Методические рекомедации "Голос ребенка"
методическая разработка

Кузнецова Марина Александровна

     В наших садах очень мало участия детей в планировании своей жизни.

     Взрослый призван обеспечить богатство предметно-пространственной среды, чтобы максимально развернуть самостоятельную детскую активность, не навязывая ребенку готовых схем. Эта идея находит выражение в понятии «голос ребенка». Понимание ребенка, как имеющего право голоса, во многом основано на Конвенции о правах ребенка ООН.

«Голос ребенка» зачастую действует разнонаправленно с процессами, организуемыми взрослым. Однако многие педагоги видят свою задачу в том, чтобы комфортно для ребенка вписать его голос в схемы, предлагаемые взрослым, соответствующие культурным нормам и ожиданиям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_golos_rebenka.docx15.35 КБ

Предварительный просмотр:

«Голос ребенка»

(Методические рекомендации для педагогов)

     В наших садах очень мало участия детей в планировании своей жизни.

     Взрослый призван обеспечить богатство предметно-пространственной среды, чтобы максимально развернуть самостоятельную детскую активность, не навязывая ребенку готовых схем. Эта идея находит выражение в понятии «голос ребенка». Понимание ребенка, как имеющего право голоса, во многом основано на Конвенции о правах ребенка ООН.

«Голос ребенка» зачастую действует разнонаправленно с процессами, организуемыми взрослым. Однако многие педагоги видят свою задачу в том, чтобы комфортно для ребенка вписать его голос в схемы, предлагаемые взрослым, соответствующие культурным нормам и ожиданиям.

Современный ребенок имеет право на выражение своих взглядов и мыслей. Однако, как показало   наблюдение, педагоги нередко не уделяют должного внимания детским интересам.

Всякое творчество — это процесс создания чего-либо нового, т.е. именно нового продукта. При этом ценность и значимость продукта будет определяться его востребованностью. Если продукт востребован, то и ребенок, его создавший, будет утверждаться в глазах окружающих и своих собственных, что важно для становления детской личности. Есть ли у ребенка шанс получить творческий, т.е. новый продукт? И за счет каких возможностей этот шанс может достигаться?

В развивающем предметном пространстве возможностей ребенок должен являться инициатором. В нем «Голос ребенка» отчетливо проявляется. Но вот результат детского видения мира — получение творческого продукта — весьма ограничен арсеналом исполнительских навыков, которыми располагает ребенок, и уровнем развития регуляторных функций. Предполагается, что сама предметно-пространственная среда не гарантирует наличие детской инициативы и ее реализации; скорее, ее гарантирует взрослый.

Важно отметить, что роль взрослого заключается не только и не столько в том, чтобы создать наиболее разнообразную среду и услышать «Голос ребенка», сколько обеспечить процесс реализации ребенком собственных идей, замыслов, переживаний. Дело не в том, что голос должен быть услышан, а в том, чтобы он был трансформирован в детскую идею, направлен на ее реализацию и получил оформление в продукте. В этом случае дошкольное учреждение даже с относительно небогатой средой при обеспечении пространства детской реализации может быть с образовательной точки зрения более эффективным, чем детский сад с богатой средой. Пространство детской реализации требует другого типа общения и взаимодействия взрослого и ребенка. В этом случае взрослый должен вслушиваться в голос ребенка, чтобы понять детский замысел и помочь ребенку не только его реализовать, но и создать условия, направленные на поддержку его востребованности.

      «Голос ребенка» проявляется в постановке вопросов, в умении передавать свои идеи в играх, рисунках, постройках и т.д., в воплощении своего замысла, в планировании своих идей.

Ребенку важно понять и почувствовать, что его голос слышат и уважают окружающие его взрослые. Дети уже граждане и должны обладать правом высказывания и должны получить этот опыт уже в детском саду.

Как известно, только с той ступени, на которой стоишь, возможно шагнуть на следующую. Поняв, как ребенок воспринимает окружающий мир, мы можем построить индивидуальное образование, оттолкнувшись от его вопросов и ответов. Поэтому дети должны быть окружены своими работами – свидетельствами своей состоятельности. Фотографии, записи текстов, видео, чтобы он видел свою продуктивность и свой рост. Тогда ребенок быстрее обнаруживает свое действие и осознает его. Это важно, чтобы ребенок умел ставить себе цели и оценивал свои достижения. Именно для это ребенку нужны в легком доступе папки со своими работами, которые он может листать, перебирать, рассматривать, а также «говорящие стены», где вывешиваются детские работы: ребенку необходимо видеть свою продуктивность здесь и сейчас.

       Таким образом творческие творения ребенка начинают «работать» - и для самого автора, и мотивировать других детей.

«Голос ребенка» принципиально важно услышать самим взрослым!

У дошкольников воображение, фантазия и креативность востребованы в неограниченном количестве, но оказывается в дефиците у взрослых. Дети играют всегда, но только сейчас человечество доросло до понимания ценности игры. И в этом огромный ресурс для педагогов: можно услышать много неожиданного, если педагог задаст правильный вопрос; можно изумиться неожиданному повороту событий, записывая детскую историю.

         Таким образом ребенок должен получить право стать субъектом собственной жизнедеятельности, увидеть свой потенциал, поверить в свои силы, научиться быть успешным в деятельности.

Это во многом облегчит его переход из детского сада в школу, сохранит и разовьет интерес к познанию в условиях школьного обучения. И мы, педагоги, должны всячески способствовать развитию в ребенке личности, нуждающейся в понимании и уважении ее интересов и прав.

Старший воспитатель Кузнецова М.А.

Март 2022 год

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Ребенок и дорога"

Представлен материал для планирования работы по формированию безопасного поведения детей на дороге....

Методическая разработка "Ребенок дошкольного возраста как объект дошкольной педагогики".

Ребенок дошкольного возраста как объект дошкольной педагогики...

Методическая разработка «Ребенок в современном мире»

Здесь вы узнате о том, как непросто живется в современном мире нашим детям, мальчикам и девочкам. Как им важно и трудно играть, ведь компьютер и телевизор заменяет им сейчас весь окружающий мир. Я раз...

методическая разработка "Ребенок.Родители.Воспитатели"

Данная работа направлена на создание взаимосвязи и взаимного сотрудничества между ребенком, родителями и воспитателями, как средства развития творческих и музыкальных способностей детей....

Методическая разработка «Ребенок в безопасности»

Вашему малышу скоро исполнится четыре года. В этом возрасте дети обладают естественным любопытством, у них - масса энергии и воображения, им надо непременно узнать всё, что их окружает.По мере того, к...

Методическая разработка. Ребенок и мультфильмы.

Методическая разработка. Ребенок и мультфильмы. Методическая разработка для педагогов ДОУ и родителей. Так уж повелось телевизор и ребёнок, стали единым целым, он стал хорошим помощником для взр...

Методическая разработка. Ребенок на пороге школы

Методическая разработка. "Ребенок на пороге школы  "    ...