Семинар - практикум «Обеспечение доступности дошкольного образования для детей до 3 лет включая детей ОВЗ»
материал

Яковлева Ольга Александровна

Здесь материал о маленьких детках, которые только-только пришли к нам в детский сад, но и поговорим мы и о детях с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\USER\Desktop\imgs_touch (1).jpg

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Чечеульский детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию»

Семинар - практикум

«Обеспечение доступности дошкольного образования для детей

до 3 лет включая детей ОВЗ»

С.Чечеул

ноябрь 2018 год

Цель: формирование у педагогов готовности к взаимодействию с детьми до 3 лет, детьми с ограниченными возможностями здоровья и их семьями.C:\Users\USER\Desktop\imgs_touch (1).jpg

Задачи:

- повысить психолого-педагогическую компетентность педагогов;

- обменяться имеющимся опытом по обеспечению доступности образования для детей до 3 лет и по психолого-педагогическому сопровождению детей с особенностями развития;

- познакомить с особенностями работы консультационных пунктов.

Оборудование: ноутбук, экран, проектор, презентации участников, столы, пластиковые баночки, шило, мозаика.

План проведения семинара:

время

содержание

ответственные

1

9.00 – 9.15

Регистрация.

Утренний кофе.

2

9.15 – 9.30

Приветствие участников семинара:

- приветствие детьми участников семинара;

- сообщение плана работы семинара;

- цели и задачи.

3

9.30 – 9.45

Вступительная часть.

Нормативно правовая база

4

9.45 – 10.00

Современные подходы к организации работы в группе раннего возраста

5

10.00 – 10.15

Открытое занятие в группе раннего возраста

6

10.15 – 10.25

Кофе пауза

7

10.25 – 10.40

Опыт работы с детьми ОВЗ (МБДОУ «Ашкаульский детский сад»)

8

10.40 – 10.55

Консультативный пункт в ДОУ, как одна из форм оказания ранней адресной помощи семьям с детьми дошкольного возраста

9

10.55 – 11.10

Мастер – класс «Родительский клуб «Крепыши» (здоровьесберегающие технологии в работе с детьми и родителями)

10

11.10 – 11.25

Опыт работы: «Родительский клуб «Будущий дошкольник»

11

11.25 – 11.40

Подведение итогов семинара.

12

10.40 – 10.45

Видеопоздравление .

13

10.45

Обед

C:\Users\USER\Desktop\imgs_touch (1).jpg

Ход семинара:

Слайд 1.

Ведущий: Добрый день, дорогие коллеги! Мы рады вас всех сегодня видеть у нас в гостях. Надеемся, что вы интересно и полезно проведете здесь время.

Музыкальная заставка:

- песня о маме

- дети средней группы «Шумовой оркестр»;

- дети старшей группы танец с сердечками.

Слайд 2.

Ведущий: Мы собрались сегодня с вами, чтобы поговорить о маленьких детках, которые только-только пришли к нам в детский сад, но и поговорим мы и о детях с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). А начнем мы нашу встречу со вступительного слова, где представим вам основную нормативно-правовую базу, регламентирующую деятельность педагога.

Слово предоставляется специалисту лошкольного образования

Презентация

Ведущий: Продолжим наш разговор о самых маленьких.

Презентация Яковлева О.А. «Современные подходы к организации работы в группе раннего возраста»

Ведущий: Предлагаем вам пройти в группу раннего развития и посмотреть игру – занятие «Шарики для Чебурашки».

Просмотр открытого занятия в группе раннего возраста

Обсуждение занятия.

Кофе – пауза.

Слайд 3.

Ведущий: Мы говорим с вами о включении в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Часто возникает вопрос «Кто считается ребенком с ограниченными возможностями здоровья?». Ответ мы можем найти в Законе об образовании (п.16, ст.2): «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий».

Сегодня свои опытом работы с детьми ОВЗ подселяться педагоги

Просмотр презентации.C:\Users\USER\Desktop\imgs_touch (1).jpg

Слайд 4.

Ведущий: Основным преимуществом детского сада является возможность для ребенка общаться со сверстниками. Не все дети имеют возможность посещать детские сады, в силу различных причин. Круг общения многих «домашних» детей ограничивается родителями и родственниками. Со сверстниками они зачастую общаться не умеют. Да и общение с незнакомыми взрослыми может быть затруднительным для таких детей, ребенку очень важно помочь почувствовать себя членом детского сообщества, облегчить его вхождение в мир. Дети должны научиться понимать, что проживание в мире сопряжено с выполнением целого ряда правил, с учетом мнения другого, уважением его прав. Все это является важным для дальнейшего полноценного развития ребенка.

Слайд 5.

Даже, если ребенок посещает дошкольное учреждение, у некоторых родителей возникают сложности в их воспитании. Это во многом связанно с недостаточной психолого-педагогической компетентностью родителей. Несмотря на большое количество существующих на сегодняшний день пособий по вопросам развития и воспитания дошкольников, они не могут решить проблемы каждой конкретной семьи, требующей индивидуального подхода. Существует проблема семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. У таких детей есть постоянная потребность в общении с другими детьми и педагогами. Особенно эта помощь нужна родителям детей, которые не посещают детский сад. Более компетентны в этом специалисты дошкольных образовательных учреждений.

На базе нашего детского сада работает консультационный пункт. О его работе расскажет ____________

Презентация о консультационном пункте.

Слайд 6.

Ведущий: Как сложно бывает достучаться до пап и мам!

Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.

Как заинтересовать родителей в совместной работе?

Как создать единое пространство развития ребенка в семье и детском саду, сделать родителей участниками воспитательного процесса?

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) отвечает современным социальным запросам общества и в нем большое внимание уделяется работе с родителями.

В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи.

В соответствии с ФГОС детский сад обязан:

  • информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;
  • обеспечить открытость дошкольного образования;
  • создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
  • поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
  • обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
  • создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.

Работа с родителями — это процесс общения разных людей.

Сегодня мы хотим рассказать о работе родительских клубов в нашем детском саду. Пойдет речь о том, как встречи с родителями сделать и полезными интересными.

Мастер – класс «Взаимодействие с родителями. Клуб «Крепыши» -

Динамическая пауза «Потанцуем»

Презентация «Родительский клуб «Будущий первоклассник»

Ведущий: Наша встреча подходит к концу. Мы узнали много нового о себе и о детях, пришедших в детский сад. Как вы себя чувствуете? Расскажите, что было для вас особенно полезным? (Высказывания коллег)

Слово __________

Большое спасибо вам, дорогие коллеги! Спасибо, что вы пришли и поделились своим опытом воспитания.

Успехов Вам!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Чечеульский детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию» Семинар - практикум «Обеспечение доступности дошкольного образования для детей до 3 лет включая детей ОВЗ» Чечеул 201 8

Слайд 3

Цель: формирование у педагогов готовности к взаимодействию с детьми до 3 лет в том числе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и их семьями. Задачи: - повысить психолого-педагогическую компетентность педагогов; - обменяться имеющимся опытом по обеспечению доступности образования для детей до 3 лет и по психолого-педагогическому сопровождению детей с особенностями развития; - познакомить с особенностями работы консультационных пунктов.

Слайд 4

«Кто считается ребенком с ограниченными возможностям и здоровья?».

Слайд 5

Консультативный пункт в ДОУ, как одна из форм оказания ранней адресной помощи семьям с детьми дошкольного возраста

Слайд 6

Как сложно бывает достучаться до пап и мам! Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство развития ребенка в семье и детском саду, сделать родителей участниками воспитательного процесса?

Слайд 7

В соответствии с ФГОС детский сад обязан: информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность; обеспечить открытость дошкольного образования; создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности; поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;

Слайд 8

В соответствии с ФГОС детский сад обязан: обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи; создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.

Слайд 9

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

C:\Users\USER\Desktop\imgs_touch.jpg

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Чечеульский детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей»

Современные подходы к организации работы

в группе раннего возраста

      Старший воспитатель  

Яковлева Ольга Александровна

С. Чечеул

ноябрь 2018 год

C:\Users\USER\Desktop\imgs_touch.jpg

Слайд 2. Ранний возраст – черезвычайно важный и ответственный период психического развития ребенка. Это возраст. Когда все впервые. Все только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире.

В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментные человеческие способности – познавательная активность, люознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многое другое.

Слайд 3. В раннем возрасте основой становления личности ребенка является предметная деятельность и игры.

( На слайд. Предметная деятельность является ведущей потому, что именно в ней происходит развитие всех сторон психики и личности ребенка. В предметной деятельности малыша происходит развитие восприятия, а поведение и сознание детей этого возраста целиком определяется восприятием.)

Развитие ребёнка – это не запоминание
слов и не усвоение готовых знаний, а становление активности ребёнка, его самостоятельности, эмоциональной отзывчивости к окружающему миру, формирование интересов ребёнка, (т. е. его желания что-то делать, участвовать в жизни), и его практических возможностей (умения и способы действия). В раннем возрасте всё это реализуется
в предметной деятельности, а именно действиях ребёнка с разными бытовыми предметами с игрушками.

Предметная деятельность способствует совершенствованию чувственного опыта ребенка, развитию ощущений, восприятия, внимания, памяти и мышления.

Слайд 4. (На слайд. Предметная деятельность – это деятельность по овладению действиями с предметами в соответствии с их общественно выработанными функциями и способами использования.)

Предметная деятельность определяет содержание общения ребенка со взрослыми. Наиболее адекватной для малышей является общение по поводу предметов и действий с ними. Такое общение имеет практический, деловой характер.

Взрослый в ходе ситуативно-делового общения выполняет несколько функций:

как партнер и помощник в совместной деятельности;

как образец для подражания;

как «эксперт» по оценке умений и знаний малыша.

В совместной деятельности со взрослым ребенок осваивает новый вид коммуникативных средств  предметно-действенные. Они выражают готовность ребенка к взаимодействию, приглашение к совместным занятиям.

Слайд 5 (На слайд. Каковы особенности организации образовательной деятельности в группах раннего возраста? Первая – проблема адаптации)C:\Users\USER\Desktop\imgs_touch.jpg

Проблема адаптации к новой обстановке одна из самых острых в педагогике раннего возраста. Нет единого метода адаптации для всех детей и невозможно использовать один метод для всех детей. в это время ребенок нуждается в индивидуальном подходе.

Слайд 6 (На слайд. Каковы особенности организации образовательной деятельности в группах раннего возраста? Вторая – индивидуальный подход к каждому ребенку)

Малыши не воспринимают призывы или предложения, обращенные целой группе. Даже в тех занятиях, которые предполагают коллективные формы организации (музыкальные, физкультурные и др.) необходимы не только обращения к группе в целом, но и индивидуальные к каждому ребенку. Им необходим взгляд в глаза, обращение по имени. Способы личностно-ориентированного взаимодействия требуют от воспитателя особых усилий, терпения, и творческого подхода. Они позволяют ребенку испытывать положительные эмоции, чувство уверенности, доверия ко взрослому, способствуют развитию его самостоятельности.

Слайд 7 (На слайд. Каковы особенности организации образовательной деятельности в группах раннего возраста? Третья – опора на практические действия)

Следующая особенность опора на практические действия ребенка в конкретной ситуации. Вербальные методы воспитания и обучения (объяснение правил, призывы к послушанию) чаще всего оказываются неэффективными, так как дети зачастую не могут регулировать свое поведение посредством слова. Все нужно показать ребенкудля детей раннего возрасте необходимы особые педагогические воздействия (игра). Малыши способны сосредотачивать свое внимание только на том, что им интересно, что их увлекает – игра.

Слайд 8. (На слайд. Игровая деятельность детей – залог их успешного умственного и физического развития.)

Главными методами работы с маленькими детьми являются разнообразные игры, в которых дети действуют одновременно и одинаково. Это могут быть адаптированные для раннего возраста варианты игр, среди которых:

  •  хороводные игры (фольклорные и дидактические);
  •  пальчиковые игры;
  •  игры-драматизации (совместное проигрывание сказок);
  •  игры – рисование;
  •  подвижные игры (с мячом, с обручем и др.)
  •  Игры со строительным материалом;
  •  игры с дидактическими игрушками;
  •  игры с водой и с песком и др.

Для воспитателя организация игровой деятельности детей является одним из наиболее сложных разделов работы, так как, с одной стороны он должен не

подавляя инициативу ребенка, умело направлять его игру, а с другой – научить малыша играть самостоятельно. Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.C:\Users\USER\Desktop\imgs_touch.jpg

Слайд 9. (На слайд. Организация развивающей предметно – пространственной среды.)

Возрастные особенности раннего возраста (ситуативность, интерес к предметам, повышенная двигательная активность и пр.) предъявляют особые требования к организации предметной среды, которая может способствовать, а может и препятствовать развитию ребёнка.

Развивающая среда создает благоприятные условия для обучения и развития ребенка в процессе его самостоятельной деятельности. Каждый вид игрушек стимулирует развитие тех или иных способностей. Куклы и кукольное хозяйство являются основой для формирования и развития сюжетно-ролевой игры. Альбомы и книги с иллюстрациями способствуют становлению представлений о человеке, животном и растительном мире. Динамические и звуковые игрушки стимулируют детское экспериментирование, в котором формируется познавательная активность.

Слайд 10. (На слайд. Предметный мир раннего детства – это не только игрушки, но и вся окружающая ребенка обстановка, которая способствует физическому, социально-личностному, познавательному, художественно-эстетическому развитию детей.)

Мебель и оборудование должны располагаться так, чтобы осталось достаточное пространство для свободной двигательной активности детей. Малыши должны иметь возможность беспрепятственно ходить, ползать, бегать, возить за веревочку машинки, толкать перед собой тележки.

Большое значение для полноценной жизнедеятельности ребёнка в ДОУ имеет социальная среда развития. Социальная среда развития – это условия, позволяющие ребенку общаться с другими людьми – детьми и взрослыми.

Слайд 11. (На слайд. В групповом помещении могут быть организованы зоны для следующих форм активности:

  •  приема пищи и занятий (столики со стульчиками);
  • развития движений;
  • сюжетных игр;
  • игр со строительным материалом;
  • игр с машинками;
  •  изобразительной деятельности;
  • музыкальных занятий;
  •  чтения и рассматривания иллюстраций;
  • игр с песком и водой;
  • отдыха (уголок уединения);

  • «ряжания» C:\Users\USER\Desktop\imgs_touch.jpg
  • уголок природы (аквариум, фонтанчик).

Слайд 12. Фото. В спальне можно оборудовать уголок «моя любимая игрушка» где разместить кукол и игрушки, с которыми дети засыпают.

Слайд 13. Фото. Распределить зоны так, чтобы их расположение способствовало плавному переходу от одной деятельности к другой. Например, зона для игр со строительным материалом может соседствовать с зоной сюжетных игр (таким образом, ребенок, играя с сюжетными игрушками, может взять расположенные неподалеку кубики и построить домик и дорожку для кукол).

Предметная среда в группе должна быть организованна таким образом, чтобы побуждать детей к игре. Игровое пространство должно быть удобным для детей, давать им возможность играть по одиночке, так и в небольшой группе. Все игрушки должны быть доступны.

Слайд14. Фото. (На слайд. Игра – это важная часть жизни ребенка) Игра является жизненной потребностью ребенка и средством всестороннего развития. В игре дети становятся деятельными, радуются, смеются. Общаясь с детьми ребенок учиться играть вместе, уступать, помогать товарищу, делиться игрушками. Через игру ребенок познает окружающий мир.

Слайд 15. Фото. Своевременное правильное применение различных игр в воспитании и обучении малышей обеспечивает решение задач поставленных «общей образовательной программой ДОУ в приемлемой для детей форме. Игры имеют существенное преимущество перед специально организованными занятиями, в них складываются более благоприятные условия для проведения активного отражения в детской самостоятельной деятельности сложившегося опыта.

В нутрии игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность. Ребенок начинает учиться играя. К учению он относится как к своеобразной игре с определенными ролями и правилами. Выполняя эти правила, он овладевает элементарными учебными действиями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальные проблемы доступности дошкольного образования и пути их решения.

Одной из наиболее актуальных проблем в развитии современного образования является обеспечение равных стартовых возможностей для детей при поступлении в школу. В целях создания благоприятных условий дл...

Семинар-практикум "Обеспечение эмоционального благополучия".

Одно из основных условий полноценного развития ребенка – психологическая защищенность, т. е. осознание того, что его любят в любых жизненных ситуациях.Слушать и чувствовать ребенка непросто для ...

Описание практики по обеспечению доступности дошкольного образования в условиях демографической ситуации на территории Новгородской области

Данный опыт предложен к рассмотрению и дальнейшему изучению в качестве позитивной практики формирования региональных программ развития и территориального планирования сети образовательных организ...

Консультация для воспитателей "Обеспечение доступности дошкольного образования через организацию вариативных форм с детьми дошкольного возраста"

žВариативные формы дошкольного образования создаются с целью увеличения охвата детей дошкольным образованием и создания равных стартовых возможностей при поступлении детей в школу....

«Доступность дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья».

Значительное внимание в последние годы   уделяется проблемам детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Опираясь на научные источники литературы описано, что ребенок с ОВЗ отличаетс...