«У меня нет друзей"
консультация

Психологи утверждают: современные дети растут, чересчур изолированно друг от друга. Отсюда-многочисленные проблемы в общении. И виноваты в этом порой родители…

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл u_menya_net_druzey.docx19.16 КБ

Предварительный просмотр:

«У меня нет друзей»

Консультация для родителей.

Психологи утверждают: современные дети растут, чересчур изолированно друг от друга. Отсюда-многочисленные проблемы в общении. И виноваты в этом порой родители…

Нашим детям, похоже, подобный дух коллективизма чужд. Иначе чем можно объяснить многочасовое зависание чада у телевизора или компьютера в одиночку? Однако в том, что ребенок не рвется общаться со сверстниками, повинно не только увлечение компьютерными  играми, но и... поведение мамы с папой.

Все больше семей сейчас существуют как бы сами по себе, не пуская кого попало на свою «территорию». Есть и другие причины, мешающие детям сблизиться. Это и гиперопека бабушек - дедушек, и повышенная мамина тревожность, и тотальная занятость всех членов семьи. Будучи лишенным контактов с детьми, ребенок привязывается к родителям и все реже хочет проводить свободное время с ровесниками. А ведь такая замкнутость чревата многочисленными проблемами! Ребенок, недоигравший со сверстниками, растет замкнутым и недоверчивым. Он тяжело сходится с людьми, слывет высокомерным и эгоистичным, и это ещё больше осложняет процесс общения. Вот почему родителям нужно «наступить на горло» собственным страхам и помочь ребенку найти друзей.

Буян или тихоня?

Для начала постарайтесь понять, что именно мешает вашему отпрыску завести друзей. Не исключено, что дело в индивидуальных особенностях его характера. Быть может, ваш ребенок слишком агрессивен и не сдержан? Неудивительно тогда, что сверстники от него шарахаются… А быть может, он слишком настойчив и упрям, всех заставляет жить по его правилам? Дети часто отстраняются от тиранов-ровесников, ведь никому не нравится быть в роли ведомых, а то и побиваемых...

Нелегко найти общий язык со сверстниками и тихоням - стеснительным, робким, погруженным в собственные мысли. Таким детям сложно даже подойти к незнакомому мальчику или девочке, не говоря уже о дружбе. Похожие проблемы испытывают и дети, имеющие какие-то проблемы со здоровьем. Между тем общение идет на пользу абсолютно всем детям - забиякам и тихоням, упрямцам и нерешительным.

Оказывается, чувство дружелюбия формируется постепенно: если дети от 3 до 7 лет далеко не всегда лояльны друг к другу, то к 6-7 годам «лед трогается» и дети становятся гораздо общительнее. Это самое подходящее время, чтобы научить сына или дочку дружить.

Глаза в глаза

Конечно, готовых инструкций о том, как завести друзей, не существует. Однако вы все же можете помочь ребенку. Что же рекомендуют психологи (между прочим, многие их советы подходят не только детям, испытывающим трудности в общении, но и взрослым с аналогичными проблемами)?

1. «Поделись улыбкою своей, и она к тебе не раз еще вернется», - почаще напоминайте ребенку слова этой известной песенки. В самом деле, стоит вашему чаду сменить настороженность на доброжелательность, застенчивость на заинтересованность, и сверстники в ответ станут гораздо отзывчивее. Согласитесь, как-то неудобно говорить собеседнику гадости или объявлять ему бойкот, когда он приветливо улыбается...

2. Приучите ребенка смотреть в глаза собеседнику - по мнению психологов, люди с «бегающим» взглядом не вызывают у окружающих доверия.

3. Посоветуйте ребенку интересоваться другими детьми. Специалисты утверждают, что именно невнимательность к окружающим, зацикленность на собственных ощущениях нередко приводят ребенка к изоляции. Порой дети так сосредотачиваются на своей персоне, что не могут даже описать внешность... постоянного партнера по играм!

4. Делиться своим имуществом - еще один шаг навстречу другим. Как утверждал американский философ Эмерсон, «единственный способ иметь друга - научиться самому быть другом». Необязательно раздавать все до последней игрушки, но и держать их «под замком» не по-товарищески. Исключение можно сделать только для самых любимых, заветных вещей.

5. Разрешите ребенку приглашать к себе домой друзей - уютная домашняя обстановка способствует развитию дружеских отношений. Если ребенок не решается позвать  к себе приятелей, сделайте это сами, придумав какой-нибудь повод (неважно какой, хоть первый день лета!).

6. Научите сына или дочь мириться. Объясните, что в случае проступка человек обязательно должен извиниться или попросить прощения. Конечно, нужно иметь определенное мужество, чтобы признать в себе недостатки.

7. Не оставляйте ребенка наедине с его переживаниями. Например, если его обижают сверстники, нет смысла призывать его не расстраиваться: он все равно расстроится. Достаточно сказать, что вы понимаете его чувства. Можете привести пару примеров из собственной биографии. Допустим, вспомните, что вас дразнили в детстве «Лимоном» или «Пышкой», но вы старались не обращать внимания. Объясните чаду, что обидчики, выдумывая разные прозвища, рассчитывают как раз на то, что человек разозлится и выйдет из себя. Если же, невзирая на колкости и ехидство, он будет сохранять спокойствие, «пакостники» быстро потеряют к нему интерес.

Вспомним детство!

Учить детей  дружелюбию можно (и нужно!) в игре. Ведь это их стихия! Играя, дети расслабляются, чувствуют себя более уверенно и спокойно, а стало быть, лучше «впитывают» все то, что им говорят родители. Малышам, например, можно показать кукольный спектакль, где один персонаж будет упрямым и вредным, а другой - добрым и отзывчивым (только не забудьте про мораль: победить должно добро!). Обязательно вовлекайте в игру и вашего мужа (можете даже передать ему инициативу); по мнению психологов, самых хороших результатов в обучении достигают семьи, где папа хотя бы 15 минут в день играет с ребенком. Причем «мужская составляющая» в равной степени важна как для мальчиков, так и для девочек.

Ребенка постарше можно обучить игре в гандбол, волейбол, прыжкам через резинку и пр. - то есть всему тому, что вам когда-то самим нравилось в детстве. Не ведите себя чопорно, «по-взрослому», - позвольте себе вспомнить детство! Чем азартнее и непосредственнее вы окунетесь в игру, тем увлекательнее покажется процесс вашему чаду, и он непременно расскажет о нем сверстникам. А значит, в следующий раз он уже не будет отсиживаться дома в одиночестве, а отправится гулять с детьми.

Кстати, в процессе игры вы сможете подкорректировать и некоторые изъяны характера ребенка. Например, если он зашуган, привык беспрекословно слушаться взрослых, предложите ему придумать собственные правила и играйте по ним - это разовьет в нем инициативность и смелость. Идеальны для робких детей занятия танцами, театральная студия - это их раскрепощает, помогая тем самым сблизиться с окружающими.

Если, напротив, ребёнок отличается вздорным, импульсивным нравом, обязательно напомните ему, что поведение игроков должно соответствовать правилам и что любые проявления агрессии недопустимы (можно даже придумать систему штрафов вроде лишения мороженого и конфет за упрямство). Приструнить его несложно, отдав, например, в футбольную секцию - ребёнок волей-неволей научится считаться с правилами и с мнением других людей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много."

В 2010 году ГДОУ детский сад № 101 Московского района , которым я руководила до июня 2011 года стал победителем в конкурсе проектов дошкольных образовательных учреждений Московского района Санк...

"Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями -много!"

сценарий литературного вечера...

Проект "Без друзей меня чуть - чуть, а с друзьями - много"

Проблема нравственного развития детей дошкольного возраста в настоящее время, несомненно, актуальна. У детей дошкольного возраста ярко выраженная способность к подражанию и в то же время неумение конт...

Проект "Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много"

Краткосрочный проект, для реализации с детьми 4-5 лет "Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много"....

Проект «Без друзей меня чуть – чуть, а с друзьями много».

Общение со сверстниками для детей дошкольного возраста на социально-педагогическом уровне определяется поиском новых способов развития рациональных взаимоотношений детей этого возраста с окружающим ми...

Проект "Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много"

Проектная деятельность с детьми средней группы...