Технология «Час свободного творчества» как одна из форм организации преемственности между дошкольным и начальным образованием
статья (старшая, подготовительная группа)

Горячкина Галина Игоревна

В статье предстален опыт реализации технологии "Час свободного творчества" на основе взаимодействия школы и детского сада

Скачать:


Предварительный просмотр:

Материалы на Всероссийский педагогический конкурс «Мои инновации в образовании-2021»

воспитателя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 31 «Алёнушка» города Лесосибирска

Горячкиной Галины Игоревны

номинация «Инновации в дошкольном образовании»

Технология «Час свободного творчества» как одна из форм организации преемственности между дошкольным и начальным образованием

На современном этапе развития системы образования в России наблюдается тенденция стремления к обеспечению преемственности ступеней образования. Наиболее актуальной проблемой является вопрос преемственности между дошкольным периодом и начальным образованием.       В период дошкольного детства формируются личностные качества ребенка, закладывается перспектива развития ребенка. Школа же в свою очередь является преемником и подхватывает достижения ребенка-дошкольника, реализует и развивает накопленный им потенциал.

Уровень развития современного ребенка обусловлен тем, насколько педагог сможет создать условия для раскрытия внутренних ресурсов личности, возможностей и способностей. Одной из приоритетных задач дошкольного образования является развитие инициативности, любознательности, произвольности и способности к творческому самовыражению.

Таким образом, одной из форм организации преемственности между дошкольным и начальным образованием является технология «Час свободного творчества», разработанная творческой группой педагогов нашего детского сада. Технология  предполагает событие, включающее несколько этапов:

  1. Предварительная работа
  2. Общий сбор (в начале мероприятия);
  3. Тематические площадки;
  4. Итоговый сбор;
  5. Рефлексия

Технология  строится на создании проблемной и интересной для ребенка ситуации, для которой характерны эмоциональная вовлеченность, интеграция различных видов детской деятельности и образовательных областей. Так данная технология дает каждому ребенку возможность проявить себя, раскрыться, самоутвердиться.

Разработка содержания и общего сценария площадок подразумевает выбор актуальной темы, которая может быть связанна с важными событиями ДОУ, города, края, страны, сезонными событиями и т.д., определение педагогов-руководителей площадок, разработка сценария. Параллельно организуется самый важный процесс – процесс взаимодействия детского сада и школы. Происходит это таким образом: руководители площадок совместно с классным руководителем определяют детей, которые будут принимать участие в ЧТ. Количество детей школьников зависит от количества площадок. Как правило, по одному школьнику на площадку. Как показала практика, оптимальное количество площадок 5-6, это дает возможность свободы выбора детьми деятельности, которой они хотят заниматься. В часе творчества участвуют группы старшего дошкольного возраста, но можно брать и среднюю группу. Наполняемость одной площадки от 6 до 10 детей, педагог руководитель и ребенок школьник.

Общее время мероприятия составляет 40-45 минут, из которых организационный момент – 10 минут, деятельность на площадках 20-25 минут и итоговый сбор – 10 минут.

Организация ЧТ начинается с выбора темы актуальной для детей. Затем, педагог руководитель организовывает (по необходимости с дошкольниками) предварительную работу в рамках выбранной темы. Это может быть чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, тематическое прогулки, экскурсии и т.д. Данный этап на актуализацию знаний детей по заданной теме. Далее педагог руководитель организует связь со школой и проводит предварительную работу со школьником, где ребенок школьник готовится к тому, чтобы организовать с дошкольниками творческую работу в рамках заданной темы. Это может быть изготовление различных игр, открыток, кукол, подделок, рисунков и т.д. Здесь подразумевается использование стандартного материала в нестандартных ситуациях. Задача школьника состоит в том, чтобы совместно с педагогом создать условия для свободного творчества дошкольников.

Таким образом, реализуется творческий потенциал детей дошкольного возраста, а ребенок школьник получает опыт руководителя и опыт сотрудничества с детьми не только своего возраста.

Организационный сбор предполагает объявление темы ведущими, персонажами в доступной для детей форме (сценка, разыгрывание проблемной ситуации), здесь все дети включаются в процесс.

На этапе выбора площадок детям предлагается посетить одну из них по полученному билету с иллюстрацией вида предлагаемой деятельности. Билеты распределяются между площадками равномерно. Очень важное условие, что бы при выборе площадки дети ориентировались не на педагога, а на вид деятельности. После того, как дети сделали свой выбор, на площадке оказываются дети разного возраста. Это требует от педагога определенной подготовки. Задания для детей должны быть посильны, чтобы не поставить ребенка в ситуацию «неуспеха», продумать набор материалов для работы (безопасность), способы выполнения заданий, предвидеть результат и продумать содержание вопросов на итоговом сборе для представления продукта деятельности.

После того, как деятельность на площадках будет завершена, проводится итоговый сбор в музыкальном зале, где в соответствии со сценарием дети представляют свой продукт, делятся полученным опытом.

По окончании мероприятия наступает рефлексивная часть (для педагогов), где соотносятся поставленные цели и задачи и конечным результатом.

В нашем ДОУ № 31 «Аленушка» г. Лесосибирска ежегодно проводится «Час свободного творчества» при совместном участии СОШ №2 г. Лесососибирска. Данная практика дает свои плоды и имеет определенные преимущества: дети самостоятельно выбирают вид деятельности, степень собственной активности. Небольшое количество детей, позволяет достичь поставленной цели, проработать возникшие трудности индивидуально, оказать помощь дошкольникам. Данная технология включает в себя различные виды деятельности (поисково-исследовательская, коммуникативная, продуктивная и др.). За счет свободы выбора дети получают возможность самовыражения и самоутверждения.

В процессе работы реализуется творческая инициатива детей, формируется самостоятельность, воспитываются положительные качества взаимопомощи, доброжелательности, поддержки. Развиваются коммуникативные способности детей.

Для педагогов ценность использования данной технологии состоит в том, что он получает возможность продемонстрировать свои педагогические находки и достижения, удовлетворить свои потребности в профессиональной самореализации, появление новых идей.

Ценность использования данной технологии для обеспечения преемственности дошкольного и начального образования состоит в передаче опыта школьников детям дошкольного возраста в процессе совместной деятельности, обеспечивая, таким образом, успешную социализацию и адаптацию дошкольников к обучению в школе.

На сайте «Социальная сеть работников образования» представлен конспект площадки в рамках использования данной технологии  «Способы изготовления веревки» https://nsportal.ru/sites/default/files/2020/04/26/sposoby_izgotovleniya_verevki.docx 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вопросы преемственности между дошкольным и начальным образованием

Вопросы преемственности между дошкольным и начальным образованием...

Преемственность между дошкольным и начальным образованием в процессе введения ФГОС

Преемственность между дошкольным и начальным  образованием в процессе введения ФГОС...

Преемственность между дошкольным и начальным образованием в условиях введения новых образовательных стандартов

Преемственность между дошкольным и начальным звеньями образования на современном этапе является одним из условий непрерывного образования ребенка.Несомненно, преемственность − двухсторонний процесс. С...

Как может повлиять ФГОС ДО на обеспечение преемственности между дошкольным и начальным образованием?

Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей  ДОУ, и школы  является четкое понимание  целей, задач и содержания осуществления преемственности.Согласно ФГ...

Выступление на Республиканских 56-е Евсевьевские чтения "ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ МЕЖДУ ДОШКОЛЬНЫМ И НАЧАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ"

Введение ФГОС к структуре дошкольной программы и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов начального школьного образования – важный этап преемственности детского сад...

«Преемственность между дошкольным и начальным образованием»

Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной сред...