается. Когда это происходит? (Весной.) (Слайд 10.) А это летний дождь. Вот как красива природа в нашей стране во все времена года. А наше путешествие продолжается. Занимаем места в вагонах. Поехали. Мы приехали на станцию «Историческая». (Стихотворение читает воспитатель):                                                Славилась Россия чудо - мастерами,                                                                Дерево и глину в сказку превращали.                                                                Красками и кистью красоту творили,                                                                Своему искусству молодых учили.                                                           Воспитатель: Я предлагаю вам вспомнить изделия декоративно - прикладного искусства российских мастеров. Отгадайте загадки.                                                                Разноцветные подружки                                                                                Любят прятаться друг в дружке. Что это? (Матрешка.)                                               Конечно, это всем нам знакомая матрешка. Вот она! (Воспитатель демонстрирует детям матрешку.) Следующая загадка.                                                                                Эта роспись - просто чудо,                                                                        Голубая вся посуда.                                                                                Роспись с синим завитком                                                                        Манит русским васильком. (Гжель.)                                                           Правильно, ребята. Посмотрите, какая красота! (Воспитатель демонстрирует детям предметы гжельской посуды.)                                                                        Выросла золотая травка на ложке,                                                        Распустился красный цветок на плошке. (Хохлома.)

Все игрушки - непростые,

А волшебно-расписные

Белоснежны, как березки,

Кружочки, клеточки. Полоски. (Дымковская игрушка.)

Добрый мастер сделал сказку,

Оживают звери в сказке,

Мишки, зайцы, колотушки -                                                                              Деревянные игрушки. (Богородская игрушка.) 

(Воспитатель поочерёдно демонстрирует детям предметы с росписями хохломы, дымковской и богородской игрушки.  Даёт детям подержать их, рассмотреть.)

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы знаете изделия Российских промыслов. Русский народ умеет не только трудиться, но и веселиться. И мы поиграем сейчас в русскую народную игру «Золотые ворота». Играющие делятся на две команды. Одна команда образует круг, ее игроки берутся за руки и поднимают их вверх. Игроки располагаются с интервалом в два шага, чтобы между ними мог пройти человек, хотя бы согнувшись. Другая команда начинает движение, обходя «змейкой» по очереди каждого игрока первой команды и каждый раз проходя через ворота, образованные руками игроков первой команды. Игроки второй команды держатся за руки, расцеплять которые нельзя! Итак, вторая команда оказывается то в круге, то за его пределами. Первая команда в течение игры повторяет:        Золотые ворота                                                                         Пропускают не всегда.                                                                        Первый - разрешается,                                                                        Второй раз запрещается,                                                                                А на третий раз                                                                                                        Не пропустим вас!                                                                                             На последнем слове команда резко опускает руки. Если кто-то из второй команды оказался внутри, он уходит из цепочки и встает в центр круга. Естественно, игроки второй команды стараются на последнем слове быть вне круга, но это не всегда удается. Когда во второй команде остается один человек, он признается победителем. Команды меняются ролями.

Воспитатель: Мы поиграли, но нам надо ехать дальше. Едем. А теперь мы приехали на станцию «Праздничная». Ребята, какой праздник наш народ будет отмечать в мае? (День Победы.) Да, ребята, День Победы - великий, важный праздник всего нашего народа. В этот день мы вспоминаем всех, кто отдал свои жизни за нашу Родину, за нас с вами. (Слайд 11.) В этот день во всех городах на шей страны гремит салют в честь Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. (Слайд 12.) Мы говорим слова благодарности тем ветеранам, кто еще жив. (Ребёнок читает стих-е о Дне Победы.)

В небе праздничный салют,

        Фейерверки там и тут.

        Поздравляет вся страна

        Славных ветеранов.

        А цветущая весна

        Дарит им тюльпаны,

        Дарит белую сирень.

        Что за славный майский день?!

3ч. Вот и закончилось наше путешествие по России, мы возвращаемся с вами в наш родной детский сад. О многом мы вспомнили, многое узнали. Давайте вспомним, что мы узнали о нашей Родине. (Рассказы детей.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию (подготовительной к школе группы)

Конспект занятия по познавательной развитию (подготовительной к школе группы)«Мой любимый уголок» Интеграция образовательных областей:  «Познание»,  «Конструирование и ручной труд»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в разновозрастной старше – подготовительной к школе группе “Путешествие в страну Здоровья”

Цель: Развитие речи детей Формирование знаний детей о здоровом образе жизни.Задачи:Совершенствовать артикуляционной аппарат. Расширять активный словарь. Развивать внимание, мышлен...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию подготовительной к школе группы №10 на тему: «Путешествие по сказке «Цветик - семицветик» В. Катаева.

Для составления данного конспекта была использована следующая литература: Основная общеобразовательная программа МДОУ, составленная на основе примерной общеобразовательной программы  «От ро...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию, ФЭМП в средней группе "Путешествие в космос"

middot;        Формировать знания о небесных телах: солнце, луна, звезды, о летающих объектах: космическая ракета·        ...