Методические рекомедации "Голос ребенка"
методическая разработка
В наших садах очень мало участия детей в планировании своей жизни.
Взрослый призван обеспечить богатство предметно-пространственной среды, чтобы максимально развернуть самостоятельную детскую активность, не навязывая ребенку готовых схем. Эта идея находит выражение в понятии «голос ребенка». Понимание ребенка, как имеющего право голоса, во многом основано на Конвенции о правах ребенка ООН.
«Голос ребенка» зачастую действует разнонаправленно с процессами, организуемыми взрослым. Однако многие педагоги видят свою задачу в том, чтобы комфортно для ребенка вписать его голос в схемы, предлагаемые взрослым, соответствующие культурным нормам и ожиданиям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 15.35 КБ |
Предварительный просмотр:
«Голос ребенка»
(Методические рекомендации для педагогов)
В наших садах очень мало участия детей в планировании своей жизни.
Взрослый призван обеспечить богатство предметно-пространственной среды, чтобы максимально развернуть самостоятельную детскую активность, не навязывая ребенку готовых схем. Эта идея находит выражение в понятии «голос ребенка». Понимание ребенка, как имеющего право голоса, во многом основано на Конвенции о правах ребенка ООН.
«Голос ребенка» зачастую действует разнонаправленно с процессами, организуемыми взрослым. Однако многие педагоги видят свою задачу в том, чтобы комфортно для ребенка вписать его голос в схемы, предлагаемые взрослым, соответствующие культурным нормам и ожиданиям.
Современный ребенок имеет право на выражение своих взглядов и мыслей. Однако, как показало наблюдение, педагоги нередко не уделяют должного внимания детским интересам.
Всякое творчество — это процесс создания чего-либо нового, т.е. именно нового продукта. При этом ценность и значимость продукта будет определяться его востребованностью. Если продукт востребован, то и ребенок, его создавший, будет утверждаться в глазах окружающих и своих собственных, что важно для становления детской личности. Есть ли у ребенка шанс получить творческий, т.е. новый продукт? И за счет каких возможностей этот шанс может достигаться?
В развивающем предметном пространстве возможностей ребенок должен являться инициатором. В нем «Голос ребенка» отчетливо проявляется. Но вот результат детского видения мира — получение творческого продукта — весьма ограничен арсеналом исполнительских навыков, которыми располагает ребенок, и уровнем развития регуляторных функций. Предполагается, что сама предметно-пространственная среда не гарантирует наличие детской инициативы и ее реализации; скорее, ее гарантирует взрослый.
Важно отметить, что роль взрослого заключается не только и не столько в том, чтобы создать наиболее разнообразную среду и услышать «Голос ребенка», сколько обеспечить процесс реализации ребенком собственных идей, замыслов, переживаний. Дело не в том, что голос должен быть услышан, а в том, чтобы он был трансформирован в детскую идею, направлен на ее реализацию и получил оформление в продукте. В этом случае дошкольное учреждение даже с относительно небогатой средой при обеспечении пространства детской реализации может быть с образовательной точки зрения более эффективным, чем детский сад с богатой средой. Пространство детской реализации требует другого типа общения и взаимодействия взрослого и ребенка. В этом случае взрослый должен вслушиваться в голос ребенка, чтобы понять детский замысел и помочь ребенку не только его реализовать, но и создать условия, направленные на поддержку его востребованности.
«Голос ребенка» проявляется в постановке вопросов, в умении передавать свои идеи в играх, рисунках, постройках и т.д., в воплощении своего замысла, в планировании своих идей.
Ребенку важно понять и почувствовать, что его голос слышат и уважают окружающие его взрослые. Дети уже граждане и должны обладать правом высказывания и должны получить этот опыт уже в детском саду.
Как известно, только с той ступени, на которой стоишь, возможно шагнуть на следующую. Поняв, как ребенок воспринимает окружающий мир, мы можем построить индивидуальное образование, оттолкнувшись от его вопросов и ответов. Поэтому дети должны быть окружены своими работами – свидетельствами своей состоятельности. Фотографии, записи текстов, видео, чтобы он видел свою продуктивность и свой рост. Тогда ребенок быстрее обнаруживает свое действие и осознает его. Это важно, чтобы ребенок умел ставить себе цели и оценивал свои достижения. Именно для это ребенку нужны в легком доступе папки со своими работами, которые он может листать, перебирать, рассматривать, а также «говорящие стены», где вывешиваются детские работы: ребенку необходимо видеть свою продуктивность здесь и сейчас.
Таким образом творческие творения ребенка начинают «работать» - и для самого автора, и мотивировать других детей.
«Голос ребенка» принципиально важно услышать самим взрослым!
У дошкольников воображение, фантазия и креативность востребованы в неограниченном количестве, но оказывается в дефиците у взрослых. Дети играют всегда, но только сейчас человечество доросло до понимания ценности игры. И в этом огромный ресурс для педагогов: можно услышать много неожиданного, если педагог задаст правильный вопрос; можно изумиться неожиданному повороту событий, записывая детскую историю.
Таким образом ребенок должен получить право стать субъектом собственной жизнедеятельности, увидеть свой потенциал, поверить в свои силы, научиться быть успешным в деятельности.
Это во многом облегчит его переход из детского сада в школу, сохранит и разовьет интерес к познанию в условиях школьного обучения. И мы, педагоги, должны всячески способствовать развитию в ребенке личности, нуждающейся в понимании и уважении ее интересов и прав.
Старший воспитатель Кузнецова М.А.
Март 2022 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/07/18/picture-132962-1563459716.jpg)
Методическая разработка "Ребенок и дорога"
Представлен материал для планирования работы по формированию безопасного поведения детей на дороге....
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/06/picture-545047-1417867072.jpg)
Методическая разработка "Ребенок дошкольного возраста как объект дошкольной педагогики".
Ребенок дошкольного возраста как объект дошкольной педагогики...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/15/picture-608383-1426431672.jpg)
Методическая разработка «Ребенок в современном мире»
Здесь вы узнате о том, как непросто живется в современном мире нашим детям, мальчикам и девочкам. Как им важно и трудно играть, ведь компьютер и телевизор заменяет им сейчас весь окружающий мир. Я раз...
методическая разработка "Ребенок.Родители.Воспитатели"
Данная работа направлена на создание взаимосвязи и взаимного сотрудничества между ребенком, родителями и воспитателями, как средства развития творческих и музыкальных способностей детей....
Методическая разработка «Ребенок в безопасности»
Вашему малышу скоро исполнится четыре года. В этом возрасте дети обладают естественным любопытством, у них - масса энергии и воображения, им надо непременно узнать всё, что их окружает.По мере того, к...
Методическая разработка. Ребенок и мультфильмы.
Методическая разработка. Ребенок и мультфильмы. Методическая разработка для педагогов ДОУ и родителей. Так уж повелось телевизор и ребёнок, стали единым целым, он стал хорошим помощником для взр...
Методическая разработка. Ребенок на пороге школы
Методическая разработка. "Ребенок на пороге школы " ...