Статья "Развиваемся играя".
статья

Захарова Варвара Алексеевна

Статья "Развиваемся играя".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_zaharova.docx19.72 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИВАЕМСЯ ИГРАЯ

        ЗАХАРОВА Варвара Алексеевна, воспитатель МБДОУ ЦРР – детский сад №89 «Парус», к.т.89142917289, bakazar@mail.ru

Универсальным средством преодоления проблемы речевого развития является словесная дидактическая игра, в процессе которого у детей не только обогащается словарь, но и развивается внимание, память, логическое мышление.

Работу по обогащению словарного запаса ребенка мы проводим на основе учета индивидуальных особенностей детей. Наблюдая за детьми нами подмечено, что они с большим удовольствием играют в словесные игры, становятся более активными и работоспособными, заинтересованными в своих ответах, повышается их обучаемость, речевая и общая инициатива.

        Данная работа проводится в течение дня: в режимных моментах, во время утреннего или вечернего сбора, вобразовательной деятельности, на физкультминутках и т.д.Во время утреннего сбора, в игре «Назови ласково» каждый ребенок называет имя своего соседа ласково: Марина – Мариночка, Сайнаара - Сайнаарочка, Афина – Афиночка, Ангелина - Ангелиночка, Дамир -Дамирушка и т.д. В игре «Животные и их детеныши» бросая мяч ребенку, взрослый называет животное, а ребенок, возвращая мяч, называет детеныша этого животного: у тигра - тигренок, у льва - львенок, у слона - слоненок, у кролика - крольчонок, у лося - лосенок, у лисы-лисенок, у медведя - медвежонок, у свиньи-поросенок, у овцы - ягненок, у собаки - щенок и т.д. В играх закрепляется умение образовывать существительные в уменьшительно-ласкательной форме, навыки словообразования.

Очень часто дети допускают ошибки при образовании множественных существительных. Исправить это можно через игру «Веселый счет»: мы называем слово в единственном числе, а ребенок преобразовывает это слово во множественное: стол - столы, стул - стулья, гусенок - гусята, гора - горы, лоб - лбы, дом - дома, рот - рты, глаз - глаза, окно - окна и т.д. Игра закрепляет в речи детей различных типов окончаний имен существительных.

Для обучения навыкам подбора существительных к прилагательному, обозначающему цвет, мы используем игру «Лови да бросай – цвета называй». Взрослый, бросая мяч ребенку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребенок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному: взрослый - «красный», ребенок- «флаг, помидор, яблоко, роза; оранжевый - апельсин, морковка, пластилин; зеленый – огурец, трава, капуста; голубой – небо, лед, незабудки; синий – колокольчик, море, небо и т.д. Проведение таких игр закрепляет названий основных цветов, развивает воображение.

        Нами было подмечено, что несмотря на общеизвестную значимость игры в развитии ребенка, у многих родителей нет четкого представления о многообразии детских игр и их использовании. В результате чего применение игр ими ограничено. Поэтому, в целях расширения знаний о занимательных словесных играх с родителями мы проводим консультации, семинары-практикумы. Совместно с родителями обогатили центр дидактических игр атрибутами, тематическими картинами, систематизировали содержание книжных уголков в соответствии с тематикой обучающего периода, пополнили содержание информационных стендов. Специально для членов семьи подготовили памятки, в которых особо подчеркнули достоинства речевых игр:

  • Игры проводятся в паре (вы и Ваш ребенок), потому что это общение с ребенком, которое он очень любит и ценит.
  • В эти игры можно играть когда угодно, и где угодно: по дороге в детский сад и из детского сада, на остановке, на прогулке, на отдыхе и т.д.
  • Игры не требуют специальной подготовки и материалов. Нужно только ваше желание поиграть с ребенком.
  • Успех обеспечен, если игра доставляет удовольствие не только детям, но и взрослому человеку.

Нами были разработаны рекомендации родителям:

  • Как бы вы ни были заняты, всегда старайтесь выслушать ребенка до конца. Покажите, что вы уважаете его, как собеседника.
  • Создайте в семье такие условия, чтобы ребенок испытывал удовольствие от общения с вами, братьями и сестрами.
  • От старших членов семьи ребенок должен получать новые знания, обогащать свой словарный запас, научиться последовательно излагать мысли, грамматически правильно строить предложения.
  • Только совместная работа детского сада и семьи по формированию связной речи поможет ребенку стать общительным, преодолеть молчаливость и застенчивость, разовьет уверенность в своих силах.

        Постепенно родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатам детей, эмоционально поддерживать их. Отзыв Протопоповой Натальи: «Мой Миша с удовольствием ходит в детский сад, не было случая, чтобы он с утра плакал и не хотел идти в сад. Заботливая и внимательная Варвара Алексеевна всегда встречает сына в хорошем настроении, у нее огромный арсенал всевозможных игр на все случаи!!! Мы замечаем, что у нашего ребенка намного расширился кругозор, обогатилась речь, появилось желание учиться, он стал гораздо увереннее в себе, любознательнее».

Занимательные словесные игры:

«Приготовим сок».  «Из яблок сок… (яблочный); из груш… (грушевый); из слив… (сливовый); из вишни… (вишневый); из моркови, лимона, апельсина и т.п. А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? (апельсина) и т.д.».

«Доскажи слово».Взрослый произносит фразу, но не договаривает слог в последнем слове, а ребенок должен закончить это слово:

•        га-га-га – зеленеют лу...(га);

•        га-га-га – тают белые сне…(га);

•        ду-ду-ду – с санок прыгну на хо…(ду);

•        да-да-да – в ручейке журчит во…(да).

«Животные и их детеныши». Взрослый называет какое-либо животное, а ребенок называет детеныша этого животного: у тигра – тигренок, у льва – львенок, у слона – слоненок, у оленя – олененок, у лося – лосенок, у лисы – лисенок, у медведя – медвежонок, у верблюда – верблюжонок, у зайца – зайчоноки т.д.

«Назови одним словом». Предложите ребенку назвать одним словом группу предметов: стол, стул, шкаф – это…(мебель); собака, кошка, корова – это…(животные); чашка, блюдце, тарелка – это… (посуда) и т.д.

        «Закончи предложение». «Лимоны кислые, а сахар…(сладкий). Собака лает, а кошка…(мяукает). Зимой холодно, а летом…(жарко). Утром мы завтракаем, а вечером…(ужинаем).Птица летает, а змея…(ползает).

«Какая, какой, какое?». Взрослый называет какое-нибудь слово, а играющие по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному предмету: пальто – теплое, зимнее, новое, красивое…; мама – красивая, добрая, ласковая…; цветы – красивые, разноцветные...и т.д.

        Таким образом, мы считаем, что применение словесных игрпомогают развитию связной речи, пополняют словарный запас, делают речь детей грамотной и выразительной. А ребенок, в свою очередь, решая несложные развивающие игровые задания, радуется своим результатам и достижениям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словесные игры. Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры.

Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам. Словесные игры.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры....

Игры на формирование чувства собственной безопасности . Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире

Игры  на формирование  чувства собственной  безопасностиИгры  на формирование правовой культурыИгры, знакомящие детей со службами экстренной помощиИгры, способствующие адаптации че...

Инициативные игры для детей. Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Традиционно-народные игры. Русские народные игры.

Самостоятельная работа "Картотека игр".  Игры первого класса.Инициативные игры для детей. Игры второго класса.Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Игры тр...

Картотека Игры на формирование чувства собственной безопасности. Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире

Игры  на формирование  чувства собственной  безопасности.Игры  на формирование правовой культуры.   Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи.Игры, способ...

Детские игры народов севера. Традиционные игры и состязания народов манси. В какие игры играли ханты-мансийские дети

Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Испокон веков в играх народов ханты ярко отражался образ жизни людей, их быт, т...