Игры по развитию речи детей 5-6 лет
материал (старшая, подготовительная группа)
Игры по развитию речи детей 5-6 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_po_razvitiyu_rechi_detey_5-6_let.docx | 22.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры по развитию речи детей 5-6 лет
Игра «Закончи предложение».
Цель: развивать умение употреблять в речи сложноподчинённые предложения.
Описание: детям предложить закончить предложения:
• Мама положила хлеб... куда? (в хлебницу.)
• Брат насыпал сахар... куда? (в сахарницу.)
• Бабушка сделала вкусный салат и положила его... куда? (в салатницу.)
• Папа принес конфеты и положил их... куда? (в конфетницу.)
• Марина не пошла сегодня в школу, потому что... (заболела).
• Мы включили обогреватели, потому что... (стало холодно).
• Я не хочу спать, потому что... (ещё рано).
• Мы поедем завтра в лес, если... (будет хорошая погода).
• Мама пошла на рынок, чтобы... (купить продукты).
• Кошка забралась на дерево, чтобы... (спастись от собаки).
Игра «Режим дня».
Цели: активизировать речь детей; обогащать словарный запас.
Игровой материал и наглядные пособия: 8-10 сюжетных (схематических) картинок с изображением режимных моментов.
Описание: предложить рассмотреть картинки, а затем расположить их в определённой последовательности и объяснить.
Игра «Кому угощение?»
Цель: развивать умение употреблять трудные формы существительных в речи.
Игровой материал и наглядные пособия: картинки с изображением медведя, птиц, лошади, лисы, рыси, жирафа, слона.
Описание: воспитатель говорит, что в корзинке подарки для зверей, но боится перепутать, кому что. Просит помочь. Предложить картинки с изображением медведя, птиц (гусей, кур, лебедей), лошади, волка, лисы, рыси, обезьяны, кенгуру, жирафа, слона.
Вопросы: Кому мед? Кому зерно? Кому мясо? Кому фрукты?
Игра «Назови три слова».
Цель: активизировать словарь.
Описание: дети становятся в шеренгу. Каждому участнику по очереди задаётся вопрос. Нужно, делая три шага вперёд, давать с каждым шагом три слова-ответа, не замедляя темпа ходьбы.
- Что можно купить? (Платье, костюм, брюки.)
- Что можно варить? Что можно читать? Чем можно рисовать? Что может летать? Что может плавать? Что (кто) может скакать? И т. д.
Игра «Кто кем хочет стать?»
Цель: развивать умение употреблять трудные формы глагола в речи.
Игровой материал и наглядные пособия: сюжетные картинки с изображением трудовых действий.
Описание: детям предлагаются сюжетные картинки с изображением трудовых действий. Чем заняты мальчики? (Мальчики хотят сделать макет самолёта.) Кем они хотят стать? (Они хотят стать лётчиками.) Детям предлагается придумать предложение со словом «хотим» или «хочу».
Игра «Зоопарк»
Цель: развивать связную речь.
Игровой материал и наглядные пособия: картинки с животными, игровые часы.
Описание: дети садятся в круг, получая по картинке, не показывая их друг другу. Каждый должен описать свое животное, не называя его, по такому плану:
1. Внешний вид.
2. Чем питается.
Для игры используются «игровые часы». Вначале крутят стрелку. На кого она укажет, тот начинает рассказ. Затем вращением стрелки определяют, кто должен отгадывать описываемое животное.
Игра «Сравни предметы»
Цели: развивать наблюдательность; расширять словарь за счет названий деталей и частей предметов, их качеств.
Игровой материал и наглядные пособия: вещи (игрушки), одинаковые по названию, но отличающиеся какими- то признаками или деталями, например, два ведра, два фартука, две рубашки, две ложки и т. д.
Описание: воспитатель сообщает, что в детский сад принесли посылку: «Что же это?» Достает вещи: «Сейчас мы их внимательно рассмотрим. Я буду рассказывать об одной вещи, а кто-то из вас - о другой. Рассказывать будем по очереди».
Например:
- У меня нарядный фартук.
- У меня рабочий фартук.
- Он белого цвета в красный горошек.
- А мой - темно-синего цвета.
- Мой украшен кружевными оборками.
- А мой - красной лентой.
- У этого фартука по бокам два кармана.
- А у этого - один большой на груди.
- На этих карманах - узор из цветов.
- А на этом нарисованы инструменты.
- В этом фартуке накрывают на стол.
- А этот надевают для работы в мастерской.
Игра «Кто кем был или что чем было»
Цели: активизировать словарь; расширять знания об окружающем мире.
Описание: кем или чем раньше был цыпленок? (Яйцом.) А лошадь (жеребёнком), лягушка (головастиком), бабочка (гусеницей), ботинки (кожей), рубашка (тканью), рыба (икринкой), шкаф (доской), хлеб (мукой), велосипед (железом), свитер (шерстью) и т. д.?
Игра «Назови как можно больше предметов»
Цели: активизировать словарь; развивать внимание.
Описание: дети становятся в ряд, им предлагается по очереди называть предметы, которые их окружают. Назвавший слово делает шаг вперед. Выигрывает тот, кто правильно и четко произносил слова и назвал большее количество предметов, не повторяясь.
Игра «Подбери рифму»
Цель: развивать фонематический слух.
Описание: воспитатель объясняет, что все слова звучат по-разному, но есть среди них звучащие похоже. Предлагает помочь подобрать слово.
По дороге шел жучок,
Песню пел в траве... (сверчок).
Можно использовать любые стихи или отдельные рифмы.
Игра «Назови части предмета»
Цели: обогащать словарь; развивать умение соотносить предмет и его части.
Игровой материал и наглядные пособия: картинки с изображением дома, грузовика, дерева, птицы.
Описание: воспитатель показывает картинки:
1-й вариант: дети по очереди называют части предметов.
2-й вариант: каждый ребёнок получает рисунок и сам называет все части.
Подбери слово
Произнесите прилагательное, а ребенок должен подобрать 3-5 существительных с учетом окончания по роду. К примеру:
свежий – хлеб, фрукт, воздух, ветер;
свежая – газета, булка, простыня, еда;
свежее – мясо, масло, печенье, молоко.
«Кто потерялся»
Для игры подготовьте картинки, изображающие домашних и диких животных и птиц, отдельно их детенышей. Расскажите ребенку, что малыши потерялись, нужно помочь мамам их отыскать.
Показывайте картинку взрослого животного, говорите: «Мама нашла…». А ребенок должен сказать, кого, указать пальцем на соответствующую картинку:
корова нашла теленка;
лошадь – жеребенка;
кошка – котенка;
мышь – мышонка;
собака – щенка;
свинья – поросенка;
утка – утенка;
курица – цыпленка;
индюшка – индюшонка;
гусыня – гусенка;
овца – ягненка;
крольчиха – крольчонка;
коза – козленка;
волчица – волчонка;
сова – совенка;
медведица – медвежонка;
лосиха – лосенка;
белка – бельчонка.
«Краски»
Назовите цвет, а игроки должны поочередно вспоминать предметы с такой окраской:
зеленый – трава, листок, мох, лес;
синий – океан, небо, река, слива;
желтый – солнце, лимон, подсолнух, одуванчик, цыпленок;
оранжевый – морковь, абрикос, апельсин, мандарин;
красный – томат, божья коровка, рябина, вишня;
фиолетовый – баклажан, виноград, сирень;
белый – снег, подснежник, лебедь, ромашка.
За правильный ответ давайте фишку. Побеждает в игре собравший наибольшее число фишек.
«Назови ласково»
Произнесите фразу, которую нужно превратить в уменьшительно-ласкательную: цветок алый, а цветочек… аленький. Аналогично:
лимон желтый – лимончик желтенький;
кот пушистый – котик пушистенький;
стул низкий – стульчик низенький;
молоко теплое – молочко тепленькое;
морковь сладкая – морковка сладенькая;
ваза синяя – вазочка синенькая;
конфета вкусная – конфетка вкусненькая;
кукла красивая – куколка красивенькая;
заяц серый – зайчик серенький.
«Подбери слова»
Попросите игроков поочередно называть слова по определенному признаку. Кто пропустит очередь, выбывает. Побеждает в игре последний оставшийся участник.
Примеры для игры:
что круглое – мяч, помидор, яблоко, апельсин, колесо;
что сладкое – торт, пряник, мармелад, мороженое, кекс, пирожное;
что теплое – печь, батарея, костер, шуба, шарфик, свитер.
«Придумай слово»
Попросите ребенка заменить в словосочетании определяющее существительное на прилагательное:
сок из апельсина – апельсиновый сок;
компот из малины – малиновый компот;
каша из овсянки – овсяная каша;
пюре из картошки – картофельное пюре.
«Так не бывает»
Рассказывайте короткие истории, а дети должны сказать, правдивые ли они. Если нет, то хлопнуть в ладоши, объяснить, в чем неправда.
Примеры для игры:
на елке зреют груши;
ночью за окном светит солнце;
вечером мама ведет малыша в детский сад.
Выбери правильный вариант
Начните предложение, предложите ребенку на выбор три слова. Он должен выбрать подходящее по значению:
осенний ветер… (слабый, холодный, сухой);
пес живет в… (гнезде, норе, конуре);
дедушка пошел по грибы с… (корзиной, сумкой, пакетом);
паровоз движется по… (дороге, реке, рельсам);
на лугу много… (белых, красных, синих) ромашек.
«Поэты»
Игра соревновательная, за правильный ответ участники получают фишку. Ведущий называет слово, игроки подбирают близкое по звучанию: лук – жук, белка – стрелка, крышка – мышка, банки – санки, коза – коса, майка – лайка. Побеждает в игре собравший наибольшее число фишек.
«Кто кого обгонит?»
Цель: формирование умения правильно согласовывать слова в предложении в винительном падеже.
Для этой игры понадобятся картинки с изображением животных, транспорта, людей или насекомых. Всё зависит от Вашей фантазии.
Показываем ребенку две картинки и задаём вопрос: "Кто кого обгонит?"
Заяц и черепаха… (Заяц обгонит черепаху).
Гусеница и змея… (Змея обгонит гусеницу).
Поезд и самолёт… (Самолёт обгонит поезд).
Мотоцикл и велосипед… (Мотоцикл обгонит велосипед).
«Похожие слова»
Цель: расширение словаря синонимов, развитие умения определять схожие по смыслу слова.
Называем ребенку ряд слов, и просим определить, какие два из них похожи по смыслу и почему. Объясняем ребенку, что похожие слова - это слова-приятели. А называют их так, потому что они похожи по смыслу.
Приятель - друг - враг;
Грусть – радость – печаль;
Еда – очистки – пища;
Труд – завод – работа;
Танец – пляски – песня;
Бежать – мчаться – идти;
Думать – хотеть – размышлять;
Шагать – сидеть – ступать;
Слушать – глядеть – смотреть;
Трусливый – тихий – пугливый;
Старый – мудрый – умный;
Бестолковый – маленький – глупый;
Смешной – большой – огромный.
«Подбери признак»
Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными.
Ход игры: воспитатель называет слово и задаёт вопросы (какой? какая? какие? какое?), ребёнок отвечает.
Куртка (какая?) – красная, теплая, зимняя…
Сапоги (какие?) – коричневые, удобные, теплые…
Шарф (какой?) – пушистый, вязанный…
Перчатки (какие?) – кожаные, белые...
Шляпа (какая?) – черная, большая…
Туфли (какие?) – осенние, красивые…
Платье (какое?) - новое, нарядное, зеленое…
Рубашка (какая?) - белая, праздничная….
Шуба (какая?) - меховая, теплая…
«Где начало рассказа?»
Цель: учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок.
Ход игры: ребенку предлагается составить рассказ опираясь на картинки. Картинки служат своеобразным планом рассказа, позволяют точно передать сюжет, от начала до конца. По каждой картинке ребёнок составляет одно предложение и вместе они соединяются в связный рассказ.
Раздели на группы
Цель: закреплять умение пользоваться притяжательными местоимениями и разделять слова по родовым признакам.
Материал: карточки с картинками грибов; две корзинки.
Ход игры: воспитатель предлагает детям из банка предметных картинок выбрать грибы, про каждый из которых можно сказать «он мой» и положить в одну корзинку. В другую – положить картинки с грибами, про каждый из которых можно сказать «она моя».
«Чей? Чья? Чьё?»
Цель: формировать умение образовывать притяжательные прилагательные.
Ход игры: воспитатель называет слово и задаёт вопрос (чей? чья? чьё?), ребёнок отвечает.
Шарф (чей?) — мамин,
Шляпка (чья?) — бабушкина,
Поднос (чей?) - дедушкин,
Книга (чья?) – бабушкина,
Тапочек (чей?) – дедушкин.
«Объясните, почему…»
Цель: научить правильно, строить предложения с причинно-следственной связью, развитие логического мышления.
Ход игры: воспитатель объясняет, что дети должны будут закончить предложения, которые начнет говорить ведущий, используя слово «потому что». Можно подобрать несколько вариантов к одному началу предложения, главное, чтобы они все правильно отражали причину события, изложенного в первой части. За каждое правильно выполненное продолжение игроки получают фишку. Выигрывает тот, кто соберёт больше фишек.
Незаконченные предложения для игры:
Вова заболел… (простыл) Мама взяла зонт… (идёт дождь)
Дети легли спать… (поздно) Очень хочется пить… (жарко)
Лед на реке растаял… (тепло) Деревья сильно закачались… (дует ветер)
Стало очень холодно… (пошёл снег)
«Кем ты будешь?»
Цель: закрепить употребление глаголов в будущем времени (буду летать, лечить, водить ...).
Ход игры: в начале занятия воспитатель читает отрывок из произведения В.Маяковского Кем быть.
После этого предлагает детям помечтать, кем они хотят быть, кем работать.
- Я буду летчиком, летать на самолетах.
- Я буду врачом, лечить детей.
- Я буду учить детей, учительницей работать.
Воспитатель следит за правильным построением предложений.
«Образуй слова»
Цель: расширять и активизировать словарный запас. Упражнять в образовании действительных причастий настоящего времени.
Материал: предметные картинки перелетных птиц, мяч.
Поет Поющая
Щебечет Щебечущая
Улетает Улетающая
Кормит Кормящая
Плывет Плывущая
Кричит Кричащая
Голодает Голодающая
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ .Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет.
Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет....
РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В ИГРЕ
В младшем дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения речи выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и возде...
Консультация для родителей "Развитие речи детей 2-3 лет и специальные игры, способствующие развитию речи детей"
Дети в возрасте 2-3 лет развиваются довольно быстро во всех сферах. Это относится и к речи. Речь является главным средством общения людей. Известно, что интеллектуальное развитие ребенка зав...
Статья "Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста:приемы,методы развития речи в игре"
В статье раскрываются методы и приемы,которые можно использовать в работе по развитию речи детей с помощью игры...
Консультация для родителей на тему: «Игры для развития речи детей дошкольного возраста «Весело играем – свою речь развиваем» 2021год.
Весело играем – свою речь развиваем....
Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста: приёмы и методы развития речи в игре.
В статье приведены примеры игр, которые можно эффективно использовать при планировании ООД по развитию речи в старшем дошкольном возрасте....
Консультация «Развитие речи детей 4-5 года жизни. Пальчиковые игры для развития речи детей»
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ЧЕТВЁРТОГО - ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ. Пальчиковые игры для развития речи детей. (воспитатель Головачева В.А.) Главное направление в развитии речи ребенка на пятом...