«Использование квест – технологии в образовательной деятельности в ДОУ»
статья (подготовительная группа)

Хачёва Наталья Павловна

 «Только та игра целесообразна, в которой ребенок

активно действует, самостоятельно мыслит,

строит, комбинирует, преодолевает трудности»

Макаренко А. С

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kvest_tehnologii.docx415.67 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование квест – технологии в образовательной деятельности в ДОУ» 

 «Только та игра целесообразна, в которой ребенок

активно действует, самостоятельно мыслит,

строит, комбинирует, преодолевает трудности»

Макаренко А. С

Познавательное развитие немыслимо без активности ребенка, поддерживать которую одна из задач современного педагога. Необходимо подбирать такие формы, средства и приемы работы, которые позволят ребенку быть лично вовлеченными в деятельность, помогут в становлении таких качеств, как воображение, любознательность, развитие речи, формирование мышления и памяти.  Наиболее привлекательной, естественной формой и средством познания мира, для ребенка дошкольного возраста является игра. Именно поэтому мы обратили свое внимание на использование в работе по познавательному развитию дошкольников такой формы игры как квест.

В переводе с английского (Quest) - «поиск, предмет поисков, поиск приключений» - это вид сюжета литературного, компьютерного, игрового, в котором путешествие к намеченной цели проходит через преодоление ряда трудностей.

В образовательном процессе квест - Это приключенческая игра, требующая от игрока решения умственных задач для продвижения по сюжету, предполагающая активность каждого участника.

Цель квест игр - создание условий для реализации интеллектуального и творческого потенциала воспитанников,

- стимулировать познавательный интерес;

- Развивать творческие способности (изобретательность, быстрота реакции, аккуратность) и психических (воля, целеустремленность, самоконтроль) качеств. Способствовать сплочению детей в коллективе,

- Развивать способность проявлять себя в коллективе, умение действовать по заданной инструкции

В ходе организации работы дошкольников над квестами реализуются следующие задачи:

  • Образовательная - вовлечение каждого ребенка в активный познавательный поиск, расширение кругозора, эрудиции.
  • Развивающая - развитие интереса, творческих способностей, воображения дошкольников, стремления к новизне; формирование навыков исследовательской деятельности.
  • Воспитательная - воспитание толерантности, умений и способностей работать самостоятельно и в коллективе, личной ответственности за выполнение работы.

Для того, чтобы эти задачи решались наиболее успешно, при разработке квеста необходимо следовать следующим принципам:

  1. Доступность заданий – они не должны быть чересчур сложны для ребёнка, так как квест может применяться в работе с детьми, начиная уже с младшей группы.
  2. Системность – задания должны быть логически связаны друг с другом, а также с заданиями ранее пройденных квестов.
  3. Эмоциональная окрашенность заданий. Методические задачи должны быть спрятаны за игровыми формами и приёмами.
  4. Разумность по времени. Необходимо рассчитать время на выполнение заданий таким образом, чтобы ребёнок не устал и сохранил интерес.
  5. Использование разных видов детской деятельности во время прохождения квеста.
  6. Наличие видимого конечного результата и обратной связи.

Существует три формы проведения квестов: линейная, штурмовая, кольцевая:  Линейные-игра построена по цепочке– разгадав одно задание, участники получают следующее. И так до тех пор, пока не пройдут весь маршрут.

Штурмовые (не линейные)- игроки получают основное задание и перечень точек с подсказками. Но при этом самостоятельно выбирают пути решения задач.

Кольцевые– представляет собой тот же «линейный» квест, но замкнутый в круг. Команды стартуют с разных точек, которые будут для них финишными.

Выбор сюжета квеста может диктоваться календарной или проектной тематикой, а так же решением конкретной педагогической  проблемы.

ПЛАН ПОДГОТОВКИ ИГРЫ:

  1. Разработать сценарий.
  2. Создать антураж для каждой зоны проведения действий.
  3. Подготовить музыкальное сопровождение.
  4. Разработать презентацию для вступительной части.
  5. Оформить наглядные материалы («карты»).
  6. Продумать методику и организацию проведения игровых заданий.
  7. Подготовить необходимый реквизит для прохождения каждого испытания.

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/04bf/0002b056-bac9f7fb/img6.jpg

         Цель игры – получить максимальное количество заданий, отыскать в них подсказки, пройти все препятствия, найти развязку и заслужить приз. Лучше предварительно продумать сценарий, подготовить реквизит, вовлечь всех в сюжетно-ролевую игру. В каждом квесте должна быть цель. Причем рассказать о ней нужно в начале игры, иначе у ребят  не сложится мотивация для достижения цели. Можно намекнуть, что у победителей есть возможность получить ценный подарок. Приз в игре – условие обязательное! А все задания участники должны выполнять строго по правилам (их тоже надо озвучить перед началом игры) и в определенной последовательности.  Все задания надо записать на отдельных листочках и спрятать в определенных тайниках, так называемых «станциях». Обязательно нужно объяснить, как искать и выполнять задания на конкретном примере, совсем простом.

Задание для квестов – это и есть та самая образовательная часть игры, в которую можно включать интеллектуальные и творческие задания и превращать каждый квест в уникальный продукт. Задачи могут быть какие угодно: решение ребусов, загадок, кроссвордов, головоломок; тематическое прохождение препятствий

Квесты могут проводиться как на улице, так и в помещении. Обычно задания в квесте объединены интересным сюжетом, а участники становятся персонажами, которым предстоит выполнить определённую миссию. Чтобы пройти квест, детям предлагается найти контрольные ориентиры или пункты, в которых будут находиться задания, загадки или головоломки, позволяющие найти следующий пункт или собрать ключи к решению исходной задачи.

Пройдя квест, ребёнок в ненавязчивой форме поймёт: его знания и навыки очень важны и помогут ему в сложных ситуациях. Формируется и необходимая психологическая установка, что находить выход всегда можно и нужно.

Кроме того, квесты дарят яркие эмоции.

Итак, выделим основные задания для квестов, которые усложняются в соответствии с возрастом и уровнем подготовки детей:

«волшебное письмо» – буквы, картинки или слова проявляются штрихованием листка (заранее нанесён воск). Второй вариант – слово или буква пишется молоком и проявляется при нагревании (проводит взрослый ведущий);

ребус: отгадывают слово-подсказку;

пазлы – картинка по теме квеста разрезается на несколько частей;

картинки с отличиями (5–10 отличий);

загадка – место, где спрятана карточка со следующим заданием;

лабиринт;

кроссворд – если дети не умеют читать, проводит и помогает ведущий;

эстафета;

викторина – тематика в соответствии со сценарием и темой самого квеста: животные, растения, времена года, географическая, предметы быта;

срезаем конверты – на натянутой леске или верёвке висят конверты с подсказками, его надо найти и срезать.

В ходе работы над проектом «Знатоки природы», с детьми проводился квест «В гости к матушке Природе», путешествуя по станциям, дети выполняли задания «Соедини по точкам», «Четвёртый лишний», «Мир природы и рукотворный мир»,   «Рассели обитателей планеты» где дети закрепляли, расширяли знания и представления о животном и растительном мире.

Также проводилась квест – игра «Космическое путешествие», где дети  получали первоначальные представления о космосе

В ходе квеста «В поисках сокровищ» уделялось внимание не только познавательному развитию детей, но и развитию  физических качеств.

КВЕСТ «Осторожно вирус» - Деятельность в рамках направления по сохранению и укреплению детского здоровья всегда была необходимой, а в современном мире с момента появления коронавируса, ее актуальность возросла в разы. Для того, чтобы предупредить детей о опасности COVID-19, не напугав до стресса, правильно объяснить, как распространяются микробы, и почему важна хорошая гигиена рук и лица была реализована акция «Коронавирус - стоп!». Итоговым событием стал квест «Коровавирус». Совместно с коровками дошкольники проходили ряд испытаний, собирая в ловушку (специально подготовленные конвертики) «злостных на нарушителей здоровья» - вирусов. Ребята искали подсказки, расшифровывали секретное послание, наводили порядок в чемоданчике доктора. После того, как все вирусы были найдены, дети решили их уничтожить.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что квест-игра является одним из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием ФГОС ДО.

Итак, квесты развивают:

  • внимание;
  • умение анализировать информацию;
  • стремление к достижению цели;
  • ловкость и смекалку;
  • взаимодействие в команде


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация " Использование квест-технологии в образовательной деятельности"

По этой презентиции делали квест - игру по ППД в подготовительной группе. Дети и родители были в восторге....

«Использование квест – технологии в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста».

Одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе как познавательного, так и общего развития детей дошкольного возраста, является потребность в новых впечатлениях, новых знаниях. Чем разнообразн...

Конспект дефектологического (логопедического) занятия с применением информационно-коммуникационных технологий в рамках тематического контроля «Использование ИКТ-технологий в образовательной деятельности ДОУ в рамках реализации ФГОС»

Тема: Автоматизация звука [Ш]  в слогах и словах. Индивидуальное занятие в подготовительной к школе группе. Цель: научить правильно произносить звук [Ш] в слогах и словах с применением ...

Квест- технологии в образовательной деятельности ДОУ

Игра для дошкольников – способ познания окружающего, игры имеют большую педагогическую ценность – они развивают у детей смекалку, выдержку, самообладание, чувство юмора, организованность&r...

Использование квест - технологии в образовательной деятельности

Современная педагогика предлагает нам перенести акценты с пассивной модели обучения (ребёнок выступает в роли «объекта», просто слушает и смотрит) на активную (ребёнок выступает «суб...

Использование квест - технологии в образовательной деятельности

Современная педагогика предлагает нам перенести акценты с пассивной модели обучения (ребёнок выступает в роли «объекта», просто слушает и смотрит) на активную (ребёнок выступает «суб...

Использование квест-технологии в образовательном процессе.

Современные требования, предъявляемые к педагогическому процессу в дошкольном образовании, предполагают тесную интеграцию всех образовательных областей, широкое разнообразие форм организации детской д...