Стендовый доклад "Сказка-как средство духовно-нравственного воспитания"
статья

Пикулева Оксана Николаевна

Доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoanaliz_pikuleva_o.n._2019.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ

 ОБЩЕОРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4»

г. Бердск, Новосибирская область

Стендовый доклад                                                    

«Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»

Подготовила:

Воспитатель 1 квалификационной категории

Пикулева Оксана Николаевна

г. Бердск 2019г.

Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников.

 «Воспитание – великое дело;

им решается участь человека».

В. Белинский

Проблему духовно-нравственного воспитания следует отнести к одной из самых актуальных в современном образовании. Духовно-нравственное развитие и воспитание детей дошкольного возраста является одной из сложнейших задач воспитания в условиях современного дошкольного образовательного учреждения. Вызвано это, прежде всего тем, что современное российское общество столкнулось с проблемой бездуховности, циничности, преобладания прагматического в целеполагании подрастающего поколения, утратой духовно-нравственных ориентиров среди молодежи. Духовно-нравственное развитие и воспитание дошкольников - основа всех основ. От того, что вложил педагог в ребенка в этом возрасте, будет зависеть, чего достигнет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающим миром.

Основой моей педагогической философии являются краткие и ёмкие слова великого педагога А. Макаренко: «…Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги». Работая педагогом дошкольного образования, необходимо вкладывать более глубокий смысл в эти слова.

Духовно-нравственное воспитание - проблема комплексная, и решить ее можно постепенно, включая в этот процесс всех членов социума, как детей, так и взрослых.

Считаю, что основой духовно-нравственного воспитания, прежде всего, является духовная культура той среды, в которой ребёнок живет, в которой происходит его становление и развитие - это духовная культура семьи, детского сада, школы. Тот дух, который царит в семье и детском саду, школе, дух которым живут родители и педагоги - люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребенка, - оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребенка.

Своё предназначение, как педагога дошкольного образования, вижу в наставничестве, в воспитании духовно-нравственных начал, сохранении и приумножении чистых, светлых и прекрасных образов на пути к формированию индивидуальности маленького человека. Насколько актуальны на сегодняшний день мудрые слова Н. Шелгунова: «Детство есть та великая пора жизни, когда кладётся основание всему будущему нравственному человеку».

Наиболее важной, на мой взгляд, проблемой духовно-нравственного воспитания дошкольников является девальвация семейных ценностей. Недаром существует высказывание: «Самое трудное в работе с детьми – это работа со взрослыми». Разрушение и кризис семьи, крайне низкий уровень духовно-нравственной культуры большинства современных родителей, некомпетентность семьи в вопросах духовного становления и воспитания ребенка приводит к большим проблемам духовно-нравственного воспитания детей в условиях ДОУ. У многих родителей отсутствует такое понятие, как «ответственность» за воспитание. Поистине вспомнишь слова В.Г.Белинского «Как много вокруг родителей, и мало отцов и матерей!».  Как следствие этой проблемы - необходимость массового просвещения родителей и педагогического сопровождения семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей.

Таким образом, решая проблемы духовно-нравственного воспитания детей, мы гарантируем свое светлое будущее. Заложенные мудро, ненавязчиво духовно-нравственные принципы детям дошкольного возраста станут фундаментом личности творческой, думающей, созидающей, будут потребностью и неотъемлемой частью достойного человека.

Да,  каждый ребёнок вправе выбирать краски и кисти в созидании своей судьбы. Но ему нельзя позволить «хватать» первое попавшееся. Он должен увидеть всё. Задача педагога: направить ребёнка к краскам и кистям – Доброго, Вечного, Прекрасного, а какие оттенки им будут выбраны – решать только ему.

Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания дошкольников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

- во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко духовно-нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и личностными качествами;

- во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности;

- в-третьих, само по себе обучение не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.            К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания»;

- в-четвертых, вооружение нравственными представлениями важно и потому, что они не только информируют ребёнка о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Период дошкольного детства наиболее благоприятен для нравственного воспитания ребёнка, ведь впечатление детства человек проносит через всю свою жизнь.

Одним из важнейших средств нравственного воспитания  дошкольников, по мнению, М.М.Кониной, О.И. Соловьёвой, Е.Ф.Луниной, Л.Б.Фесюковой и др., является ознакомление детей с художественной литературой. На мой взгляд, одним из средств создания положительных духовно-нравственных представлений детей, установления более тесных контактов между взрослыми и детьми в семье и в детском саду является сказка. Понятие о нравственности, нормы и правила поведения, заложенные в ярких образах сказки, способствуют становлению нравственных представлений. В процессе работы со сказкой дети постигают азы духовной культуры своего народа.

Однако, проблема использования сказки, в педагогическом процессе ДОУ, как средства формирования духовно-нравственных представлений  дошкольников, требует дальнейшего изучения.

Именно, поэтому, меня заинтересовала проблема поиска эффективных педагогических условий, методов и приемов организации работы со сказкой, содействующих формированию духовно-нравственных представлений дошкольников.   

Всю работу по формированию у детей духовно-нравственных представлений посредствам сказок я провожу комплексно: в совместной деятельности, в самостоятельной и в режимных моментах.

При пересказе сказки предлагала детям 2 младшей группы передавать в интонации характерные особенности разных персонажей. Например, пересказывая сказки «Колобок», «Три медведя», «Волк и семеро козлят» предлагала подметить и передать в интонации характерные особенности разных персонажей (волк - грубый, злой, козлята - маленькие, беззащитные, добрые).

Детям средней группы предлагала вообразить себя художниками и рассказать, какие картинки они нарисовали бы к сказке и почему.

Составила каталог загадок по сказкам), картотеку дидактических игр по сказкам, альбом по сказкам «Сказка – ложь, да в ней намек – Добрым молодцам урок!».

  •  Во 2младшей группе реализовала проект «Сказка в гости к нам пришла», презентация проекта. В средней группе реализовала проект «Традиции русской народной культуры». В подготовительной группе реализовала проект «В гостях у сказки». Это дало возможность развить в детях  умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев,

научились давать оценку поведению своему и других, обогатился словарный запас и развита связная речь. Дети начали проявлять чувства  милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь, трудолюбие, стараются доводить начатое дело до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.

Стараюсь улучшить развивающую предметно – пространственную среду в соответствии с ФГОС ДО. Совместно с родителя создали «Уголок ряженья», постоянно пополняем «Уголок театра». Дети  проявляют индивидуальные особенности, что способствует формированию их внутреннего мира. Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовно-нравственным ценностям. Театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет оказывать позитивное влияние на духовно-нравственное воспитание дошкольников.

Свою педагогическую деятельность построила на взаимодействии со специалистами детского сада, совместном проведении мероприятий, реализации образовательных проектов. Для того, чтобы иметь единый подход к воспитанию каждого ребенка.

Совместно с музыкальным руководителем детского сада подготовили драматизацию сказки «Курочка Ряба» в рамках проекта «Сказка в гости к нам пришла» во второй младшей группе, а в средней группе драматизацию сказки «Маша и медведь». 

Совместно с музыкальным руководителем показали  драматизацию сказки «Золушка» на новогоднем утреннике в подготовительной группе.

        Родители с большим удовольствием участвовали в показе кукольного спектакля по сказке «Колобок» на осеннем празднике, для этого изготовили ширму для музыкального зала, варежковый театр, декорации.

Совместно с родителями были  изготовлены пальчиковые театры (вязаный и флисовый), костюмы, атрибуты, декорации к драматизациям по сказкам «Курочка Ряба», «Маша и Медведь», «Золушка».

Совместно с родителями пополнили библиотеку группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками, дисками для прослушивания, также родители, у которых сохранились книги их детства, принесли в группу.

В результате проделанной работы дети стали добрее, отзывчивее, внимательнее к окружающим.

 «Кем бы ты ни стал, ученым или артистом, политическим человеком или кем хочешь – но обязательно ты должен стать человеком, твердо идущим, на твердых нравственных основах». А.И. Герцен «Эти слова остаются актуальными и для современного ребенка, да и взрослого человека».

Список литературы:

  1. Примерная общеобразовательная программа « От рождения до школы», под ред. Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева.

2. Артёмова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. М. 1991.

3. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. М. 1979. с 386.

4. Виноградова А.М. Воспитание нравственных чувств у дошкольников М. 1989. с.45.

5. Марченко И.С. Нравственное становление личности . М.1985. с. 15. 6. Маршак С.Я. Воспитание словом .М.1976. с. 123..

7. Матвеева Л.И. Развитие нравственного поведения детей. М.1993.с.67..

8. Морозова Т.В. Нравственность и человек. М. 2000.с. 75.

9. Нечаева В.Г. Нравственное воспитание в детском саду М.1984.

10. Новиков Л.А. Искусство слова М.1991.

11. Новлянская З.Н. Почему дети фантазируют? М.1977.

12. Островская А.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольников. М.1987

13. Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду.-М., 2000.

         14. Пискунова Л.К. Сказка о сказке. М. 1987.с.70.

15. Урунтаева Б.А. Диагностическое обследование детей. М.1999.с.25.

16. Фесюкова Л.В. Воспитание сказкой. 1998. с.2.

17. Филипова Л.В.Сказка как источник творчества детей. М.2001

18. Шурочкина И.С. «Использование средств театрализованной деятельности в работе с детьми» / «Справочник старшего воспитателя»№3-2008.

19. Экки Л. Театрально-игровая деятельность//Дошк.воспитание, 1991.-№7

20. Статьи сети Интернет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклор как средство духовно-нравственного воспитания

В нашем детском саду большое внимание уделяется духовно-нравственному воспитанию. Народный фольклор в воспитании играет значительную роль. Праздники в народных традициях приносят много радости и польз...

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливост...

Мини-музей - средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Мини-музей: "Главная улица Росии - река Волга" создан в детском саду с целью ознакомления детей с малой Родиной....

консультация для родителей "Сказка - как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста"

Формирование ценностного отношения к жизни, воспитание моральных качеств личности дошкольников через сказки....

"Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"

Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Современный дошкольник живет во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние иноязыч...

Музейная педагогика как средство духовно - нравственного воспитания воспитания дошкольника

Статья раскрывает возможности использования музейной педагогики в образовательном процессе дошкольного учреждения с целью духовно - нравственного воспитания....

Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста 3 - 4 лет «Современные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника»

ПроблемаКак помочь детям в процессе организовать сюжетно ролевую игру, повысить речевую активность, накопить эмоционально позитивный опыт, необходимость для развития социальной сферы...