Рабочая программа музыкального руководителя
рабочая программа

Незнамова  Алла Николаевна

Рабочая программа музыкального руководителя

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovnaya_21-22.docx100.67 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

        1.1. Пояснительная записка                                                                        2

        1.2. Цели и задачи реализации образовательной области «Музыка»                        3

        1.3. Интеграция образовательной области «Музыка» с другими образовательными

Областями                                                                                        4

        1.4. Возрастные особенности детей и содержание психолого-педагогической работы                                                                                                 6

        (по возрастам)

2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

        2.1. Формы работы по реализации основных задач по видам музыкальной

        деятельности.                                                                        10

        2.2. Взаимодействие специалистов, осуществляющих взаимодействие в группах.15

        

        2.3. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения

        Рабочей программы.                                                                17

        2.4. Региональный компонент                                                        21

        2.5. Воспитательные задачи                                                        22

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

        3.1. Распорядок дня                                                                        24

        3.2. События, праздники, мероприятия                                                25

        3.3. Особенности организации ОППР                                                27

        3.4. Материально – технические условия                                                29

        

        3.5. Методическое обеспечение                                                        30

                                                

        

1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Современная наука признает раннее детство как период, имеющий огромное значение для всей последующей жизни человека. Результаты нейропсихологических исследований доказали, что человеческий мозг имеет специальные разделы, ответственные за музыкальное восприятие. Из этого следует, что музыкальные способности – часть нашего биологического наследия. «Начать использовать то, что даровано природой, необходимо как можно раньше, поскольку неиспользуемое, невостребованное извне атрофируется…» В.М. Бехтерев.  Влияние же музыки на эмоциональное состояние человека давно закрепило первые позиции среди других видов искусств. По мнению В.А. Сухомлинского: «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту – маленький человек осознает свое достоинство…».

           В дошкольной педагогике музыка рассматривается как ничем не заменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на все доброе и прекрасное, с которыми они встречаются в жизни.

Рабочая образовательная программа предназначена для построения системы педагогической деятельности  по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников, представляет внутренний нормативный документ и является основным для оценки качества музыкального образовательного процесса в образовательном учреждении..

Основная идея рабочей программы – гуманизация, приоритет воспитания общечеловеческих ценностей: добра, красоты, истины, самоценности дошкольного детства.

Рабочая образовательная программа разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному образованию:

        Конвенция о правах ребенка (20 ноября 1989г.)

        Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

        Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (от17 октября 2013. №1155)

СП  2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28.

СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденными постановлением Главного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2.

Приказ Минпросвещения России от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».

Рабочая учебная программа по музыкальному развитию  дошкольников является модифицированной и составленной на основе:

-  Основной образовательной программы МБДОУ д.с.№ 43 «Теремок»,

Рабочей программы воспитания МБДОУ д.с.№43 «Теремок»

Календарного плана воспитательной работы на новый учебный год

 

Рабочая учебная программа отвечает требованиям ФГОС и возрастным особенностям детей. Программа разработана с учетом дидактических принципов - их развивающего обучения, психологических особенностей детей дошкольного возраста и включает в себя следующие разделы:

- слушание музыки;

- пение;

- музыкально-ритмические движения;

- игра на детских музыкальных инструментах. 

1.2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

Цель: Формирование эстетического отношения к миру культуры личности дошкольника, целостное развитие психических, физических, моральных и нравственных качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными природными характеристиками,

 ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, эстетического отношения к окружающему миру. развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:        

  •  развитие  музыкально-художественного вкуса;
  •  приобщение к музыкальному искусству;
  •  развитие музыкальности детей.

Раздел «СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ»

  •  ознакомление с музыкальными произведениями, их запоминание, накопление музыкальных впечатлений;
  •  развитие музыкальных способностей и навыков культурного слушания музыки;

развитие способности различать характер песен, инструментальных пьес, средств их выразительности;

  • формирование музыкального вкуса
  •  развитие способности эмоционально воспринимать музыку.

Раздел «ПЕНИЕ»        

  •  формирование у детей певческих умений и навыков;
  • обучение детей исполнению песен на занятиях и в быту, с помощью воспитателя и самостоятельно, с сопровождением и без сопровождения инструмента;
  • развитие музыкального слуха, т.е. различение интонационно точного и неточного пения, звуков по высоте;
  • длительности, слушание себя при пении и исправление своих ошибок;
  • развитие певческого голоса, укрепление и расширение его диапазона.

Раздел «МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ»

  •  развитие музыкального восприятия, музыкально-ритмического чувства и в связи с этим ритмичности движений;
  • обучение детей согласованию движений с характером музыкального произведения, наиболее яркими средствами
  • музыкальной выразительности, развитие пространственных и временных ориентировок;
  • обучение детей музыкально-ритмическим умениям и навыкам через игры, пляски и упражнения;
  • развитие художественно-творческих способностей.

Раздел «ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ»

  •  совершенствование эстетического восприятия и чувства ребенка;
  • становление и развитие волевых качеств: выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость;
  • развитие сосредоточенности, памяти, фантазии, творческих способностей, музыкального вкуса;
  • знакомство с детскими музыкальными инструментами и обучение детей игре на них;
  • развитие координации музыкального мышления и двигательных функций организма.

Раздел «ТВОРЧЕСТВО»: песенное, музыкально-игровое, танцевальное. Импровизация на детских музыкальных инструментах

  •  развивать способность творческого воображения при восприятии музыки;
  • способствовать активизации фантазии ребенка, стремлению к достижению самостоятельно поставленной задачи,
  • к поискам форм для воплощения своего замысла;
  • развивать способность к песенному, музыкально-игровому, танцевальному творчеству, к импровизации на инструментах.        

1.3. ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДРУГИМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ОБЛАСТЯМИ

«Физическая культура» Развитие физических качеств для музыкально-ритмической деятельности, использование музыкальных произведений в качестве музыкального сопровождения различных видов детской деятельности и двигательной активности.

«Здоровье» Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование представлений о здоровом образе жизни через музыкальное воспитание.

«Безопасность» Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах музыкальной деятельности.        

«Социализация» Формирование представлений о музыкальной культуре и музыкальном искусстве; развитие игровой деятельности; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

«Труд» Использование музыкальных произведений для формирования представлений о труде, профессиях, людях труда, желание трудится. Устанавливать взаимоотношения со взрослыми и сверстниками в процессе трудовой деятельности.

«Познание» Расширение кругозора детей в области о музыки; сенсорное развитие, формирование целостной картины мира в сфере музыкального искусства, творчества.

«Коммуникация» Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в области музыки; развитие всех компонентов устной речи в театрализованной деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи.

«Чтение художественной литературы» Использование музыкальных произведений с целью усиления эмоционального восприятия художественных произведений.

«Художественное творчество» Развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, использование художественных произведений для обогащения содержания области «Музыка», закрепления результатов восприятия музыки. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности; развитие детского творчества.

Расписание звучания фоновой музыки в режимных моментах. 

Время звучания

Режимные моменты

Преобладающий 
эмоциональный фон

8:00–8:30

Утренний прием

Радостно-спокойный

8:40–9:00

Настрой на занятия

Уверенный, активный

12:20–12:40

Подготовка ко сну

Умиротворенный, нежный

15:00–15:15

Подъем

Спокойный, оптимистично-просветленный


Включение музыки в образовательную деятельность. 

Форма восприятия музыки

Непосредственно образовательная 
деятельность

Содержание деятельности 
педагога

Активная

Познание;

игровая;

музыкально-художественная;

двигательная;

коммуникативная

Педагог намеренно обращает внимание ребенка на звучание музыки, ее образно-эмоциональное содержание, средства выразительности (мелодия, темп, ритм и др.)

Пассивная

Трудовая;

познание;

продуктивная;

восприятие художественной литературы;

коммуникативная

Педагог использует музыку как фон 
к основной деятельности,

музыка звучит негромко, как бы 
на втором плане

Рабочая программа по музыке, опираясь на вариативную комплексную программу, предполагает проведение музыкальной непосредственно образовательной деятельности.. 2 раза в неделю в каждой возрастной группе соответствиями с требованиями СанПина.

        

Группа

Возраст

Длительность занятия

(минут)

Ранняя

с 2 до 3лет

10

Младшая

с 3 до 4 лет

15

Средняя

с  4 до 5 лет

20

Старшая

с 5 до 6 лет

25

Подготовительная  к школе

с 6 до 7 лет

30

                                        

1.4. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ И СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ( по возрастам)

Возрастные особенности развития ребенка 2-3лет в музыкальной деятельности, содержание психолого-педагогической работы

           На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.

     На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь. Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими   искажениями.  

      Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» музыкальная деятельность направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку, через решение следующих задач:

• развитие музыкально художественной деятельности;

• приобщение к музыкальному искусству.

Развитие музыкально-художественной деятельности, приобщение к музыкальному искусству

Слушание

  • Развивать интерес к музыке, желание слушать народную и классическую музыку, подпевать, выполнять простейшие танцевальные движения. Развивать умение внимательно слушать спокойные и бодрые песни, музыкальные пьесы разного характера, понимать о чем (о ком) поется эмоционально реагировать на содержание. Развивать умение различать звуки по высоте (высокое и низкое звучание колокольчика,
  • фортепьяно, металлофона)

Пение

  • Вызывать активность детей при подпевании и пении. Развивать умение подпевать фразы

в песне (совместно с воспитателем). Постепенно приучать к сольному пению.

Музыкально-ритмические движения

  • Развивать эмоциональность и образность восприятия музыки через движения. Продолжать формировать способность воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослым (хлопать, притопывать ногой, полуприседать, совершать повороты и т и т д.)
  • Формировать умение начинать движение с началом музыки и заканчивать с ее окончанием; передавать образы (птичка летает, зайка прыгает, мишка косолапый идет). Совершенствовать умение выполнять плясовые движения в кругу, врассыпную, менять движения с изменением характера музыки или содержания песни.

 Занятия проходит 2 раза в неделю  продолжительностью  не более 10 минут .

Возрастные особенности развития ребенка 3-4 лет в музыкальной деятельности, содержание психолого-педагогической работы

                 В возрасте 3-4 лет необходимым становится создание условий для активного экспериментирования и практикования ребёнка со звуками с целью накопления первоначального музыкального опыта. Манипулирование

музыкальными звуками и игра с ними (при их прослушивании, элементарном музицировании, пении, выполнения простейших танцевальных и ритмических движений) позволяют ребёнку начать в дальнейшем ориентироваться в характере музыки, её жанрах. Содержанием музыкального воспитания детей данного возраста является приобщение их к разным видам музыкальной деятельности, формирование интереса к музыке, элементарных музыкальных способностей и освоение некоторых исполнительских навыков. В этот период, прежде всего, формируется восприятие музыки, характеризующееся эмоциональной отзывчивостью на произведения. Маленький ребёнок воспринимает музыкальное произведение в целом. Постепенно он начинает слышать и вычленять выразительную интонацию, изобразительные моменты, затем дифференцирует части произведения. Исполнительская деятельность у детей данного возраста лишь

начинает своё становление. Голосовой аппарат ещё не сформирован, голосовая мышца не развита, связки

тонкие, короткие. Голос ребёнка не сильный, дыхание слабое, поверхностное. Поэтому репертуар должен отличаться доступностью текста и мелодии. Поскольку малыши обладают непроизвольным вниманием, весь процесс обучения надо

организовать так, чтобы он воздействовал на чувства и интересы детей. Дети проявляют эмоциональную отзывчивость на использование игровых приёмов и доступного материала. Приобщение детей к музыке происходит и в сфере

музыкальной ритмической деятельности, посредством доступных и интересных упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов, помогающих ребёнку лучше почувствовать и полюбить музыку. Особое внимание на музыкальных занятиях уделяется игре на детских музыкальных инструментах, где дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их

отношений, различают красоту звучания различных инструментов.

           Особенностью рабочей программы по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников является взаимосвязь различных видов художественной деятельности: речевой, музыкальной, песенной, танцевальной, творческо-игровой.

Реализация рабочей программы осуществляется через регламентированную и нерегламентированную формы обучения:

- непосредственно образовательная деятельность (комплексные, доминантные, тематические, авторские);

- самостоятельная досуговая деятельность.

Специально подобранный музыкальный репертуар позволяет обеспечить рациональное сочетание и смену видов музыкальной деятельности, предупредить утомляемость и сохранить активность ребенка на музыкальном занятии.  

                Задачи воспитания и развития детей

Задачи в области музыкального восприятия-слушания-интерпретации.

  1. Воспитывать у детей слуховую сосредоточенность и эмоциональную отзывчивость на музыку.
  2. Организовывать детское экспериментирование с немузыкальными и музыкальными звуками и исследование качеств музыкального звука: высоты, длительности, тембра.
  3. Активизировать  слуховую восприимчивость младших дошкольников.

Задачи в области музыкального исполнительства-импровизации-творчества.

  1. Развивать двигательно-активные виды музыкальной деятельности- музыкально ритмические движения и игры на  шумовых музыкальных инструментах.
  2. Развивать координирование движений и мелкой моторики при обучении приемам игры на инструментах.
  3. Формировать у детей вокальные и певческие умения в процессе подпевания взрослому.
  4. Стимулировать умение детей импровизировать и сочинять простейшие музыкально-художественные образы в музыкальных образах и танцах.

На занятиях используются коллективные и индивидуальные методы обучения, осуществляется индивидуально-дифференцированный подход с учетом возможностей и особенностей каждого ребенка.

 Возрастные особенности развития ребенка 4-5 лет в музыкальной деятельности. Содержание психолого-педагогической работы.

В среднем дошкольном возрасте благодаря возросшей самостоятельности и накопленному музыкальному опыту ребёнок становится активным участником танцевальной, певческой, инструментальной деятельности. Чувственное познание свойств музыкального звука и двигательное, перцептивное восприятие метро - ритмической основы музыкальных произведений позволяют дошкольнику интерпретировать характер музыкальных образов, настроение музыки, ориентируясь в средствах их выражения.

Умение понять характер и настроение музыки вызывает у ребёнка потребность и желание пробовать себя в попытках самостоятельного исполнительства.  Начинает  развиваться образное мышление.  Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на  заданную тему. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной  

сосредоточенная деятельность в течение 20 минут. Он способен удерживать в памяти при  выполнении каких-либо действий несложное условие.

В  среднем дошкольном возрасте улучшается произношение  звуков  и  дикция.  Речь  становится предметом активности детей.  Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей.  

Интерес  вызывают  ритмическая  структура речи, рифмы.  Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством  на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит  ситуативный характер, а при общении с взрослым становится вне ситуативной.

Изменяется содержание общения ребенка и взрослого.  Оно выходит за пределы  конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный  мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной  и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес.  У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала.

         Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности;  появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности;  конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием  образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием  памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, овершенствования восприятия;  формированием потребности в уважении со стороны взрослого.

Дети средней группы уже имеют достаточный музыкальный опыт, благодаря которому начинают активно включаться  в разные виды музыкальной деятельности: слушание, пение, музыкально-ритмические движения, игру на

музыкальных инструментах и творчество. Занятия являются основной формой обучения. Задания, которые дают детям, более сложные. Они требуют сосредоточенности и осознанности действий, хотя до какой-то степени сохраняется игровой и развлекательный характер обучения. Занятия проводятся два раза в неделю по 20 минут. Их построение основывается

на общих задачах музыкального воспитания, которые изложены в Программе. В этом возрасте у ребенка возникают первые эстетические чувства, которые проявляются при восприятии музыки, подпевании, участии в игре или пляске и выражаются в эмоциональном отношении ребенка к тому, что он делает. Поэтому приоритетными задачами являются раз-

витие умения вслушиваться в музыку, запоминать и эмоционально реагировать на нее, связывать движения с музыкой в музыкально-ритмических движениях.  Музыкальное развитие детей осуществляется в непосредственно-образовательной деятельности  и в повседневной жизни.

На занятиях, которые проводятся два раза в неделю по 20 минут, используются коллективные и индивидуальные методы

обучения, осуществляется индивидуально-дифференцированный подход с учетом возможностей особенностей каждого ребенка.

 Задачи в области музыкального восприятия-слушания- интерпретации.

  1. Воспитывать слушательскую культуру детей, развивать умение понимать и интерпретировать выразительные средства музыки.
  2. Развивать умение детей общаться и сообщать о себе, своем настроении с помощью музыки.
  3. Развивать у дошкольников музыкальный слух - интонационный, мелодический, гармонический, ладовый; способствовать освоению детьми элементарной музыкальной грамоты.

Задачи в области музыкального исполнительства- импровизации- творчества.

  1. Развивать у детей координацию слуха и голоса, способствовать приобретению ими певческих навыков.
  2. Способствовать освоению детьми приемам игры на детских музыкальных инструментах.
  3. Способствовать освоению элементов танца и ритмопластики для создании музыкальных двигательных образов в играх и драматизациях.
  4. Стимулировать желание ребенка самостоятельно заниматься музыкальной деятельностью.

2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. ФОРМЫ РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ЗАДАЧ ПО ВИДАМ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Раздел «СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ»

ФОРМЫ РАБОТЫ

Режимные моменты

Совместная

деятельность педагога с

детьми

Самостоятельная

деятельность детей

Совместная деятельность с семьей

                                             Формы организации детей

Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Подгрупповые Индивидуальные

Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

Использование музыки:

-на утренней гимнастике и

физкультурных занятиях;

- на музыкальных занятиях;

- во время умывания

- на других занятиях

(ознакомление с

окружающим миром,

развитие речи,

изобразительная

деятельность)

- во время  прогулки (в теплое время)

- в сюжетно-ролевых играх

- перед дневным сном

- при пробуждении

- на праздниках и

развлечениях

 Занятия

 Праздники,

развлечения

 Музыка в

повседневной жизни:

-Другие занятия

-Театрализованная

деятельность

-Слушание музыкальных

сказок,

- рассматривание

картинок, иллюстраций в

детских книгах,

репродукций, предметов

окружающей

действительности;

 Создание условий для самостоятельной

музыкальной

деятельности в группе:

подбор музыкальных

инструментов

(озвученных и не

озвученных),

музыкальных игрушек,

театральных кукол,

атрибутов для ряженья.

Экспериментирование

со звуками, используя

музыкальные игрушки

и шумовые

инструменты

 Игры в «праздники»,

«концерт»

 Консультации для родителей

 Родительские собрания

 Индивидуальные беседы

 Совместные праздники, развлечения (включение

родителей в праздники и подготовку к ним)

 Театрализованная деятельность (концерты

родителей для детей, совместные выступления

детей и родителей, совместные

театрализованные представления, оркестр)

 Создание наглядно-педагогической пропаганды

для родителей (стенды, папки или ширмы-

передвижки)

 Раздел «ИСПОЛНЕНИЕ»

Формы работы

Режимные моменты

Совместная

деятельность педагога с

детьми

Самостоятельная

деятельность детей

Совместная деятельность с семьей

                                             Формы организации детей

Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Подгрупповые Индивидуальные

Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

Использование

пения:

- на музыкальных

занятиях;

- во время

умывания

- на других

занятиях

- во время  

прогулки (в теплое

время)

- в сюжетно-

ролевых играх

-в театрализованной

деятельности

- на праздниках и

развлечениях

 Занятия

 Праздники,

развлечения

 Музыка в

повседневной жизни:

-Театрализованная

деятельность

-пение знакомых песен

во время игр, прогулок в

теплую погоду

- Подпевание и пение

знакомых песенок,

 иллюстраций в

детских книгах,

репродукций, предметов

окружающей

действительности

Создание условий для

самостоятельной музыкальной

деятельности в группе: подбор

музыкальных инструментов

(озвученных и не озвученных),

музыкальных игрушек, макетов

инструментов, театральных

кукол, атрибутов для ряженья,

элементов костюмов различных

персонажей.

 Создание предметной среды, способствующей проявлению у

детей:

-песенного творчества

(сочинение грустных и веселых

мелодий),

 Музыкально-дидактические игры

 Совместные праздники, развлечения

(включение родителей в праздники и

подготовку к ним)

 Театрализованная деятельность (концерты

родителей для детей, совместные выступления

детей и родителей, совместные

театрализованные представления, шумовой

оркестр)

 Создание наглядно-педагогической пропаганды

для родителей (стенды, папки или ширмы-

передвижки)

 

 

Раздел «МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ»

Формы работы

Режимные моменты

Совместная

деятельность педагога с

детьми

Самостоятельная

деятельность детей

Совместная деятельность с семьей

                                                           

Использование

музыкально-

ритмических

движений:

-на утренней

гимнастике и

физкультурных

занятиях;

- на музыкальных

занятиях;

- на других занятиях

- во время  прогулки

- в сюжетно-ролевых

играх

- на праздниках и

развлечениях

 Занятия

 Праздники,

развлечения

 Музыка в

повседневной

жизни:

-Театрализованная

деятельность

-Игры, хороводы

- Празднование

дней рождения

Создание условий для самостоятельной

музыкальной деятельности в группе:

подбор музыкальных инструментов,

музыкальных игрушек, макетов инструментов,  атрибутов для театрализации,

элементов костюмов различных персонажей, атрибутов для самостоятельного танцевального

творчества (ленточки, платочки, косыночки

и т.д.).

 Создание для детей игровых творческих

ситуаций (сюжетно-ролевая игра),

способствующих активизации выполнения

движений, передающих характер изображаемых животных.

 Стимулирование самостоятельного

выполнения танцевальных движений под

плясовые мелодии

Совместные праздники, развлечения

(включение родителей в праздники и

подготовку к ним)

 Театрализованная деятельность (концерты

родителей для детей, совместные

выступления детей и родителей,

совместные театрализованные

представления, шумовой оркестр)

 Создание наглядно-педагогической

пропаганды для родителей (стенды, папки

или ширмы-передвижки)

 

 Посещения детских музыкальных театров

 Раздел «ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ»

Формы работы

Режимные моменты

Совместная

деятельность педагога с

детьми

Самостоятельная

деятельность детей

Совместная деятельность с семьей

                                           

                                                

  Формы организации детей

Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Подгрупповые Индивидуальные

Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

- на музыкальных

занятиях;

- на других занятиях

- во время  прогулки

- в сюжетно-ролевых играх

- на праздниках и

развлечениях

 Занятия

Праздники, развлечения

 Музыка в повседневной

жизни:

-Театрализованная

деятельность

-Игры с элементами  

аккомпанемента

- Празднование дней

рождения

Создание условий для

самостоятельной музыкальной

деятельности в группе: подбор

музыкальных инструментов,

музыкальных игрушек, ма

 Игра на шумовых музыкальных

инструментах;

экспериментирование со звуками,

 Музыкально-дидактические игры

Совместные праздники, развлечения

(включение родителей в праздники и

подготовку к ним)

 Театрализованная деятельность

(концерты родителей для детей,

совместные выступления детей и

родителей, совместные

театрализованные представления,

шумовой оркестр)

Создание наглядно-педагогической

пропаганды для родителей (стенды,

папки или ширмы-передвижки)

 Раздел «ТВОРЧЕСТВО (песенное, музыкально-игровое, танцевальное. Импровизация на детских

музыкальных инструментах)»

Формы работы

Режимные моменты

Совместная

деятельность педагога с

детьми

Самостоятельная

деятельность детей

Совместная деятельность с семьей

                                             Формы организации детей

Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Подгрупповые Индивидуальные

Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

- на музыкальных

занятиях;

- на других занятиях

- во время  прогулки

- в сюжетно-ролевых играх

- на праздниках и

развлечениях

 Занятия

Праздники, развлечения

 Музыка в повседневной

жизни:

-Театрализованная

деятельность

-Игры с элементами  

аккомпанемента

- Празднование дней

рождения

Создание условий для

самостоятельной музыкальной

деятельности в группе: подбор

музыкальных инструментов,

музыкальных игрушек, ма

 Игра на шумовых музыкальных

инструментах;

экспериментирование со звуками,

 Музыкально-дидактические игры

Совместные праздники, развлечения

(включение родителей в праздники и

подготовку к ним)

 Театрализованная деятельность

(концерты родителей для детей,

совместные выступления детей и

родителей, совместные

театрализованные представления,

шумовой оркестр)

Создание наглядно-педагогической

пропаганды для родителей (стенды,

папки или ширмы-передвижки)

2.2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В  ГРУППАХ

Модель взаимодействия  музыкального воспитательно-образовательного процесса (примерная)

        1.Взаимодействие с родителями, (законными представителями)                

  1. Взаимодействие со специалистом по физической культуре.
  2. Взаимодействие с воспитателями и персоналом всех возрастных групп.
  3. Взаимодействие с общеобразовательной школой.
  4. Взаимодействие с Дворцом культуры.

   Формы взаимодействия с воспитателями в музыкальном образовании дошкольников.

Воспитатель и музыкальный руководитель непосредственно взаимодействуют с детьми в процессе организации их общения с музыкой.    

 

С педагогами проводятся:

       индивидуальные и групповые консультации, в ходе которых обсуждаются вопросы индивидуальной работы с детьми, музыкально-воспитательной работы в группах, используемого на занятиях музыкального репертуара, вопросы организации музыкальной среды дошкольного образовательного учреждения; осуществляется работа по освоению и развитию музыкально-исполнительских умений воспитателей;

       практические занятия, включающие разучивание музыкального репертуара для детей.

       семинары, в ходе которых осуществляется знакомство с новой музыкально-методической литературой.

План взаимодействия с педагогами на 2021 – 2022 уч.г.

Срок

Форма и содержание работы

 

Сентябрь

Подготовка к музыкальным занятиям, показ музыкально-ритмических движений к танцам

 

Октябрь

Разучивание песенного репертуара к занятиям, обсуждение сценариев развлечений, распределение ролей

 

Ноябрь

Помощь в оформлении музыкальных уголков в группах, пополнение групп аудиозаписями детских песен

 

Декабрь

Помощь в изготовлении пособий для танцев, инсценировок

 

Февраль

Обсуждение сценариев к развлечению, посвященному Дню защитника Отечества

 

Март

Подготовка к музыкальным занятиям

 

Апрель

Пополнение групп аудиозаписями детских песен

 

Май

Подготовка к концерту 9 мая

 

 

Срок

Форма и содержание работы

 

Сентябрь

Подготовка к музыкальным занятиям, показ музыкально-ритмических движений к танцам

 

Октябрь

Разучивание песенного репертуара к занятиям, обсуждение сценариев развлечений, распределение ролей

 

Ноябрь

Помощь в оформлении музыкальных уголков в группах, пополнение групп аудиозаписями детских песен

 

Декабрь

Помощь в изготовлении пособий для танцев, инсценировок

 

Февраль

Обсуждение сценариев к развлечению, посвященному Дню защитника Отечества

 

Март

Подготовка к музыкальным занятиям

 

Апрель

Пополнение групп аудиозаписями детских песен

 

Май

Подготовка к концерту 9 мая

 

2.4. СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ДОСТИЖЕНИЯ ДЕТЬМИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Требования к уровню подготовки воспитанников

Младшая

Средняя

Старшая

Подготовительная

1.Внимательно слушать музыкальное произведение, запоминать

2.Проявлять эмоциональную отзывчивость, чувствовать характер муз.произвеления

3.Различать танцевальный, песенный, маршевый метроритмы, передавать их в движении

4.Активен в играх на исследовании звука,в элементарном музицировании

1.Установить связь между средствами выразительности и содержанием музыкально-художественного образа

2.Различать выразительный и изобразительный характер в музыке

3.Владеть элементарными вокальными приемами.Чисто интонировать попевки в пределах знакомых интервалов

4.Ритмично музицировать,слышать сильную долю в двух-,трехдольном размере

5.Накопленный на занятиях музыкальный опыт переносить в самостоятельную деятельность,делать попытки творческих импровизаций на инструментах, в движении и пении

1.Развивать элементы культуры слушательского восприятия

2.Выражать желание посещать концерты,музыкальный театр

3.Иметь представление о жанрах музыки

4.Проявлять себя в разных видах музыкальной исполнительской деятельности

5. Активен в театрализации

6.Учавствовать в инструментальных импровизациях

1.Развить культуру слушательского восприятия

2.Выражать желание посещать концерты,музыкальный театр

3.Иметь представление о жанрах и направлениях классической и народной музыке,творчестве разных композиторов

4.Проявлять себя во всех видах музыкально-исполнительской деятельности, на праздниках

5.Активен в театрализации, где включаются ритмо-интонационные игры, помогающие почувствовать выразительность и ритмичность интонаций, а также стихотворных ритмов,певучие диалоги или рассказывании

6.Учавствовать в инструментальных импровизациях

        

Младшая группа

Ладовое чувство

Музыкально слуховые представления

Чувство ритма

1

2

3

4

Внимание

Просьба повторить

Внешние проявления

Узнавание знакомой мелодии

Подпевание знакомой мелодии с сопровождением

Воспроизведение в хлопках простейшего ритмического рисунка мелодии на 3-5 звуков

Соответствие эмоциональной окраски движений характеру музыки

Соответствие ритма движений ритму музыки

Средняя группа

Ладовое чувство

Музыкально слуховые представления

Чувство ритма

1

2

3

4

Внимание

Умеет ли различать жанры

Высказывание о характере музыки

Узнавание знакомой мелодии по фрагменту

Подпевание знакомой мелодии с сопровождением

Пение малознакомой попевки (после нескольких её прослушиваний) с сопровождением

Узнает ли песню по вступлению

Активность исполнения

Воспроизведение в хлопках, в притопах,на музыкальных инструментах ритмического рисунка

Соответствие эмоциональной окраски движений характеру музыки с контрастными частями

Соответствие ритма движений ритму музыки

Активность в играх

Нерегламентированная музыкально-игровая деятельность (самостоятельная)

Младшая группа: нерегламентированная деятельность

Вокально-двигательные разминки

Артикуляционная

гимнастика, точечный массаж

Дыхательная

 гимнастика

Музыкально-дидактические игры

сентябрь

«Птица и птенчики»

Развивать звуковысотный звук

 

«Балтушка»

«Ириска»

«Маляр»

Собачка «нюхает» воздух

справа, слева

«Птица и птенчики»

Погремушка )быстро и медленно играет)

октябрь

«Петушок» - чисто интонировать мелодию

«Заборчик»

 «Ириска»

«Шинкуем морковь»

Собачка «нюхает» воздух

вверху, внизу

«Большой и маленький петушок» (звуковысотность)

«Тихие и громкие звоночки» (динамика)

ноябрь

«На чем играю?» Различение высоты звука

«Заборчик»

«Ириска»

«Болтушка»  

Собачка радуется, высунув язык

«Трубы и барабан»

«Мышка и Мишка» (регистры)

декабрь

«Кукла шагает, бегает» - различение ритма

«Заборчик»

«Ириска»

«Обезьянки»

«Лев рычит»

«Солнышко и тучка» (грустно – весело)

Угадай-ка: ударные

январь

«Ноги – ножки» - различение ритма

«Заборчик»

«Ириска»

«Шинкуем морковь», «Змея»

Счет до 10 «от шепота до крика»

«Где мои детки» (звуковысотность)

Птичка большая и маленькая

февраль

«Тихие и громкие звоночки» (динамика)

«Заборчик»

«Ириска»

«Обезьянки», «Змея»

«Качели» (октава)

«Курочка и цыплята» (звуковысотность)

март

«Колпачки» (тембровый слух)

«Заборчик»

«Болтушка»,

«Обезьянки»

Оркестр – «угадай-ка»: бубен, погремушка, колокольчик

апрель

«Ступеньки» (звуковысотный слух)

«Заборчик»

«Болтушка»

«Змея»,  «Обезьянки»

«Чей домик» (звуковысотность)

«Кто идет?» - ритм

май

«Угадай колокольчик»

(звуковысотный слух)

«Болтушка»

«Ириска»

«Обезьянки»

«Курица и цыплята»

«Солнышко и тучка»

«Мишка и Мышка»

Средняя группа: нерегламентированная деятельность (самостоятельная)

Вокально-двигательные разминки

Артикуляционная

гимнастика, точечный массаж

Дыхательная

гимнастика

Музыкально-дидактические игры

сентябрь

«Угадай на чем играю?» (шумовые)

«Птицы и птенчики» (октава)

«Заборчик»

«Маляр»

«Шинкуем морковь»

Собачка «нюхает» воздух

справа, слева

«Громко – тихо» (динамика)

«Угадай-ка» (шумовые)

«Кто как идет» (ритм)

октябрь

«Качели» (РЕ1 – ДО2)

«Курица» (квинта)

«Заборчик»

«Ириска»

«Шинкуем морковь»

Собачка «нюхает» воздух

вверху, внизу

«Птицы и птенчики» (октава)

«Качели» (РЕ1 – ДО2)

«Курица и птенчики»

ноябрь

«Громко – тихо мы поем»

«Ритмическое эхо»

«Заборчик»

«Ириска»

«Маляр»

Собачка радуется, высунув язык

«Солнышко и тучка» (М, Т)

«Ритмическое эхо»

декабрь

«Веселые дудочки»

«Угадай-ка» (ударные, звенящие)

«Заборчик»

«Ириска»

«Обезьянки»

«Лев рычит»

«Угадай-ка» (звенящие)

«Веселые дудочки»

январь

«Птица и Птенчики» (октава)

«Кто как идет?»

«Заборчик»

«Ириска»

«Обезьянки»

Счет  «от шепота до крика» от 1 до 10

«Кто в домике живет?» (регистры)

«Угадай-ка» (шумовые)

февраль

«Качели» (септима)

«Эхо» (секста)

«Заборчик», «Ириска», «Шинкуем морковь»,

«Обезьянки», «Змея»

«Курочка» (квинта)

«Труба и барабан»

март

«Ритмическое эхо»

«Кто как идет?»

«Заборчик»

«Ириска»

«Обезьянки», «Змея»

«Громко – тихо»

«Качели» (септима)

«Угадай-ка» (звенящие)

апрель

«Угадай-ка» (все виды инструментов)

«Качели» (септима)

«Заборчик»

«Ириска»

«Змея», «Болтушка»

Эхо (секста)

«Мышка и Мишка»

«Кто как идет»

май

«Эхо» (секста)

«Громко – тихо»

«Болтушка», Ириска»

«Шинкуем морковь»

«Обезьянки», «Змея»

«Птицы и птенчики»

«Ритмическое эхо»

Старшая группа: нерегламентированная деятельность (самостоятельная)

Вокально-двигательные разминки

Артикуляционная

гимнастика, точечный массаж

Дыхательная

 гимнастика

Музыкально-дидактические игры

сентябрь

«Тик – так»,

«Золотые ворота»,

«Болтушка», «Ириска»  

«Шинкуем морковь»

«Точечный массаж»

Собачка «нюхает» воздух

справа, слева

«Петушок, цыплята»

«Солнышко и тучка»

«Качели» (звуковысотность)

октябрь

«Смелый пилот»,

«Лестница»,

«Ах, качи»,

«Болтушка»

«Ириска»

«Веселые обезьянки»

Собачка «нюхает» воздух

вверху, внизу

«Солнышко и тучка»

«Песня, танец, марш»

«Петух, курица, цыплята»

ноябрь

«Белка»,

«Лестница»

«Петушок»,

«Заборчик»

«Болтушка», «Футбол»

«Змея»

Собачка радуется, высунув язык

«Песня, танец, марш»

«Качели» (ми 1– соль1)

«Узнай песенку по ритму»

декабрь

«Колыбельная»,

«Гармошка»,

«Бубенцы»,

«Заборчик»

«Болтушка»

«Змея»

«Лев рычит»

«Солнышко и тучка» (М, Т)

«Песня, танец, марш» (жанр)

«Узнай песню по ритму»

январь

«Бубенцы»

«Зазвенел колокольчик»

«Лестница»

«Шинкуем морковь»

«Веселые обезьянки»

«Футбол»

Счет  «от шепота до крика» от 1 до 10

«Солнышко и тучка»

«Выбери инструмент»

«Узнай песню по ритму»

февраль

«Лебедушка»,

«Ходит зайка»,

«Ириска»

«Змея»

«Болтушка»

«Три поросенка» (звуковысотность)

«Угадай-ка»

«Ритмическое эхо»

март

«Кот и рыбка»,

«Лестница»

«Маляр»

«Веселые обезьянки»

«Змея»

 «Лесенка»

«Кто поет?»

«Карусель» (звуковысотность)

апрель

«Сел комарик на кусточек»,

«Пастушок»,

«Заборчик»

«Ириска»

«Футбол»

 «Песня, танец, марш»

«Колокольчик» (большой и маленький)

май

«Барабанщик»,

«Лестница»

«Сенокос»,

«Болтушка»

«Шинкуем морковь»

«Змея»

«Птица и птенчики» (звуковысотность)

«Угадай-ка» (все виды музыкальных инструментов)  

2.5. Региональный компонент предусматривает:

 

- содержание регионального компонента на местном материале о Ростовской области с целью уважения к своему дому, к родной земле, родному краю;

- Приобщение ребенка к национально-культурному наследию: образцам национального местного фольклора, народным художественным промыслам, национально-культурным традициям, произведениям Ростовских писателей и поэтов, художников, исполнителей, спортсменов, знаменитых людей Октябрьского района и п. Каменоломни

- Приобщение к героическому подвигу ;

- Приобщение к ознакомлению и следованию традициям и обычаям предков;

- Воспитание толерантного отношения к людям других национальностей и вероисповедания

Методические приемы

1.     Музыкальный фольклор (детский, обрядовый, бытовой, военно-бытовой, строевой, плясовой);

2.     Музыкальная культура: знакомство с творчеством композиторов Ростовской области;

3.     Проведение праздников, развлечений, музыкально-литературных викторин;

4.     Ознакомление с народными музыкальными инструментами;

5.     Использование в группе аудио и видео записей концертов и детских праздников;

2.6. Воспитательные задачи.

Реализация рабочей программы воспитания в МБДОУ

В центре Программы воспитания находится личностное развитие воспитанников МБДОУ  и их приобщение к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе.

Цель и задачи Рабочей программы воспитания

Цель воспитания - формирование общей культуры личности, в том числе развитие социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, ценностей здорового образа жизни, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка.

Задачи реализации Программы воспитания:

- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

- обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

- воспитание патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения, осознание себя гражданином России – продолжателем традиций предков;

- воспитание экологической культуры и потребности принимать активное участие в природоохранной  и экологической  деятельности;

- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;

- формирование ценностных ориентаций средствами традиционной народной культуры, приобщение к культурному  наследию Донского края.

Принципы программы:

Принцип гуманизма. Каждый ребенок имеет право на признание его в обществе как личности, как человека, являющегося высшей̆ ценностью, уважение к его персоне, достоинству, защита его прав на свободу и развитие.

Принцип субъектности. Развитие и воспитание личности ребенка как субъекта собственной жизнедеятельности; воспитание самоуважения, привычки к заботе о себе, формирование адекватной самооценки и самосознания.

Принцип интеграции. Комплексный и системный подходы к содержанию
и организации образовательного процесса. В основе систематизации содержания работы лежит идея развития базиса личностной культуры, духовное развитие детей во всех сферах и видах деятельности.

Принцип ценностного единства и совместности. Единство ценностей и смыслов воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных отношений, содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение.

Принцип учета возрастных особенностей. Содержание и методы воспитательной работы должны соответствовать возрастным особенностям ребенка.

Принципы индивидуального и дифференцированного подходов. Индивидуальный подход к детям с учетом возможностей, индивидуального темпа развития, интересов. Дифференцированный подход реализуется с учетом семейных, национальных традиций и т.п.

Принцип культуросообразности. Воспитание основывается на культуре
и традициях России, включая культурные особенности региона.

Принцип следования нравственному примеру. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребенку реальную возможность следования идеалу в жизни.

Принципы безопасной жизнедеятельности. Защищенность важных интересов личности от внутренних и внешних угроз, воспитание через призму безопасности
и безопасного поведения.

Принцип совместной деятельности ребенка и взрослого. Значимость совместной деятельности взрослого и ребенка на основе приобщения к культурным ценностям и их освоения.

Принципы инклюзивного образования. Организация образовательного процесса, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования.

Цель рабочей программы воспитания  – усилить воспитательный компонент образовательной деятельности детского сада. Воспитательная работа с детьми - неотъемлемая  часть образовательного процесса. Воспитательные задачи необходимо решать в интеграции с обучающими и развивающими задачами.

Задачи воспитания соответствуют основным направлениям воспитательной работы.

Направления воспитательной работы:

Формирование личности ребенка, его социализация, нравственное воспитание, развитие общения.

Формирование любви к своему краю, к Родине.

Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и обществу.

Формирование позитивных установок к труду и творчеству.

Формирование основ экологического сознания.

Формирование основ безопасности и  здорового образа жизни.

Программа воспитания  в старшей группе реализуется в ходе освоения детьми всех образовательных областей

3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Распорядок дня.

Расписание звучания фоновой музыки в режимных моментах. 

Время звучания

Режимные моменты

Преобладающий 
эмоциональный фон

8:00–8:30

Утренний прием

Радостно-спокойный

8:40–9:00

Настрой на занятия

Уверенный, активный

12:20–12:40

Подготовка ко сну

Умиротворенный, нежный

15:00–15:15

Подъем

Спокойный, оптимистично-просветленный


Включение музыки в образовательную деятельность. 

Форма восприятия музыки

Непосредственно образовательная 
деятельность

Содержание деятельности 
педагога

Активная

Познание;

игровая;

музыкально-художественная;

двигательная;

коммуникативная

Педагог намеренно обращает внимание ребенка на звучание музыки, ее образно-эмоциональное содержание, средства выразительности (мелодия, темп, ритм и др.)

Пассивная

Трудовая;

познание;

продуктивная;

восприятие художественной литературы;

коммуникативная

Педагог использует музыку как фон 
к основной деятельности,

музыка звучит негромко, как бы 
на втором плане

Рабочая программа по музыке, опираясь на вариативную комплексную программу, предполагает проведение музыкальной непосредственно образовательной деятельности.(НОД). 2 раза в неделю в каждой возрастной группе соответствиями с требованиями СанПина.

        

Группа

Возраст

Длительность занятия

(минут)

Ранняя

с 2 до 3лет

10

Младшая

с 3 до 4 лет

15

Средняя

с  4 до 5 лет

20

Старшая

с 5 до 6 лет

25

Подготовительная  к школе

с 6 до 7 лет

30

3.2. События, праздники, мероприятия.

Дата

Тема развлечений

Цели

Возраст

сентябрь

 

«День знаний»

Воспитание уважения, любви к русскому языку, литературе.

 Закрепление умения выражать в продуктивной деятельности

 свои знания и впечатления. Активизация творческих возможностей

 детей и проявления их в разных видах творческой деятельности.

Средний – старший

Дошкольный

 (дети от 4 до 7 лет) 

сентябрь

«До свиданья лето, здравствуй, детский сад»

Вызывать у детей радость от возвращения в детский сад. Продолжать знакомство с детским садом как ближайшим социальным

 окружением ребёнка: профессии сотрудников детского сада,

предметное окружение, правила поведения в детском саду,

взаимоотношения со сверстниками.

Младший возраст

(дети от 3 до 4 лет)

27 сентября

 

Концерт «День воспитателя»

Обобщить, закрепить и расширить знания детей о профессиональных

праздниках.  Побуждать к исполнению знакомых и любимых произведений (песни, танцы); продолжать закреплять умение детей чувствовать ритм в музыке и тексте. Формировать чувства ответственности

 за успешное публичное выступление.

 

Ранний – средний

  (дети от 2 до 5 лет)

14 октября

 

Праздник «Покров»

Обобщить, закрепить и расширить знания детей о празднике Покров»,

 Русских обычаях, традициях. Показать гулянье на Руси.

 Воспитывать уважение к истории русского народа.

Старший дошкольный

 (дети от 5 до 7 лет)

1

ноябрь

«День народного единства»

Расширять представления детей о родной стране, о государственных праздниках. Углублять и уточнять представления о Родине – России. Закреплять знания о флаге, гербе и гимне России. Воспитывать любовь и гордость за свою Родину.

Старший дошкольный

 (дети от 5 до 7 лет)

22

ноября

 

«День матери»

Расширять гендерные представления. Воспитывать бережное и чуткое отношение к самым близким людям, потребность радовать близких

 добрыми делами. Продолжать  развивать музыкальные способности

 детей: эмоциональную отзывчивость, слуховое внимание, музыкальную память.

Старший дошкольный

 (дети от 5 до 7 лет)

4 неделя декабря

 

 «Новый год»

Создать условия для развития творческих способностей у дошкольников

через активную деятельность при подготовке к новогоднему празднику. Закреплять умения петь несложные песни в удобном диапазоне индивидуально и коллективно; выразительно и ритмично двигаться в соответствии с характером музыки. Развивать творческие способности. Воспитывать ответственность, дружелюбность в детском коллективе;

Ранний – старший

 дошкольный

(дети от 2 до 7 лет)

Январь

 

«Пришла коляда – отворяй ворота»

Расширять представление детей о традициях и обычаях русского народа, учить использовать полученные знания и навыки в жизни. Учить инсценировать народные песни. Воспитывать у детей желание познавать культуру своего народа (через сказки, пословицы, поговорки, песни, танцы, игры, обряды).

Ранний – старший

 дошкольный

(дети от  2 до 7 лет)

Февраль

 

«Масленица»

Знакомить детей с традициями русского народа. Приобщать детей к

 русским народным праздникам. Продолжать учить уметь народные песни, хороводы. Развивать двигательные навыки и умения. Воспитывать

  любовь к народному творчеству, к народным играм и песням.

Ранний – старший

 Дошкольный

 (дети от  2 до 7 лет)

1 неделя марта

 

«Праздник 8 марта»

Продолжать учить петь без напряжения; побуждать к исполнению

 знакомых и любимых произведений (песни, танцы); Развивать певческие и ритмические навыки, выразительность речи.  Воспитывать нравственные качества – любви, доброты, отзывчивости, желание доставлять радость близким и друзьям. 

Младший – старший

Дошкольный

 (дети от 3 до 7 лет)

1

апреля

 

«День смеха»

Продолжать  развивать музыкальные способности детей: эмоциональную отзывчивость, слуховое внимание, музыкальную память. Продолжать учить петь без напряжения; побуждать к исполнению знакомых и любимых произведений. Продолжать закреплять умение детей чувствовать ритм в музыке и тексте. Воспитывать уважение друг к другу.

Ранний – старший

 дошкольный

(дети от  2 до 7 лет)

7 апреля

«День здоровья»

Развивать музыкальные и творческие способности дошкольников в

 различных видах музыкальной деятельности, используя здоровьесберегающие технологии. Воспитывать  стремление детей к здоровому образу жизни. Формировать чувства ответственности за

 укрепление своего здоровья.

Ранний – старший

 Дошкольный

 (дети от  2 до 7 лет)

1 неделя мая

«День Победы»

Спортивно-музыкальный досуг

Воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Родине. Расширять

 знания о героях Великой Отечественной войны, о победе нашей стране в войне.

Старший дошкольный

(дети в возрасте 5 – 7 лет)

Май

 

«До свиданья, детский сад»

Воспитание уважения, любви к детскому саду, школе, закрепление умения выражать в продуктивной деятельности свои знания и впечатления, активизация творческих возможностей детей и проявления их

 в разных видах творческой деятельности.

Старший дошкольный

 (дети в возрасте 5 – 7)

3.3. Особенности организации ОППР  целевые ориентиры художественно – эстетического воспитания и развития

Ранняя группа

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная к школе группа

- различать высоту звуков (высокий -низкий);

- узнавать знакомые мелодии;

- вместе с педагогом подпевать музыкальные фразы;

- двигаться в соответствии с характером музыки, начинать движения одновременно с музыкой;

 - выполнять простейшие движения;

- различать и называть музыкальные инструменты: погремушка, бубен, колокольчик.

Целевые ориентиры по ФГОС ДО:

 ребенок эмоционально вовлечен в музыкальные действия.

- слушать музыкальные произведения до конца, узнавать знакомые песни;

- различать звуки по высоте (октава);

- замечать динамические изменения (громко-тихо);

- петь не отставая друг от друга;

- выполнять танцевальные движения в парах;

- двигаться под музыку с предметом.

Целевые ориентиры по ФГОС ДО:

ребенок эмоционально вовлечен в музыкально – образовательный процесс, проявляет любознательность.

- слушать музыкальное произведение, чувствовать его характер;

- узнавать песни, мелодии;

- различать звуки по высоте (секста-септима);

- петь протяжно, четко поизносить слова;

- выполнять движения в соответствии с характером музыки»

- инсценировать (вместе с педагогом) песни, хороводы;

- играть на металлофоне

Целевые ориентиры по ФГОС ДО:

ребенок проявляет любознательность, владеет основными понятиями, контролирует свои движения, обладает основными музыкальными представлениями.

- различать жанры в музыке (песня, танец, марш);

- звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка);

- узнавать произведения по фрагменту;

- петь без напряжения, легким звуком, отчетливо произносить слова,  петь с аккомпанементом;

- ритмично двигаться в соответствии с характером музыки;

- самостоятельно менять движения в соответствии с 3-х частной формой  произведения;

- самостоятельно инсценировать содержание песен, хороводов, действовать не подражая друг другу;

- играть мелодии на металлофоне по одному и в группе.

 Целевые ориентиры по ФГОС ДО

Ребенок знаком с музыкальными произведениями, обладает элементарными музыкально – художественными представлениями.

- узнавать гимн РФ;

- определять музыкальный жанр произведения;

- различать части произведения;

- определять настроение, характер музыкального произведения;

слышать в музыке изобразительные моменты;

- воспроизводить и чисто петь несложные песни в удобном диапазоне;

- сохранять правильное положение корпуса при пении (певческая посадка);

- выразительно двигаться в соответствии с характером музыки, образа;

- передавать несложный ритмический рисунок;

- выполнять танцевальные движения качественно;

- инсценировать игровые песни;

- исполнять сольно и в оркестре простые песни и мелодии.

Целевые ориентиры по ФГОС ДО

ребенок опирается на свои знания и умения в различных видах музыкально – художественной деятельности.

3.4. Материально-технические условия музыкального зала

 

Важнейшим условием реализации рабочей программы является создание развивающей и эмоционально комфортной для ребенка образовательной среды. Пребывание в детском саду должно доставлять ребенку радость, а образовательные ситуации должны быть увлекательными.

       Важнейшие образовательные ориентиры:

-         обеспечение эмоционального благополучия детей;

-         создание условий для формирования доброжелательного и внимательного отношения детей к другим людям;

-         развитие детской самостоятельности (инициативности, автономии и ответственности);

-         развитие детских способностей, формирующихся в разных видах деятельности.

Адекватная организация образовательной среды стимулирует развитие уверенности в себе, оптимистического отношения к жизни, дает право на ошибку, формирует познавательные интересы, поощряет готовность к сотрудничеству и поддержку другого в трудной ситуации, то есть обеспечивает успешную социализацию  ребенка и становление его личности.

Важную роль в решении задач по музыкальному воспитанию играют музыкальные инструменты, технические средства обучения, наглядный иллюстративный материал, дидактические пособия, фонотека.

Весь необходимый наглядно-методический материал подобран согласно требованиям Сан Пина и возрастным особенностям дошкольников.

В музыкальном зале имеется следующее оборудование:

Технические средства обучения:

-         Музыкальный центр

-         Фонотека

-         Видеопроектор

-         Ноутбук

Наглядный материал:

      -     Иллюстрации (времена года, музыкальные инструменты, музыкальная мозаика, )

-         Портреты композиторов

-         Театр кукол бибабо

-         Маски

-         Театральные костюмы

Дидактические пособия:

      -     Музыкально-дидактические игры («Игры с картинками», «Гусеница», «Паровоз», «Кукушка», «Курицы», «Баю-баю», «Две тетери», «Серенькая кошечка», «Музыкальный домик», «Горошина», «Качели», «Эхо», «Листопад», «Кузнечик», «Баба Яга», «Птица и птенчики», «Мишка и мышка», «Чудесный мешочек», «Курица и цыплята», «Петушок большой и маленький», «Угадай-ка», «Кто как идет?», «На чем играю?», «Громкая и тихая музыка», «Узнай какой инструмент», «Колпачки», «Солнышко и тучка», «Грустно-весело»).

Музыкальные инструменты:

-         Бубны

-         Арфа

-         Гармошка

-         Гитара      

-         Колокольчики

-         Погремушки

-         Деревянные ложки

-         Барабаны

-         Треугольники

-         Маракасы

-         Деревянные палочки

-         Балалайки

В ходе работы с детьми по развитию музыкально-ритмических способностей применяется следующее оборудование:

-         Набор деревянных музыкальных инструментов, ударных музыкальных инструментов;

-         Оборудование, способствующее развитию мелкой моторики пальцев рук: султанчики, платочки, шарфики, ленты, флажки, цветы, осенние листочки;

-         Оборудование, необходимое для развития у детей внимания, ориентировки в зале: обручи, мячи, игрушки, кегли;

-         Предметы для развития координации движений, выразительности движений, освоения танцевальных элементов: платочки, мячи, цветы, султанчики, погремушки, колокольчики, бубны, обручи.

Для развития чувства ритма, выразительности движений большую роль оказывают аудиозаписи с упражнениями, музыкальными подвижными играми, танцами, хороводами, гимнастикой.

Систематическое обновление и приобретение оборудования способствует хорошему усвоению материала и общему гармоничному развитию ребенка.

  1. Методическое обеспечение

1. Программа  «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой -3-е изд., испр. И доп.- М.: мозаика – синтез, 2016

2. М. Б. Зацепина «Музыкальное воспитание в детском саду». Москва 2006

3. Нищева Н. В.  Комплесная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи с 3 до 7 лет. – СПб:. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015

4.Гавришева Л., Нищева Н. Новые логопедические распевки. Музыкальная пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры. Выпуск 2.- СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.

5. Н. Луконина, Л. Чадова «Утренники в детском саду»

Сценарии о природе. Москва 2002

6. Роот «Песенки и праздники для малышей». Москва 2002

7. М. Михайлова «Развитие  музыкальных  способностей детей». Ярославль 1997

8. Н. Луконина, Л. Чадова «Праздники в детском саду для детей 2-4 лет» Москва 2002

9. Л. Горького, Л. Обухова «Праздники и развлечения в детском саду». Москва 2004

10. Г. Лапшина «Календарные и народные праздники в детском саду» Волгоград 2001

11. Т. Ежикова, Т. Кляйн «В гости праздник к нам пришел». Волгоград 2001

12. З. Роот «Осенние праздники для малышей» сценарии с нотным приложением. Волгоград 2001

13. Е. Никитина «Здравствуй осень» Москва 2002

14. В. Петрова «Музыкальные занятия с малышами». Москва 1993

15. Э. Мазина «Музыкальная шкатулка»

16. Г. Вихарева «Музыкальные сценарии для детских зимних праздников. Стихи, песни, ноты. Санкт – Петербург 2001

17. М. Трубникова «Музыкальные ступеньки» Игры и развлечения с музыкальными инструментами. Москва 1998

18. Т. Куприянова «Музыка для малышей». Игры, песни, танцы, шумовой оркестр. Ярославль 2010

19. К. Обухова «Русская народная песня для детей». Санкт-Петербург 2012

20. И. Кутузова, А. Кудрявцева «Музыкальные праздники в детском саду». Москва 2002

21. Е. Горбина «Лучшие попевки и песенки для  музыкального развития малышей». Владимир 2008

22. В. Корчевский «Новогодний хоровод» Сценарии, ноты. Москва 2002

23. Г. Калайтанова, Н. Корчаловская «Реализация регионального содержания образования в дошкольных образовательных учреждениях на основе традиций донского казачества» Ростов-на-Дону 2010

24. В. Петрова  программа «Малыш». Москва 2000

25. К. Тарасова, Т. Нестеренко Программа «Гармония». Москва 2002

\


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА музыкального руководителя по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» направление «Музыкальное развитие» на 2015 – 2016 учебный год

Рабочая программа музыкального руководителя разработана для детей от 2-х до 8-ми лет и определяет обязательную  часть  основной общеобразовательной программы дошкольного образования детей от...

Рабочая программа музыкального руководителя с учетом ФГОС ДО (для детей от 1,6 до 7 лет) Составлена на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» Под редакцией: Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильев

Рабочая программамузыкального руководителяс учетом ФГОС ДО (для детей от 1,6 до 7 лет)Составлена на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования«От рождения до школы»Под реда...

Рабочая программа музыкального руководителя по реализации основной образовательной программы дошкольного образования на 2016-2017 учебный год.

Целью программы является формирование общей культуры личности воспитанников, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности...

Рабочая программа музыкального руководителя с учетом ФГОС ДО ( для детей от 1,5 до 7 лет) Составлена на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» Под редакцией: Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Ва

Программа написана для музыкальных руководителей ДОУ в соответствии с федеральными государств енными требованиями. Программа состоит из целевого и организационного раздела. В организационный раздел вх...

Рабочая программа музыкального руководителя по реализации основной образовательной программы дошкольного образования на 2017-2018

Целью программы является формирование общей культуры личности воспитанников, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности...

Рабочая программа музыкального руководителя по освоению образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" (музыкальная деятельность для детей 2-7 лет разработанная на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Рабочая программа музыкального руководителя по освоению образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" (музыкальная деятельность для детей 2-7 лет разработанная на основ...