Игры с сенсорными материалами в логопедической практике
статья (старшая группа)

Игры с сенсорными материалами в логопедической практике

Сегодня в связи с возрастани­ем числа детей с речевыми нару­шениями и сложной структурой дефекта существует потребность

в поиске новых, эффективных приемов в логопедической ра­боте. Поэтому сенсорные игры, сенсорное воспитание, некото­рые приемы методики М. Мон­тессори становятся все более актуальными.

Психофизиологической ос­новой речи служит функцио­нальная система, включающая взаимодействие большинства анализаторов. Она опирается на согласованную работу различ­ных областей коры головного мозга Наиболее интенсивно органы чувств развиваются в младшем и среднем дошкольном возрасте, поэтому включение сенсорных игр с детьми в работу логопеда дает высокие результаты. При­ведем примеры таких игр.

• «Мешочки с зернами»

Цель: развитие тактильного гнозиса,  вербально-тактильных ассоциаций.

Задачи

Коррекционно-образователь­ные:

  • расширять и уточнять сло­варь признаков предмета;
  • тренировать в составлении предложений;
  • формировать навык диффе­ренциации звуков [с]—[ш].

Коррекционно-развивающая: развивать память, мышление, внимание, мелкую моторику.

Коррекционно-воспитатель­ная: формировать мотивацию к обучению.

Оборудование: 5 пар мешочков с различными видами круп (пше­но, рис, овес, чечевица), кофе в зернах, ламинированные карточки с изображением этих круп.

Перед выполнением задания ребенку предлагается ознако­миться с крупами на карточках, затем, тщательно ощупывая ме­шочки, подобрать парные к кар­тинкам.

Пособие позволяет расши­рить и уточнить словарь при­знаков предмета: «Зерна кофе какие?» — «Крупные, оваль­ные, ароматные». «Чечевица ка­кая?» — «Плоская, крутая» и т.д.

Для развития умения состав­лять сложные предложения с союзом а ребенок ощупывает мешочки с разными крупами одновременно двумя руками, чувствует, что крупинки отли­чаются друг от друга. Для вве­дения игрового момента между двумя мешочками можно поло­жить букву Л: «Пшено мелкое, а кофе крупный». «Рис длинный, а пшено круглое».

Использование пособия для дифференциации звуков [с]— [ш] предполагает проговарива­ние ребенком своих действий: «Этот мешочек с пшеном, этот мешочек с овсом» и т.д.

Данное пособие возможно использовать при работе с деть­ми с задержкой речевого разви­тия (ЗРР) для стимуляции появ­ления глаголов изъявительного наклонения. Например:

Педагог: Что ты делаешь?

Ребенок. Ищу, кладу, несу и т.д.

В качестве усложненного варианта ребенку предлагается подобрать пары мешочков без зрительной опоры на картинку, затем с закрытыми глазами.

• «Коробочки с запахами»

Цель: развитие обонятельно­го восприятия, вербально-обо­нятельных ассоциаций.

Задачи

Коррекционно-образователь­ные:

расширять и уточнять сло­варь признаков предмета;

тренировать в составлении предложений;

формировать навык словоиз­менения существительных в родительном падеже.

Коррекционно-развивающая: развивать память, мышление, вни­мание, мелкую моторику.

Коррекционно-воспитатель­ная: формировать мотивацию к обучению.

Оборудование: пластиковые баночки с крышками с раз­личными эфирными маслами и ароматизаторами: «мята», «ли­мон», «ваниль», «апельсин», «ель», «кедр», «кофе», картинки с изображением соответствую­щих ароматов.

Ребенку предлагается рас­смотреть картинку, а затем подо­брать к каждой из них соответ­ствующий аромат. При введении незнакомого запаха логопед по­могает.

Логопедическая работа по формированию словаря при­знаков и составлению сложных предложений строится по анало­гии с первым пособием. Словарь ребенка обогащается прилага­тельными: «цитрусовый», «рез­кий», «древесный», «еловый», «кофейный», «терпкий», «слад­кий» и пр.

В качестве тренировки навыка словоизменения существитель­ных в родительном падеже педагог показывает ребенку картинку и соответствующую баночку: «Это запах чего?» Ребенок нюха­ет, затем отвечает: «Ели», «Вани­ли», «Мяты», «Кедра» и т.д.

Коробочки с запахами могут использоваться в логопедиче­ской работе над лексическими темами «Фрукты», «Деревья», «Цветы» и т.д.

Применяя на занятиях сенсорный материал можно создать игровую ситу­ацию, которая способствует формированию положительного отношения к обучению, усили­вает познавательные мотивы и речевую активность ребенка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_2_shura.docx15.99 КБ

Предварительный просмотр:

Игры с сенсорными материалами в логопедической практике

Сегодня в связи с возрастанием числа детей с речевыми нарушениями и сложной структурой дефекта существует потребность

в поиске новых, эффективных приемов в логопедической работе. Поэтому сенсорные игры, сенсорное воспитание, некоторые приемы методики М. Монтессори становятся все более актуальными.

Психофизиологической основой речи служит функциональная система, включающая взаимодействие большинства анализаторов. Она опирается на согласованную работу различных областей коры головного мозга Наиболее интенсивно органы чувств развиваются в младшем и среднем дошкольном возрасте, поэтому включение сенсорных игр с детьми в работу логопеда дает высокие результаты. Приведем примеры таких игр.

• «Мешочки с зернами»

Цель: развитие тактильного гнозиса,  вербально-тактильных ассоциаций.

Задачи

Коррекционно-образовательные:

  • расширять и уточнять словарь признаков предмета;
  • тренировать в составлении предложений;
  • формировать навык дифференциации звуков [с]—[ш].

Коррекционно-развивающая: развивать память, мышление, внимание, мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательная: формировать мотивацию к обучению.

Оборудование: 5 пар мешочков с различными видами круп (пшено, рис, овес, чечевица), кофе в зернах, ламинированные карточки с изображением этих круп.

Перед выполнением задания ребенку предлагается ознакомиться с крупами на карточках, затем, тщательно ощупывая мешочки, подобрать парные к картинкам.

Пособие позволяет расширить и уточнить словарь признаков предмета: «Зерна кофе какие?» — «Крупные, овальные, ароматные». «Чечевица какая?» — «Плоская, крутая» и т.д.

Для развития умения составлять сложные предложения с союзом а ребенок ощупывает мешочки с разными крупами одновременно двумя руками, чувствует, что крупинки отличаются друг от друга. Для введения игрового момента между двумя мешочками можно положить букву Л: «Пшено мелкое, а кофе крупный». «Рис длинный, а пшено круглое».

Использование пособия для дифференциации звуков [с]— [ш] предполагает проговаривание ребенком своих действий: «Этот мешочек с пшеном, этот мешочек с овсом» и т.д.

Данное пособие возможно использовать при работе с детьми с задержкой речевого развития (ЗРР) для стимуляции появления глаголов изъявительного наклонения. Например:

Педагог: Что ты делаешь?

Ребенок. Ищу, кладу, несу и т.д.

В качестве усложненного варианта ребенку предлагается подобрать пары мешочков без зрительной опоры на картинку, затем с закрытыми глазами.

• «Коробочки с запахами»

Цель: развитие обонятельного восприятия, вербально-обонятельных ассоциаций.

Задачи

Коррекционно-образовательные:

расширять и уточнять словарь признаков предмета;

тренировать в составлении предложений;

формировать навык словоизменения существительных в родительном падеже.

Коррекционно-развивающая: развивать память, мышление, внимание, мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательная: формировать мотивацию к обучению.

Оборудование: пластиковые баночки с крышками с различными эфирными маслами и ароматизаторами: «мята», «лимон», «ваниль», «апельсин», «ель», «кедр», «кофе», картинки с изображением соответствующих ароматов.

Ребенку предлагается рассмотреть картинку, а затем подобрать к каждой из них соответствующий аромат. При введении незнакомого запаха логопед помогает.

Логопедическая работа по формированию словаря признаков и составлению сложных предложений строится по аналогии с первым пособием. Словарь ребенка обогащается прилагательными: «цитрусовый», «резкий», «древесный», «еловый», «кофейный», «терпкий», «сладкий» и пр.

В качестве тренировки навыка словоизменения существительных в родительном падеже педагог показывает ребенку картинку и соответствующую баночку: «Это запах чего?» Ребенок нюхает, затем отвечает: «Ели», «Ванили», «Мяты», «Кедра» и т.д.

Коробочки с запахами могут использоваться в логопедической работе над лексическими темами «Фрукты», «Деревья», «Цветы» и т.д.

Применяя на занятиях сенсорный материал можно создать игровую ситуацию, которая способствует формированию положительного отношения к обучению, усиливает познавательные мотивы и речевую активность ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающие игры с природным материалом - камешками в практике педагога-психолога детского сада

Материал содержит игры, упражнения, физминутки, пальчиковую гимнастику, которые проводятся с использованием природного материала - необычных камешков  с рисунками. Рекомендую для педагогов-психол...

Консультация для родителей "Активизация речевого развития детей раннего возраста в играх с сенсорным материалом"

Консультация для родителей о том, как развивать речь через игры с сенсорном и дедактическим материалом....

Дидактические игры с сенсорными материалами для развития речи и мелкой моторики у детей 3 года жизни

Дидактические игры с сенсорными материалами для развития речи и мелкой моторики у детей 3 года жизни ...

Развитие детей младшего дошкольного возраста в играх с сенсорными материалами

Игры с сенсорным материалом, как средство развития общения детей младшего дошкольного возраста....

Игры с сенсорными материалами в логопедической практике

В настоящее время из-за возрастания числа детей с речевыми нарушениями и сложной структурой дефекта существует потребность в поиске новых, эффективных приемов в логопедической работе. Поэтому сенсорны...

Доклад «Элементы сенсорной интеграции в логопедической практике»

Сенсорная интеграция – это обработка поступающих от органов чувств ощущений, их структурирование и упорядочивание получаемой таким образом информации для последующего адекватного ответа. То есть...