Кружок Би-боты программа
рабочая программа (подготовительная группа)

 Надежда Евгеньевна Зонова  (Иликбаева)
  1. Пояснительная записка

           Направленность (профиль) программы:

Рабочая программа кружка «Умная пчелка» реализуется в рамках познавательного и технического направления развития дошкольников и направлена на формирование у детей навыков программирования.

Дополнительная общеобразовательная программа «Умная пчелка» (Лого-робот пчелка Bee-Bot) (далее Программа) имеет техническую направленность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_2021.doc116.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации города Когалыма

Муниципальное  автономное дошкольное образовательное учреждение

 города Когалыма  МАДОУ «Сказка»

ПРИНЯТА

педагогическим советом

МАДОУ «Сказка»

протокол № 1 от 30 августа 2021 г.

          УТВЕРЖДАЮ

          Заведующий МАДОУ «Сказка»

          ______________О.В. Ермолина

          приказ №        от « 01 » сентября 2021 г.

«Пчелки Би-Боты»

дополнительная общеобразовательная программа

направленность: техническая

Уровень: базовый

Возраст обучающихся: 6-7 лет

Срок реализации: 1 год

   Разработчик:

   Иликбаева Н.Е.

г. Когалым, 2021 год

Содержание

  1. Пояснительная записка

           Направленность (профиль) программы:

Рабочая программа кружка «Умная пчелка» реализуется в рамках познавательного и технического направления развития дошкольников и направлена на формирование у детей навыков программирования.

Дополнительная общеобразовательная программа «Умная пчелка» (Лого-робот пчелка Bee-Bot) (далее Программа) имеет техническую направленность.

         

Нормативно-правовые основания разработки Программы

Программа  разработана в  соответствии с:

  • Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказом Министерства просвещения России от 09.11.2018 №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726 «Об утверждении концепции развития дополнительного образования детей»;
  • Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14);
  • Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» («Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г.        № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  • Основной образовательной программой дошкольного образования МАДОУ «Сказка»;
  • Локальными и распорядительными актами ДОО.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы.

 

Компьютерные информационные технологии все увереннее проникают в различные сферы жизнедеятельности человека. Воспитание и образование детей сегодня невозможно представить без использования технических и компьютерных средств.

В настоящее время компьютер - это дидактическое средство с весьма широкими возможностями, а также средство повышения эффективности образовательного процесса.

Компьютер предстает не предметом изучения, и не средством обучения информатике, а универсальным средством применения информационных технологий для обучения и воспитания детей.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» говорится о том, что компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности относятся к средствам обучения и воспитания (Статья 2. П. 26).

Цель информатизации образования — повышение качества образования в соответствии с требованиями современного общества. Подобные изменения влекут за собой реорганизацию не только учебно-методической изменения, но и управления образовательными организациями, повышение требований, как к педагогическим работникам, так и к руководителю, который должен выступить как главный проектировщик учебного процесса и координатор.  

Рабочая программа направлена на знакомство с многообразием окружающего мира, на формирование у детей способности самостоятельно делать обобщения, а индуктивные и дедуктивные умозаключения позволяют развивать не только познавательную, но и речевую активность детей. Важно уже в дошкольном возрасте обучать детей различным приемам моделирующей деятельности с помощью вещественной, схематической и символической наглядности (В.В. Давыдов), учить ребенка сравнивать, анализировать и обобщать результаты своей деятельности. Создавая программы для робота «Bee-Bot», выполняя игровые задания, ребенок учится ориентироваться в окружающем его пространстве, тем самым развивается пространственная ориентация дошкольника.

Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. В дальнейшем, учиться ему станет легче и интереснее, а значит, и процесс обучения, будет приносить радость и удовлетворение. 

 

Цели и задачи программы.

Цель - формирование познавательных интересов  и действий ребенка в различных видах деятельности с использованием высокотехнологических игрушек.

Задачи: Старший дошкольный возраст. Образовательная область «Познавательное развитие» через использование мини – роботов «Bee-bot»:

  1. Продолжать обогащать, расширять и уточнять представления детей о мире предметов.
  2. Учить считать до 20.
  3. Учить устанавливать размерные отношения между несколькими фигурами на плоскости. Дать представление о четырёхугольнике: подвести к пониманию того, что квадрат и прямоугольник являются разновидностями четырёхугольника.
  4. Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве, на ограниченной территории (игровое поле), понимать смысл пространственных отношений.
  5. Развивать умения определять пространственные направления от себя, двигать программируемых роботов «Bee-bot» в заданном направлении (вперёд – назад, направо – налево, вверх - вниз), обозначать словами положение предметов по отношению к себе и роботам «Bee-bot», учить ориентироваться на ограниченной территории (игровое поле).
  6. Знакомить с планом, схемой, маршрутом, картой. Учить читать простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве.
  7. Развивать умение составлять алгоритмы разной сложности.
  8. Развивать социально - коммуникативные навыки общения детей. 

Адресат Программы. Программа предназначена для детей дошкольного возраста от 6 до 7 лет.

Принципы построения рабочей программы

 

При разработке Программы на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребёнка и ориентирующая педагога на его индивидуальные способности, что соответствует современной научной «Концепции дошкольного воспитания» (В. В. Давыдов, В. А. Петровский)

Программа построена на позициях гуманно – личностного отношения к ребёнку и направлена на возможность развития всесторонних способностей ребёнка на каждом этапе дошкольного детства (Е. А. Флёрина, Н. П.Сакулина, Н. А. Ветлугина, Н. С. Карпинская ).

Особая роль в Программе уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве (А.Н. Леонтьев, В. А. Запорожец, Д. Б. Эльконин).

Реализация программы построена на следующих принципах:

  • принцип систематичности и последовательности: постановка или корректировка задач технического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо знакомого к малознакомому и неизвестному»;
  • принцип цикличности: построение или корректировка содержания программы с постепенным усложнением и расширением от возраста к возрасту;
  • принцип оптимизации и гуманизации образовательного процесса;
  • принцип развивающего характера техническо – математического образования;
  • принцип природосообразности: постановка или корректировка задач техническо – математического развития детей с учётом «природы» детей – возрастных особенностей и индивидуальных способностей;
  • принцип интереса: построение и/ или корректировка программы с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом.
  • принцип комплексно – тематического планирования; - принцип сотворчества педагога и детей;
  • принцип наглядности.

Социально-психологические условия реализации Программы обеспечивают:

-учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся;

-вариативность направлений сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся);

-формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; дифференциация и индивидуализация обучения; выявление и поддержка одаренных детей;

-формирование коммуникативных навыков в среде сверстников.

Методическое обеспечение.

Обеспечение        программы        предусматривает        наличие        следующих методических видов продукции:

-мультимедийные презентации для занятий;

-архив аудио, видео и фотоматериалов;

-методические разработки занятий.

Методы, в основе которых располагается уровень деятельности воспитанников:

исследовательский – самостоятельная творческая работа обучающихся;

репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

частично-поисковый        –        участие        детей        в        коллективном        поиске,         решение поставленной    задачи совместно с педагогом.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

 наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);

практический (выполнение работ по схемам, таблицам и т.п.);

словесный (устное изложение, беседа, рассказ, пояснение и т.д.).

Методы,        в        основе        которых        лежит        форма        организации        деятельности обучающихся

на занятиях:

проблемного изложения, исследовательский (для развития самостоятельности мышления, творческого подхода к выполняемой работе, исследовательских умений);

объяснительно-иллюстративный (для формирования знаний и образа действий);

репродуктивный (для формирования умений, навыков и способов деятельности);

словесный - рассказ, объяснение, беседа, пояснение (для формирования сознания);

стимулирования (выставки, смотры, поощрения).

Методические рекомендации

для        педагогов        дошкольных        учреждений,        применяющих        в        педагогической деятельности мини-робота «Лого-робот пчелка Bee-Bot».

-Прежде чем дать игрушку ребенку, взрослый осваивает ее сам.

-Место организации игры является важной составляющей ее эффективности. До начала игры педагог готовит игровую площадку. Она должна быть достаточной площади и иметь гладкую, без трещин и бугорков, поверхность.

-Если у малыша не получилось с первого раза точно выполнить задание, дайте ему еще один шанс исправить свои ошибки. Помогите ему спланировать маршрут.

-Существует важное обстоятельство, игры с роботом-пчелой следует проводить в комплексе с другими развивающими и обучающими занятиями. Только в этом случае, возможно, получить положительный эффект.

Основные формы:

При организации образовательных событий сочетаются индивидуальные и подгрупповые формы деятельности, рефлексивная деятельность, выделяется время для отдыха. У обучающихся повышается познавательная активность, раскрывается их потенциал.

Каждое занятие содержит теоретическую часть и практическую работу по закреплению этого материала. Благодаря такому подходу у обучающихся вырабатываются такие качества, как уверенность, чувство ответственности, принятие решений, позитивность, управление временем, мотивация, гибкость, умение решать проблемы, критическое мышление, устойчивость к неудачам, позитивная эмоциональная установка, удовлетворенность работой.

Особенности организации образовательного процесса:

Набор детей в объединение – свободный. Программа объединения предусматривает групповые формы работы с детьми. Состав групп 14 человек.

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий:

Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Программа составлена для старших дошкольников и рассчитана на 1 учебный год. Она охватывает: подготовительную группу – детей от 6 до 7 лет.

Продолжительность занятий исчисляется в академических часах – 1 академический час - 30 минут.

Объем и срок освоения программы:

Срок освоения программы – 9 месяцев

На полное освоение программы требуется 36 часов

Форма обучения: очная.

Форма организации детей на занятии: подгрупповая.

Форма проведения занятия: комбинированная (индивидуальная и подгрупповая работа, самостоятельная и практическая работа).

Учебно – тематический план организованной образовательной деятельности.

 

1 занятие - 30 мин.

№ п.п.

Темы занятий

Количество занятий

Время

1

«Знакомство с новыми друзьями»

4

120 мин

2

«Новые домики пчёлок»

4

120 мин

3

«Осенние приключения пчёлок

4

120 мин

4

«Научим пчёлок считать до 10

4

120 мин

5

«Сказки для пчёлок»

4

120 мин

6

«Пчёлки заблудились»

4

120 мин

7

«Весёлое путешествие пчёлок»

4

120 мин

8

«Пчёлки в космосе»

4

120 мин

9

«Танцуем вместе с пчёлками

4

120 мин

Всего

36 занятий

18 ч.

 

Содержание Программы (с 6 до 7 лет)

Обучение идёт от простой техники выполнения задания к более сложной. Занятия построены в соответствии с возрастом детей, со временем года. Первые занятия каждой тематики являются обучающими. Через прямое обучение дети знакомятся с объектами, явлениями, при помощи которых будут решаться предполагаемые проблемные ситуации. На последующих занятиях умения и навыки действий с объектами и явлениями формируются и закрепляются. Методика этих занятий такова, что детей побуждают выполнять действия с объектами, выбирать алгоритмы, при этом развивать и совершенствовать математические способности. От занятия к занятию происходит переход от наблюдения за действиями взрослого, программирующего игрушки к коллективному программированию, а затем к самостоятельному программированию. Последние занятия направлены на самостоятельное составление алгоритмов и программирование.

Октябрь «Знакомство с новыми друзьями» 

Познакомить с новой игрушкой, предложить обследовать её. Познакомить детей с функцией движения пчёлки, с понятием «робот». Учить следить за процессом программирования. 

Ноябрь «Новые домики пчёлок» 

Развивать познавательную активность детей, восприятие цвета, формы, величины. Формирование навыков любви ко всему живому. Активизировать в речи детей понятия, связанные с программированием. Учить следить за процессом программирования. Развивать умения определять пространственные направления от себя, двигать программируемых роботов «Bee-bot» в заданном направлении (вперёд – назад, направо – налево, вверх - вниз), обозначать словами положение предметов по отношению к себе и роботам «Bee-bot». 

Декабрь «Зимние приключения пчелок» 

Развивать познавательную активность детей, восприятие цвета, формы, величины. Формирование навыков любви ко всему живому. Закрепить пространственные понятия «вперед, назад, вправо, влево». Знакомить с планом, схемой, маршрутом, картой. 

Январь «Научим пчелок считать до 20» 

Учить запоминать и выполнять программу, заданную пчёлке педагогом. Закреплять навык счета до 20. Активизировать в речи детей понятия, связанные с программированием. Продолжать знакомить с планом, схемой, маршрутом, картой. 

Февраль «Сказки для пчелок»

 Развивать умения определять пространственные направления от себя, двигать программируемых роботов «Bee-bot» в заданном направлении (вперёд – назад, направо – налево, вверх - вниз), обозначать словами положение предметов по отношению к себе и роботам «Bee-bot». Учить выполнять программы самостоятельно. Развивать логику и воображение при составлении сказок. 

Март «Соревнования пчёлок»

 «Пчелки заблудились» 

Учить запоминать и выполнять программу, заданную пчёлке педагогом. Развивать логику и воображение во время прохождения пути пчелок. Учить читать простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве. Продолжать учить ориентироваться в левом и правом местоположении на себе. Учить запоминать и выполнять программу, заданную пчёлке педагогом. Придумывать истории и составлять программы самим. 

Апрель «Пчелки в космосе» 

Придумывать истории про путешествие пчел в космос и составлять программы самим. Развивать логику и воображение. Учить читать простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве. 

Май «Танцуем вместе с пчёлками» 

Учить самостоятельно составлять алгоритмы и программу движения объекта. Закреплять ориентировку в пространстве, используя слова «шаг вперёд, шаг назад, шаг влево, шаг вправо.

Развитие понимания причинно – следственных связей и отношений.

Освоение способов познания: обработка алгоритма действий, поиск ответов на вопросы, ознакомление с основами программирования.

Развитие социально -личностной сферы ребёнка (коммуникативность, самостоятельность). 

 Планируемые результаты и диагностика.

 

В программе «Умная пчелка» разработан механизм диагностики качества образовательного процесса, который позволяет отследить уровень освоения воспитанниками теоретической и практической части программы, динамику роста знаний, умений, навыков.

С этой целью используется адаптированная диагностическая методика.

Диагностика.

 I. Количество и счёт. 

  1. Счёт в пределах 20. 

На столе воспитателя выложены десять кругов разного цвета. Воспитатель подзывает к себе ребенка. Задает вопрос: «Посчитай, сколько здесь кругов»? Если ребенок ошибется или затрудняется, воспитатель помогает ему. (один, два, три и т. д.)

Воспитатель задает ребенку вопрос: «Посчитай теперь круги по порядку». Если ребенок затрудняется, воспитатель помогает ему. (первый, второй, третий и т. д.)

  1. Количественный и порядковый счет: умение отвечать на вопросы.

После того как ребенок посчитал круги воспитатель задает вопрос: «Сколько всего кругов?»

Если ребенок затрудняется ответить, воспитатель просит его еще раз пересчитать круги и вновь задает ему вопрос.

Воспитатель задает вопрос: «Который по счету красный круг?» (синий, зеленый) и т. д.

Если ребенок ошибается, воспитатель просит его еще раз посчитать круги по порядку.

  1. Умение отсчитывать количество.
  • на единицу больше.

Воспитатель показывает ребенку карточку с предметами (например, на карточке пять зайцев).

Воспитатель задает вопрос ребенку: «Посчитай сколько зайцев у меня на карточке?»

После ответа ребенка воспитатель дает ему задание: «Отсчитай морковок на одну больше чем зайчиков»

Ребенок отсчитывает раздаточный материал приготовленный воспитателем (в подносе лежит семь морковок)

  • на единицу меньше.

Воспитатель дает следующее задание ребенку: «А теперь отсчитай морковок на одну меньше, чем зайчиков».Если ребенок ошибается, воспитатель ему помогает.

 II. Величина. 

У воспитателя на столе пять бочек разных по толщине и пять полосок разных по ширине. Воспитатель просит ребенка сравнить путем наложения толщину бочек. Воспитатель задает задание: «Наложи на самую толстую бочку-бочку потоньше. Затем еще тоньше и т. д. до самой тонкой бочки. Наложение по ширине выполняется также как по толщине). Воспитатель оказывает ребенку помощь, чтобы полоски и бочки не съезжали друг с друга, т. е придерживает слегка. 

сравнение предметов по длине путем прикладывания.

У воспитателя на столе пять карандашей разной длины. Воспитатель дает задание ребенку: «Разложи карандаши сверху вниз от самого длинного до самого короткого. Если ребенок затрудняется, воспитатель кладет самый длинный карандаш сверху и просит ребенка найти карандаши короче и приложить его к самому длинному, а затем еще короче и т. д. сравнение предметов по высоте путем раскладывания по порядку. 

У воспитателя на столе пять елочек разных по высоте Воспитатель дает ребенку задание: «Разложи елочки слева направо от самой высокой до самой низкой». Если ребенок затрудняется, воспитатель помогает найти самую высокую елочку и кладет её слева, а затем просит ребенка найти ёлочку пониже, затем ещё ниже и так до самой низкой. 

III. Форма знание геометрических фигур (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник)

У воспитателя на столе или фланелеграфе разложены геометрические фигуры. Воспитатель дает задание ребенку: Назови и покажи каждую фигуру. В случае затруднения воспитатель называет фигуру, а ребенок её показывает. знание характерных особенностей геометрических фигур (количество углов, сторон, равенство, неравенство).

У воспитателя на столе всё те же геометрические фигуры. Воспитатель дает ребенку задание: «Покажи и назови геометрические фигуры у которых нет углов». (круг, овал)

  • А теперь покажи и назови геометрические фигуры, у которых есть углы

(треугольник, квадрат, прямоугольник.)

  • Посчитай и скажи, сколько углов у треугольника?; квадрата?;прямоугольника?
  • У какой геометрической фигуры все стороны равны? (квадрата)
  • У какой геометрической фигуры только противоположные стороны равны? (прямоугольник)

Как мы называем смежные стороны прямоугольника? (неравные)

Если ребенок затрудняется, воспитатель показывает эти стороны и спрашивает: «Они равные или неравные»? 

IV. Ориентировка в пространстве. 

Определение взаимного расположения предметов в пространстве.

Право – лево.

Воспитатель подзывает ребенка и просит: «Покажи у себя правой рукой правый глаз.

  • Покажи у себя левой рукой левое ухо.
  • Покажи у себя правой рукой левую руку.
  • Покажи у себя левой рукой правую ногу.

Спереди - сзади.

Воспитатель подзывает двух детей и просит одного ребенка встать впереди, а другого сзади диагностируемого ребенка.

Воспитатель спрашивает:

  • Где стоит, например, Маша, по отношению к тебе? (ответ: Маша стоит спереди меня.)
  • Где стоит Максим по отношению к тебе? (ответ: Максим стоит сзади).

Если ребенок не может ответить, воспитатель проговаривает нужные слова в вопросе.

-Кто стоит сзади тебя?

-Кто стоит спереди тебя?

Между, рядом, около.

Диагностируемый ребенок между двумя детьми.

Воспитатель спрашивает ребенка: «Где ты стоишь?». Если ребенок затрудняется, воспитатель спрашивает: «Между кем ты стоишь?» (Ответ: Я стою между Машей и Максимом).

Перед ребенком на столе лежат рядом друг с другом: мяч и кукла. Воспитатель спрашивает: «Где лежит мяч по отношению к кукле?» - где сидит кукла по отношению к мячу? Если ребенок не говорит слова рядом и около, воспитатель спрашивает: «А как ещё можно сказать?»

Если ребенок не говорит нужные слова, воспитатель сам дает правильный ответ.

Каждое задание оценивается баллами:

  1. – выполнил с взрослым;
  2. – выполнил с частичной помощью взрослого;
  3.   – выполнил сам.

В каждом разделе баллы суммируются и вносятся в итоговую таблицу. Таблица по результатам диагностики № ФИ ребенка Количество Величина Форма Ориентировка в пространстве. Итог

Диагностика проводится два раза в год: в начале учебного года (первичная - сентябрь) и в конце учебного года (итоговая – май). Результаты обследования заносятся в разработанную таблицу – матрицу.

В диагностической таблице используется следующее обозначение: высокий уровень – В, средний – С, низкий Н.

На основе полученных данных делаются выводы, определяется стратегия работы, выявляются сильные и слабые стороны, разрабатывается технология достижения ожидаемого результата, формы и способы устранения недостатков.

1.9. Формы подведения итогов реализации программы.

Контроль эффективности проведения занятий осуществляется через следующие формы подведения итогов реализации программы: - показ открытых занятий для педагогов и родителей.

Содержание данной рабочей программы отличается усложнением обучения дошкольников процессу составления алгоритмов и программирования, что происходит в следующих направлениях:

  • применение знаний о геометрических фигурах;
  • применение знаний в ориентировке в пространстве;
  • применение наиболее простых алгоритмов и дальнейшее их усложнение;
  • переход от коллективного составления алгоритмов и программирования к индивидуальному как более сложному.

 

Организационно – технический раздел. Материально- техническое обеспечение программы. 

 

  1. Инновационные средства обучения-программированные мини-роботы «Bee-Bot»
  2. Коврик «Farmyard Mat» («Ферма»)
  3. Коврик «Геометрические фигуры»
  4. Коврик «Город»
  5. Коврик «Зоопарк»

6.Базовый коврик

7. Самодельные коврики с многофункциональной основой.

        Кадровые условия.

Педагог должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование   в области, соответствующей профилю данной программы, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.

Список использованной литературы.

 

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273- ФЗ. «Об образовании в Российской Федерации». – М: УЦ Перспектива, 2013. – 224 с.3.Звонкин А.К. Малыши и математика. Домашний кружок для дошкольников./М.: МЦНМО, МИОО, 2006.
  1. Коростелёва Е.А. Логомиры. Учебно-методическое пособие. Хабаровск МБОУ ЛИТ 2013. – 64 с.
  2. Баранникова Н. А. Программируемый мини-робот «Умная пчела». Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных организаций Москва, 2014 6. Карпеева М. В. Формирование целостной картины мира. Центр педагогического образования Москва 2016 год.
  3. Методическое письмо МО РФ от 17.05.95 № 61/19-12 «О психологопедагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях».
  4. Материалы сайта http://ru.wikipedia.org. Образовательная область использования:

социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие.

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружок "Цветная палитра" (программа для старшей и подготовительной группы)

Художественная деятельность выступает как ведущий способ эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста. Следовательно, художественная деятельность выступает как содержательное основан...

Кружок "Цветная палитра" (программа для второй младшей и средней группы)

     Художественная деятельность выступает как ведущий способ эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста. Следовательно, художественная деятельность выступает...

Духовно-нравственное развитие дошкольников. Кружок "ТРОПИНКА". Рабочая программа.(фрагмент).

Цель  - гармоничное развитие личности ребёнка.Задачи:-прививать ребенку моральные ценности (доброта, преданность, взаимовыручка, ответственность );-развивать внутренний мир ребенка; - познав...

Конкурс. Разработка программы. Рабочая учебная программа по дополнительному образованию. Кружок «Почитай-ка». Возрастная группа: подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ТНР

Книга – великий учитель и друг, без нее немыслимо гармоничное развитие человека, потому что она формирует не только память, интеллект, но и воображение, нравственное и духовное лицо каждого из н...

Рабочая программа по дополнительному образованию Кружок - «Музыкальная шкатулка». один год (срок реализации программы)

Рабочая программа по дополнительному образованиюКружок -  «Музыкальная шкатулка».один год(срок реализации программы)...

Кружок "Интеллектуал" рабочая программа

Рабочая программа расщитанна на год, на  средний и старший дошкольный возраст....