Статья
статья (старшая группа)

Магизова Светлана Александровна

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx25.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ

Магизова  Светлана Александровна

Воспитатель

МАДОУ детский сад «Солнышко»

Цифровизация становится неотъемлемым элементом развития всех сфер жизни общества, в том числе и образования. Она отвечает за единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, функций, опыта деятельности и компетенций.

Современный мир ставит перед образованием новые задачи. Цифровизация, с одной стороны, помогает их решать, с другой – создает новые трудности.

Именно образование является первой ступенькой в становлении личности человека и его дальнейшего развития. Чем доступнее и удобнее процесс образования, тем легче человеку обучаться.

Очевидно, что в настоящее время, практически все дошкольные учреждения включены в сферу цифровой деятельности.  Дошкольные учреждения довольно активно занимаются нововведениями в этой области.

Создаются новые дошкольные учреждения по виду, типу, профилю, обеспечивающие индивидуализацию воспитательно-образовательного процесса, в зависимости от индивидуальных потребностей ребенка и его семьи.

Происходит переход от традиционных массовых средств информации, такими как книги, радио, фильмы к новым цифровым технологиям - компьютеризированным системам хранения информации, лазерным каналам связи и различным мультимедийным устройствам.

Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного воспитательно-образовательного процесса, значительно повышающей его качество.

Используя современные образовательные технологии, технологии электронного и смешанного обучения, цифровые ресурсы позволяют повысить эффективность образовательного процесса.

Использование цифровых технологий в деятельности дошкольного учреждения позволяет внедрять инновационные процессы в дошкольное образование, расширять возможности доступа к информационным ресурсам,  совершенствовать  все звенья управления в сфере образования, помогает развивать навыки работы на компьютере и повышать творческую фантазию и воображение.

Организация современной цифровой среды в ДОУ способствует реализации ключевых принципов, целей и задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Дошкольники, знакомясь с компьютерными технологиями и узнавая их возможности, испытывают интерес, удивление и радость от общения с ними.

Благодаря модернизации российского дошкольного образования значимой частью предметно-развивающей среды дошкольных учреждений стало инновационное оборудование: интерактивные доски, столы, мультимедийные детские студии и планшеты. Вокруг этих «умных» и «красивых» устройств уже складывается особое обучающее пространство.

Не секрет, что правильно подобранный игровой материал открывает дополнительные возможности для умственного роста дошкольника.

Так как в дошкольном возрасте ведущей деятельностью ребенка является игра, будет эффективно, если интерактивное оборудование направить на совершенствование именно «детских» видов деятельности (игру, творчество, овладение речью, восприятие окружающего мира и т.д.)

Интерактивные обучающие игры дают возможность организовать одновременное обучение детей, обладающих различными способностями и возможностями, выстраивать образовательную деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Также необходимо упомянуть о том, что цифровые технологии являются эффективным средством для решения задач развивающего обучения и реализации деятельностного подхода, обогащения развивающей среды ДОУ.

В процессе решения виртуальных образовательных задач у детей развиваются творческий потенциал, инициатива, любознательность, настойчивость, трудолюбие, ответственность, что является целевыми ориентирами ФГОС дошкольного образования.

Использование цифровых технологий помогает при подготовке детей к обучению в школе, позволяет представить родителям консультации, видеоролики и фильмы о жизни детей в детском саду, ведь дети рисуют и лепят, играют и поют, танцуют и участвуют в инсценировках, праздниках, развлечениях. Цифровые помощники упростят организацию сотрудничества детского сада с семьей, в том числе, при организации дистанционного обучения, создания социальных образовательных сетей и сообществ.

Помимо названных преимуществ цифровизации можно назвать следующее: отсутствие бумажной волокиты, экономию такого важного ресурса, как время, упрощение работы педагогов, прогностическая модель будущего в действии.

Но при внедрении и использовании новых образовательных цифровых технологий в ДОУ необходимо учесть одно условие – необходимость познакомить и обучить с работой с данными устройствами педагогический состав учреждений. В реализации этого пункта можно активно использовать широко развитую сегодня сеть дистанционного обучения, где созданы очень удобные условия для обучения без отрыва от производства.

Цифровизация дошкольного образования в современном мире позволяют педагогу проявить творчество, побуждают искать новые нетрадиционные формы и методы. Анализ огромного количества информации, работа с таблицами, отчётность: это всегда отнимает много времени и внимания.

Чтобы максимально эффективно использовать ресурсы, важно постоянно осваивать новые технологии: он-лайн совещания и конференции, обмен материалами через облачное хранилище, сдача отчётности в электронном виде.

Современные технологии делают информацию доступной.
У педагогов появляется возможность постоянно расти профессионально, перенимать у коллег лучшие практики и обмениваться идеями. Воспитатели, благодаря цифровизации, чувствуют себя уверенно, потому что важная информация всегда под рукой.

В современном обществе педагоги, независимо от места жительства, имеют доступ к различным методическим материалам в виде электронных ресурсов, что наиболее удобно при распространении новых методических идей, подготовке к занятиям, изучении новых методик, подборе наглядных пособий.

Интернет-сообщества педагогов позволяют не только находить и использовать необходимые методические разработки, но и размещать свои материалы, делиться педагогическим опытом.

Педагоги проходят аттестацию, повышают квалификацию,  уровень самообразования. На сегодняшний день, роль педагога со знанием цифровых технологий, играет не маловажную роль, педагог растет и шагает в ногу со временем повышая свой профессионализм.

Цифровизация предоставила возможность детскому саду участвовать в жизни каждого ребёнка, даже тех, кто не посещает детский сад по состоянию здоровья. Родители, не водящие детей в садик, имеют возможность обратиться в консультационные центры, созданные на базах детских садов, в центры сопровождения семьи, логопункты.

Все эти структурные подразделения призваны помогать родителям воспитывать и обучать, корректировать и направлять, улучшать здоровье их детей.

Цифровые технологии формируют современную образовательную среду, дают новый потенциал классическим методикам, предоставляют педагогам новые инструменты.

Таким образом, применение цифровых технологий обусловлено, с одной стороны, требованиями ключевых нормативных документов в области образования, с другой стороны, интересами и потребностями детей и родителей.

Сейчас наука развивается с большой скоростью, каждый день появляются новые структуры. Цифровизация обучения поможет лучше ориентироваться в информационном мире в будущем.

Оценить все плюсы и минусы такой системы, ее последствия будет возможно спустя десятилетия. Когда придет время, поменяется вся структура образования. Хорошо это или плохо — решится спустя время.

Это здорово, что современный педагог владеет актуальными информационными технологиями и может их использовать в своей удаленной работе. Однако есть обратная сторона этого феномена. Он безучастно сдерживает воспитательные, социальные, коммуникативные навыки, которыми должен совершенно овладеть ребёнок-дошкольник.

Если же говорить о недостатках, то среди них, бесспорно, проявится риск отрицательного результата, отсутствие творчества, снижение умственной активности, плохая социализация, проблемы с физическим развитие. Эти изменения будут кардинальными.  

К минусам нововведений можно отнести и снижение детского непосредственного творчества. И это явление можно наблюдать уже сейчас. Человеку нет нужды размышлять о чем-то, он перестал самостоятельно добывать информацию.

Проявление снижение умственной активности также не заставить ждать. Это явление можно наблюдать уже сейчас. Человеку нет нужды размышлять о чем-то, он перестал самостоятельно добывать информацию.

Достаточно иметь доступ в Интернет, чтобы узнать необходимые сведения. Это приводит к ослаблению мыслительных способностей.

Еще одним существенным недостатком является отсутствие очного общения между обучающимися и педагогом, между сверстниками в игровой и образовательной деятельности.

Ребёнок - социальное существо. Для него характерна острая потребность в другом человеке. Обучаясь дистанционно, ребёнку будет трудно определить для себя особенности своего поведения в различных жизненных ситуациях, ему будет крайне тяжело выбирать соответствующие ситуации обстоятельства общения и совместной деятельности.

Социально-компетентный ребёнок способен чувствовать своё место в системе отношений людей и адекватно себя вести.

Однако отсутствие очного общения со сверстниками и педагогом предопределяет трудности в адаптации к социальным нормам межличностных взаимоотношений.

Обобщая вышесказанное, можно сказать следующее. В современном мире дошкольное образование невозможно с применением цифровых технологий, внедрение и применение которых  расширяет возможности всех участников образовательного процесса ДОУ.

Нововведения в дошкольном образовании подвергают детей как позитивному, так и негативному воздействию цифровых технологий. Соответственно в дошкольном образовании нельзя игнорировать ни одну из этих сторон.

Необходимо найти такие механизмы использования информационных технологий, которые позволят достичь образовательных целей наиболее эффективным, естественным и творческим способом, когда их применение является обоснованным.

Таким образом, информационные технологии, в совокупности с педагогическими технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

При этом компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения, не менее важны педагогические технологии и инновации в процессе обучения. Которые позволяют привнести в каждого ребенка некий запас знаний и создать условия для проявления его познавательной активности.  


Список использованной литературы

  1. Агеев А.В. Информатизация образования – необходимая составляющая развития информационного общества // Российское образование сегодня: уровневая система, новые стандарты, конкурентоспособность, Орел: ООО ПФ «Картуш», – 2018.–158 с. – Текст : непосредственный.
  2. Калинина Т.В. Управление ДОУ. Новые информационные технологии в дошкольном детстве. – М.: Сфера, –  2018.– 207 с. – Текст : непосредственный.
  3. Гейкер, Л. А. Использование интерактивных досок в образовательном процессе. Из практики использования интерактивных досок разных типов – с. Троицкое: РМК, – 2017. – 40 с. – Текст : непосредственный.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения

Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...

Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »

Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...

Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...

Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)

Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....

статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...

Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."

Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...