Статья
статья (старшая группа)
Предварительный просмотр:
ЦИФРОВИЗАЦИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ
Магизова Светлана Александровна
Воспитатель
МАДОУ детский сад «Солнышко»
Цифровизация становится неотъемлемым элементом развития всех сфер жизни общества, в том числе и образования. Она отвечает за единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, функций, опыта деятельности и компетенций.
Современный мир ставит перед образованием новые задачи. Цифровизация, с одной стороны, помогает их решать, с другой – создает новые трудности.
Именно образование является первой ступенькой в становлении личности человека и его дальнейшего развития. Чем доступнее и удобнее процесс образования, тем легче человеку обучаться.
Очевидно, что в настоящее время, практически все дошкольные учреждения включены в сферу цифровой деятельности. Дошкольные учреждения довольно активно занимаются нововведениями в этой области.
Создаются новые дошкольные учреждения по виду, типу, профилю, обеспечивающие индивидуализацию воспитательно-образовательного процесса, в зависимости от индивидуальных потребностей ребенка и его семьи.
Происходит переход от традиционных массовых средств информации, такими как книги, радио, фильмы к новым цифровым технологиям - компьютеризированным системам хранения информации, лазерным каналам связи и различным мультимедийным устройствам.
Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного воспитательно-образовательного процесса, значительно повышающей его качество.
Используя современные образовательные технологии, технологии электронного и смешанного обучения, цифровые ресурсы позволяют повысить эффективность образовательного процесса.
Использование цифровых технологий в деятельности дошкольного учреждения позволяет внедрять инновационные процессы в дошкольное образование, расширять возможности доступа к информационным ресурсам, совершенствовать все звенья управления в сфере образования, помогает развивать навыки работы на компьютере и повышать творческую фантазию и воображение.
Организация современной цифровой среды в ДОУ способствует реализации ключевых принципов, целей и задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Дошкольники, знакомясь с компьютерными технологиями и узнавая их возможности, испытывают интерес, удивление и радость от общения с ними.
Благодаря модернизации российского дошкольного образования значимой частью предметно-развивающей среды дошкольных учреждений стало инновационное оборудование: интерактивные доски, столы, мультимедийные детские студии и планшеты. Вокруг этих «умных» и «красивых» устройств уже складывается особое обучающее пространство.
Не секрет, что правильно подобранный игровой материал открывает дополнительные возможности для умственного роста дошкольника.
Так как в дошкольном возрасте ведущей деятельностью ребенка является игра, будет эффективно, если интерактивное оборудование направить на совершенствование именно «детских» видов деятельности (игру, творчество, овладение речью, восприятие окружающего мира и т.д.)
Интерактивные обучающие игры дают возможность организовать одновременное обучение детей, обладающих различными способностями и возможностями, выстраивать образовательную деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Также необходимо упомянуть о том, что цифровые технологии являются эффективным средством для решения задач развивающего обучения и реализации деятельностного подхода, обогащения развивающей среды ДОУ.
В процессе решения виртуальных образовательных задач у детей развиваются творческий потенциал, инициатива, любознательность, настойчивость, трудолюбие, ответственность, что является целевыми ориентирами ФГОС дошкольного образования.
Использование цифровых технологий помогает при подготовке детей к обучению в школе, позволяет представить родителям консультации, видеоролики и фильмы о жизни детей в детском саду, ведь дети рисуют и лепят, играют и поют, танцуют и участвуют в инсценировках, праздниках, развлечениях. Цифровые помощники упростят организацию сотрудничества детского сада с семьей, в том числе, при организации дистанционного обучения, создания социальных образовательных сетей и сообществ.
Помимо названных преимуществ цифровизации можно назвать следующее: отсутствие бумажной волокиты, экономию такого важного ресурса, как время, упрощение работы педагогов, прогностическая модель будущего в действии.
Но при внедрении и использовании новых образовательных цифровых технологий в ДОУ необходимо учесть одно условие – необходимость познакомить и обучить с работой с данными устройствами педагогический состав учреждений. В реализации этого пункта можно активно использовать широко развитую сегодня сеть дистанционного обучения, где созданы очень удобные условия для обучения без отрыва от производства.
Цифровизация дошкольного образования в современном мире позволяют педагогу проявить творчество, побуждают искать новые нетрадиционные формы и методы. Анализ огромного количества информации, работа с таблицами, отчётность: это всегда отнимает много времени и внимания.
Чтобы максимально эффективно использовать ресурсы, важно постоянно осваивать новые технологии: он-лайн совещания и конференции, обмен материалами через облачное хранилище, сдача отчётности в электронном виде.
Современные технологии делают информацию доступной.
У педагогов появляется возможность постоянно расти профессионально, перенимать у коллег лучшие практики и обмениваться идеями. Воспитатели, благодаря цифровизации, чувствуют себя уверенно, потому что важная информация всегда под рукой.
В современном обществе педагоги, независимо от места жительства, имеют доступ к различным методическим материалам в виде электронных ресурсов, что наиболее удобно при распространении новых методических идей, подготовке к занятиям, изучении новых методик, подборе наглядных пособий.
Интернет-сообщества педагогов позволяют не только находить и использовать необходимые методические разработки, но и размещать свои материалы, делиться педагогическим опытом.
Педагоги проходят аттестацию, повышают квалификацию, уровень самообразования. На сегодняшний день, роль педагога со знанием цифровых технологий, играет не маловажную роль, педагог растет и шагает в ногу со временем повышая свой профессионализм.
Цифровизация предоставила возможность детскому саду участвовать в жизни каждого ребёнка, даже тех, кто не посещает детский сад по состоянию здоровья. Родители, не водящие детей в садик, имеют возможность обратиться в консультационные центры, созданные на базах детских садов, в центры сопровождения семьи, логопункты.
Все эти структурные подразделения призваны помогать родителям воспитывать и обучать, корректировать и направлять, улучшать здоровье их детей.
Цифровые технологии формируют современную образовательную среду, дают новый потенциал классическим методикам, предоставляют педагогам новые инструменты.
Таким образом, применение цифровых технологий обусловлено, с одной стороны, требованиями ключевых нормативных документов в области образования, с другой стороны, интересами и потребностями детей и родителей.
Сейчас наука развивается с большой скоростью, каждый день появляются новые структуры. Цифровизация обучения поможет лучше ориентироваться в информационном мире в будущем.
Оценить все плюсы и минусы такой системы, ее последствия будет возможно спустя десятилетия. Когда придет время, поменяется вся структура образования. Хорошо это или плохо — решится спустя время.
Это здорово, что современный педагог владеет актуальными информационными технологиями и может их использовать в своей удаленной работе. Однако есть обратная сторона этого феномена. Он безучастно сдерживает воспитательные, социальные, коммуникативные навыки, которыми должен совершенно овладеть ребёнок-дошкольник.
Если же говорить о недостатках, то среди них, бесспорно, проявится риск отрицательного результата, отсутствие творчества, снижение умственной активности, плохая социализация, проблемы с физическим развитие. Эти изменения будут кардинальными.
К минусам нововведений можно отнести и снижение детского непосредственного творчества. И это явление можно наблюдать уже сейчас. Человеку нет нужды размышлять о чем-то, он перестал самостоятельно добывать информацию.
Проявление снижение умственной активности также не заставить ждать. Это явление можно наблюдать уже сейчас. Человеку нет нужды размышлять о чем-то, он перестал самостоятельно добывать информацию.
Достаточно иметь доступ в Интернет, чтобы узнать необходимые сведения. Это приводит к ослаблению мыслительных способностей.
Еще одним существенным недостатком является отсутствие очного общения между обучающимися и педагогом, между сверстниками в игровой и образовательной деятельности.
Ребёнок - социальное существо. Для него характерна острая потребность в другом человеке. Обучаясь дистанционно, ребёнку будет трудно определить для себя особенности своего поведения в различных жизненных ситуациях, ему будет крайне тяжело выбирать соответствующие ситуации обстоятельства общения и совместной деятельности.
Социально-компетентный ребёнок способен чувствовать своё место в системе отношений людей и адекватно себя вести.
Однако отсутствие очного общения со сверстниками и педагогом предопределяет трудности в адаптации к социальным нормам межличностных взаимоотношений.
Обобщая вышесказанное, можно сказать следующее. В современном мире дошкольное образование невозможно с применением цифровых технологий, внедрение и применение которых расширяет возможности всех участников образовательного процесса ДОУ.
Нововведения в дошкольном образовании подвергают детей как позитивному, так и негативному воздействию цифровых технологий. Соответственно в дошкольном образовании нельзя игнорировать ни одну из этих сторон.
Необходимо найти такие механизмы использования информационных технологий, которые позволят достичь образовательных целей наиболее эффективным, естественным и творческим способом, когда их применение является обоснованным.
Таким образом, информационные технологии, в совокупности с педагогическими технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.
При этом компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения, не менее важны педагогические технологии и инновации в процессе обучения. Которые позволяют привнести в каждого ребенка некий запас знаний и создать условия для проявления его познавательной активности.
Список использованной литературы
- Агеев А.В. Информатизация образования – необходимая составляющая развития информационного общества // Российское образование сегодня: уровневая система, новые стандарты, конкурентоспособность, Орел: ООО ПФ «Картуш», – 2018.–158 с. – Текст : непосредственный.
- Калинина Т.В. Управление ДОУ. Новые информационные технологии в дошкольном детстве. – М.: Сфера, – 2018.– 207 с. – Текст : непосредственный.
- Гейкер, Л. А. Использование интерактивных досок в образовательном процессе. Из практики использования интерактивных досок разных типов – с. Троицкое: РМК, – 2017. – 40 с. – Текст : непосредственный.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/01/picture-121758-1430499300.jpg)
СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения
Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/03/picture-69470-1364989472.jpg)
Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »
Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/06/picture-328533-1449412705.jpg)
Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.
«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/15/picture-499115-1413368325.jpg)
Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)
Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/13/picture-549911-1418465336.jpg)
статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/01/picture-118614-1585721635.jpg)
СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"
ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/26/picture-453377-1653552078.jpg)
Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."
Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...