Мастер-класс для педагогов "Игра на ложках"
материал

Мастер-класс для педагогов "Игра на ложках"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_igra_na_lozhkah.docx24.01 КБ
Файл master-klass_igra_na_lozhkah.pptx999.55 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс  «Игра на ложках»

Актуальность.

Деревянные ложки – русский народный ударный инструмент, выделяющийся своей самобытностью. Они и по сей день остаются очень популярными. А в фольклорных и инструментальных ансамблях ложки являются обязательными.

Этот инструмент способствует развитию не только чувства ритма, но и артистизма, умения играть в ансамбле, слышать не только себя, но и друг друга.

Так как спектр приемов игры на деревянных ложках не ограничен, ребенок может проявить фантазию и придумать свои способы исполнения того или иного музыкального произведения.

Знакомство с русской народной музыкой исполнение фольклора позволяет расширить кругозор ребенка, а приобретение нового навыка игры на одном из множества музыкальных инструментов способствует

обретению уверенности в своем творческом начале.

Цель: создание условий для ознакомления педагогов с образовательной технологией обучения игре на ложках как на музыкальных инструментах для музыкального развития детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • познакомить участников мастер-класса с ложками, как с народным музыкальным инструментом;
  • изучить историю возникновения ложек;
  • познакомить участников с приёмами игры на ложках;
  • воспитывать интерес к ложкам как к музыкальному инструменту;
  • повысить уровень мастерства педагогов

Вводная часть 

Добрый день, уважаемые коллеги!

Скажите, любите ли вы чудеса и сюрпризы? Давайте мы с вами попробуем сотворить маленькое чудо. Для того чтобы оно произошло …

– Вы три раза должны хлопнуть,

И пять раз ногами топнуть,

Рядом другу улыбнитесь:

Дружно за руки возьмитесь,

Устремите взгляды ввысь

«Чудо, чудо появись!» (звучит волшебная музыка)

Посмотрите, какой чудесный сундучок у меня есть. А как вы думаете, что находится в моем волшебном сундучке? А поможет вам в этом вам моя загадка.

– Деревянная подружка,

Без неё мы, как без рук.

На досуге – веселушка,

И накормит все вокруг.

Кашу прямо носит в рот,

И обжечься не даёт. (Ложка)

- Правильно, отгадали, это ложка, но не простая ложка, а деревянная, расписная.

(Открываете сундучок, достаете ложки и раздаете участникам мастер-класса)

Применение музыкальных инструментов в образовательной деятельности и в повседневной жизни обогащает музыкальные впечатления дошкольников, развивает их музыкальные способности.

Из самобытных народных ударных инструментов на Руси применялись ложки. В старину народные песни и пляски часто сопровождались игрой на ложках, которые издавали четкий, «сухой» звук. Иногда к ложкам привязывались бубенчики.

Деревянные ложки имелись в каждой семье и являлись предметом обеденного стола. Ложки изготавливали из бересты, ольхи, липы. Сначала заготавливали небольшие брусочки – баклуши. Эту простую работу выполнял самый ленивый подмастерье. Поэтому сегодня, когда кто-то бездельничает, говорят: «Бьёт баклуши!». Специальными инструментами из баклуши вырезали ложку, обрабатывали её, чтобы сделать гладкой и удобной. Затем украшали резьбой, росписью, выжиганием и покрывали их лаком.

Кто и когда первый додумался превратить наши обыкновенные столовые ложки в ударный инструмент, сказать теперь совершенно невозможно.

Но пока родители расписывали ложки, они давали детям их поиграть. Услышав стук ложки об ложку, так и пошла игра на ложках, а сообразительный русский народ придумал разные приёмы игры.

Игра на ложках влияет на развитие координации движений и быстроту реакции, координируют работу мозга и мышц, полученные навыки закрепляются в памяти.

Формирует навыки вербального и невербального общения

Развивает чувство ритма, музыкальную память и внимание

Развивает навыки крупной и мелкой моторики

Развивает дисциплинированность, целеустремленность, внимательность, ответственность

Итак: сегодня мы будем учиться играть на ложках. Чтобы создать творческую атмосферу нашей мастерской, я прошу вас надеть на себя эти кокошники.

- Давайте рассмотрим из чего  состоит ложка.

Ложка состоит из черпака, черенка и коковки. Черпак также называют лопасть, ковшик. Черенок – это ручка, а коковка – это утолщение на конце черенка, оно позволяет лучше удержать ложку в руках.

Чтобы играть на ложках надо их правильно взять в руки.

Держат ложки за черенки, а черпаки смотрят в разные стороны. Ударяя ложку об ложку, получается красивый звук.

Сегодня, я хочу познакомить Вас с некоторыми приёмами игры на этом простом и незамысловатом народном инструменте. И Вы сразу же поймёте, что играть на деревянных ложках не так уж легко, как кажется.

Как вы думаете, какое количество ложек необходимо для игры?

В игровой комплект ложек могут входить 2, 3или 4 ложки.

А играть сегодня мы будем на двух ложках, потому что этот способ самый распространенный и в тоже время самый сложный и разнообразный по игровым приемам.

Ну, а для того, чтобы ложки «привыкли» к вашим ручкам, поиграем в «Музыкальную разминку»

Итак, переходим к изучению игровых приемов:

«Рукой левой мы возьмём

Рукой правой мы возьмём

Стукнем раз, стукнем два

Получается игра»

*1-ый приём «Часики». Ударяем возле правого и левого уха двумя ложками с небольшим интервалом. (показ).

*2-й приём «Хлопушки». Этот приём подобен «часикам», но без интервала. (Показ).

*3-й приём «Блинчики». Скользящие движения правой ложкой по левой. Ложки держат горизонтально (показ).

*4-й приём «Тарелочки». Скользящие движении вертикально правой и левой ложкой (показ).

*5-приём «Солнышко». Ложки на вытянутых руках, стуча двигаются по кругу, изображая круг или полукруг «солнышко».

А теперь под музыку. Молодцы!

2. А теперь мы будем учиться играть вторым приёмом.

«По ладошкам мы стучим

Весело играем.

По коленочкам стучим

Дружно повторяем»

Взяли ложки, держим правильно, сильно не сжимаем.

Приготовились, начали. 2 раза по ладошкам, 2 раза по коленкам.

Раз, два. Раз, два.

*приём «Трещётка» - держимладонь над коленом в горизонтальном положении и ударяем ложкой по колену и по ладони.

А теперь под музыку. Правильно, молодцы!

III часть Заключительная

Вот мы и разучили три приёма игры на ложках.

А сейчас мы соберемся, и будем дружно играть на ложках вместе,

Значит играем ансамблем.

Сначала играем 1 приёмом, 2.

Начинаем играть после вступления. Приготовились. Начали.

Итог: Вот видите, как мы вместе и дружно научились играть на ложках.

Деревянные ложки самый лучший сувенир, который напоминает о русских традициях. Самый простой и распространённый инструмент русского народа. И, может быть, пока наши дети играют на ложках, гадают на ромашке, просят божью коровку «улететь на небушко», не оборвётся та ниточка, которая связывает нас с традициями и памятью русского народа.

Уважаемые коллеги! Свой мастер класс хочется закончить словами:

Наша цель: развивать и воспитывать,

И частичку души своей вкладывать.

Если дети поют и танцуют,

Музицируют или рисуют,

Значит дети счастливее стали

Им мы в этом чуть-чуть помогали.

Если дети смеются, играют,

С удовольствием сад посещают,

Значит, трудимся мы не напрасно

И профессия наша прекрасна!

Рефлексия.

А теперь прошу вас оценить мой мастер-класс. Кому понравился мой мастер-класс пусть поднимут ложки вверх и постучат, а кому не понравился оставят ложки на коленках.

Пусть ваш дом будет полная чаша, а ложка кормилица ваша. Всего вам доброго.

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс «Игра на ложках» Подготовила: воспитатель группы 13 «Тюльпанчик» Карвенова А.Д. 2016 г.

Слайд 2

Деревянные ложки – русский народный ударный инструмент, выделяющийся своей самобытностью. Они и по сей день остаются очень популярными. А в фольклорных и инструментальных ансамблях ложки являются обязательными. Знакомство с русской народной музыкой исполнение фольклора позволяет расширить кругозор ребенка, а приобретение нового навыка игры на одном из множества музыкальных инструментов способствует обретению уверенности в своем творческом начале.

Слайд 3

Цель: создание условий для ознакомления педагогов с образовательной технологией обучения игре на ложках как на музыкальных инструментах для музыкального развития детей дошкольного возраста.

Слайд 4

Задачи: познакомить участников мастер-класса с ложками, как с народным музыкальным инструментом; изучить историю возникновения ложек; познакомить участников с приёмами игры на ложках; воспитывать интерес к ложкам как к музыкальному инструменту; повысить уровень мастерства педагогов.

Слайд 5

Секреты изготовления ложек Ложки делались из осины, берёзы, липы, реже ольхи и рябины. Сначала заготавливали небольшие брусочки – баклуши. Эту простую работу выполнял самый ленивый подмастерье. Поэтому сегодня, когда кто-то бездельничает, говорят: «Бьёт баклуши!» Специальными инструментами из баклуши вырезали ложку, обрабатывали её, чтобы сделать гладкой и удобной.

Слайд 6

Игра на ложках влияет на: развитие координации движений и быстроту реакции, координируют работу мозга и мышц, полученные навыки закрепляются в памяти, формирует навыки вербального и невербального общения, развивает чувство ритма, музыкальную память и внимание, развивает навыки крупной и мелкой моторики.

Слайд 7

Основные части ложки черпак черенок коковка

Слайд 8

МУЗЫКАЛЬНАЯ РАЗМИНКА

Слайд 9

Итак, переходим к изучению игровых приемов: «Рукой левой мы возьмём Рукой правой мы возьмём Стукнем раз, стукнем два Получается игра» *1-ый приём «Часики». Ударяем возле правого и левого уха двумя ложками с небольшим интервалом. (показ). *2-й приём «Хлопушки». Этот приём подобен «часикам», но без интервала. (Показ). *3-й приём «Блинчики». Скользящие движения правой ложкой по левой . Ложки держат горизонтально (показ). *4-й приём «Тарелочки». Скользящие движении вертикально правой и левой ложкой (показ). *5-приём «Солнышко». Ложки на вытянутых руках , стуча двигаются по кругу, изображая круг или полукруг «солнышко». А теперь под музыку. Молодцы !

Слайд 10

2. А теперь мы будем учиться играть вторым приёмом. «По ладошкам мы стучим Весело играем. По коленочкам стучим Дружно повторяем» Взяли ложки , держим правильно, сильно не сжимаем. Приготовились, начали. 2 раза по ладошкам, 2 раза по коленкам. Раз, два. Раз, два. *приём « Трещётка » - держим ладонь над коленом в горизонтальном положении и ударяем ложкой по колену и по ладони. А теперь под музыку. Правильно, молодцы! III часть Заключительная Вот мы и разучили три приёма игры на ложках . А сейчас мы соберемся, и будем дружно играть на ложках вместе , Значит играем ансамблем. Сначала играем 1 приёмом, 2. Начинаем играть после вступления. Приготовились. Начали.

Слайд 11

Заключение. Наша цель: развивать и воспитывать, И частичку души своей вкладывать. Если дети поют и танцуют, Музицируют или рисуют, Значит дети счастливее стали Им мы в этом чуть-чуть помогали. Если дети смеются, играют, С удовольствием сад посещают, Значит, трудимся мы не напрасно И профессия наша прекрасна!

Слайд 12

Рефлексия А теперь прошу вас оценить мой мастер-класс. Кому понравился мой мастер-класс пусть поднимут ложки вверх и постучат, а кому не понравился оставят ложки на коленках.

Слайд 13

Пусть ваш дом будет полная чаша, а ложка кормилица ваша. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс Ах уж эти ложки!

Россия – родина для многих, но для того, чтобы считать ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески  утвердить себя в ней, принять русский язык, историю...

Мастер-класс: «Как изготовить куклу на основе ложки?»

Цель занятия: Изготовить куклы для театральной деятельности на основе пластмассовой ложки.Задачи:Воспитательные задачи:· Воспитание трудолюбия и аккуратности при изготовлении куклы.· Побудит...

Фотоотчёт мастер класс с родителями "Театр на ложках"

Фотоотчёт мастер класс с родителями "Театр на ложках"...

Мастер-класс "Изготовление народной куклы на ложке"

Мастер-класс по изготовлению народной игровой куклы с помощью деревянной ложки и лоскутов ткани....

«Мастер-класс игры на музыкальных деревянных ложках»

В статье представлен мастер – класс игры на музыкальных деревянных ложках, предназначенный для  музыкальных руководителейобразовательных организаций.В методическом материале описывается пер...

Мастер-класс поделка «Аист из пластмассовой ложки»

Оригинальные детские поделки могут получиться из обычных пластмассовых ложек. Например, на основе этого материала мы сделали аиста, продемонстрированного в данном мастер-классе....