Проективные методики в работе педагога-психолога ДОУ
статья

Гулецкая Марина Сергеевна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_statya.docx726.92 КБ

Предварительный просмотр:

С давних пор, вглядываясь в плывущие по небу облака, наблюдая игру света и тени на поверхности моря, люди «видели» разных животных, существ, пытались угадать свое будущее, рассматривая причудливые конфигурации, образованные при попадании расплавленного воска или свинца в холодную воду. Давно было известно и то, что личность писателя, художника всегда в той или иной степени присутствует в его произведениях. Тем не менее, должны были пройти столетия, прежде чем всем известные наблюдения были использованы для исследования личности. Смысл проективного психоанализа детей в общих чертах можно пояснить следующим образом: любому наблюдательному взрослому, известно, как развита у детей фантазия. Разглядывая на небе облака или морозные узоры на окне, дети гораздо чаще, чем взрослые, видят в них образы сказочных существ — злых или добрых. При этом происходит интеллектуальное одушевление, наделение предметов и явлений неживой природы признаками живых существ. Вот это и называется проекцией в том виде, как это определила Потапова Е. В. — символический перенос содержания внутреннего мира на внешний мир. Содержание этих детских фантазий очень много говорит о внутреннем психологическом мире ребёнка. В своих рисунках, в фигурках, слепленных из пластилина, в поделках и играх со своими игрушками, ребенок как бы проигрывает те впечатления, которые он получает от своей социальной среды, в которой он развивается. Дошкольникам такая активность вообще необходима просто по соображениям психологической гигиены. Если какие-то сильные впечатления не проиграны ребенком или не отработаны, то, будучи  вытесненными в сферу подсознания, они могут превратиться в необъяснимую причину страхов и тревог, источник внутреннего конфликта, обусловливающего определенные искажения психического развития на долгие годы.

Применение проективных методик в детской психологии, психиатрии, охватывает широкий круг вопросов выясняющих их роль в решении следующих проблем:

  • оценить мир фантазий, способностей;
  • детские страхи, желаний;
  • диагностические и прогностические;
  • показатели психического развития  детей в норме и патологии;
  • семейное окружение;
  • диагностика эмоционально-волевого состояния;
  • работа с маленькими детьми;
  • работа с детьми, испытывающими коммуникативные трудности

Первая классификация проективных методов была предложена Л.Франком. Выделив некоторые формальные признаки, присущие большинству проективных методик, Л. Франк попытался выстроить на их основе классификацию. Его  классификация проективных методов с предложенными позднее изменениями и дополнениями сегодня наиболее полно характеризует проективную технику. 

1) Конститутивные
Испытуемому предлагается  какой-либо аморфный материал (глина), которому он должен придать смысл. Например,тест Роршаха, тест Вартегга
 

C:\Documents and Settings\Женя\Мои документы\Мои рисунки\Рисунок3.jpg

2) Конструктивные

Испытуемому предлагаются оформленные детали (фигурки людей и животных, модели их жилищ и пр.), из которых нужно создать осмысленное целое и объяснить его. Например, сценотест, тест мира.

3) Интерпретационные

Испытуемому необходимо истолковать, интерпретировать какое-либо событие,ситуацию.
Например, детский вариант САТ, ТАТ, тест Сонди.
 

4) Катартические

 Испытуемому предлагается осуществление игровой деятельности в особо организованных условиях. Например, психодрама.

5) Рефрактивные
Личностные особенности, скрытые мотивы исследователь стремится диагностировать по тем непроизвольным изменениям, которые вносятся в общепринятые средства коммуникации, например, речь, почерк.Например, графология, метод Мира-и-Лопеца.

6) Экспрессивные

 Осуществление испытуемым изобразительной деятельности, рисунок на свободную или заданную тему. Например, методика «Дом-дерево-человек». 

7) Импрессивные

 Эти методики основываются на изучении результатов выбора стимулов из ряда предложенных. Испытуемый выбирает наиболее желательные, предпочитаемые им стимулы. Например, тест Люшера

8) Аддитивные 

От обследуемого требуется завершение имеющего начало предложения, рассказа или истории. Например, методики незаконченные предложения, незаконченный рисунок, незавершенные истории, сказки, рассказы.

ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ ХАРАКТЕРИЗУЮТСЯ ТАКИМИ ОСОБЕННОСТЯМИ:

  • «проективные инструменты» представляют собой методики замаскированного тестирования. (Испытуемый не знает об интерпретации, которая будет дана его ответам);
  • внимание фокусируется на «картине» личности в целом, а не на измерении отдельных черт;
  • проективные методики считаются эффективными при выявлении латентных или неосознаваемых сторон личности

                                                                                     ПРОЕКТИВНЫЕ РИСУНОЧНЫЕ МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ

Пользуются особой симпатией у педогогов-психологов (практических психологов), работающих в ДОУ.
Их популярность обусловлена следующими причинами: 

  • простые и быстрые в применении;
  •  работа с невербальным материалом позволяет расширить возрастной диапазон;
  • не вызывают «сопротивления» у консультируемых;
  • используются при возникновении трудностей в общении;
  • не требует специальных материалов (карандаши, бумага);
  • естественность, близость к обычным видам деятельности человека;
  • легкая тестовая инструкция;
  • могут проводиться многократно, не утрачивая своего диагностического значения

Без активного использования проективных методик в практике дошкольного психолога, невозможно решить задачу выявления глубинных причин эмоционально-личностных нарушений адаптации дошкольников на определенном этапе возрастного развития и социализации.

В заключение хочется подчеркнуть важнейший методический принцип — принцип комплексной диагностики: нельзя строить серьезных диагностических выводов на базе любой отдельной изолированной проективной методики, ее результаты следует всегда сравнивать с другими независимыми источниками информации — как более формализованными тестами, так и данными педагогического наблюдения, беседы, биографической и другой информацией.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностические методики в работе педагога-психолога с воспитателями

Тесты и анкеты применяемые педагогм-психологом в работе с воспитателями в ДОУ...

Здоровьесберегающие методики в работе педагога-психолога. Кинезиологические упражнения "Гимнастика мозга"

Методика "Гимнастика мозга"Основная цель кинезиологии: Развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.Задачи:·...

Презентация « Использование проективных диагностик личности в работе педагога-психолога ДОУ»

Презентация « Использование проективных диагностик личности в работе педагога-психолога ДОУ»   на методическом объединении педагогв-психологов "Одаренные дети. Проективные м...

Список используемых тестов (методик) в работе педагога-психолога

Нормативно-правовые документы педагога-психолога...

«Использование опытно-экспериментальной методики в работе педагога-психолога ДОУ»

Как считает известный академик Н.Н. Поддъяков, «в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружаю...

Рисуночные методики в работе педагога-психолога ДОУ

Презаентация Рисуночные   методики  в работе педагога-психолога...

Из опыта работы:применение методики развития эмоционального интеллекта "Академия монсиков" в работе педагога-психолога с дошкольниками

Детям адаптироваться к окружающему миру не просто.На каждом шагу детвору подстерегают неожиданности и сюрпризы приятные,иногда и не очень приятные ,и реагировать на них необходимо соответственно сложи...