Проект "Мини -музей" в детском саду
проект (старшая группа)

Гордеева Евгения Вадимовна

Мини-музей в ДОУ может стать сегодня самым совершенным институтом воспитания, ведь современные музеи в детских садах представляют ценность не только музейными экспозициями и наличием экспонатов, но, прежде всего, содержанием проводимой воспитательной работы с детьми. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому их и        назвали «мини-музеями». Но в создании мини –музея в детском саду есть свои преимущества, дети чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.  Поэтому возникла необходимость создания мини – музея и в нашем дошкольном образовательном учреждении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_proekt_mini_muzey.docx24.76 КБ
Файл 3_prilozhenie_mini_muzey.docx19.8 КБ

Предварительный просмотр:

Долгосрочный проект

Проект: «Мини музей»

Разработал воспитатель

Гордеева Е.В.    

 (старшая группа)

Омск

Паспорт проекта

Актуальность: Мини-музей в ДОУ может стать сегодня самым совершенным институтом воспитания, ведь современные музеи в детских садах представляют ценность не только музейными экспозициями и наличием экспонатов, но, прежде всего, содержанием проводимой воспитательной работы с детьми. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому их и        назвали «мини-музеями». Но в создании мини –музея в детском саду есть свои преимущества, дети чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.  Поэтому возникла необходимость создания мини – музея и в нашем дошкольном образовательном учреждении.

Цель: создать в группе мини -музей «Традиционные тряпичные куклы»

Задачи:

  • Создание условий для системного, целостного освоения детьми традиционной культуры русского народа, по средствам тряпичных кукол.
  • Развивать познавательных способностей и познавательной деятельности дошкольников; расширять кругозор детей.
  • Обогащать впечатления детей, вызвать яркий эмоциональный отклик при посещении мини - музея;
  • Воспитание уважительного отношения к культуре русского народа, через обычаи, обряды, искусство;
  • Обогащать словарный запас названиями русских кукол (народные, традиционные, обрядные):

Участники проекта:

Дети старшей группы детского сада (5-6 лет);

Воспитатели группы;

Родители группы;

Руководитель проекта.

Сроки реализации проекта:

Октябрь– май (8 месяцев) – долгосрочный проект.

Тип проекта: познавательный, творческий.

Ожидаемый результат:

  • Создание в группе мини музей «Традиционные тряпичные куклы»
  • Закрепление и расширение знаний детей о назначении русских кукол (народных, традиционных, обрядных)
  • Формирование у детей положительного нравственного и личностного отношения к культуре русского народа.
  • Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.

I этап. Подготовительный этап.

Этот этап направлен на сбор информационных и дидактических материалов о русских куклах (народных, традиционных, обрядных), о методах и способах закрепления материала у дошкольников. На сбор материала для изготовления книжки о русских куклах, методических пособий и разработок. Составление рабочего плана и распределения обязанностей по проекту. Разработка итогового мероприятия (Оформление мини музея). Дети - включаются в проблемную ситуацию. Педагог - определяет наиболее интересующую детей область исследования (выделяют какие куклы относятся к народным, традиционным, обрядным). Формулирует проблему исходя из интересов детей («Как познакомиться с тряпичными куклами). Составляет план-схему проекта с включением в него занятий, игр, бесед, конструирования, художественного труда. Привлекает родителей к осуществлению соответствующих разделов проекта. Подготавливает развивающую среду по теме «Мини музея» (иллюстрации, книги, дидактические игры, музыкальные произведения и т. д.). Оформляет стенд для родителей с информацией по проведению данного проекта «Мини музей».

II этап. Основной этап.

Направлен на составление конспектов бесед, рассматривание иллюстраций. Дети с воспитателем принимают задачи по проекту. Формирование знаний, умений, навыков. Создание экспозиций в мини-музее. Изготовление кукол. Создание книжки – малышки с описанием русских кукол. В процессе работы мини-музей пополняется новыми экспозициями. Главная идея музея - дети должны хорошо знать и уважать свое прошлое.
Экспонатами музея являются тряпичные куклы как народные, традиционные, обрядные. Создание совместно с детьми правил мини музея.  Педагог углубляет представление детей о тряпичных куклах используя различные педагогические методы и приёмы: беседа «Народные тряпичные куклы», «Традиционные тряпичные куклы», «Обрядные тряпичные куклы», чтение пословиц и поговорок, Д/и «Одень куклу Катю», «Чем похожи, чем отличаются», чтение художественной литературы по теме. Организует художественно-творческую деятельность детей: коллективная аппликация «Дети водят хоровод», рисование и раскрашивание «Зерновушка», «Столбушка», «Зайчик на пальчик», «День ночь». Педагог оказывает помощь в решении практических задач. Направляет, осуществляет контроль над реализацией проекта. Родители с педагогом – изготовление из подручного материала экспонатов (Кроватка, балдахин, тряпичные куклы), внесение вышитых мотивов (балдахин) для рассматривания с детьми;

III этап. Завершающий этап.

На этом этапе состоится подведение итогов. Дети делятся впечатлениями о проведение проекта, своими впечатлениями и эмоциями от совместного изготовления тряпичных кукол, закрепляют название экспонатов, сами проговаривают правила мини музея; Размышляют над приобретёнными знаниями, опытом. Педагог- организует итоговое мероприятие.

Методы и приемы:

• словесный – чтение художественной литературы, чтение пословиц и поговорок, беседы, прослушивание музыкальных произведений в группе;

• наглядный - информация для родителей по теме, рассматривание иллюстраций «Русские тряпичные куклы», книжка –малышка с описанием кукол.

• практический – дидактические игры, сюжетно –ролевая игра «Экскурсия в музеи»;

Художественное творчество (рисование, раскрашивание, аппликация, конструирование)

Средства: иллюстрации «Народные куклы», «Традиционные куклы», «Обрядные куклы», «Русская изба», музыкальные и литературные произведения.

Итог проекта – Создание в группе мини музей «Традиционной тряпичной куклы»

Итоговое мероприятие-  Презентация мини музея «Традиционной тряпичной куклы»

Вывод: В ходе реализации проекта педагоги смоги повысить профессиональное мастерство. Дети познакомились с русскими куклами, стали проявлять желание больше узнать о создании и назначении этих кукол. Познакомились с русскими народными играми, с дидактическими играми. Стали действовать более согласованно в процессе продуктивной деятельности, научились быстрее договариваться между собой. Дети стали активно использовать новые слова в свободном общении. В самостоятельной деятельности больше стали обращаться в мини музей. В ходе реализации проекта родители повысили свою педагогическую компетенцию, получив возможность из «зрителей» и «наблюдателей» стать активными участниками образовательного процесса. Родители приняли активное участие в создании национальных кукол. Так же дети получили положительные эмоции в ходе подготовки и проведения проекта.

Список используемой литературы:

  1. Данилина Г. Н. Дошкольнику об истории и культуре России.- М., 2004.
  2.  Дмитриева Л. П. Создание экспозиции школьного музея. Методическое пособие, - Казань, 2000.
  3. Коломийченко Л. В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста. - Пермь, 2002.
  4.  Писарева А. Е. Уткина В. В. Живем в «Ладу»: Патриотическое воспитание в ДОУ. - М., 2007.
  5. Лыкова И.А. Конструирование в детском саду. Старшая группа.  Учебно – методическое пособие к парциальной программе «Умные пальчики». М.: ИД «Цветной мир», 2015. – 176с., 115 фотографий и 40 рисунков.



Предварительный просмотр:

Месяц (неделя, день)

Задачи

Содержание и формы работы

С детьми

С социальными партнерами и специалистами.

Формировать представление детей о мини музей как об интересном совместном проекте, сформировать правила пользования мини музеем.

Закрепить умение детей складывать картинку.  Закрепить умение выбирать наряд для куклы.

Беседа «Зачем нам мини музей в группе, правила в музеи».  

Дидактические игры: «Сложи картинку», «Одень куклу Катю»

Рассматривание с детьми иллюстрации животных.

Складывать картинку в одно целое. Подбирать одежду для куклы.

Воспитатели группы

Научить мастерить тряпичную куклу- пеленашку бесшовным способом. Совершенствовать трудовые навыки: сворачивание, скручивание, завязывание, пеленание. Формировать умение самостоятельно создавать игровое пространство. Познакомить с историей и традициями игрушечного ремесла. Развивать тактильное восприятие, ловкость, аккуратность координацию в системе «глаз – рука». Научить разыгрывать с помощью тряпичных кукол различные ситуации, соответствующие традиционным обрядам. Воспитывать интерес к народной культуре.

Конструирование из ткани традиционным способом текстильная скульптура  Тряпичная кукла «Пеленашка»

Дети выбирают лоскутки и приступают к работе. Педагог помогает детям индивидуально или же повторно обращает внимание на технологическую карту. Дети делают куклы-пеленашки, любуются ими, дают имена и укладывают в свои кроватки.

Воспитатели группы

Научить мастерить традиционную тряпичную куклу бесшовным способом. Совершенствовать трудовые навыки: сворачивание, скручивание, обматывание, завязывание. Формировать умение самостоятельно создавать игровое пространство. Продолжать знакомить с историей и традициями игрушечного ремесла. Пояснить название и особенности внешнего вида (безлицевая кукла). Развивать тактильное восприятие, ловкость, аккуратность координацию в системе «глаз – рука». Научить разыгрывать с помощью тряпичных кукол различные ситуации, соответствующие традиционным обрядам. Воспитывать художественный вкус, чувство гармонии, живой интерес к народной культуре.

Конструирование из ткани тряпичная кукла в сарафане

Дети выбирают лоскутки и приступают к работе. Педагог помогает детям индивидуально или же повторно обращает внимание на технологическую карту.

Воспитатели группы

Продолжать знакомить с народной игрушкой. Вызвать интерес к конструированию лоскутных кукол бесшовным способом по модели «Столбушка» с опорой на технологическую карту. Формировать универсальные действия: скручивание, складывание, обматывание, завязывание узла и др. Развивать художественный вкус, творческое восприятие, пространственное мышление, тактильное восприятие, ловкость, аккуратность, координацию в системе «глаз – рука». Воспитывать желание заниматься рукоделием. Приобщать к традициям и ценностям народной культуры.

Конструирование из ткани и ниток «Как лоскут скрутился в куклу Столбушку»

Дети расширяют представление о традиционной народной кукле и осваивают новый способ конструирования на основе скрутки.

Воспитатели группы

Продолжать знакомить с традиционной народной игрушкой. Вызвать интерес к конструированию лоскутных кукол бесшовным способом по модели «Северная Берегиня» с опорой на технологическую карту. Формировать универсальные действия: складывание, обматывание, завязывание узла и др. Создать условия для переноса умения, освоенного в работе с бумагой, в новую ситуацию. Развивать художественный вкус, творческое восприятие, пространственное мышление, тактильное восприятие, ловкость, аккуратность, координацию в системе «глаз – рука». Воспитывать желание заниматься рукоделием и делать подарки. Приобщать к традициям и ценностям народной культуры.

Конструирование из ткани «Как 7 лоскутков стали Северной Берегиней»

Дети расширяют представление о народной обережной кукле и осваивают новый способ конструирования по модели «Северная Берегиня»

Воспитатели группы

Расширить понятие о доме такими представлениями, как семья, интерьер, домашние дела, порядок, уют, лад. Продолжать знакомить с традиционной народной игрушкой. Вызвать интерес к конструированию лоскутной обрядовой куклы по модели «Десятиручка» в подарок маме и бабушке. Совершенствовать универсальные действия: складывание, скручивание, обматывание, завязывание и др. Создать условия для переноса ранее освоиных умений в новую ситуацию. Развивать художественный вкус, творческое восприятие, пространственное мышление, тактильное восприятие, ловкость, аккуратность, координацию в системе «глаз – рука». Приобщать к традициям и ценностям народной культуры. Воспитывать любовь к своиму дому, желание делать его уютным, красивым, гостеприимным.

Конструирование из ткани по схеме «Что такое дом и зачем Десятиручка в нем»

Дети расширяют представление о доме и осваивают новый способ конструирования куклы – помощницы в домашних делах.

Воспитатели группы

Продолжать знакомить с традиционной народной игрушкой. Вызвать интерес к конструированию оригинальной куклы по модели «Ловушка для снов» на основе ее творческой трансформации. Инициировать создание образа дождя в виде куклы. Обогащать опыт работы с нитками как художественным материалом; формировать универсальные действия (плетение, обматывание, завязывание, сматывание в клубок, наматывание на трубочку и др.) Развивать художественный вкус, творческое восприятие, пространственное мышление, тактильное восприятие, ловкость, аккуратность, координацию в системе «глаз – рука». Приобщать к традициям и ценностям народной культуры. Воспитывать трудолюбие, желание заниматься рукоделием.

Конструирование из веточек и ниток «Как Ловушка для снов стала куклой Дождя»

На основе традиционной модели дети создают оригинальную куклу, передавая образ Дождя.

Воспитатели группы

Умение услышать, увидеть, почувствовать и пережить различные эмоциональные состояния, предложенные в литературных произведениях.

Чтение «Сказ про Тетёшу Забавича» В.А.Шипунова

Прослушивание произведений и рассматривание иллюстраций к ним.

Дети знакомятся историей куклы.

Воспитатели группы

 Учить детей составлять описательные рассказы о куклах изготовленных для мини музея.

Составление рассказа «Куклы в нашем мини музеи»

Дети пробуют самостоятельно рассказывать о куклах в мини музеи.

Воспитатели группы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы. Тема: Компьютерные технологии в коррекционно-развивающей работе современного детского сада. Составитель: И.И.Пашкова- воспитатель Логопедической группы №8 МБДОУ ЦРР- детского сада комбинированного вида №12.

Статья.Тема: Компьютерные технологиив коррекционно-развивающей работесовременного детского сада.  Составитель: И.И.Пашкова- воспитательЛогопедической группы №8МБДОУ ЦРР- детского...

Конспект занятия в средней группе детского сада. Аппликация : «Красивые цветы в подарок всем женщинам в детском саду».

Аппликация :  «Красивые цветы в подарок всем женщинам в детском саду».Цель:-воспитывать желание порадовать окружающих. Создать для них что-то красивое.- Расширять образные представления дет...

Конспект занятия в средней группе детского сада. Аппликация : «Красивые цветы в подарок всем женщинам в детском саду».

Аппликация :  «Красивые цветы в подарок всем женщинам в детском саду».Цель:-воспитывать желание порадовать окружающих. Создать для них что-то красивое.- Расширять образные представления дет...

Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур» Опубликовано 18 апреля 2016 - 19:36 пользователем admin занятия детский сад математика, занятия по математике в детском саду, занятие в детском саду гео

Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур»  Цель:формировать у дошкольников умение находить различия и общие признаки г...

Статья Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник педагога" 07.11.2021г.

Статья  Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник...