Адаптация детей к условиям детского сада
материал

«Адаптация детей к условиям детского сада»

Адаптация (от лат. приспособлять) – приспособление организма, личности, их систем к определенным воздействиям или к изменившимся условиям жизни. Понятие сначала использовалось в биологии, затем это понятие стали применять не только к различным сторонам жизнедеятельности организмов, но и к личности человека и даже коллективному поведению. Адаптация компенсирует недостаточность привычного поведения в новых условиях. Благодаря адаптации создаются возможности ускорения оптимального функционирования организма, личности в необычной обстановке. Если адаптация не наступает, возникают дополнительные затруднения в освоении предмета деятельности, вплоть до нарушения ее регуляции. Для успешной адаптации необходимо учиться управлять своим поведением, уметь вырабатывать готовность к целесообразным действиям в новых обстоятельствах жизни.

Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для ребенка это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Дошкольное учреждение первым открывает перед ребенком мир социально-общественной жизни. Дошкольный возраст – особый период в жизни человека. В этот период происходит становление органов и систем, и прежде всего функций мозга. Закладывается «фундамент» здоровья и личности растущего человека. И от того, как пройдет адаптация ребенка к условиям детского сада, будет зависеть его развитие и здоровье в будущем.

С поступлением ребенка в 2-3 летнем возрасте в дошкольное учреждение в его жизни происходит колоссальные изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей продолжительное время, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, другой стиль общения. На ребенка все эти изменения обрушиваются на одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т.д.

Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических систем детского организма, а так как адаптивные возможности ребенка в раннем возрасте ограничены это может привести к эмоциональным нарушениям или замедлению психофизического темпа развития. В связи с этим актуальным является осуществление целенаправленной организации процесса привыкания детей к новым условиям дошкольного учреждения, которое способствовало бы адекватному, безболезненному приспособлению детей к новым условиям, сохранению и укреплению их психического и физического  здоровья. Возникает потребность в создании и разработке целостного набора средств, приемов и методов, совокупность которых способствовала бы эффективному повышению адаптационных возможностей детей и содействовала снятию стрессового состояния

Вопросы адаптации ребенка к детскому саду поднимаются и решаются уже не один десяток лет. Но актуальность их не ослабевает. Это связано со многими аспектами нашей жизни: изменился детский сад, меняются дети и их родители. Проблемы адаптации к детскому саду вращаются вокруг ребенка. Именно на него устремлены обеспокоенность родителей и профессиональный взгляд педагогов. Для родителей главным поводом для волнения выступает эмоциональное состояние своего ребенка, его физическое и психическое здоровье, успешность в установлении доброжелательных отношений ребенка с новыми незнакомыми взрослыми и со сверстниками. Для воспитателя, помимо решения выше перечисленных проблем каждого ребенка, возникает необходимость организации образовательного процесса, создания общего благоприятного эмоционального климата в группе, установления педагогического взаимодействия со всеми детьми с учетом индивидуальной реакции каждого ребенка на новизну ситуации.

Проблемой адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям общественного воспитания рассматривалась во многих исследованиях. Они подчеркивают сложность процесса адаптации и важность правильной его организации для успешного решения всех вопросов всестороннего развития личности ребенка.

В ходе исследований, проведенных учеными разных страна, было выделено три фазы адаптационного процесса:

  1. Острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом и психическом состоянии, приводящим к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, снижению аппетита, нарушению сна, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц). Различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода у детей:
  • легкая адаптация – сдвиги нормализуются в течение 10-15 дней, ребенок прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, болеет не чаще обычного;
  • адаптация средней тяжести – сдвиги нормализуются в течение месяца, при этом ребёнок на короткое время теряет в весе, может наступить заболевание длительностью 5-7 дней, есть признаки психического стресса;
  • тяжелая адаптация длится от 2 до 6 месяцев, ребёнок часто болеет, теряет уже имеющиеся навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма.
  1. Подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребёнка, т.е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3-5 месяцев);
  2. Фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.

Установлены факторы, определяющие, насколько успешно ребёнок справится с изменениями в привычном образе жизни. Эти факторы связаны и с физическим, и с психическим состоянием ребёнка, они тесно переплетены и взаимно обусловлены.

Во – первых, это – состояние здоровья и уровень развития. Здоровый, развитый по возрасту малыш обладает лучшими возможностями системы адаптационных механизмов, он лучше справляется с трудностями. На состояние его здоровья влияет течение беременности и родов у матери, заболевания в период новорожденности и в первые месяцы жизни, частота заболеваемости в период перед поступлением в детское учреждение. Токсикозы, заболевание матери в период беременности вызывают неблагополучное созревание сложных систем организма ребёнка, ведающих приспособлением к изменяющимся условиям внешней среды. Последующие заболевания неблагоприятно сказываются на иммунитете, могут затормозить психическое развитие. Отсутствие правильного режима, достаточного сна приводит к хроническому переутомлению, истощению нервной системы. Такой ребёнок хуже справляется с трудностями адаптационного периода, у него возникает стрессовое состояние, и как следствие – заболевание.

Вторым фактором является возраст, в котором малыш поступает в детское учреждение. Многие педагоги и психологи считают, что лучшим возрастом для поступления в детский сад является возраст три года.. К трёхлетнему возрасту у детей возрастает стремление к самостоятельности и проявлению инициативы, которые являются основой формирования новой ступени самосознания «Я – сам!». В этом возрасте дети проявляют потребность в автономии и независимости от взрослого, легче переносят разлуку с родителями. Однако не следует забывать, что это кризисный возраст: ребенок психологически отделяется от родителей и его собственное «Я» становиться предметом его переживаний.

Третьим фактором, сугубо психологическим, является степень сформированности у ребёнка общения с окружающими и предметной деятельности. Оно строится на основе опыта личностного общения с самыми близкими людьми. Если младенец первых месяцев жизни одинаково доброжелательно относится к любому взрослому, ему достаточно самых простых знаков внимания со стороны последнего для того, чтобы отозваться на них радостной улыбкой, гулением, протягиванием ручек, то ребенок к трем годам четко различает своих и чужих. Расставание с матерью, которое до этого возраста могло происходить безболезненно, вдруг начинает приводить малыша в отчаяние, он отказывается от общения с другими людьми, от игрушек, теряет аппетит, сон. Если ребёнок зациклится на одном только личностном общении с матерью, это создаст трудности в установлении контактов с другими людьми. По сравнению с эмоциональным общением, имеющим личностную основу, практическое взаимодействие более безлично, менее опосредовано привычкой к взаимодействию с определенным человеком. В таком взаимодействии между двумя партнерами появляется новое звено – предмет, который отвлекает ребёнка от того человека, с которым он общается по поводу этого предмета. Конечно, ребёнок скорее предпочтет игру с близким человеком, чем с незнакомым, но, если у него имеются средства налаживать контакты деловые, он быстро привыкает к чужому, включая его в новую систему отношений, не требующих особой эмоциональной близости. Переход к новой форме общения необходим. Только он может быть залогом успешного вхождения ребёнка в более широкий социальный контекст и благополучного самочувствия в нем. Этот путь не всегда прост и требует определенного времени и внимания со стороны взрослых. Дети, которые испытывают трудности в привыкании к детскому учреждению, чаще всего имеют у себя дома тесные эмоциональные контакты со взрослыми. Играбт с такими детьми мало и не активизируют самостоятельность и инициативу детей. Среди таких детей много избалованных и заласканных. У них сложный уровень игровой деятельности: она находится на стадии преимущественно манипуляций с игрушками. Общение протекает на эмоциональном уровне, а игра разворачивается в основном индивидуально. Таким образом, причиной трудного привыкания к детскому саду может служить рассогласование между слишком затянувшейся эмоциональной формой общения ребёнка со взрослым и становлением новой ведущей деятельности с предметами, требующей другой формы общения – сотрудничества со взрослым.

Период адаптации настолько серьезен в жизни дошкольников, что требует  решительных действий со стороны взрослых для его облегчения. Решение этой задачи ложится в первую очередь на педагогов. Задачи которые ставит педагог на адаптационный период 1. Создать для детей атмосферу психологического комфорта. 2. Формировать у детей навыки здорового образа жизни, содействовать полноценному физическому развитию детей: а) организовать рациональный режим дня в группе, обеспечивающий каждому ребенку физический и психический комфорт; б) формировать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать простейшие навыки самообслуживания; в) обеспечить понимание детьми смысла выполнения режимных процессов; г) воспитывать у детей потребность в самостоятельной двигательной активности. 3. Закладывать основы будущей личности: а) воспитывать у детей уверенность в самих себе и своих возможностях, развивать активность, инициативность, самостоятельность; б) закладывать основы доверительного отношения детей к взрослым, формируя доверие и привязанность к воспитателю; в) закладывать основы доброжелательного отношения детей друг к другу

Только работа с одними лишь воспитанниками в период их адаптации к ДОУ не дает должного результата. Необходимо, во-первых, сотрудничать с родителями по этому вопросу. Во-вторых, старший  воспитатель и психологическая служба детского сада должны контролировать знания и действия самих педагогов, готовящихся принять группу прибывших дошкольников. Поэтому  необходимо проводить работу по трем направлениям:

  1. С родителями;
  2. Педагогами;
  3. Воспитанниками.

За основу процесса адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения можно взять модель организации адаптационного периода детей 2-го и 3-го года жизни Л.В.Белкиной.

 

Взаимодействие с родителями.

Взаимодействие с родителями проходит в несколько этапов, которые сходны с этапами подготовки родителей во многих ДОУ:

1-й  этап – сбор информации о потенциальных воспитанниках дошкольного учреждения путем взаимодействия с районной поликлиникой;

2-й  этап – социально-гигиенический скрининг семьи, составление адаптационного маршрута и маршрута психолого-педагогического  сопровождения ребенка в детском  саду (начинает действовать по окончании адаптационного периода);

3-й этап – максимальное сближение режима дня ребенка в семье с режимом ДОУ.

Построенная таким образом работа позволяет:

  1. Сформировать у будущих воспитанников положительные ассоциации, связанные с дошкольным учреждением;
  2. Показать родителям возможности детей при воспитании их в организованном детском коллективе;
  3. На всех этапах ведется активная просветительная работа с родителями по вопросам адаптации.

Во-первых, в помещениях ДОУ находятся стенды, на которых расположены документы для родителей. Во-вторых, родители вместе с детьми приглашаются на индивидуальную консультацию к педагогу-психологу ДОУ, цели которой: сбор информации о семье; выявления отношения родителей к поступлению ребенка в детский сад; установление партнерских, доброжелательных отношений. Кроме того, на консультации собирается информация о ребенке. Для этого педагог-психолог предлагает родителям заполнить анкету. На основании этих данных определяется степень готовности ребенка к поступлению в детский сад, после чего родителям даются соответствующие рекомендации по подготовке малыша к приходу в детский коллектив.

Важной целью является – формирование у будущего воспитанника положительных ассоциаций, связанных с детским садом и педагогами. После консультации педагог-психолог проводит экскурсию для родителей и малыша, показывает основные помещения детского сада и группу, которую будет посещать малыш. Такая демонстрация помогает и тем и другим удовлетворить свое любопытство и почувствовать себя более уверенно.

Наконец, заведующий проводит групповое собрание, на котором еще раз объясняется родителям, что ребенку проще привыкать ко всему постепенно, поэтому рекомендуется:

  • Заранее, до поступления в ДОУ прийти на территорию детского сада и свой участок, чтобы предварительно ознакомиться с местом будущего пребывания;
  • Договориться о времени, когда можно будет посетить группу, чтобы там не было других детей: воспитатель смог бы познакомиться с малышом, а ребенок – изучить нового для него взрослого человека;
  • Совершить вечернюю экскурсию в детский сад и показать ребенку, что всех детей вечером мамы и папы забирают домой, никто в детском саду не остается. Это поможет дошкольнику избежать чувства, что «его бросили», когда он первое время начнет  оставаться в саду без мамы.

Работа с воспитателями.

Очень важная часть подготовки детей к детскому саду – работа с воспитателями, которая осуществляется совместно старшим воспитателем и педагогом-психологом. В первую очередь составляются планы работы по адаптации, с учетом возраста детей. Кроме того, между педагогами проводится заседание по вопросам адаптации. Его цели: выявление имеющихся у педагогов знаний по организации адаптационного периода с детьми второго и третьего года жизни; пропаганда лучшего опыта и новых подходов к адаптации малышей.

Еще одной немаловажной составляющей работы с воспитателями является осмотр групп, их оформления. Он проводится старшим воспитателем, педагогом-психологом и воспитателями групп. В первую очередь внимание уделяется раздевалке. В групповом помещении оборудуются все зоны. Основная цель – сделать его более уютным, домашним и привлекательным для детей. Продумывается место для уединения ребенка, если ему захочется отдохнуть от коллектива и побыть одному. Воспитатели готовят фонотеку с музыкой и веселыми детскими песенками, различные картотеки, слова на все режимные моменты для того, чтобы создать бодрое, радостное настроение у детей в течение всего дня, избежать обыденности обстановки. За день до прихода ребенка с детский  сад педагог-психолог передает воспитателям всю информацию, которая была получена из беседы с родителями, это помогает построить работу с вновь пришедшим воспитанником с учетом его личностных особенностей, опыта и привычек.

Работа с воспитанниками.

Главное направление адаптации детей к ДОУ – работа с детьми.

Адаптация ребенка контролируется с помощью «Листа адаптации», эмоциональное состояние дошкольника, аппетит, сон, взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, вид наиболее предпочитаемой деятельности.

Первоначально для каждого воспитанника устанавливается индивидуальный режим. Время пребывания малыша в ДОУ увеличивается постепенно в зависимости от его привыкания. Данный вопрос решается совместно врачом, воспитателями и педагогом-психологом.

В первые дни мамам рекомендуется присутствовать в детском саду вместе с ребенком. Это помогает ему чувствовать себя более уверенно и снижает тревожность самой мамы по поводу пребывания ее малыша в дошкольном учреждении.

Приводить ребенка лучше не к завтраку, а к прогулке. И оставлять его без мамы рекомендуется именно на прогулке, поскольку дети на улице чувствуют себя более комфортно, есть много возможностей, чтобы отвлечь их. Кроме того, облегчить дошкольнику привыкание помогут некоторые несложные приемы. Например, можно приносить с собой из дома любимую игрушку, которую малыш, если загрустит, сможет прижать к себе и почувствовать себя более спокойно. Небольшие фотоальбомы с семейными фотографиями также поднимут настроение загрустившему ребенку.

Известно, что в стрессовой ситуации дети нередко засовывают себе пальцы в рот. Такое переключение на древнюю пищеварительную реакцию затормаживает ранее возникшие отрицательные эмоции. Чтобы предотвратить возникновение вредное привычки, но при этом помочь малышу снять эмоциональное напряжение рекомендуется ставить на видное место воду и с сухариками, сушками и печением. Однако, если привычка сосать палец (соску) устойчива, ни в коем случае нельзя отучать от нее в адаптационный период

На основании вышеизложенного выделяют следующие цели, которые в своей работе должны реализовать работники дошкольных учреждений во время адаптационного периода у детей:

  1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе;
  2. Формирование чувства уверенности в окружающем.

Подводя итог всему выше сказанному, хочется еще раз отметить то, что полноценное воспитание и развитие в ДОУ в период адаптации и на протяжении всего пребывания ребенка в саду, не могут быть реализованы каждым участником педагогического процесса в отдельности. Все специалисты должны стремиться к тому, чтобы иметь единый подход к воспитанию каждого ребенка и единый стиль работы в целом. Чтобы обеспечить такое единство в работе всех педагогов и специалистов необходимо их тесное взаимодействие. Показателем результативности этого взаимодействия является наличие родительской активности в проводимых в детском саду мероприятиях, а для детей - благоприятный микроклимат и комфортное пребывание в детском саду. Адаптационный период считается законченным, если ребенок с аппетитом ест, быстро засыпает и вовремя просыпается в бодром настроении, играет один или со сверстниками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Режим дня

группа раннего возраста

 

Режимный момент

Начало

Окончание

Прием детей, самостоятельная деятельность, индивидуальная работа с детьми

7.30

8.00

Утренняя гимнастика

8.00

8.10

Подготовка к завтраку, завтрак

8.10

8.30

Самостоятельная деятельность

8.30

9.00

Игровая организованная деятельность

9.00

9.50

Подготовка ко второму завтраку, второй завтрак

9.50

10.10

Подготовка к прогулке, Прогулка  (игры, наблюдения, труд)

10.10

11.20

Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность

11.20

11.40

Подготовка к обеду, обед

11.40

12.20

Подготовка ко сну, дневной сон

12.20

15.00

Постепенный подъем, гимнастика после дневного сна, закаливающие процедуры

15.00

15.20

Подготовка к уплотненному полднику, уплотненный полдник

15.20

15.40

Игра, самостоятельная деятельность детей, индивидуальная работа с детьми

15.40

17.30

Работа с родителями. Уход детей домой

17.30

18.00

Приложение 2

Модель организации адаптационного периода через режимные процессы Использование щадящего режима в организации адаптационного периода

 

 

УТРО

Утренний прием

Зарядка

Игры с элементами фольклора Развивающие игры

Формирование культурно-гигиенических навыков (прием пищи, одевание, гигиенические процедуры)

Завтрак

Игры-занятия, игры-упражнения в группе Игровые ситуации, общение

Подготовка к прогулке

 

 

 

 

ПРОГУЛКА

Игры с элементами фольклора

Игры: сюжетно-ролевые; дидактические; подвижные;

развивающие

Игры с водой и песком

Наблюдения, развлечения, беседы

Опыты и эксперименты

Закаливание: воздушные , солнечные ванны

Формирование культурно-гигиенических навыков

 

 

ПОСЛЕ СНА

Разминка после сна. Закаливающие процедуры

Полдник

Элементы театрализованной деятельности

Художественно-творческая деятельность

Игры-драматизации, игры-инсценировки

 

ВЕЧЕР

Формирование культурно-гигиенических навыков

Самостоятельная деятельность детей

Общение детей

Уход домой

 

Пиложение 3

Примерные игры в адаптационный период с детьми 2– 3 лет.

 «Доброе утро!»

Цели: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

«Доброе утро!»

Цели: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

Взрослый вместе с детьми напевно произносит текст:

-      Доброе утро, глазки! (касаемся глаз кончиками пальцев)

Вы проснулись? (хлопки в ладоши)

-      Доброе утро, носик! (дотрагиваемся до кончика носа)

Ты проснулся? (хлопки в ладоши)

-      Доброе утро, ушки! (касаемся кончиками пальцев обоих ушек)

Вы проснулись?

-      Доброе утро, ротик! (касаемся указательным пальцем губ)

Ты проснулся?

-      Доброе утро, ручки! (кистями обеих рук делаем «фонарики»)

Вы проснулись?

-      Доброе утро, животик! (круговое поглаживание ладонью по животику)        

 Ты проснулся? (хлопки в ладоши)

-      Доброе утро, детки! Все проснулись?! К солнышку потянулись! (руки наверх, потягиваемся)

«Хоровод»

Цели: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

Задачи:

  • создание положительного эмоционального климата в группе;
  • снятие эмоционального напряжения.
  • развитие чувства ритма, координации движений.

Ход игры. Воспитатель держит ребенка (детей) за руки и ходит по кругу, приговаривая:

Вокруг розовых кустов,

Среди травок и цветов,

Кружим, кружим хоровод.

До того мы закружились,

Что на землю повалились.

БУХ!

При произнесении последней фразы все «падают» на землю.

Вариант игры:

Вокруг розовых кустов,

Среди травок и цветов,

Водим, водим хоровод.

Как заканчиваем круг,

Дружно прыгаем мы вдруг.

ГЕЙ!

Взрослый и ребенок вместе подпрыгивают.

«Прыгай веселей»

Цели: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

Задачи:

  • создание положительного эмоционального климата в группе;
  • снятие эмоционального напряжения;
  • развитие чувства ритма, координации движений.

Педагог: рассказывает потешку и показывает движения. Дети повторяют за ним.

Прыгай, прыгай веселей! ----------- Прыгают на двух ногах
Прыгай, прыгай - побыстрей!
Вверх, вниз, вверх, вниз! ---------------- руки поднимают вверх, вниз
И немного покружись!-------------- кружатся на месте.
Мы немножко отдохнём и опять играть начнём.

Игра повторяется несколько раз.

«Солнечные зайчики»

Цели: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

Задачи:

  • создание положительного эмоционального климата в группе;
  • снятие эмоционального напряжения;
  • развитие чувства ритма, координации движений.

Материал. Маленькое зеркальце.

Ход игры. Воспитатель зеркалом пускает солнечных зайчиков и говорит при этом:

Солнечные зайчики

Играют на стене.

Помани их пальчиком,

Пусть бегут к тебе!

По сигналу «Лови зайчика!» дети пытаются его поймать.

Игру можно повторить 2-3 раза.

«Осенние листочки»

Цели: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

Задачи:

  • создание положительного эмоционального климата в группе;
  • снятие эмоционального напряжения;
  • развитие чувства ритма, координации движений;
  • взаимодействие детей.

Материал: игрушка Гномик, осенние листочки из картона разных цветов, магнитофон, аудиозапись медленной музыки.

Ход игры:

Воспитатель рассказывает детям, что сегодня к детям пришел маленький гномик и принес красивые листочки.

- Давайте назовем, какого цвета листочки.

- Гномик приглашает вас потанцевать с листочками.

Дети берут листочки и кружатся с ними под музыку.

- А хотите потанцевать с гномиком?

Воспитатель, держа гномика в руках, берет за руки одного ребенка и кружится с ним в паре. Так гномик «танцует» со всеми детьми по очереди.

Затем гномика помещают в центр, дети дарят ему листочки, встают в хоровод и идут под музыку вокруг гномика.

В заключение гномик благодарит малышей.

«Ладушки – хлопушки»

Цели: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

Взрослый декламирует стишок, выполняя действия:

-  Ладушки – ладушки,

Звонкие хлопушки,

Хлопали в ладошки,

Хлопаем немножко. Да!

(громко хлопаем в ладоши)

-  Кашу варили,

Ложечкой мешали.

(взрослый помогает ребенку водить пальчиком правой руки по ладошке левой)

-  Куколку кормили. Да!

-  Кошечке давали. Да! (протягиваем левую ладонь вперед)

-  Кулачки сложили,

Кулачками били,

Тук, тук, тук, тук, тук,

Тук, тук, тук, тук, тук. Да!

(сжимаете пальцы в кулаки и решительно постукиваете ими друг о друга)

-  Ладошки плясали,

Деток забавляли,

Ля-ля-ля, ля-ля-ля,

Ля-ля-ля, ля-ля-ля. Да! (делаем фонарики)

-  Ладушки устали,

Ладушки поспали,

Баю-бай, баюшки,

Баю-бай, ладушки. Да!

(складываем ладони рук и подкладываем их по щеку)

«Зайка»

Цели: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

Задачи:

  • создание положительного эмоционального климата в группе;
  • снятие эмоционального напряжения;
  • взаимодействие детей.

Ход игры: дети, взявшись за руки, вместе идут по кругу. Педагог поет песенку:

Зайка, зайка, что с тобой?

Ты сидишь совсем больной.

Ты не хочешь поиграть,

С нами вместе поплясать.

Зайка, зайка, попляши

И другого отыщи.

После этих слов дети останавливаются и хлопают в ладоши. «Зайка» встает и выбирает ребенка, называя его по имени, а сам встает в круг. Игра повторяется.

«Пускание мыльных пузырей»

Цели: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

Задачи:

  • создание положительного эмоционального климата в группе;
  • снятие эмоционального напряжения.

Материал: мыльные пузыри.

Ход игры: воспитатель пускает мыльные пузыри и говорит:

— Осторожно, пузыри!

— Ой, какие!

— Посмотри!

— Раздуваются!

— Блестят!

— Отрываются!

— Летят!

— Вот — со сливу!

— Вот — с орех!

—   Вот не лопнул дольше всех!

Дети ловят мыльные пузыри.

«Поезд»

Цели: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

Задачи:

  • создание положительного эмоционального климата в группе;
  • снятие эмоционального напряжения;
  • взаимодействие детей;
  • отработка основных движений – бег, ходьба.

Ход игры. Воспитатель предлагает поиграть в «поезд»: «Я – паровоз, а вы – вагончики». Дети встают в колонну друг за другом, держась за одежду впереди стоящего.

 «Поехали», - говорит взрослый, и все начинают двигаться, приговаривая: «Чу-чу-чу». Воспитатель ведет поезд в одном направлении, затем в другом, потом замедляет ход, останавливается и говорит: «Остановка».

 Через некоторое время поезд опять отправляется в путь.

«Огуречик-огуречик»

Цели: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

Задачи:

  • создание положительного эмоционального климата в группе;
  • снятие эмоционального напряжения.

Ход игры: на одном конце площадки – воспитатель, на другом – дети. Они приближаются к ведущему прыжками на двух ногах. Воспитатель говорит:

Огуречик, огуречик,

Не ходи на тот конечик,

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет.

При последних словах дети убегают, а воспитатель их догоняет.

Игра повторяется несколько раз.

«Карусели»

Цели: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

Задачи:

  • создание положительного эмоционального климата в группе;
  • снятие эмоционального напряжения;
  • взаимодействие детей.

Ход игры: держась за руки, дети вместе с воспитателем движутся по кругу, говоря:

Еле-еле-еле-еле

Завертелись карусели

(карусель медленно движется в правую сторону).

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом

(темп речи и движений постепенно ускоряются)!

Побежали, побежали,

Побежали, побежали

(все бегут)!

Тише, тише, не спешите,

Карусель ос-та-но-ви-те.

Раз-два, раз-два (пауза),

Вот и кончилась игра

(темп движений постепенно замедляется, на слова раз-два, все останавливаются и кланяются друг другу).

Игру повторить 3—4 раза, каждый раз меняя направление движения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya.docx77.48 КБ

Предварительный просмотр:

«Адаптация детей к условиям детского сада»

Адаптация (от лат. приспособлять) – приспособление организма, личности, их систем к определенным воздействиям или к изменившимся условиям жизни. Понятие сначала использовалось в биологии, затем это понятие стали применять не только к различным сторонам жизнедеятельности организмов, но и к личности человека и даже коллективному поведению. Адаптация компенсирует недостаточность привычного поведения в новых условиях. Благодаря адаптации создаются возможности ускорения оптимального функционирования организма, личности в необычной обстановке. Если адаптация не наступает, возникают дополнительные затруднения в освоении предмета деятельности, вплоть до нарушения ее регуляции. Для успешной адаптации необходимо учиться управлять своим поведением, уметь вырабатывать готовность к целесообразным действиям в новых обстоятельствах жизни. 

Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для ребенка это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Дошкольное учреждение первым открывает перед ребенком мир социально-общественной жизни. Дошкольный возраст – особый период в жизни человека. В этот период происходит становление органов и систем, и прежде всего функций мозга. Закладывается «фундамент» здоровья и личности растущего человека. И от того, как пройдет адаптация ребенка к условиям детского сада, будет зависеть его развитие и здоровье в будущем.

С поступлением ребенка в 2-3 летнем возрасте в дошкольное учреждение в его жизни происходит колоссальные изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей продолжительное время, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, другой стиль общения. На ребенка все эти изменения обрушиваются на одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т.д.

Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических систем детского организма, а так как адаптивные возможности ребенка в раннем возрасте ограничены это может привести к эмоциональным нарушениям или замедлению психофизического темпа развития. В связи с этим актуальным является осуществление целенаправленной организации процесса привыкания детей к новым условиям дошкольного учреждения, которое способствовало бы адекватному, безболезненному приспособлению детей к новым условиям, сохранению и укреплению их психического и физического  здоровья. Возникает потребность в создании и разработке целостного набора средств, приемов и методов, совокупность которых способствовала бы эффективному повышению адаптационных возможностей детей и содействовала снятию стрессового состояния

Вопросы адаптации ребенка к детскому саду поднимаются и решаются уже не один десяток лет. Но актуальность их не ослабевает. Это связано со многими аспектами нашей жизни: изменился детский сад, меняются дети и их родители. Проблемы адаптации к детскому саду вращаются вокруг ребенка. Именно на него устремлены обеспокоенность родителей и профессиональный взгляд педагогов. Для родителей главным поводом для волнения выступает эмоциональное состояние своего ребенка, его физическое и психическое здоровье, успешность в установлении доброжелательных отношений ребенка с новыми незнакомыми взрослыми и со сверстниками. Для воспитателя, помимо решения выше перечисленных проблем каждого ребенка, возникает необходимость организации образовательного процесса, создания общего благоприятного эмоционального климата в группе, установления педагогического взаимодействия со всеми детьми с учетом индивидуальной реакции каждого ребенка на новизну ситуации.

Проблемой адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям общественного воспитания рассматривалась во многих исследованиях. Они подчеркивают сложность процесса адаптации и важность правильной его организации для успешного решения всех вопросов всестороннего развития личности ребенка.

В ходе исследований, проведенных учеными разных страна, было выделено три фазы адаптационного процесса:

  1. Острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом и психическом состоянии, приводящим к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, снижению аппетита, нарушению сна, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц). Различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода у детей:
  • легкая адаптация – сдвиги нормализуются в течение 10-15 дней, ребенок прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, болеет не чаще обычного;
  • адаптация средней тяжести – сдвиги нормализуются в течение месяца, при этом ребёнок на короткое время теряет в весе, может наступить заболевание длительностью 5-7 дней, есть признаки психического стресса;
  • тяжелая адаптация длится от 2 до 6 месяцев, ребёнок часто болеет, теряет уже имеющиеся навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма.
  1. Подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребёнка, т.е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3-5 месяцев);
  2. Фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.

Установлены факторы, определяющие, насколько успешно ребёнок справится с изменениями в привычном образе жизни. Эти факторы связаны и с физическим, и с психическим состоянием ребёнка, они тесно переплетены и взаимно обусловлены.

Во – первых, это – состояние здоровья и уровень развития. Здоровый, развитый по возрасту малыш обладает лучшими возможностями системы адаптационных механизмов, он лучше справляется с трудностями. На состояние его здоровья влияет течение беременности и родов у матери, заболевания в период новорожденности и в первые месяцы жизни, частота заболеваемости в период перед поступлением в детское учреждение. Токсикозы, заболевание матери в период беременности вызывают неблагополучное созревание сложных систем организма ребёнка, ведающих приспособлением к изменяющимся условиям внешней среды. Последующие заболевания неблагоприятно сказываются на иммунитете, могут затормозить психическое развитие. Отсутствие правильного режима, достаточного сна приводит к хроническому переутомлению, истощению нервной системы. Такой ребёнок хуже справляется с трудностями адаптационного периода, у него возникает стрессовое состояние, и как следствие – заболевание.

Вторым фактором является возраст, в котором малыш поступает в детское учреждение. Многие педагоги и психологи считают, что лучшим возрастом для поступления в детский сад является возраст три года.. К трёхлетнему возрасту у детей возрастает стремление к самостоятельности и проявлению инициативы, которые являются основой формирования новой ступени самосознания «Я – сам!». В этом возрасте дети проявляют потребность в автономии и независимости от взрослого, легче переносят разлуку с родителями. Однако не следует забывать, что это кризисный возраст: ребенок психологически отделяется от родителей и его собственное «Я» становиться предметом его переживаний.

Третьим фактором, сугубо психологическим, является степень сформированности у ребёнка общения с окружающими и предметной деятельности. Оно строится на основе опыта личностного общения с самыми близкими людьми. Если младенец первых месяцев жизни одинаково доброжелательно относится к любому взрослому, ему достаточно самых простых знаков внимания со стороны последнего для того, чтобы отозваться на них радостной улыбкой, гулением, протягиванием ручек, то ребенок к трем годам четко различает своих и чужих. Расставание с матерью, которое до этого возраста могло происходить безболезненно, вдруг начинает приводить малыша в отчаяние, он отказывается от общения с другими людьми, от игрушек, теряет аппетит, сон. Если ребёнок зациклится на одном только личностном общении с матерью, это создаст трудности в установлении контактов с другими людьми. По сравнению с эмоциональным общением, имеющим личностную основу, практическое взаимодействие более безлично, менее опосредовано привычкой к взаимодействию с определенным человеком. В таком взаимодействии между двумя партнерами появляется новое звено – предмет, который отвлекает ребёнка от того человека, с которым он общается по поводу этого предмета. Конечно, ребёнок скорее предпочтет игру с близким человеком, чем с незнакомым, но, если у него имеются средства налаживать контакты деловые, он быстро привыкает к чужому, включая его в новую систему отношений, не требующих особой эмоциональной близости. Переход к новой форме общения необходим. Только он может быть залогом успешного вхождения ребёнка в более широкий социальный контекст и благополучного самочувствия в нем. Этот путь не всегда прост и требует определенного времени и внимания со стороны взрослых. Дети, которые испытывают трудности в привыкании к детскому учреждению, чаще всего имеют у себя дома тесные эмоциональные контакты со взрослыми. Играбт с такими детьми мало и не активизируют самостоятельность и инициативу детей. Среди таких детей много избалованных и заласканных. У них сложный уровень игровой деятельности: она находится на стадии преимущественно манипуляций с игрушками. Общение протекает на эмоциональном уровне, а игра разворачивается в основном индивидуально. Таким образом, причиной трудного привыкания к детскому саду может служить рассогласование между слишком затянувшейся эмоциональной формой общения ребёнка со взрослым и становлением новой ведущей деятельности с предметами, требующей другой формы общения – сотрудничества со взрослым.

Период адаптации настолько серьезен в жизни дошкольников, что требует  решительных действий со стороны взрослых для его облегчения. Решение этой задачи ложится в первую очередь на педагогов. Задачи которые ставит педагог на адаптационный период 1. Создать для детей атмосферу психологического комфорта. 2. Формировать у детей навыки здорового образа жизни, содействовать полноценному физическому развитию детей: а) организовать рациональный режим дня в группе, обеспечивающий каждому ребенку физический и психический комфорт; б) формировать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать простейшие навыки самообслуживания; в) обеспечить понимание детьми смысла выполнения режимных процессов; г) воспитывать у детей потребность в самостоятельной двигательной активности. 3. Закладывать основы будущей личности: а) воспитывать у детей уверенность в самих себе и своих возможностях, развивать активность, инициативность, самостоятельность; б) закладывать основы доверительного отношения детей к взрослым, формируя доверие и привязанность к воспитателю; в) закладывать основы доброжелательного отношения детей друг к другу

Только работа с одними лишь воспитанниками в период их адаптации к ДОУ не дает должного результата. Необходимо, во-первых, сотрудничать с родителями по этому вопросу. Во-вторых, старший  воспитатель и психологическая служба детского сада должны контролировать знания и действия самих педагогов, готовящихся принять группу прибывших дошкольников. Поэтому  необходимо проводить работу по трем направлениям:

  1. С родителями;
  2. Педагогами;
  3. Воспитанниками.

За основу процесса адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения можно взять модель организации адаптационного периода детей 2-го и 3-го года жизни Л.В.Белкиной.

C:\Users\Ольга\Desktop\0009-011-.gif

Взаимодействие с родителями.

Взаимодействие с родителями проходит в несколько этапов, которые сходны с этапами подготовки родителей во многих ДОУ:

1-й  этап – сбор информации о потенциальных воспитанниках дошкольного учреждения путем взаимодействия с районной поликлиникой;

2-й  этап – социально-гигиенический скрининг семьи, составление адаптационного маршрута и маршрута психолого-педагогического  сопровождения ребенка в детском  саду (начинает действовать по окончании адаптационного периода);

3-й этап – максимальное сближение режима дня ребенка в семье с режимом ДОУ.

Построенная таким образом работа позволяет:

  1. Сформировать у будущих воспитанников положительные ассоциации, связанные с дошкольным учреждением;
  2. Показать родителям возможности детей при воспитании их в организованном детском коллективе;
  3. На всех этапах ведется активная просветительная работа с родителями по вопросам адаптации.

Во-первых, в помещениях ДОУ находятся стенды, на которых расположены документы для родителей. Во-вторых, родители вместе с детьми приглашаются на индивидуальную консультацию к педагогу-психологу ДОУ, цели которой: сбор информации о семье; выявления отношения родителей к поступлению ребенка в детский сад; установление партнерских, доброжелательных отношений. Кроме того, на консультации собирается информация о ребенке. Для этого педагог-психолог предлагает родителям заполнить анкету. На основании этих данных определяется степень готовности ребенка к поступлению в детский сад, после чего родителям даются соответствующие рекомендации по подготовке малыша к приходу в детский коллектив.

Важной целью является – формирование у будущего воспитанника положительных ассоциаций, связанных с детским садом и педагогами. После консультации педагог-психолог проводит экскурсию для родителей и малыша, показывает основные помещения детского сада и группу, которую будет посещать малыш. Такая демонстрация помогает и тем и другим удовлетворить свое любопытство и почувствовать себя более уверенно.

Наконец, заведующий проводит групповое собрание, на котором еще раз объясняется родителям, что ребенку проще привыкать ко всему постепенно, поэтому рекомендуется:

  • Заранее, до поступления в ДОУ прийти на территорию детского сада и свой участок, чтобы предварительно ознакомиться с местом будущего пребывания;
  • Договориться о времени, когда можно будет посетить группу, чтобы там не было других детей: воспитатель смог бы познакомиться с малышом, а ребенок – изучить нового для него взрослого человека;
  • Совершить вечернюю экскурсию в детский сад и показать ребенку, что всех детей вечером мамы и папы забирают домой, никто в детском саду не остается. Это поможет дошкольнику избежать чувства, что «его бросили», когда он первое время начнет  оставаться в саду без мамы.

Работа с воспитателями.

Очень важная часть подготовки детей к детскому саду – работа с воспитателями, которая осуществляется совместно старшим воспитателем и педагогом-психологом. В первую очередь составляются планы работы по адаптации, с учетом возраста детей. Кроме того, между педагогами проводится заседание по вопросам адаптации. Его цели: выявление имеющихся у педагогов знаний по организации адаптационного периода с детьми второго и третьего года жизни; пропаганда лучшего опыта и новых подходов к адаптации малышей.

Еще одной немаловажной составляющей работы с воспитателями является осмотр групп, их оформления. Он проводится старшим воспитателем, педагогом-психологом и воспитателями групп. В первую очередь внимание уделяется раздевалке. В групповом помещении оборудуются все зоны. Основная цель – сделать его более уютным, домашним и привлекательным для детей. Продумывается место для уединения ребенка, если ему захочется отдохнуть от коллектива и побыть одному. Воспитатели готовят фонотеку с музыкой и веселыми детскими песенками, различные картотеки, слова на все режимные моменты для того, чтобы создать бодрое, радостное настроение у детей в течение всего дня, избежать обыденности обстановки. За день до прихода ребенка с детский  сад педагог-психолог передает воспитателям всю информацию, которая была получена из беседы с родителями, это помогает построить работу с вновь пришедшим воспитанником с учетом его личностных особенностей, опыта и привычек.

Работа с воспитанниками.

Главное направление адаптации детей к ДОУ – работа с детьми.

Адаптация ребенка контролируется с помощью «Листа адаптации», эмоциональное состояние дошкольника, аппетит, сон, взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, вид наиболее предпочитаемой деятельности.

Первоначально для каждого воспитанника устанавливается индивидуальный режим. Время пребывания малыша в ДОУ увеличивается постепенно в зависимости от его привыкания. Данный вопрос решается совместно врачом, воспитателями и педагогом-психологом.

В первые дни мамам рекомендуется присутствовать в детском саду вместе с ребенком. Это помогает ему чувствовать себя более уверенно и снижает тревожность самой мамы по поводу пребывания ее малыша в дошкольном учреждении.

Приводить ребенка лучше не к завтраку, а к прогулке. И оставлять его без мамы рекомендуется именно на прогулке, поскольку дети на улице чувствуют себя более комфортно, есть много возможностей, чтобы отвлечь их. Кроме того, облегчить дошкольнику привыкание помогут некоторые несложные приемы. Например, можно приносить с собой из дома любимую игрушку, которую малыш, если загрустит, сможет прижать к себе и почувствовать себя более спокойно. Небольшие фотоальбомы с семейными фотографиями также поднимут настроение загрустившему ребенку.

Известно, что в стрессовой ситуации дети нередко засовывают себе пальцы в рот. Такое переключение на древнюю пищеварительную реакцию затормаживает ранее возникшие отрицательные эмоции. Чтобы предотвратить возникновение вредное привычки, но при этом помочь малышу снять эмоциональное напряжение рекомендуется ставить на видное место воду и с сухариками, сушками и печением. Однако, если привычка сосать палец (соску) устойчива, ни в коем случае нельзя отучать от нее в адаптационный период

На основании вышеизложенного выделяют следующие цели, которые в своей работе должны реализовать работники дошкольных учреждений во время адаптационного периода у детей:

  1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе;
  2. Формирование чувства уверенности в окружающем.

Подводя итог всему выше сказанному, хочется еще раз отметить то, что полноценное воспитание и развитие в ДОУ в период адаптации и на протяжении всего пребывания ребенка в саду, не могут быть реализованы каждым участником педагогического процесса в отдельности. Все специалисты должны стремиться к тому, чтобы иметь единый подход к воспитанию каждого ребенка и единый стиль работы в целом. Чтобы обеспечить такое единство в работе всех педагогов и специалистов необходимо их тесное взаимодействие. Показателем результативности этого взаимодействия является наличие родительской активности в проводимых в детском саду мероприятиях, а для детей - благоприятный микроклимат и комфортное пребывание в детском саду. Адаптационный период считается законченным, если ребенок с аппетитом ест, быстро засыпает и вовремя просыпается в бодром настроении, играет один или со сверстниками.

Приложение 1

Режим дня

группа раннего возраста

Режимный момент

Начало

Окончание

Прием детей, самостоятельная деятельность, индивидуальная работа с детьми

7.30

8.00

Утренняя гимнастика

8.00

8.10

Подготовка к завтраку, завтрак

8.10

8.30

Самостоятельная деятельность

8.30

9.00

Игровая организованная деятельность

9.00

9.50

Подготовка ко второму завтраку, второй завтрак

9.50

10.10

Подготовка к прогулке, Прогулка  (игры, наблюдения, труд)

10.10

11.20

Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность

11.20

11.40

Подготовка к обеду, обед

11.40

12.20

Подготовка ко сну, дневной сон

12.20

15.00

Постепенный подъем, гимнастика после дневного сна, закаливающие процедуры

15.00

15.20

Подготовка к уплотненному полднику, уплотненный полдник

15.20

15.40

Игра, самостоятельная деятельность детей, индивидуальная работа с детьми

15.40

17.30

Работа с родителями. Уход детей домой

17.30

18.00

Приложение 2

Модель организации адаптационного периода через режимные процессы Использование щадящего режима в организации адаптационного периода

УТРО

Утренний прием

Зарядка

Игры с элементами фольклора Развивающие игры

Формирование культурно-гигиенических навыков (прием пищи, одевание, гигиенические процедуры)

Завтрак

Игры-занятия, игры-упражнения в группе Игровые ситуации, общение

Подготовка к прогулке

ПРОГУЛКА

Игры с элементами фольклора

Игры: сюжетно-ролевые; дидактические; подвижные;

развивающие

Игры с водой и песком

Наблюдения, развлечения, беседы

Опыты и эксперименты

Закаливание: воздушные , солнечные ванны

Формирование культурно-гигиенических навыков

ПОСЛЕ СНА

Разминка после сна. Закаливающие процедуры

Полдник

Элементы театрализованной деятельности

Художественно-творческая деятельность

Игры-драматизации, игры-инсценировки

ВЕЧЕР

Формирование культурно-гигиенических навыков

Самостоятельная деятельность детей

Общение детей

Уход домой

Пиложение 3

Примерные игры в адаптационный период с детьми 2– 3 лет.

 «Доброе утро!»

Цели: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

«Доброе утро!»

Цели: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

Взрослый вместе с детьми напевно произносит текст:

-      Доброе утро, глазки! (касаемся глаз кончиками пальцев)

Вы проснулись? (хлопки в ладоши)

-      Доброе утро, носик! (дотрагиваемся до кончика носа)

Ты проснулся? (хлопки в ладоши)

-      Доброе утро, ушки! (касаемся кончиками пальцев обоих ушек)

Вы проснулись?

-      Доброе утро, ротик! (касаемся указательным пальцем губ)

Ты проснулся?

-      Доброе утро, ручки! (кистями обеих рук делаем «фонарики»)

Вы проснулись?

-      Доброе утро, животик! (круговое поглаживание ладонью по животику)        

 Ты проснулся? (хлопки в ладоши)

-      Доброе утро, детки! Все проснулись?! К солнышку потянулись! (руки наверх, потягиваемся)

«Хоровод»

Цели: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

Задачи:

  • создание положительного эмоционального климата в группе;
  • снятие эмоционального напряжения.
  • развитие чувства ритма, координации движений.

Ход игры. Воспитатель держит ребенка (детей) за руки и ходит по кругу, приговаривая:

Вокруг розовых кустов,

Среди травок и цветов,

Кружим, кружим хоровод.

До того мы закружились,

Что на землю повалились.

БУХ!

При произнесении последней фразы все «падают» на землю.

Вариант игры:

Вокруг розовых кустов,

Среди травок и цветов,

Водим, водим хоровод.

Как заканчиваем круг,

Дружно прыгаем мы вдруг.

ГЕЙ!

Взрослый и ребенок вместе подпрыгивают.

«Прыгай веселей»

Цели: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

Задачи:

  • создание положительного эмоционального климата в группе;
  • снятие эмоционального напряжения;
  • развитие чувства ритма, координации движений.

Педагог: рассказывает потешку и показывает движения. Дети повторяют за ним.

Прыгай, прыгай веселей! ----------- Прыгают на двух ногах
Прыгай, прыгай - побыстрей!
Вверх, вниз, вверх, вниз! ---------------- 
руки поднимают вверх, вниз
И немного покружись!--------------
 кружатся на месте.
Мы немножко отдохнём и опять играть начнём.

Игра повторяется несколько раз.

«Солнечные зайчики»

Цели: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

Задачи:

  • создание положительного эмоционального климата в группе;
  • снятие эмоционального напряжения;
  • развитие чувства ритма, координации движений.

Материал. Маленькое зеркальце.

Ход игры. Воспитатель зеркалом пускает солнечных зайчиков и говорит при этом:

Солнечные зайчики

Играют на стене.

Помани их пальчиком,

Пусть бегут к тебе!

По сигналу «Лови зайчика!» дети пытаются его поймать.

Игру можно повторить 2-3 раза.

«Осенние листочки»

Цели: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

Задачи:

  • создание положительного эмоционального климата в группе;
  • снятие эмоционального напряжения;
  • развитие чувства ритма, координации движений;
  • взаимодействие детей.

Материал: игрушка Гномик, осенние листочки из картона разных цветов, магнитофон, аудиозапись медленной музыки.

Ход игры:

Воспитатель рассказывает детям, что сегодня к детям пришел маленький гномик и принес красивые листочки.

- Давайте назовем, какого цвета листочки.

- Гномик приглашает вас потанцевать с листочками.

Дети берут листочки и кружатся с ними под музыку.

- А хотите потанцевать с гномиком?

Воспитатель, держа гномика в руках, берет за руки одного ребенка и кружится с ним в паре. Так гномик «танцует» со всеми детьми по очереди.

Затем гномика помещают в центр, дети дарят ему листочки, встают в хоровод и идут под музыку вокруг гномика.

В заключение гномик благодарит малышей.

«Ладушки – хлопушки»

Цели: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

Взрослый декламирует стишок, выполняя действия:

-  Ладушки – ладушки,

Звонкие хлопушки,

Хлопали в ладошки,

Хлопаем немножко. Да! 

(громко хлопаем в ладоши)

-  Кашу варили,

Ложечкой мешали.

(взрослый помогает ребенку водить пальчиком правой руки по ладошке левой)

-  Куколку кормили. Да!

-  Кошечке давали. Да! (протягиваем левую ладонь вперед)

-  Кулачки сложили,

Кулачками били,

Тук, тук, тук, тук, тук,

Тук, тук, тук, тук, тук. Да!

(сжимаете пальцы в кулаки и решительно постукиваете ими друг о друга)

-  Ладошки плясали,

Деток забавляли,

Ля-ля-ля, ля-ля-ля,

Ля-ля-ля, ля-ля-ля. Да! (делаем фонарики)

-  Ладушки устали,

Ладушки поспали,

Баю-бай, баюшки,

Баю-бай, ладушки. Да!

(складываем ладони рук и подкладываем их по щеку)

«Зайка»

Цели: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

Задачи:

  • создание положительного эмоционального климата в группе;
  • снятие эмоционального напряжения;
  • взаимодействие детей.

Ход игры: дети, взявшись за руки, вместе идут по кругу. Педагог поет песенку:

Зайка, зайка, что с тобой?

Ты сидишь совсем больной.

Ты не хочешь поиграть,

С нами вместе поплясать.

Зайка, зайка, попляши

И другого отыщи.

После этих слов дети останавливаются и хлопают в ладоши. «Зайка» встает и выбирает ребенка, называя его по имени, а сам встает в круг. Игра повторяется.

«Пускание мыльных пузырей»

Цели: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

Задачи:

  • создание положительного эмоционального климата в группе;
  • снятие эмоционального напряжения.

Материал: мыльные пузыри.

Ход игры: воспитатель пускает мыльные пузыри и говорит:

— Осторожно, пузыри!

— Ой, какие!

— Посмотри!

— Раздуваются!

— Блестят!

— Отрываются!

— Летят!

— Вот — со сливу!

— Вот — с орех!

—   Вот не лопнул дольше всех!

Дети ловят мыльные пузыри.

«Поезд»

Цели: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

Задачи:

  • создание положительного эмоционального климата в группе;
  • снятие эмоционального напряжения;
  • взаимодействие детей;
  • отработка основных движений – бег, ходьба.

Ход игры. Воспитатель предлагает поиграть в «поезд»: «Я – паровоз, а вы – вагончики». Дети встают в колонну друг за другом, держась за одежду впереди стоящего.

 «Поехали», - говорит взрослый, и все начинают двигаться, приговаривая: «Чу-чу-чу». Воспитатель ведет поезд в одном направлении, затем в другом, потом замедляет ход, останавливается и говорит: «Остановка».

 Через некоторое время поезд опять отправляется в путь.

«Огуречик-огуречик»

Цели: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

Задачи:

  • создание положительного эмоционального климата в группе;
  • снятие эмоционального напряжения.

Ход игры: на одном конце площадки – воспитатель, на другом – дети. Они приближаются к ведущему прыжками на двух ногах. Воспитатель говорит:

Огуречик, огуречик,

Не ходи на тот конечик,

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет.

При последних словах дети убегают, а воспитатель их догоняет.

Игра повторяется несколько раз.

«Карусели»

Цели: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

Задачи:

  • создание положительного эмоционального климата в группе;
  • снятие эмоционального напряжения;
  • взаимодействие детей.

Ход игры: держась за руки, дети вместе с воспитателем движутся по кругу, говоря:

Еле-еле-еле-еле

Завертелись карусели

(карусель медленно движется в правую сторону).

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом

(темп речи и движений постепенно ускоряются)!

Побежали, побежали,

Побежали, побежали

(все бегут)!

Тише, тише, не спешите,

Карусель ос-та-но-ви-те.

Раз-два, раз-два (пауза),

Вот и кончилась игра

(темп движений постепенно замедляется, на слова раз-два, все останавливаются и кланяются друг другу).

Игру повторить 3—4 раза, каждый раз меняя направление движения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей детей 2-3 лет в группе кратковременного пребывания «Адаптация детей к условия детского сада»

Адаптация к детскому учреждению - это время, необходимое для приспособления всех функций организма ребенка (физиологических и психологических) к пребыванию в новой обстановке, изначально чуждой ребенк...

Пространственно развивающая среда -как условие успешной адаптации детей к условиям детского сада

Пространственно развивающая среда -как условие успешной адаптации детей к условиям детского сада во второй младшей группе....

Тематический контроль по теме: «Адаптация детей к условиям детского сада. Анализ работы воспитателей по адаптации детей в I-ой младшей группе №1 и №2 МБДОУ №1 «Русалочка»

Тематичессский контроль по теме:  «Адаптация детей к условиям детского сада. Анализ работы воспитателей по адаптации детей в I-ой младшей группе №1 и №2 МБДОУ №1 «Русалочка» (план и карты контрол...

«Проблема адаптации детей к условиям детского сада. Осуществление работы с детьми в адаптационный период в условиях ДОУ»

В презентации раскрывается сущность понятия "адаптация", а также описываются приемы работы с детьми в период адаптации к ДОУ....

«Здравствуй, здравствуй, детский сад!». Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации детей к условиям детского сада

​Программа по адаптации детей к детскому саду является частью основной образовательной программы дошкольного образования, которая реализуется в МКДОУ детский сад № 4 «Скворушка» Данна...

Предметно-развивающая среда как условие успешной адаптации детей к условиям детского сада.

В данной статье вы ознакомитесь, как необходимо организовать предметно - пространственную среду, чтобы она способствовала наиболее легкой адаптации детей в группе раннего возраста....

Проект по адаптации детей к условиям детского сада «В детский сад хожу без слез» (вторая младшая группа)

Поступление ребёнка в детский сад вызывает, как правило, серьёзную тревогу у взрослых. Ребёнок в семье привыкает к определённому режиму, к способу кормления, укладывания, у него формируются определённ...