Доклад по теме: «Предметно-пространственная среда ДОУ как средство создания психолого-педагогических условий развития ребёнка в соответствии с ФГОС ДО».
материал

Зулина Ольга Викторовна

Районная научно – практическая конференция: «Развитие профессионально личностной компетентности педагога и её реализация в педагогической деятельности»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zulina.docx26.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Сузунского района «Сузунский  детский сад  № 2»

Районная научно – практическая конференция: «Развитие профессионально личностной компетентности педагога и её реализация в педагогической деятельности»

Доклад по теме: «Предметно-пространственная  среда ДОУ как средство создания психолого-педагогических условий развития ребёнка в соответствии с ФГОС ДО».

Воспитатель:

Зулина Ольга Викторовна

2017год

«Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живет в         мире сказки,  игры, фантазии без этого он – засушенный цветок».

В.А. Сухомлинский.

          Важнейшими задачами современной дошкольной педагогической науки и практики являются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их всестороннего и полноценного развития.

Для решения этих задач был принят новый закон  «Об Образовании», в котором дошкольное образование обозначено как ступень образования, введен новый Федеральный государственный образовательный стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).  ФГОС ДО  предъявляет требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в том числе требования к организации и обновлению предметно-развивающей среды дошкольного учреждения.

Развивающая предметно-пространственная среда - часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством  помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.

Работая  в детском саду поставила  цель сконструировать много функциональную предметно-развивающую среду, которая поможет  стимулировать деятельность каждого  ребёнка, развивать  его индивидуальность.

Для  самостоятельного, активного  и  целенаправленного  действия  детей  вовсех видах деятельности: игровой, двигательной, театрализованной,  изобразительной, конструктивной  в группе были созданы  следующие развивающие центры, которые содержат разнообразные материалы для развивающих игр и занятий:

Центр сюжетно-ролевых  игр (для мальчиков и девочек); «Больница», «Семья», «Магазин». Атрибуты к играм подбираю так, чтобы создать условия для реализации интересов детей в разных видах игр. Эстетичность оформления, современность материалов вызывают у дошкольников желание играть. Подобранный игровой материал позволяет комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы.

Центр природы

(календарь природы, дидактические игры о временах года, сюжетные картинки, животные разных климатических зон)  служит  местом для саморазвития дошкольников. У детей  формируются предпосылки экологического сознания, развивается  экологическая культура, познавательный интерес к экологии.

 Центр двигательной активности,   в котором находится различное спортивное оборудование обручи, кегли, мячи, флажки и платочки для спортивных упражнений.   Он пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в самостоятельной двигательной активности, совместных движениях со сверстниками, свободного использования спортивного инвентаря и физкультурного оборудования. Здесь дошкольники могут заниматься и закреплять разные виды движений. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей.

Центр познавательной и исследовательской деятельности для детского исследования  и экспериментирования  в данном центре находятся  самые разнообразные природные  и бросовые материалы:  песок, глина, камни,  вата, уголь, лупы. Для познавательного развития подбираю  специальную детскую литературу. Задача данного центра -  развитие познавательно – исследовательской деятельности детей, обогащение представлений  об окружающем мире.

Центр безопасности дорожного движения и ОБЖ   Он оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм, занятиям для закрепления знаний правил дорожного движения. Это всевозможные игрушки – транспортные средства,  светофор,  макет улицы, дорожные знаки,  наборы картинок по ОБЖ, телефоны экстренных служб, дидактические игры.

Центр строительства  и конструирования. Содержимое строительного уголка (конструкторы разного вида, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал, мелкие игрушки) позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой воспитанников, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре либо на столе. Дети,  всегда с удовольствием занимаются постройками, обыгрывая их, комбинируя с другими видами деятельности.

Центр  «Мир Книги», где располагаются  книги доступные каждому ребенку,  ребенок чувствует себя здесь спокойно и уютно.  Перечитывая любимые произведения, дети получают огромное удовольствие и положительные эмоции.   Уют, домашняя обстановка позволяют детям комфортно расположиться и погрузиться в волшебный мир книг. В литературном центре  можно а также организовываются выставки  произведений того или иного автора. Здесь ребёнок может уединиться, преодолеть своё негативное эмоциональное состояние.  

Центр   художественного  творчества,  в котором находятся принадлежности для рисования, лепки и аппликации, природный материал.  Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят. В распоряжении детей мелки, карандаши, а так же дидактические игры, бумага разной фактуры, размера и цвета.  Детские работы  выставляются на всеобщее обозрение на стенде  «Наше творчество», к которому имеется свободный доступ.

Центр  театральный.  В театральном уголке размещаются  маски сказочных персонажей, различные виды театра - кукольный, пальчиковый, настольный, теневой.  Дети – большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые дети становятся уверенными и активными они - большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают.

        Организуя предметно–пространственную среду в ДОУ строю таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка, его склонности, интересы, уровень активности.

Окружающая предметная среда, в которой живет ребенок, не может быть монотонной, однообразной, бедной, стандартной,  она должна  быть – насыщенной, неординарной, разнообразной, меняющейся. Правильно организованная развивающая среда позволяет  каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.
Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Организация среды должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка, давать ему возможность постоянно чувствовать себя владельцем игрушек, иметь свободный доступ к средствам изобразительной, игровой, конструктивной и другой деятельности.
В среде дошкольник развивает свои физические функции, формирует сенсорные навыки, накапливает жизненный опыт, учится упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, на собственном опыте приобретает знания. Среда  выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она  работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. Пространство группового помещения  функционально.
Развивающая предметно-пространственная среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Среда, окружающая детей моей  группе  обеспечивает безопасность их жизни, способствует  укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них.  Важно, чтобы  предметная среда имела характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию.  При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста. Веду разъяснительную работу с родителями воспитанников  по поводу формирования у детей  активности, инициативы и творчества через организацию  насыщенной  предметно-развивающей среды, помогаю им установить связь между предметно-развивающей средой группового помещения и формирования личностных качеств. Привлекаю их оказывать посильную помощь при её организации.  

        Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

П А М Я Т К А по созданию психолого-педагогических условий для индивидуализации ребенка дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО

В условиях внедрения ФГОС ДО педагогам ГКУЗ НО «Выксунский специализированный дом ребенка» с целью повышения профессиональной компетенции было предложено ознакомиться с ...

"Смена ценностей предшкольного этапа развития ребёнка в соответствии с ФГОС ДО"

Смена ценностей предшкольного этапа развития ребёнка в соответствии с ФГОС ДО...

Педагогический совет на тему «Создание психолого-педагогических условий для поддержки детской инициативы и самостоятельности у дошкольников в экологическом развитии» в форме деловой игры.

Цель данной статьи показать, как можно активизировать практическую направленность экологических знаний педагогов, развивать их творческий потенциал и компетентность в сфере экологического развити...

Консультация для педагогов "Создание психолого-педагогических условий для реализации основной образовательной программы в условиях введения ФГОС ДО"

Показателем эффективной работы детского сада является обеспечение в первую очередь эмоционального благополучия воспитанника, что составляет основу его психологического здоровья....

Доклад на тему: Обоснование постановки проблемы о значении здоровья в жизни детей и взрослых в соответствии с ФГОС»

Доклад на тему:  Обоснование постановки проблемы о значении здоровья в жизни детей и взрослых в соответствии с ФГОС»...

СТАТЬЯ НА ТЕМУ: «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И ВОСПИТАТЕЛЯ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО"

В статье подробно рассматриваются функции воспитателя и музыкального руководителя в процессе осуществления образовательной деятельности в образовательной области "Музыка". Надеюсь, что публи...

Создание психолого-педагогических условий для реализации опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС

Презентация «Создание психолого-педагогических условий для реализации опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС»...