Познавательно — исследовательский проект для средней группы «Чудо пчелка»
проект (средняя группа)

Газина Татьяна Викторовна

                             Муниципальное дошкольное

                                 образовательное учреждение

                        «Ясли-сад №27 комбинированного типа

                                          города Макеевки»

 

 

 

 

 

 

 

Познавательно — исследовательский проект

для средней группы

«Чудо пчелка»

                                                                   

                                                                Воспитатель речевой группы:                                                                

 

                                                                                     Газина Т.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2019- 2020 учебный год

Тема проекта «Чудо пчелка»

Тип проекта: познавательно — исследовательский

Участники проекта дети, воспитатели, родители

Сроки по продолжительности: краткосрочный (1 неделя)

Актуальность: необходимость в данном проекте возникла в связи с тем, что  многие дети со   страхом относятся к насекомым,   губят их, потому что мало знают о пользе насекомых. Поэтому важно сформировать у дошкольников экологическое сознание, экологическую культуру, способность понимать и любить окружающий мир, бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу ребенка, способствует формированию положительных моральных качеств.

Цель проекта: сформировать представления о жизни насекомых.  Заложить основы экологического воспитания, вызвать удовольствие от общения с природой.

Задачи: способствовать формированию у детей элементарных представлений о пчелах их строении, образе жизни,  способах передвижения. Расширять представления о том, что пчелы собирают цветочный нектар, из которого делают мед. Активизировать словарь детей    (улей, дупло, соты, нектар, учить подбирать слова, обозначающие вкусовые качества меда); познакомить детей со свойствами меда способствовать развитию познавательной активности в процессе реализации проекта. Развивать коммуникативные навыки,   воображение, творческие способности детей, формировать навыки исследовательской деятельности. Воспитывать бережное отношение ко всему живому.

 Этапы работы

I Этап – предварительный

1 Составление плана реализации проекта.

2.Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Пчелы».

3. Подбор литературы: К. Ушинский «Пчёлки на разведках», загадывание загадок,       

    аудиозаписей Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля», А. Чайковского «Вальс цветов»,   

    иллюстраций.

4. Подбор дидактических игр; игрового материала.

5.Просмотр развивающего видео для детей «Пчела».

6.Создание условий для изобразительной и продуктивной деятельности.

II Этап – основной        План-график мероприятий

№п/п

Формы реализации проекта

Дата

Ответственные

1.

Рассматривание иллюстраций «Пчелы и шмели», «Осы»

Пальчиковая игра «Пчелки»

27.07.2020

понедельник

 

2.

Беседа «Опасные пчелы»

Дидактическая игра «Путешествие пчел»

28.07.2020 вторник

 

3.

Чтение  «Как  человек с пчелками подружился» 

Экспериментальная деятельность «Исследование свойств меда»

29.07.2020 среда

 

4.

Конструирование «Пчела»

Слушание музыки Н. Римского-Корсакова«По-лёт шмеля», А. Чайковского «Вальс цветов»   

30.07.2020 четверг

 

5.

Коллективное рисование «Пчелки на полянке»

Консультация для родителей «Что делать, если ребенка укусила пчела»

31.07.2020 пятница

 

III Этап – заключительный

 Выставка коллективной работы «Пчелки на полянке», оформление иллюстративного материала «Все о пчелках», использование полученных знаний, умений и навыков в самостоятельной  игровой деятельности и в жизненных ситуациях.

Ожидаемые результаты: Данный проект позволит сформировать у детей коммуникативные навыки, умение работать в команде. Способствует расширению кругозора и экологических представлений, развитию словарного запаса. У детей проявится  интерес к объектам природы, насекомым – пчелам. Предполагается положительная реакция на знакомство с насекомыми, расширение знаний о пользе или вреде, которую пчелы приносят людям и растениям.

Литература

  1. Типовая образовательная программа дошкольного образования «Растим личность»
  2. Иванова А. И. Детское экспериментирование как метод обучения. // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2004.- № 4. – С. 84 – 92.
  3. Павлова Л. Н. Знакомим малыша с окружающим миром. – М.: Просвещение, 1987.
  4. Дыбина О. В., Рахманова Н. П. - Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

Приложение

1.Рассматривание иллюстраций о пчелках.

Задачи: Уточнить знания о месте обитания, особенностях внешнего вида, способах передвижения, издаваемых пчелой звуков, о пользе пчёлы (собирает цветочный сок - нектар, из которого получается мёд.) Активизировать речь детей. Воспитывать познавательный интерес, любознательность.

- Ребята, а вы встречались летом с пчелой? (ответы детей)

- Давайте посмотрим на пчелу (выставляется иллюстрация пчелы).

- Человек специально строит для пчелы домик, который называется улей. (Показываю). Это пчела. У пчелы есть туловище. Оно мохнатое, полосатое.

- Что ещё есть у пчелы? Голова, на голове глаза. Глаза нужны чтобы видеть красивые цветочки.

- Что ещё есть у пчелы? Усики.

- Ещё пчела имеет крылья. Они помогают ей перелетать от цветка к цветку.

- И у пчелы есть ножки. Ножки помогают пчеле цепляться за цветочек.

- Ребята, у вас есть носики? Покажите мне их пальчиком. Они у вас длинные или короткие? А у пчёлки есть носик – хоботок длинный.

      В природе пчелы живут там, где им вздумается, на то они и дикие. Чаще всего они обитают в дуплах старых деревьев или в расщелинах земли.  

- А человек специально изготавливает домики для пчел, специально для пчел, и они называются ульями.  

Как живут пчелы?

- Пчелы живут большими дружными семьями.  

- У каждого из членов семьи есть свои обязанности. Есть у пчел в семье пчелиная царица - мать, она занимается откладыванием яиц. Да, пчелы появляются из яиц, как и многие другие насекомые.  

- Еще в пчелиной семье есть рабочая пчела – добытчица меда. Рабочие пчелы не только собирают нектар, но еще и убирают территорию, защищают свое жилище и кормят детей.  

- Пчелки - трудолюбивые, умные, медоносные насекомые, защищаясь, могут укусить. Их укус достаточно болезнен и в некоторых случаях может быть даже опасен для человека, поэтому трогать насекомое руками не стоит.

- И, представляете, ребята, укусив (ужалив) человека и оставшись без своего оружия, пчела умирает.

- Увидев пчелу, не нужно бросаться бежать со всех ног куда подальше, пчелы просто так не нападают. Просто с ними нужно быть немного осторожнее, чем с другими насекомыми. Правильно будет: близко не подходить к пчелке и не трогать ее. А наблюдать со стороны.

2.Пальчиковая игра «Пчелки»

Домик маленький на ёлке,
Дом для пчёл, а где же пчёлки?
Надо в дом постучать,
Раз, два, три, четыре, пять.
Я стучу, стучу по ёлке,
Где же, где же эти пчёлки?
Стали вдруг вылетать:
Раз, два, три, четыре, пять

3.«Беседа о пчеле»

 Задачи: Уточнить представления детей о пчелах, их отличии от других насекомых. Формировать представления о том, что пчелы — полезные насекомые (собирают цветочный сок — нектар, из которого получается мёд). Дать детям элементарные представления о жизни пчелы (внешний вид, особенности, образ жизни, взаимосвязь с растениями и человеком).  Развивать умение мыслить логически, обосновывать свои ответы, развивать речь, обогащать словарный запас. воспитывать интерес к познанию окружающего мира

Воспитатель загадывает загадку.

По полям она летает,

И цветочки опыляет.

В ульях обществом живет.

Мед в тех ульях круглый год!

А для тех, кто ей мешает

Она жало поднимает!

Лапок шесть и два крыла,

Все зовут ее … (пчела)

Воспитатель:  А как выглядит пчела? Скажите, что есть у пчелки? (указывая на части тела – лапки, голова, крылья, тельце).Найдите её на картинке.(Показываю картинку с изображением насекомых: муха, кузнечик, стрекоза и пчела).

Дети: Вот она! Жёлтая, в черную полоску. У неё шесть лапок. Есть усики. Она красивая!

Воспитатель: У пчелы крылышки и полосатое брюшко. Какого цвета тельце? (оно полосатое; желтое и черное) Какого цвета крылышки? (прозрачные).Какого цвета лапки? (черные.) Какого цвета голова у пчелы? (черная).

- Ребята, какое стихотворение мы знаем о пчеле?

Только вишня расцвела,

Прилетела в сад пчела!

Я давно за ней слежу,

Ищет мед она: жу - жу!

- Кто знает, что ищет пчелка в саду? (цветы)

Воспитатель: Я вам расскажу, как пчёлы делают мёд. Они хоботками высасывают сладкий сок — нектар из глубины цветка (показываю цветок) и несут его в свой дом — улей или дупло дерева. Там закладывают его в соты, которые заранее делают из воска (показываю соты). Ребята, пчёлка умеет трудиться, давайте и мы с вами попробуем.

 Физкультминутка «Трудолюбивая пчелка».

Пчелка трудится весь день (руками рисовать перед собой круг)

И работать ей не лень (покачивание указательными пальцами в знак отрицания)

От цветка летит к цветку, (ритмичные взмахи руками)

Клеит на брюшко пыльцу. (круговые движения ладонью по животу)

Хоботком нектар сосет, (вытянуть руку вперед, затем вниз, наклониться)

За день много соберет. («Раскрыть» перед собой все пальцы)

Унесет нектар тот в улей (изображают полет)

И назад вернется пулей (резко выбросит руку с вытянутым указательным пальцем вперед)

В сотах утрамбует мед, (топанье ногами)

Скоро ведь зима придет («поеживание»)

Будет пчелкам, чем питаться (имитация движения ложкой)

Надо летом им стараться (имитация накладывания меда в соты)

Воспитатель: Как вы думаете, какие пчёлы живут в дупле?

Дети: Наверное, дикие.

Воспитатель: А в улье?

Дети: Домашние пчёлы.

Воспитатель: Правильно. Дикие - это те пчёлы, которые живут в лесу и строят себе дом в дупле дерева. А за домашними пчелами ухаживает человек. Люди строят для них домики, которые называют ульями (показываю наглядно).

Воспитатель: Мёд очень полезный и вкусный, пчёлы им питаются. А чем он полезен людям?

Дети: Меня лечат им от простуды! Он вкусный, с ним приятно пить чай!

Воспитатель: Мёд помогает при простуде. Раньше люди не умели делать сахар, вместо сахара они ели мёд. Сейчас мёд добавляют в торты, конфеты. Вот как много пользы приносят пчёлы. Можно их ловить и уничтожать?

Дети: Нет! Ловить и уничтожать их нельзя! Пчелы защищаются, когда жалят.

Воспитатель:    Скажите, ребята, трудно ли быть пчелой?

Дети: Очень трудно! Чтобы запасти мёд, надо много раз лететь к цветам!

Воспитатель: Что нового узнали?

Дети: Мы узнали о пользе мёда. Увидели домик пчел и диких и домашних. Узнали, что пчела очень полезное насекомое. Чтобы пчела не укусила, её нельзя дразнить!

 

4.Дидактическая игра «Путешествие пчел»

Задачи: Закрепить умение сравнивать предметы по заданному признаку. Продолжать учить определять пространственное положение предметов, используя предлоги на, под, в и т.д. Развивать умение различать пространственное направление, от себя.

- Посадите пчелу на самый низкий цветок.

- Посадите пчелу на самый высокий цветок.

- Посадите пчелу на улей.

- Посадите пчелу под гриб.

- Посадите пчелу возле желтого цветка.

5.Чтение «Как  человек с пчелками подружился». Познавательный рассказ.

Много времени понадобилось человеку, чтобы подружиться  с пчелой. А начиналось все так.

В древние времена пчелы были дикие, людей к себе близко не подпускали. Пчелки

трудились, работали с утра до вечера, соты строили, цветы опыляли, мед в соты собирали. Мед был вкусный, пахучий, лечебный. Не все люди знали секрет меда, не сразу раскрыли его волшебную силу.  Сначала человек случайно находил диких пчел  и только со временем стал специально разыскивать пчелиные гнезда.

       В те давние времена основным занятием людей была охота. Леса  были богаты всякой живностью, в том числе и дикими пчелами, из гнезд которых люди добывали воск и мед.   Люди стали охотились за медом — отыскивать в лесу дупла с пчелами, разорять их, выламывать медовые соты и уносить домой.  Опасная и трудная это была работа добывать мед. Такое  занятие требовало наблюдательности, осторожности, опыта и, как всякая охота, смелости и мужества. Людей, промышлявших медом, считали умелыми и храбрыми: найти гнездо пчел в дремучем лесу и взять у них мед совсем не просто. Разъяренные дикие насекомые обращали в бегство не одного сборщика, а ведь надо было еще влезть на толстое дерево и там, на высоте, разворотить дупло.

Но со временем человек заметил пользу от продуктов, которые изготавливают пчелы (воск, мед). Тогда древние   охотники стали брать пчел и пчелиные гнезда под свою защиту. Деревья, в которых обитали пчелы, начали отмечать особыми знаками или метками лишь для того, чтобы воспользоваться продуктами пчел в последующие годы.

Постепенно люди  стали специально разводить пчел.

   Так, появилось одно из древнейших занятий – пчеловодство. Человека, который разводит пчел, называют пчеловодом или пасечником, место, где он разводит пчел – пасекой, а домики, которые он изготавливает специально для пчел, – ульями.

Весной пчелы вылетают из ульев и отправляются искать сладкий сок - нектар. Нектар пчела высасывает хоботком и летит к себе домой в улей.  В нем пчела строит из воска много сотов, куда она  складывает мед.

Пчеловоду необходимо очень много знать о жизни пчел, устройстве их жилья, болезнях, вредителях и мерах борьбы с ними. От этого и зависит результат его кропотливого труда. Если пчелы содержаться в хороших условиях, то и меда они дадут гораздо больше, нежели у нерадивого пасечника. Работает пчеловод круглый год, в течение года ведет он наблюдение за своими питомцами.

Самое интересное, что пчелы знают своего хозяина по запаху. Если на пасеке будет работать он, то пчелы спокойны. А если чужой могут покусать и очень сильно. Конечно, их нельзя приручить, но можно научиться правильно, обращаться и  подружиться с ними.

 

6.Экспериментальная деятельность «Исследование свойств меда»

- Ребята, сегодня мы познакомимся со свойствами меда. Посмотрите, что у меня в руках. Кто-нибудь знает из вас, что это такое? (Ответ: да, это мед).

- Сегодня мы с вами проведем эксперименты с медом. Какой мед на вкус?

- Возьмите маленькие тарелочки, и я каждому из вас положу мед. (Педагог накладывает мед одной ложкой, другой снимает мед с ложки). Посмотрите на свой мед. Скажите, какого он цвета? (Ответ: желтого).

- Наклонитесь и понюхайте, пахнет ли мед? (Ответ: пахнет).

- Прикоснитесь к нему самым кончиком языка, какой он на вкус? (Ответ: сладкий)

- Раньше люди не умели делать сахар, и вместо сахара и конфет ели мед. А сейчас наклоните тарелочки и посмотрите, течет ли мед? (Ответ: течет).

- Мед твердый или мягкий?

- Потрогайте мед пальчиками, твердый мед или мягкий? (Ответ: мед мягкий).

- Может ли мед прилипнуть к пальчикам? Осторожно пальчиком прикоснитесь к твердой части меда. Прилип? (Ответ: нет).

- Посмотрите, около этой горки есть лужица из меда. Прикоснитесь пальчиком к этой лужице. Осторожно поднимите и посмотрите. Прилипает ли мед к пальчикам? (Ответ: жидкий мед прилипает, а твердый - нет).

- Прижмите пальчик к пальчику: прилипнут ли пальчики друг к другу? (Ответ: прилипают пальчики). Значит мед липкий. А можно ли убрать мед с пальчиков? Попробуйте это сделать. (Дети выполняют, пытаясь вытирать пальчики, друг о друга, о сухую тряпочку.)

- Прилипает ли мед к ложке? Возьмите ложки и приложите осторожно ложку к твердой части меда. А затем к жидкой части. Какой мед прилипает к ложке хорошо, а какой хуже? (Ответ: жидкий мед прилипает хорошо, а твердый - хуже).

- Растворяется ли мед в воде?

- Проверьте, растворяется ли мед в воде. Возьмите тарелочки в руки и отправьте ложечкой мед в воду. (Дети делают).Размешайте и посмотрите внимательно, что происходит с медом. (Ответ: мед растворяется в воде).

- Так неужели мед исчез? Давайте попробуем водичку на вкус: есть ли там мед или нет? (Ответ: мед есть, потому что вода стала сладкой).

7.Конструирование «Пчела»

Задачи: продолжать знакомить с геометрическими фигурами. Развивать умение выкладывать фигурку пчелы из геометрических фигур.

- Выложите пчелу из геометрических фигур. Из какой геометрической фигуры сделаете голову? Из круга. Туловище? Из овала. Крылья? Из треугольников. Сколько треугольников нужно? Два треугольника. Чтобы пчела получилась полосатой, наложите сверху на овальное туловище полоски. Из  коротких полосок   сделайте усики. Глазки, из каких фигур сделаете? Из кругов.

8.Слушание музыки   Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля», А. Чайковского «Вальс цветов»   

9.Коллективное рисование «Пчелки на полянке»

Задачи: Формировать умение создавать на бумаге выразительный образ насекомого, его строение и форму. Совершенствовать технику рисования гуашью. Развивать  обобщенное представление детей о насекомых, как о живых существах, обитающих на земле, которые могут ползать, летать в воздухе. Воспитывать умение видеть красоту природы, понимать ее хрупкость, желание ее оберегать.

 10.Консультация для родителей «Что делать, если ребенка укусила пчела»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл «Чудо пчелка»40.92 КБ

Предварительный просмотр:

                                Муниципальное дошкольное

                                 образовательное учреждение

                        «Ясли-сад №27 комбинированного типа

                                          города Макеевки»

Познавательно — исследовательский проект

для средней группы

«Чудо пчелка»

                                                                   

                                                                Воспитатель речевой группы:                                                                

                                                                                     Газина Т.В.

2019- 2020 учебный год

Тема проекта «Чудо пчелка»

Тип проекта: познавательно — исследовательский

Участники проекта дети, воспитатели, родители

Сроки по продолжительности: краткосрочный (1 неделя)

Актуальность: необходимость в данном проекте возникла в связи с тем, что  многие дети со   страхом относятся к насекомым,   губят их, потому что мало знают о пользе насекомых. Поэтому важно сформировать у дошкольников экологическое сознание, экологическую культуру, способность понимать и любить окружающий мир, бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу ребенка, способствует формированию положительных моральных качеств.

Цель проекта: сформировать представления о жизни насекомых.  Заложить основы экологического воспитания, вызвать удовольствие от общения с природой.

Задачи: способствовать формированию у детей элементарных представлений о пчелах их строении, образе жизни,  способах передвижения. Расширять представления о том, что пчелы собирают цветочный нектар, из которого делают мед. Активизировать словарь детей    (улей, дупло, соты, нектар, учить подбирать слова, обозначающие вкусовые качества меда); познакомить детей со свойствами меда способствовать развитию познавательной активности в процессе реализации проекта. Развивать коммуникативные навыки,   воображение, творческие способности детей, формировать навыки исследовательской деятельности. Воспитывать бережное отношение ко всему живому.

 Этапы работы

I Этап – предварительный

1 Составление плана реализации проекта.

2.Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Пчелы».

3. Подбор литературы: К. Ушинский «Пчёлки на разведках», загадывание загадок,      

    аудиозаписей Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля», А. Чайковского «Вальс цветов»,    

    иллюстраций.

4. Подбор дидактических игр; игрового материала.

5.Просмотр развивающего видео для детей «Пчела».

6.Создание условий для изобразительной и продуктивной деятельности.

II Этап – основной        План-график мероприятий

№п/п

Формы реализации проекта

Дата

Ответственные

1.

Рассматривание иллюстраций «Пчелы и шмели», «Осы»

Пальчиковая игра «Пчелки»

27.07.2020

понедельник

2.

Беседа «Опасные пчелы»

Дидактическая игра «Путешествие пчел»

28.07.2020 вторник

3.

Чтение  «Как  человек с пчелками подружился»  

Экспериментальная деятельность «Исследование свойств меда»

29.07.2020 среда

4.

Конструирование «Пчела»

Слушание музыки Н. Римского-Корсакова«По-лёт шмеля», А. Чайковского «Вальс цветов»   

30.07.2020 четверг

5.

Коллективное рисование «Пчелки на полянке»

Консультация для родителей «Что делать, если ребенка укусила пчела»

31.07.2020 пятница

III Этап – заключительный

 Выставка коллективной работы «Пчелки на полянке», оформление иллюстративного материала «Все о пчелках», использование полученных знаний, умений и навыков в самостоятельной  игровой деятельности и в жизненных ситуациях.

Ожидаемые результаты: Данный проект позволит сформировать у детей коммуникативные навыки, умение работать в команде. Способствует расширению кругозора и экологических представлений, развитию словарного запаса. У детей проявится  интерес к объектам природы, насекомым – пчелам. Предполагается положительная реакция на знакомство с насекомыми, расширение знаний о пользе или вреде, которую пчелы приносят людям и растениям.

Литература

  1. Типовая образовательная программа дошкольного образования «Растим личность»
  2. Иванова А. И. Детское экспериментирование как метод обучения. // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2004.- № 4. – С. 84 – 92.
  3. Павлова Л. Н. Знакомим малыша с окружающим миром. – М.: Просвещение, 1987.
  4. Дыбина О. В., Рахманова Н. П. - Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

Приложение

1.Рассматривание иллюстраций о пчелках.

Задачи: Уточнить знания о месте обитания, особенностях внешнего вида, способах передвижения, издаваемых пчелой звуков, о пользе пчёлы (собирает цветочный сок - нектар, из которого получается мёд.) Активизировать речь детей. Воспитывать познавательный интерес, любознательность.

- Ребята, а вы встречались летом с пчелой? (ответы детей)

- Давайте посмотрим на пчелу (выставляется иллюстрация пчелы).

- Человек специально строит для пчелы домик, который называется улей. (Показываю). Это пчела. У пчелы есть туловище. Оно мохнатое, полосатое.

- Что ещё есть у пчелы? Голова, на голове глаза. Глаза нужны чтобы видеть красивые цветочки.

- Что ещё есть у пчелы? Усики.

- Ещё пчела имеет крылья. Они помогают ей перелетать от цветка к цветку.

- И у пчелы есть ножки. Ножки помогают пчеле цепляться за цветочек.

- Ребята, у вас есть носики? Покажите мне их пальчиком. Они у вас длинные или короткие? А у пчёлки есть носик – хоботок длинный.

      В природе пчелы живут там, где им вздумается, на то они и дикие. Чаще всего они обитают в дуплах старых деревьев или в расщелинах земли.  

- А человек специально изготавливает домики для пчел, специально для пчел, и они называются ульями.  

Как живут пчелы?

- Пчелы живут большими дружными семьями.  

- У каждого из членов семьи есть свои обязанности. Есть у пчел в семье пчелиная царица - мать, она занимается откладыванием яиц. Да, пчелы появляются из яиц, как и многие другие насекомые.  

- Еще в пчелиной семье есть рабочая пчела – добытчица меда. Рабочие пчелы не только собирают нектар, но еще и убирают территорию, защищают свое жилище и кормят детей.  

- Пчелки - трудолюбивые, умные, медоносные насекомые, защищаясь, могут укусить. Их укус достаточно болезнен и в некоторых случаях может быть даже опасен для человека, поэтому трогать насекомое руками не стоит.

- И, представляете, ребята, укусив (ужалив) человека и оставшись без своего оружия, пчела умирает.

- Увидев пчелу, не нужно бросаться бежать со всех ног куда подальше, пчелы просто так не нападают. Просто с ними нужно быть немного осторожнее, чем с другими насекомыми. Правильно будет: близко не подходить к пчелке и не трогать ее. А наблюдать со стороны.

2.Пальчиковая игра «Пчелки»

Домик маленький на ёлке,
Дом для пчёл, а где же пчёлки?
Надо в дом постучать,
Раз, два, три, четыре, пять.
Я стучу, стучу по ёлке,
Где же, где же эти пчёлки?
Стали вдруг вылетать:
Раз, два, три, четыре, пять

3.«Беседа о пчеле» 

 Задачи: Уточнить представления детей о пчелах, их отличии от других насекомых. Формировать представления о том, что пчелы — полезные насекомые (собирают цветочный сок — нектар, из которого получается мёд). Дать детям элементарные представления о жизни пчелы (внешний вид, особенности, образ жизни, взаимосвязь с растениями и человеком).  Развивать умение мыслить логически, обосновывать свои ответы, развивать речь, обогащать словарный запас. воспитывать интерес к познанию окружающего мира

Воспитатель загадывает загадку.

По полям она летает,

И цветочки опыляет.

В ульях обществом живет.

Мед в тех ульях круглый год!

А для тех, кто ей мешает

Она жало поднимает!

Лапок шесть и два крыла,

Все зовут ее … (пчела)

Воспитатель:  А как выглядит пчела? Скажите, что есть у пчелки? (указывая на части тела – лапки, голова, крылья, тельце).Найдите её на картинке.(Показываю картинку с изображением насекомых: муха, кузнечик, стрекоза и пчела).

Дети: Вот она! Жёлтая, в черную полоску. У неё шесть лапок. Есть усики. Она красивая!

Воспитатель: У пчелы крылышки и полосатое брюшко. Какого цвета тельце? (оно полосатое; желтое и черное) Какого цвета крылышки? (прозрачные).Какого цвета лапки? (черные.) Какого цвета голова у пчелы? (черная).

- Ребята, какое стихотворение мы знаем о пчеле?

Только вишня расцвела,

Прилетела в сад пчела!

Я давно за ней слежу,

Ищет мед она: жу - жу!

- Кто знает, что ищет пчелка в саду? (цветы)

Воспитатель: Я вам расскажу, как пчёлы делают мёд. Они хоботками высасывают сладкий сок — нектар из глубины цветка (показываю цветок) и несут его в свой дом — улей или дупло дерева. Там закладывают его в соты, которые заранее делают из воска (показываю соты). Ребята, пчёлка умеет трудиться, давайте и мы с вами попробуем.

 Физкультминутка «Трудолюбивая пчелка».

Пчелка трудится весь день (руками рисовать перед собой круг)

И работать ей не лень (покачивание указательными пальцами в знак отрицания)

От цветка летит к цветку, (ритмичные взмахи руками)

Клеит на брюшко пыльцу. (круговые движения ладонью по животу)

Хоботком нектар сосет, (вытянуть руку вперед, затем вниз, наклониться)

За день много соберет. («Раскрыть» перед собой все пальцы)

Унесет нектар тот в улей (изображают полет)

И назад вернется пулей (резко выбросит руку с вытянутым указательным пальцем вперед)

В сотах утрамбует мед, (топанье ногами)

Скоро ведь зима придет («поеживание»)

Будет пчелкам, чем питаться (имитация движения ложкой)

Надо летом им стараться (имитация накладывания меда в соты)

Воспитатель: Как вы думаете, какие пчёлы живут в дупле?

Дети: Наверное, дикие.

Воспитатель: А в улье?

Дети: Домашние пчёлы.

Воспитатель: Правильно. Дикие - это те пчёлы, которые живут в лесу и строят себе дом в дупле дерева. А за домашними пчелами ухаживает человек. Люди строят для них домики, которые называют ульями (показываю наглядно).

Воспитатель: Мёд очень полезный и вкусный, пчёлы им питаются. А чем он полезен людям?

Дети: Меня лечат им от простуды! Он вкусный, с ним приятно пить чай!

Воспитатель: Мёд помогает при простуде. Раньше люди не умели делать сахар, вместо сахара они ели мёд. Сейчас мёд добавляют в торты, конфеты. Вот как много пользы приносят пчёлы. Можно их ловить и уничтожать?

Дети: Нет! Ловить и уничтожать их нельзя! Пчелы защищаются, когда жалят.

Воспитатель:    Скажите, ребята, трудно ли быть пчелой?

Дети: Очень трудно! Чтобы запасти мёд, надо много раз лететь к цветам!

Воспитатель: Что нового узнали?

Дети: Мы узнали о пользе мёда. Увидели домик пчел и диких и домашних. Узнали, что пчела очень полезное насекомое. Чтобы пчела не укусила, её нельзя дразнить!

4.Дидактическая игра «Путешествие пчел»

Задачи: Закрепить умение сравнивать предметы по заданному признаку. Продолжать учить определять пространственное положение предметов, используя предлоги на, под, в и т.д. Развивать умение различать пространственное направление, от себя.

- Посадите пчелу на самый низкий цветок.

- Посадите пчелу на самый высокий цветок.

- Посадите пчелу на улей.

- Посадите пчелу под гриб.

- Посадите пчелу возле желтого цветка.

5.Чтение «Как  человек с пчелками подружился». Познавательный рассказ.

Много времени понадобилось человеку, чтобы подружиться  с пчелой. А начиналось все так.

В древние времена пчелы были дикие, людей к себе близко не подпускали. Пчелки

трудились, работали с утра до вечера, соты строили, цветы опыляли, мед в соты собирали. Мед был вкусный, пахучий, лечебный. Не все люди знали секрет меда, не сразу раскрыли его волшебную силу.  Сначала человек случайно находил диких пчел  и только со временем стал специально разыскивать пчелиные гнезда.

       В те давние времена основным занятием людей была охота. Леса  были богаты всякой живностью, в том числе и дикими пчелами, из гнезд которых люди добывали воск и мед.   Люди стали охотились за медом — отыскивать в лесу дупла с пчелами, разорять их, выламывать медовые соты и уносить домой.  Опасная и трудная это была работа добывать мед. Такое  занятие требовало наблюдательности, осторожности, опыта и, как всякая охота, смелости и мужества. Людей, промышлявших медом, считали умелыми и храбрыми: найти гнездо пчел в дремучем лесу и взять у них мед совсем не просто. Разъяренные дикие насекомые обращали в бегство не одного сборщика, а ведь надо было еще влезть на толстое дерево и там, на высоте, разворотить дупло.

Но со временем человек заметил пользу от продуктов, которые изготавливают пчелы (воск, мед). Тогда древние   охотники стали брать пчел и пчелиные гнезда под свою защиту. Деревья, в которых обитали пчелы, начали отмечать особыми знаками или метками лишь для того, чтобы воспользоваться продуктами пчел в последующие годы.

Постепенно люди  стали специально разводить пчел.

   Так, появилось одно из древнейших занятий – пчеловодство. Человека, который разводит пчел, называют пчеловодом или пасечником, место, где он разводит пчел – пасекой, а домики, которые он изготавливает специально для пчел, – ульями.

Весной пчелы вылетают из ульев и отправляются искать сладкий сок - нектар. Нектар пчела высасывает хоботком и летит к себе домой в улей.  В нем пчела строит из воска много сотов, куда она  складывает мед.

Пчеловоду необходимо очень много знать о жизни пчел, устройстве их жилья, болезнях, вредителях и мерах борьбы с ними. От этого и зависит результат его кропотливого труда. Если пчелы содержаться в хороших условиях, то и меда они дадут гораздо больше, нежели у нерадивого пасечника. Работает пчеловод круглый год, в течение года ведет он наблюдение за своими питомцами.

Самое интересное, что пчелы знают своего хозяина по запаху. Если на пасеке будет работать он, то пчелы спокойны. А если чужой могут покусать и очень сильно. Конечно, их нельзя приручить, но можно научиться правильно, обращаться и  подружиться с ними.

6.Экспериментальная деятельность «Исследование свойств меда»

- Ребята, сегодня мы познакомимся со свойствами меда. Посмотрите, что у меня в руках. Кто-нибудь знает из вас, что это такое? (Ответ: да, это мед).

- Сегодня мы с вами проведем эксперименты с медом. Какой мед на вкус?

- Возьмите маленькие тарелочки, и я каждому из вас положу мед. (Педагог накладывает мед одной ложкой, другой снимает мед с ложки). Посмотрите на свой мед. Скажите, какого он цвета? (Ответ: желтого).

- Наклонитесь и понюхайте, пахнет ли мед? (Ответ: пахнет).

- Прикоснитесь к нему самым кончиком языка, какой он на вкус? (Ответ: сладкий)

- Раньше люди не умели делать сахар, и вместо сахара и конфет ели мед. А сейчас наклоните тарелочки и посмотрите, течет ли мед? (Ответ: течет).

- Мед твердый или мягкий?

- Потрогайте мед пальчиками, твердый мед или мягкий? (Ответ: мед мягкий).

- Может ли мед прилипнуть к пальчикам? Осторожно пальчиком прикоснитесь к твердой части меда. Прилип? (Ответ: нет).

- Посмотрите, около этой горки есть лужица из меда. Прикоснитесь пальчиком к этой лужице. Осторожно поднимите и посмотрите. Прилипает ли мед к пальчикам? (Ответ: жидкий мед прилипает, а твердый - нет).

- Прижмите пальчик к пальчику: прилипнут ли пальчики друг к другу? (Ответ: прилипают пальчики). Значит мед липкий. А можно ли убрать мед с пальчиков? Попробуйте это сделать. (Дети выполняют, пытаясь вытирать пальчики, друг о друга, о сухую тряпочку.)

- Прилипает ли мед к ложке? Возьмите ложки и приложите осторожно ложку к твердой части меда. А затем к жидкой части. Какой мед прилипает к ложке хорошо, а какой хуже? (Ответ: жидкий мед прилипает хорошо, а твердый - хуже).

- Растворяется ли мед в воде?

- Проверьте, растворяется ли мед в воде. Возьмите тарелочки в руки и отправьте ложечкой мед в воду. (Дети делают).Размешайте и посмотрите внимательно, что происходит с медом. (Ответ: мед растворяется в воде).

- Так неужели мед исчез? Давайте попробуем водичку на вкус: есть ли там мед или нет? (Ответ: мед есть, потому что вода стала сладкой).

7.Конструирование «Пчела»

Задачи: продолжать знакомить с геометрическими фигурами. Развивать умение выкладывать фигурку пчелы из геометрических фигур.

- Выложите пчелу из геометрических фигур. Из какой геометрической фигуры сделаете голову? Из круга. Туловище? Из овала. Крылья? Из треугольников. Сколько треугольников нужно? Два треугольника. Чтобы пчела получилась полосатой, наложите сверху на овальное туловище полоски. Из  коротких полосок   сделайте усики. Глазки, из каких фигур сделаете? Из кругов.

8.Слушание музыки   Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля», А. Чайковского «Вальс цветов»   

9.Коллективное рисование «Пчелки на полянке»

Задачи: Формировать умение создавать на бумаге выразительный образ насекомого, его строение и форму. Совершенствовать технику рисования гуашью. Развивать  обобщенное представление детей о насекомых, как о живых существах, обитающих на земле, которые могут ползать, летать в воздухе. Воспитывать умение видеть красоту природы, понимать ее хрупкость, желание ее оберегать.

 10.Консультация для родителей «Что делать, если ребенка укусила пчела»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД познавательно-исследовательской деятельности (средняя группа)

Замечательное средство интеллектуального развития детей - детское экспериментирование. Дошкольники - прирожденные исследователи. И тому подтверждение, их любознательность и постоянное стремление к экс...

конспект НОД по познавательно-речевой деятельности в средней группе "Чудо-ложка"

Формирование   познавательного  интереса  к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете - ложке....

Конспект в области Познавательное развитие (познавательно – исследовательская деятельность) средняя группа Тема: «Незнайка – путешественник»

Конспект разработан для детей среднего возраста. Развивать у детей познавательный интерес в процессе экспериментирования с жидкостью и предметами....

Конспект ООД по познавательному развитию в средней группе «Чудо – огород»

Конспект занятия по познавательному развитию, который позволяет закрепить знания детей об овощах....

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе "Чудо магнит"

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе "Чудо магнит"...

Технологическая карта ОС. Познавательно- исследовательская деятельность в средней группе «Чудо мыльных пузырей». Воспитатель Лугинина Олеся Юрьевна

Тема:  «Чудо мыльных пузырей».Цель: Создать условия для  развития умения самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые способы.Задачи:- Организовать деятельность детей по формирова...

Краткосрочный познавательный проект в средней группе «Чудо-огород на подоконнике растет»

Проект – в переводе с греческого – это путь исследования, т.е. специально организованный взрослым и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творче...