"Игры в истории культуры и образования"
статья

Морозова Виталия Георгиевна

Статья ракрывает понятие слова "игра", ее историю и классификацию. Отдельное внимание уделяется традиционным (народным) играм.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vse_ob_igrah.docx39.36 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое игра

        

Игра – специфическая неутилитарная, объективно развивающая способности индивида деятельность животных и человека. У животных (высших млекопитающих), в том числе у приматов, наблюдаются индивидуальные игры, носящие характер экспериментирования с предметами, с самим собой (ловля хвоста, например), а также совместные игры: борьба, погоня, удержание, передвижение, нарочно затрудненное самим субъектом, оспаривание предмета или места пребывания.

        Всегда присутствует особая эмоциональность играющего, которую можно определить как игривость и комфортность его внешнего облика и поведения, а у человека еще и как состояние увлеченности (азарта) и приподнятого «состояния духа», радостного чувства сопричастности к общему игривому построению.

        В человеческом обществе различают игры взрослых и детей. Игру, как деятельность, отличную от других, определяет то, что ее мотив лежит в ней самой (по А.Н. Леонтьеву).

        Принцип единства аффекта и интеллекта (по Л.С. Выготский)  в полной мере выражает себя в игре. Игра является практической формой размышления человека (ребенка) об окружающем мире, прообразом теоретической деятельности. В игре формируется и реализуется символическая функция мышления (Ж. Пиаже). Эти особенности роднят игру с творчеством, придают ей поисковый, познавательный характер.

        Для взрослых характерны игры личного свободного времени, возникающие обычно по инициативе играющего субъекта: «интеллектуального», азартные, спортивные, а также игры-хобби, обучающие, в том числе деловые, компенсационные, тренинговые, спортивно-зрелищные и празднично-традиционные, инициатива в которых принадлежит организатору игры. Показатель инициативы в игре часто имеет переменный характер.

        В культурологи разновидностей и деятельности, определяемой в качестве игры, значительно больше: это и война, и политика, и многие другие формы соперничества и выражения амбиций. Слово «игра» в литературе и бытовой речи используется с различными смысловыми оттенками: играть своей судьбой и судьбами других, взглядом, в детские игры, на бирже, жить играя, занимать игровую позицию (Н.Н. Поддьяков) и т.п. сферы искусства – театральная игра во всех ее видах, игра на музыкальных инструментах, игра красок, света и тени…

        Игра – это не настоящее, а нечто условное, модель, некоторая замысловатость. Для нее характерны вероятность результата и его необязательность. Не всегда игра является игрой: она может утратить свою основную сущность в случае смещения мотива на получение нормативного результата, т.е. когда она перестает быть самостоятельной деятельностью и превращается в действие (способ действия) в структуре иной деятельности. Например, в условиях учебной деятельности игра преобразуется в игровое действие, игровой момент. В спортивной игре смещение мотива происходит при введении денежного вознаграждения, что формирует профессионализм, т.е. превращение игры в труд, для тех, кто играет, при том, что для зрителей игра остается игрой.

        Игру исследовали достаточно широко отечественные и зарубежные ученые в ее специфически человеческих формах у народов, бытие которых сопоставимо с эпохой первобытности. Проведены многочисленные исследования традиционных игр самых различных народов мира: содержание их отражает как архаику, так и позднейшие события в жизни этносов. В литературе, разносторонне характеризуются игры современных детей и развитие этого вида деятельности в онтогенезе ребенка.

История игр.

Первыми, по-видимому, возникли игры - экспериментирования и различные двигательные игры типа борьбы, догонялок, оспаривания предметов. Они свойственны именно детям (детенышам). В играх – замещениях поза, действие и предмет выполняли свою знаковую (символическую) функцию. В этом смысле детская игра – существенный вклад в развитие знаковой культуры человечества. На основе символических игр могли появиться игры типа сюжетно – ролевых, расцвет которых пришелся ко времени сложившегося первобытного общества. Процесс ритуализации сюжетно – ролевых (символических)  игр ведет к обобщению их сюжета в правило.

        Постепенно из сюжетно – ролевых складывались традиционные игры, которые приобретали черты этнокультурного явления нормативного типа. Дальнейшая история развития игровой деятельности связана с появлением ритуальной, тренинговой и адаптационной функций, что сделало их важнейшим воспитательным средством, этнокультурной традицией.

        В Европе в XVI в. Появляются так называемые дидактические игры, содержание которых было близко народным и давало возможность выбора, экспериментирования, соревнования и, главное, - новых проявлений инициативы.

        Сегодня игра продолжает свой культурно-исторический путь, вертикаль ее развития представлена в репертуаре современных игр. Разработана относительно полная классификация детских игр, основанная на системообразующем принципе выделения  инициативы зачинателя игры (С.Л. Новоселова). Игра приобрела статус развивающей детской деятельности, функционально моделирующей  перспективы развития личности в онтогенезе.

Классификация игр.

        Психологический критерий инициативы, побуждающий к игре, позволяет выделить три класса игр:

 -  возникающие по инициативе  ребенка (детей) – самодеятельные;

 -  обучающие, проводимые по инициативе взрослого с образовательной и воспитательной    целями;

 -  основанные на исторической инициативе этноса – народные, или традиционные, устраиваемые по предложению взрослого или старших детей.

        

Каждый из перечисленных классов, в свою очередь, представлен видами и подвидами. Так, в состав первого класса входят: игры – экспериментирования и сюжетные самодеятельные игры (сюжетно–отобразительные, сюжетно–ролевые, режиссерские).

Этот класс наиболее продуктивен для развития  интеллектуальной инициативы, творчества ребенка, которое проявляется в постановке себе и другим новых игровых задач; для возникновения новых мотивов и видов деятельности. Именно игры, возникающие по инициативе самих детей, ярко представляет игру как форму практического размышления на основе их знаний об окружающей действительности, значимых переживаний и впечатлений, связанных с жизненным опытом.

        Именно самодеятельная игра является ведущей деятельностью в дошкольном детстве. Содержание ее подпитывается опытом других видов деятельности и содержательным общением ребенка со  взрослым.

        Второй класс включает игры обучающие (дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные и др.) и досуговые, к которым следует отнести игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные, празднично-карнавальные, а также театрально-постановочные (не игры в театр, а сам театр). Все они могут быть самостоятельными, но никогда самодеятельными, поскольку в их основе – выученность правил, а не исходная инициатива ребенка в постановке игровой задачи. Часть из них представляет собой определенный вид тренинга. Досуговые игры в значительной степени тяготеют  к празднично-игровой культуре.

Воспитательное и развивающее значение подобных игр огромно. Они формируют культуру игры, служат естественной формой передачи детям знаний в дошкольный период жизни; способствуют усвоению социальных норм и правил и, что особенно важно, наряду с другими видами деятельности составляют основу самодеятельных игр, в которых дети могут творчески использовать полученные яркие впечатления. Эти игры знакомят с культурой досуга, праздника.

Народные, или традиционные игры третьего класса исторически сформировали многие игры, относящиеся к обучающим и досуговым. Предметная среда их также традиционна, как они сами, и чаще представлена в музее, чем на детских площадках.  Исследования, проведенные в последние годы, показали, что народные игры способствуют формированию универсальных родовых психических способностей (сенсомоторная координация, произвольность поведения, символическая функция мышления и др.), а также важнейших черт психологии этноса, создавшие игру.

Культура игры.

        

Игра, значение которой в жизни дошкольника Л.С. Выготский сравнивал с девятым валом, в младшем школьном возрасте становится деятельностью, рефлектирующей  приобретаемые ребенком знания. В подростковом возрасте игра – арена мифологизации значений и чистилище ценностей взрослеющего человека.

        Уже с момента рождения ребенок устремлен в будущее. Он будет овладевать культурой взрослого мира, в которой живет. Одной и, возможно, наиглавнейшей составляющей этого процесса является участие детей в тех празднично-игровых акциях, которые в своем содержании фиксируют исторически сложившиеся универсальные (общечеловеческие) и этнические (национальные) ценности бытия.

Празднично-игровая культура заявляет о себе не только в пышных формах карнавала, всенародного гуляния, игровых телепередачах – игра становится и сама по себе праздником, когда откликается на радостное состояние души участников. Она входит как праздничный или досуговый элемент во многие моменты человеческой жизни.

        Традиционные игры часто выступают тем содержательным и желанным мотивом праздничного действа, которое может быть связано событиями, происходящими в рамках семьи, дружеского совместного отдыха, календарного рубежа.

        Празднично-игровая культура уходит своими корнями в далекое прошлое, когда игры, которые мы сейчас именуем традиционными, выполняли функцию специфического образовательного пространства для детей и молодежи. Это ценнейшее образовательное пространство обеспечивало всестороннее воспитание, наличие зоны ближайшего и перспективного психического, в том числе личностного развития,  и необходимый минимум (возможно, максимум) образованности подрастающего поколения.

Игра сегодня.

        В современной системе образования игра не должна отходить на задний план. В обществе на всех ступенях образования совершается грубейшая антиисторическая ошибка: занятия вытесняют игру. В результате теряется стимул к знанию, достижению, творчеству, утрачивается культура производства игрушек и прочих игровых средств. Между тем работы ученых показывают, что игра, в том числе традиционная, детские игровые праздники с успехом могут обогатить современное пространство дошкольного и начального школьного образования. Игровая культура применительно к дошкольникам выполняет свою традиционную развивающую функцию и в разделах социального развития, и в эстетическом цикле, и на занятиях-праздниках физкультурной направленности.

        Дошкольник приобщается к традиционной игровой культуре естественнее всего через участие в играх-зрелищах вместе со взрослыми и более старшими детьми. При этом он нуждается в организационно-содержательной и эмоциональной поддержке взрослых.

        Не всегда просто научить детей традиционной игре. Лучше, если мероприятие будет устроено в форме многовозрастного праздника, когда нет «игрунов» и «зрителей» - играют все!

        

Что такое народная игра.

        

Народными мы называем как собственно игры, так и различные виды спорта, которые имеют развлекательную основу и включают в себя элементы театрального, циркового, танцевального, музыкального и поэтического искусства.

        Народная игра – средство обучения и воспитания, сохраняющее свою исходную и наиболее ценную функцию, обеспечивающую самообразование ребенка через рефлексию. Она – отражение образа жизни, национальных традиций, обычаев.  Этот часть народной педагогики, которая, опираясь на активность ребенка, всеми доступными средствами обеспечивает всестороннее развитие и приобщение его к культуре своего народа.

        Народная игра – это наше детство, забавы старшего поколения – наших бабушек и дедушек, практическое размышление ребенка об окружающей действительности.

Значение народной игры.

        Народная игра всегда использовалась с целью воспитания и развития подрастающего поколения: формировала привычку к труду, навыки охоты, военной подготовки. Подвижные игры представляли собой состязания: бег, прыжки, метание, стрельба из лука и различные ритуальные танцы. Характер игр зависел от географической среды обитания: у кочевников были распространены забавы с элементами верховой езды, у племен, живших у водоемов, - с плаванием, греблей.

        Игры – удивительно ценные и совершенные произведения народного творчества, которые создавались и оттачивались десятками поколений, вбирая в себя опыт целого народа. Они развивают ловкость, гибкость, силу, моторику, тренируют реакцию и координацию движений, воспитывают навыки общения, с помощью них познаются этнические нормы и законы физики. Они разнообразны, развлекательны и эмоциональны.

        Народные игры вызывают активность мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Кроме того, они совершенствуют все психические процессы – внимание, память, воображение, стимулируя переход детского организма на более  высокую ступень развития. Они являются неотъемлемой частью художественного, физического, эмоционального формирования дошкольника.

        К.Д Ушинский считал народные игры материалом наиболее доступным, понятным для малышей благодаря близости их образов и сюжетов детскому воображению, благодаря самостоятельности и активности, заложенных в них. Многие исследователи отмечают такие особенности народных игр, как высокая эмоциональная насыщенность, юмор, связь движений со словом, образность содержания.

        Знакомя детей с народными играми, мы возрождаем добрую традицию, передаем опыт старшего поколения. В народной игре есть весь арсенал необходимых средств  для формирования человека – гражданина своей страны.

        Пожалуй, нет сомнений, что подвижные игры необходимы для физического развития ребенка. Они содержат едва ли не все естественные движения человека, сочетаемые в самых различных и постепенно меняющихся комбинациях: бег, ходьба, прыжки, метание (лапта, скакалка, горелки, городки).

        Подвижные народные возникали свободно, продолжительность их не была регламентирована, правила складывались по общему уговору участников игры: сколько раз забить мяч, сколько шагов сделать, куда можно убегать, сколько человек надо поймать, как

наказать проигравшего (не поймал мяч – пробеги десять шагов).

        Игра – деятельность, с помощью которой дети впервые вступают в  общение со сверстниками. Единая задача, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания сближают, определенные правила помогают воспитывать целеустремленность,. Ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, учится справедливо оценивать поступки товарищей (не закрыл глаза – выходи из игры, не добежал до черты – нарушил правила и т.д.). задача взрослого дать правильное направление, которое способствовало бы восстановлению между детьми добрых чувств, основанных на дружбе, доверии, справедливости, взаимной выручке и ответственности.

        Нравственные качества, сформированные в игре, влияют на поведение ребенка и его характер. Каждому хочется быть в главной роли, но не все умеют считаться с мнением товарища, справедливо разрешать споры. На помощь приходят мудрые народные считалки.

        Игра является способом познания окружающего мира. Малыши знакомятся с животными, птицами, насекомыми, их действиями, движениями, звуками, местом обитания.

        Игры отражали быт народа. Так, если отец или дедушка приносил из леса зайчика, лису, то  хвост добычи служил забавой для маленького ребенка. Появлялись игры «Подуй на хвостик», «Поймай», «Ветерок».

        Огромное познавательное значение для ребенка имели самодельные игрушки из разных материалов (дерево, глина, камень, кость). Играли с ними дети начиная с двухлетнего возраста. Старшие ребята или взрослые мастерили их специально для маленьких с любовью и душой. Сделанные из дерева, они согревали и успокаивали малыша. Свистульки, дудки, рожки помогали развивать слух, игрушки типа мельницы, волчка, юлы знакомили с элементами техники. Игрушек было мало, и дети ценили и берегли их. Старшие дети 6-8 лет сами мастерили себе игрушки, сначала подражая взрослым, затем придумывая что-то свое. Мальчики при помощи ножа вырезали из куска полена разных зверей: мишек, зайчиков. Игрушки были очень качественными и выразительными, некоторые из них дошли до наших дней. Девочки больше были с мамой или бабушкой и всегда помогали по хозяйству: шить, вязать, варить. Они рано брались за иглу, шили куклам платья; играли в «дочки-матери», «свадьбу», «посиделки».

        Сопровождались забавы русскими песнями, которые ребята слышали от старших. Наши дети сегодня играют молча. Наши дети играют молча. В редких случаях можно услышать современные песни, но они не отражают быта людей.

        Возрождение народных праздников с применением игр стало характерным явлением в нашей стране в последние десятилетия. Для современных педагогов, психологов, исследователей стала бесспорной необходимость привлечения исконно русских игр в повседневную жизнь малыша, возрастающая в связи с преобладанием в сфере культурного досуга западных веяний.

        Традиционные (народные) игры доступны для детей начиная с дошкольного возраста, но не менее интересны они и для взрослых. Поэтому возращение этого вида деятельности очень важно и нужно в воспитательном процессе детского сада.

Классификация традиционных (народных) игр

Одна из важнейших проблем, связанных с детскими играми, в том числе народными, - их классификация. Об этом свидетельствует анализ отечественной и зарубежной литературы, посвященный этой теме. Единой классификации игр нет.

Основу классификации заложил русский педагог П.Ф. Лесгафт. Руководствуясь идеей о единстве физического и психического развития ребенка, Лесгафт создал систему подвижных игр, разработал методику их применения, показал психологическое отличие игр с правилами от имитационных.

        Н.К. Крупская в своих статьях в особую группу выделила игры, которые создаются самими детьми: свободные, самостоятельные творческие и организационные, с готовыми правилами.

        В современной педагогической науке существует много классификаций.

        Так, В.М. Григорьев выделяет несколько отличительных особенностей традиционных (народных) игр:

        - природосообразность – соответствие игр природным условиям, в которых живут и трудятся разные народы;

        - присутствие ярко выраженных традиционных видов труда;

        - наличие старинных обычаев, элементов древних магических обрядов;

        - действие народной педагогики игры, объединяющей вековой опыт, знания, мысли о применении игры в воспитании, приемы и методы, практику такого применения;

        - отсутствие характерного для профессионального спорта и азартных игр стремление к выигрышу любой ценой, вместо которого – проявление благородства игроков, взаимопомощи, самоотверженности, стремления к совершенству и красоте игры.

        Григорьев разделил народные игры на следующие виды:

        - игры физического развития;

        - познавательные;

         - художественные;

        - предметно-трудовые;

        - социально-нравственной ориентации (массово-организационные; игры отношений);

        - игры самоопределения и самоутверждения личности.

        С.Л. Новоселова, не отрицая рациональности прежних подходов, в качестве основы выдвигает категорию инициативы, исходящей от субъектов игры, выделяя три класса игр:

        I – возникающие по инициативе детей, самодеятельные;

        II – возникающие по инициативе взрослого, внедряющего их с образовательными и воспитательными целями (обучающие, досуговые);

        III – традиционные (народные), исторически лежащие в основе многих игр, относящихся к обучающим и досуговым.

        Особенностью данной классификации является ее выраженное отношение к разносторонней развивающей ценности игры. Классификация показывает, что многие виды современных обучающих и досуговых игр могут быть связаны содержанием с традиционными (народными) играми.

        Традиционные игры – это игры, идущие о  исторически сложившихся традиций этноса.

        Выделяются три вида традиционных игр:

         - обрядовые (среди них – культовые, семейные, сезонные);

         - тренинговые (интеллектуальные, сенсомоторные, адаптивные);

        - досуговые (развлекающие, забавляющие, релаксирующие).

        Эти игры охватывают все потребности развития ребенка как личности. С.Л. Новоселова рассматривает традиционные игры с позиции общепсихологической теории игры как деятельности.

        

Рассмотрим более подробно виды традиционных игр.

        Обрядовые игры имеют общее ядро – культуру мироощущения народа, уходящую в тысячелетнюю толщу времен. Культовые, семейные и сезонные обрядовые игры  имеют различной глубины исторические корни подчас культового характера.

        Совершенно иную картину обнаруживает анализ тренинговых традиционных игр, которые подразделяются на интеллектуальные, сенсомоторные и адаптивные. Тренинговые игры в своей основе имеют интуитивные представления народа о том, что должен знать и уметь ребенок, как он должен себя вести, что составляет квинтэссенцию народной педагогики любого этноса. Такие игры по своему содержанию могут быть обособлены от  обрядовых, в то же время, вступая в сложные отношения с ними. Особенно четко эта взаимосвязь проступает в адаптивных и отчасти сенсомоторных играх. Связь же интеллектуальных  тренинговых игр с обрядовыми носит размытый характер и обнаруживается только в символизме игровой ситуации и наличии игровых задач. Из традиционных несколько ближе к обрядовым стоят адаптивные игры, сущность которых заключается в освоении ребенком этнических социальных ценностей (храбрость, находчивость, инициативность и др.).

        Сенсомоторные игры (подвижные) рассматриваются с позиции общего развития движений и спортивных навыков. Вместе с тем основными задачами тренинговых сенсомоторных игр является развитие слаженности, координации, восприятие окружающего всеми органами чувств, а также быстроты адекватности реакции.

        В тренинговых играх  воспитывающий стержень – интуитивная педагогика этноса.

        Следующий вид, который мы рассматриваем, - досуговые игры. Их интегральным свойством является отражение любви и бережного отношения  к детям, заботы об их психическом и физическом состоянии, настроении. Эти игры формируют у детей чувство защищенности и причастности к своему народу, семье, родному очагу.

Досуговые детские игры подразделяются на игры-развлечения, носящие публичный, массовый характер, игры-забавы, проводящиеся в семье, и игры-релаксации. Игровым средством в досуговых играх может быть как игрушка, так и специальное игровое слово, которое, как правило, исходит от взрослого-организатора. В них явно выражена возрастная и половая дифференциация. Так, игры релаксационного плана адресованы чаще младенцам и детям раннего возраста, хотя многие из них необходимы любому ребенку. Игры-забавы предназначены для младших детей обоих полов. Игры-развлечения чаще всего дифференцированы по полу более старших детей (Н.А.Асадулаева).

Анализ игр целого ряда народов свидетельствует, что подобное деление традиционных игр носит условный характер: в содержании отдельных их видов превалирует та или иная направленность и одновременно присутствуют качества, характерные для другого типа. Так, ритуальные игры могут быть семейными, сезонные – зачастую несут в себе черты ритуальных. Ритуальный компонент связан с определенными культовыми первоисточниками проявляется как на широко общественной почве, так и в семье. То же можно сказать и о тренинговых играх. Они также взаимосвязаны по выполняемым функциям и сосчитают в себе  признаки, характерные для других типов игр (Н.А.Асадулаева). Например, в лакских играх с фейерверками дети должны показать недюжинную сообразительность (интеллектуальный компонент), большую ловкость (сенсомоторный компонент) и осторожность (адаптивный компонент). Адаптивные игры (аварские забавы «Отними оружие», «Волки» и овцы») являются одновременно и сенсомоторными и интеллектуальными, ибо требуют наличие у детей развитой моторики и умение решать определенные мыслительные задачи. Сенсомоторные игры – в камушки, в кости, игры на преодоление препятствий и игры-состязания – все они имеют социальную и природную адаптивность, способствуют проявлению не только ловкости и силы, но и интеллектуального напряжения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из истории развития дошкольного образования в городе Омутнинске. Дошкольное образование: традиции и инновации. Киров, 2011г.

В статье рассказывается о становлении дошкольного образования в городе Омутнинске....

Из истории организации дошкольного образования в с.Старая Рачейка м.р.Сызранский Самарской области

С 1 сентября 1937г. в Сызранском районе стали открываться детские сады. Помещений не было. Сельчане сдавали под них свои дома......

История становления дошкольного образования в России

Презентация об основных вехах становления дошкольного образования в России от Киевской Руси до наших дней. Предназначена для студентов педагогических колледжей и институтов....

Деловая игра для педагогов «Формирование дошкольников общечеловеческих ценностей через знакомство с историей, культурой родного края»

Цель: уточнить и закрепить знания педагогов по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников.Задачи:- повысить педагогическую компетентность в вопросах нравственно – патриотич...

Конспект игры – КВН «История, традиции и культура народов России»

Цель. Систематизировать знания педагогов об историческом прошлом государства, о государственном устройстве, символике, традициях и культуре, о географическом и природном компонентах. Формировать ...