Мастер – класс на тему: «Ежедневный рефлексивный круг как эффективное средство формирования саморегуляции поведения».
материал (подготовительная группа)

Остапкевич Ольга Федоровна

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Золушка г. Когалыма

Мастер – класс на тему: «Ежедневный рефлексивный круг как эффективное средство формирования саморегуляции поведения».

Провела воспитатель МАДОУ «Золушка» :

Остапкевич О.Ф.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Я очень рада, что вы пришли на мой мастер – класс. Я хочу, услышит ваше мнение, как вы понимаете: «Что такое рефлексия?».

Рефлексией называют всякое размышление человека, направленное на рассмотрение и анализ самого себя и собственной активности.

Тема  мастер – класса : «Ежедневный рефлексивный круг как эффективное средство формирования саморегуляции поведения».

Цель: развитие связной речи детей, раскрытие «я» ребенка (познание себя, своих мыслей, собственных действий и состояний). 

Задачи:

  • сплотить детский коллектив;
  • развивать умение выражать свои чувства и переживания публично;
  • формировать умение слушать и понимать друг друга, решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи;
  • учить обсуждать планы на день (в дальнейшем на неделю, месяц);
  • привлечение родителей к жизни детей в ДОУ.

«Ежедневный рефлексивный круг» – это технология, позволяющая стимулировать речевую активность и  мыслительные возможности детей.

Он направлен на сплочение детского коллектива, формирование умения слушать и понимать друг друга, развитие умения выражать свои чувства и переживания публично. 

Рефлексивный круг основан на соблюдении принципов открытости, диалогичности и саморегуляции.

Я по данной технологии работаю с детьми уже 4 год.

И хочу Вам сказать , что на первых порах внедрения этой технологии,  большинство детей испытывают трудности:

  • не умеют выражать свои мысли и чувства словами;
  • не всегда понимают вопросы и задания;
  • не умеют выслушивать мнения других ребят, перебивают друг друга, выкрикивают;
  • боятся высказывать свое мнение, думают, что над ними посмеются, испытывают страх «неправильного» ответа.

Но постепенно они привыкают видеть доброжелательность, терпеливость, прислушиваются к тому, о чем рассказывают другие, не боятся говорить о себе. Речь становится эмоциональной, а запас слов разнообразнее.

И в данный момент могу сказать , что с помощью педагогической технологии «Ежедневный рефлексивный круг» в группе создается  доверительная обстановка, позволяющая детям проявить свои  чувства  и  говорить о них, воспитывает  навыки общения, умение принять и выслушать другого человека; развивает способность  понимать себя самого, осмысливать собственные действия, формирует сплоченность группы.

Задача утреннего круга — это разделить свои впечатления со сверстниками, узнать, что нового произошло, обсудить планы на будущее, а также какие-то образовавшиеся за это время проблемы, настроение ребят.

Рефлексивный круг может проводиться:

  • КАЖДЫЙ ДЕНЬ в удобное время (утром, день и вечер)
  • по плану
  • по итогам свободной работы
  • без плана, когда в течение дня неожиданно появляется необходимость обсудить какое-то событие или жизненную ситуацию.

Беседы могут быть запланированные в соответствии с ситуацией месяца или  темой недели  или просто спонтанные.

Что дает нам «Ежедневный рефлексивный круг?» 

- Раскованность.

- Доброжелательность.

- Общение.

- Взаимовыручка.

- Сплоченность.

- Уверенность.

Практическая часть

Китайская пословица гласит:

Расскажи мне — и я забуду,

  Покажи мне — и я запомню,

Вовлеки меня — и я пойму,

                        и чему — то научусь.

 Уважаемые педагоги ! Предлагаю вам окунуться в мир детства и стать участниками «Ежедневного рефлексивного круга».

Колокольчик наш звенит, в круг собраться он велит. (Педагоги образуют круг, садясь на коврики) 

1.Релаксация. Сядьте,  поудобнее и закройте глаза.

Реснички опускаются...,

глазки закрываются...

Мы спокойно отдыхаем. -2 раза

Сном волшебным засыпаем.

Дышится легко, ровно, глубоко.  

Наши руки отдыхают,

Наши ноги отдыхают....,

/отдыхают, засыпают/ - 2 р.

Шея не напряжена, а расслаблена...

Губы чуть приоткрываются,

все чудесно расслабляется,

Все чудесно расслабляется.

Дышится легко, ровно, глубоко.(Длительная пауза)

Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем...

Хорошо нам отдыхать,

Но пора уже вставать.

Крепче кулачки сжимаем,

их повыше поднимаем.

Потянулись ! Улыбнулись!

И проснулись».

Итог:  Вот вы отдохнули и готовы к общению

2.Послушайте стихотворение:

Кто такие дети – инвалиды?

Дети – инвалиды, Ангелы земли

Сколько не заслуженной обиды
На себе они перенесли.

О ком идет речь в этом стихотворении?

Хочу поговорить с Вами: как вы понимаете такое выражение  «Мы разные, но мы равны».

В руках у меня сердечко, мы будем его передавать друг другу и говорить свое мнение.

Но прежде чем начать передавать и говорить свое мнение напомню вам правила рефлексивного круга: 

  • Правило поднятой руки.
  • Говорить по одному или тому, у кого в руках предмет.
  • Отвечать на вопрос, который задан.
  • Не повторять то, что кто-то уже сказал.
  • Если не хочешь, можешь не говорить.

Итог: Хочу сказать, что  каждый человек важен на земле, как и лучи солнца, как капельки воды . Но не всегда наше здоровье и здоровье окружающих зависит от нашего желания. К сожалению, на нашей планете есть немало людей , с ограниченными возможностями здоровья.

Хочу  услышит Ваше мнение, чтоб вы ответили на такой вопрос:

Как вы думаете, чем мы можем помочь детям с ограниченными возможностями здоровья?

Ответы:

• Сделать вход и выход, из магазинов, транспорта, предназначенным, для инвалидных колясок.

• Помочь перейти дорогу, сходить в магазин.

• Помочь убрать квартиру.

• Принести продукты.

• Помогать во всем, быть внимательными.

Итог: Человек с ограниченными возможностями такой же человек, как и все. Мы  должны уважительно относиться друг другу, соблюдать права и свободы каждого гражданина, уметь сострадать,  помогать и прощать, принимать человека таким, какой он есть.

 Он нуждается в счастье, радости, общении, любви, страдает от одиночества, равнодушия, непонимания и нуждается в поддержке. Он приспосабливается к обществу обыкновенных людей, а мы должны ему помочь. И хочу Вам  сказать, что в следующем месяце Всемирный день здоровья. Так давайте в своих группах с детьми сделаем открытки и передадим в реабилитационный центр детям, чтоб они почувствовали нашу поддержку.

3.Игра «Я глазами других».

Материал: мешочек с    камушками.

Содержание:  Дети сидят в кругу на ковриках. Педагог показывает волшебный мешочек с  камушками, с помощью которого можно узнать много интересного о себе. Дети передают волшебный мешочек с  камешками  друг другу

Со словами: ,,Я дарю тебе камешек, потому что ты…”

Итог: при помощи  мешочка с камушками  вы  много сказали доброго и хорошего.

4. Колокольчик наш звенит, расходиться он велит.

Хочу подарить Вам памятку в , которой  вы найдёте полезную информацию по моей теме: «Формирование рефлексивных навыков у детей дошкольного   возраста  «Ежедневный рефлексивный круг» Н.П. Гришаевой»



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Золушка»

Мастер – класс

на тему:

 «Социализация дошкольников через игру, тактика взаимодействия воспитателя с детьми в игре старшей группы»

                                                                                           

                                                                                             Воспитатель: Остапкевич О. Ф.

г. Когалым 2021г.

«Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир
ребёнка вливается живительный поток представлений.
Игра - это искра, зажигающая огонь любознательности».
Сухомлинский

Мастер – класс на тему: «Социализация дошкольников через игру, тактика взаимодействия воспитателя с детьми в игре старшая группа».

Цель:

  • Показать, каким образом, и через какие игры, можно формировать у дошкольников социально-коммуникативные навыки.
  • демонстрация условий способствующих социализации дошкольников. Развитие коммуникативных навыков у дошкольников с использованием игровых технологий.

Задачи:

  • Систематизировать знания  воспитателей по вопросу развития игровой деятельности дошкольников как средство социализации детей.
  • Расширить представления о современных технологиях руководства игрой, взаимодействия педагога с детьми в процессе игровой деятельности.
  • Формирование умения  решения  задачи  педагогического руководства  в игровой деятельности детей дошкольного возраста

Наш мастер – класс  я хочу начать с притчи.

«Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа? » Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая? Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:— Всё в твоих руках».

Пожалуй, сегодня, каждому из нас необходимо четко понимать, что в  наших руках находится самое ценное в жизни человека – это ребенок, и от того как мы сможем сохранить его уникальность, зависит его будущее.

Ход мастер-класса

1.Организационная часть

 Социализация – это процесс, во время которого усваиваются ценности, традиции, культура общества, к которому принадлежит ребёнок. Общаясь со сверстниками и взрослыми, играя, занимаясь, ребёнок учится жить по определённым правилам, учитывать интересы других людей, нормы поведения. Посредством социализации ребенок усваивает поведение, навыки, мотивы, ценности и нормы, свойственные его культуре.(Слайд)

  Известный русский писатель М. Горький писал: «…Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменять». Действительно игра помогает вхождению ребенка в общество. Через игру ребенок знакомится с отношениями людей, различными профессиями, пробует себя в разных социальных ролях. Игра – едва ли не единственный вид деятельности, направленный на развитие не отдельных способностей (к искусству или технике), а способности к творчеству в целом. При этом происходит включение ребенка в систему общественных отношений, усвоение и отработка норм поведения и человеческого общежития.

Важные теоретико-методологические основы изучения коммуникативного развития детей дошкольного возраста содержатся в фундаментальных исследованиях А. Н. Леонтьева,  Д. Б. Эльконина.

Проблема коммуникативного развития дошкольников, ее содержание, структура достаточно глубоко разработаны М. И. Лисиной, Т. А. Репиной, А. Г. Рузской, Е. О. Смирновой, Р. Б. Стеркиной. (Слайд)

  Педагогический процесс социально-коммуникативного развития направлен на формирование ценностей, ценностных отношений и ценностных ориентаций.
Социально-коммуникативное развитие осуществляется через вхождение ребенка в мир ценностей и норм общества, с активной позиции субъекта социальных отношений, благодаря созданию специально организованной среды, в которой формируется механизм поведения каждого ребенка от наблюдения к переживанию — пониманию — оценке — выбору для себя установки и стратегии поведения.

     Основной ведущей деятельностью дошкольника является игра, она самый эффективный и доступный способ формирования социально-коммуникативных навыков.

До 7 лет игра остаётся ведущей деятельностью детей, поэтому процесс социализации протекает в игре. (Слайд)

Детство без игры и вне игры ненормально. Лишение ребенка игровой практики - это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, признаков и примет социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, активизации процесса познания мира.

Можно сделать вывод: Игровая деятельность организации образовательного процесса с детьми способствует социально – личностному развитию каждого ребёнка. Дети становятся более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству.(Слайд) У детей формируется способность совместно принимать решения и следовать их выполнению.

Игры у детей дошкольного возраста бывают очень разнообразными.

  • подвижные игры,
  • народно-хороводные игры,
  • сюжетно - ролевые игры,
  • театрализованные игры,
  • настольные игры,
  • дидактические игры,
  • социально-коммуникативные (Слайд)

Влияние игр на социализацию ребенка:

Подвижные игры очень рано входят в жизнь ребенка. Все дети без исключения любят играть с мячом, скакалкой, любыми предметами, которые они могут приспособить к игре.. Большое влияние подвижные игры оказывают также и на нервно-психическое развитие ребёнка, формирование важных качеств личности. Они вызывают положительные эмоции, развивают тормозные процессы: в ходе игры детям приходится реагировать движением на одни сигналы и удерживаться от движения при других.

Вывод: этих играх развивается воля, сообразительность, смелость, быстрота реакций и др. Совместные действия в играх сближают детей, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха. (Слайд)

Народная игра – сильнейшее средство социализации ребенка, включающее в себя как социально контролируемые процессы целенаправленного воздействия на становление личности, усвоение детьми знаний, отношение ребенка к Родине, родному краю, дому, воспитывают почтение и уважение к старшим, милосердие и сострадание. (Слайд)

Также игры помогают детям общаться между собой, учат прощать обиды.

Ролевые игры. Они отражают явления и процессы, которые дети наблюдают или о которых слышат из мира взрослых. В этих играх каждый ребенок берет себе определенную роль, например врача, учителя, пожарника, и изображает соответствующую деятельность. Иногда сюжет игры бывает заранее намечен, события и действия развертываются в определенном плане (сюжетные игры) .(Слайд)

Настольные игры. Некоторые из них очень полезны для расширения познавательных интересов и для умственного развития. К числу таких игр относятся лото с картинками, словесные игры со всякого рода загадками, шарадами, ребусами, игры-головоломки и т. п. (Слайд)

Дидактическая игра. Это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. Так как дошкольники очень любят играть, процесс передачи системы знаний, умений и навыков в форме игры является наиболее эффективным. Такие виды игр помогают ребенку лучше усвоить учебный материал. Кроме того, они способствуют активному взаимодействию участников этих игр. (Слайд)

Социально-коммуникативные   игры позволяют детям сблизиться и лучше узнать друг друга, учат проявлять заботу, внимание, сочувствие к сверстникам, продуктивно общаться.(Слайд)

Социально-коммуникативные игры формируют у детей умение устранять конфликты, владеть своими чувствами, сопереживать сверстникам, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими, выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств, формируется такое качество как саморегуляция собственных действий с учетом коллективной деятельности.

Заключение

Игра позволяет ребенку получать и обобщать знания об окружающем мире, развивать у него чувство коллективизма, желание и умение помогать другим. Игра есть сильнейшее средство включения ребенка в систему отношений общества, которому он принадлежит, усвоения им культурных и духовных богатств. В игре, развиваются интеллектуальные, личностные качества и физические способности. (Слайд)

 Регулярное проведение совместных игр обогатит дошкольников новыми впечатлениями, будет способствовать формированию навыков социальной компетентности, даст им новый социальный опыт, который так важен для развития их личности.

2.Практическая часть:

Китайская пословица гласит:

Расскажи мне — и я забуду,

Покажи мне — и я запомню,

Вовлеки меня — и я пойму, и чему—то научусь.

  1. Приветствие, обсуждение настроения участников, сокращение дистанции в общении.

Цель: психологический настрой на игровое общение

(Не все дети утром приходят и здороваются с взрослыми и сверстниками).

 Встаем в круг беремся за руки и приветствуем друг друга.

Я твой друг и ты мой друг,

Крепче за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.

Дети встают в круг, берутся за руки и здороваются:

Здравствуйте ручки, хлоп- хлоп – хлоп,

Здравствуйте ножки, топ – топ- топ,

Здравствуй носик, пи-пи – пи,

Здравствуйте щёчки, хлоп – хлоп – хлоп.

2.Словесная игра «Я»

Цель: Повышение самооценки, улучшение настроения.

Инструкция: Я вопросы хочу вам задать,

Ваше дело — отвечать,

Выше руки поднимайте

И кричите громко: «Я», чтоб услышали друзья.

Вопросы:

  • Кто унас хороший, красивый ипригожий?
  • Кто с утра детей встречает и с улыбкой провожает?
  • Кто некричит, несрывается, лишь добрым словом управляется?
  • Кто с родителями в контакте, обладает чувством такта?
  • Кто из нас, людей приличных, меньше всех был набольничном?
  • Кто на празднике задорен, чудно исполняет роли?
  • Кто начальство обожает, а коллег всех уважает?
  • А какой пенсионер молодежи даст пример?
  • Кто сомной будет играть, настроенье улучшать?

3. Игра «Хорошие новости» (с мячиком) : Я хочу, чтобы каждый из вас рассказал о чем-нибудь приятном, что случилось с ним вчера (сегодня, на этой неделе). Причем, пока вы говорите, мячик находится у вас в руках. Когда вы закончите рассказывать, передайте мячик соседу и так по кругу.

3. Игра «Волшебный стул» Один ребенок садится в центр на «волшебный стул», а остальные говорят о нем добрые, ласковые слова. Можно при этом ребенка погладить по голове, руке, обнять, поцеловать.

4.«Десять секунд».

Цель: активное изучение друг друга, создание позитивного единства группы.

 Детям предлагается тихонечко побегать по комнате. При этом будьте внимательны, потому что время от времени вам придется реагировать на разнообразные задания ведущего и выполнять их в кратчайший срок – в течение 10 секунд.

Каждое задание важно выполнять с максимальной точностью. Пока я считаю до 10, вам необходимо будет найти людей  с точно таким же, как у вас цветом волос. Не бойтесь остаться в одиночестве. Вы просто другой! И поэтому мы разные!

Надо распределиться на группы:

- по цвету волос;

- по длине волос;

- по цвету футболки;

- по наличию пуговиц на одежде;

- по настроению, которое вы сейчас испытываете;

- по цвету брюк и юбок;

- по часам на руках.

5. Разговор через стекло 

Цель игры: обучение использованию мимики и жестов в общении.

Дети делятся на пары. Педагог дает задание: представьте себе, что один из вас зашел в магазин, а другой остался на улице, но забыл сказать товарищу, что необходимо купить в магазине. Попробуйте с помощью жестов договориться о покупке. Голос использовать нельзя, потому что в магазине очень толстое стекло и через него ничего не слышно. Примечание. Начинать игру стоит с работы одной пары, остальные наблюдают. Затем следует обсудить, правильно ли, играющие,поняли друг друга и что им помогло догадаться.

6.Следующая игра «Дотронься до …».

Цель: раскрепощение участников игры.

Инструкция: Необходимо после команды «Дотронься до...» быстро прикоснуться к какому-либо объекту по названному признаку:

до желтого

До бумажного

До высокого

До круглого

До мягкого

До звезды.

Теперь давайте рассмотрим, друг друга, кто, во что одет и какого цвета одежда. Все должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде нужный цвет и дотронуться до этого предмета. Цвет меняется, воспитатель следит за тем, чтобы дотрагивались до каждого участника.

7.Игра-активатор «Друг к дружке» способствует эмоциональной разгрузке. Во время игры все нужно делать очень быстро.

Выберите себе партнера и пожмите ему руку, я вам буду говорить, какими частями тела вам нужно будет очень быстро «поздороваться» (попрощаться) друг с другом. А когда я произнесу команду «Друг к дружке!», вы будите должны поменять партнера.

- Правая рука к правой руке!
- Нос к носу!
- Спина к спине!
-
Друг к дружке!
- Бедро к бедру!
- Ухо к уху!
- Пятка к пятке!
Друг к дружке!
- Носок к носку!
- Живот к животу!
- Лоб ко лбу!
Друг к дружке!
- Бок к боку!
- Колено к колену!
- Мизинец к мизинцу!
Друг к дружке!
- Затылок к затылку!
- Локоть к локтю!
- Кулак к кулаку!

8.«Дружеская ладошка».

Мне очень хочется, чтобы о нашей сегодняшней встрече осталась память. Пусть это будет дружеская ладошка. Для этого мы обведем по контуру свою ладошку тем цветом, на которое похоже сейчас ваше настроение. Напишем на ней свое имя. (Пусть всегда будет мир).

Пусть эти ладошки несут тепло и радость наших встреч.

Работа в данном направлении помогла детям адаптироваться в группе, найти себе друзей, раскрепоститься, лучше понимать эмоциональное состояние людей, побуждает детей к отзывчивости и умение разрешать конфликты.

Список литературы

  1. Авдулова Т. Игра: ее развитие на современном этапе. / Дошкольное воспитание. – 2008. - № 8.
  2. Баева Л. Сюжетно-ролевые игры детей в дошкольных учреждениях Англии. / Дошкольное воспитание. – 2008. - № 1.
  3. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  4. Захарова В. Сюжетно-ролевые игры на прогулке. / Дошкольное воспитание. – 2008. - № 1.
  5. Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей: Пособие для воспитателя дет.сада. – М.: Просвещение, 1988.
  6. Игра дошкольника. / Л.А. Абрамян, Т.В. Антонова, Л.В. Артемова и др.; Под ред. С.Л. Новоселовой. – М.: Просвещение, 1989.
  7. Калинченко А.В., Микляева Ю.В., Сидоренко В.Н. Развитие игровой деятельности дошкольников: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004.
  8. Либерман А., Репина О. Сюжетная игра в процессе подготовки к школе. / Дошкольное воспитание. – 2008. - № 6.
  9. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду». / Под ред. В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  10. Михайленко Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателя / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2009.
  11. Панкова Т.Я. Личностно-ориентированный подход к ребенку в условиях игровой деятельности. / Управление ДОУ. – 2008. - № 2.



Предварительный просмотр:

Мастер – класс на тему: «Приемы  ТРИЗ технологии в развитии связной речи дошкольников»

  Сегодня , я хочу поговорить с вами о ТРИЗ технологии. ТРИЗ зародился давно, в 1946 году, основателем данной технологии является великий немецкий  философ, писатель, изобретатель Генрих Саулович  Альтшуллер. А в дошкольное образование ТРИЗ пришел в 80 годы, в то время бурную деятельность по данной технологии развивала педагог  Л,Б Фесюкова, Шустерман,Т Н Доронова чуть позже присоединились ряд известнейших педагогов  Светлана Гин, Светлана Пристяжная и другие.

Что же такое технология?
Технология
 – это инструмент профессиональной деятельности современного педагога.
ТРИЗ  - технология – это уникальная возможность при помощи качественного многофункционального инструмента решать задачи, которые были возложены министерством образования страны на педагогов ДОУ.
ТРИЗ - Теория Решения Изобретательских Задач разработана в СССР в 1946 году, ученым, Бакинским изобретателем, писателем-фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером. Её современное название «Прикладная диалектика».
Цель ТРИЗ: не просто развивать фантазию детей, а научить мыслить системно, нестандартно и находить собственные решения.
Основная задача использования ТРИЗ - технологии – это привить ребенку радость творческих открытий.
Адаптированная к дошкольному возрасту, технология ТРИЗ позволяет воспитывать и обучать ребёнка под девизом «
Творчество во всём. Можно говорить всё! ».
В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста. Давайте освежим память и вспомним их:

 1.Один из методов является  - мозговой штурм.
Оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество вариантов решений, в том числе самых фантастических.

Изобретательные задачи должны быть доступны детям по возрасту.

Например задача :

1) Как остаться сухим, гуляя под дождем. (Можно надеть плащ, взять большую коробку, поднять ее над головой, надеть шляпу с широкими полями и т. п.)

2)"Учеными выведена новая порода зайца. Внешне он, в общем – то, такой же, как и обычные зайцы, но только новый заяц черного цвета. Какая проблема возникнет у нового зайца? Как помочь новому зайцу выжить?” 
(На черного зайца легче охотиться лисе. Особенно его хорошо видно на снегу. Теперь ему только под землей надо жить или там, где вообще нет снега, а только черная земля . А гулять ему теперь надо только ночью . .Ему надо жить с людьми, чтобы они заботились о нем, охраняли его .) 

Анализ каждой идеи идет по оценке "хорошо - плохо", т. е. что-то в этом предложении хорошо, но что-то плохо. Данный метод позволяет развивать у детей способность к анализу, стимулирует творческую активность в поиске решения проблемы, дает осознание того, что безвыходных ситуаций в жизни не бывает. 

 Еще примером задачи:

Семья уезжает на месяц в отпуск. Надо поливать комнатные растения. Как быть?

Решения:

-Попросить соседей приходить поливать;

-Поставить горшки в таз с водой;

-Наполнить бутылки водой, перевернуть их

и воткнуть в землю;

-Закопать в землю цветочного горшка фитиль (жгут из ваты), а другой конец поместить в банку с водой;

-Отнести цветы соседям;

-Накрыть растения стеклянными банками или пластиковыми мешками;

-Раздарить цветы.

2. Метод «Да-нет»  Метод сужения поиска посредством задавания вопросов, на которые можно отвечать «да-нет».

Например: Много гостей, много новостей!

Чтоб мастер-класс был веселей

Отвечайте поскорей!

Вы хотите поиграть?

Мастер-класс пообсуждать?

Вы сегодня ночью спали?

Утром встали, танцевали?

На мастер-класс вы опоздали?

Ручки и блокноты взяли?

Сколько вас всего, узнали?

На вопросы отвечали?

Это был вариант игры «Да-Нет» с элементами ТРИЗ.

Я загадала слово (кошка).

 Это слово обозначает предмет?

 Да.

 Это растение?

 Нет.

 Это что-то неживое?

 Нет.

 Это животное?

 Да.

3.Один из методов аналогия. Личностная аналогия (эмпатия) предлагает ребенкупредставиь самого себя в качестве какогонибудь предмета или явления в проблемной ситуации.

Например: «Ты – муха, которая залетела в дом. На столе стоит банка с вареньем тебе очень хочется варенья, но банка закрыта. Что ты сделаешь? Расскажи».  «Я девочка, а ты мама птенца. Уговори меня, чтобы я не взяла в руки твоего птенца». 

Или , представь, что ты животное, которое любит музыку, но не умеет говорить, а хочет спеть песню.

1 группа Прохрюкайте "В лесу родилась елочка…",

2 группа промяукайте "Солнечный круг»

4.  «Спасательные ситуации в сказках». 
Такой метод служит предпосылкой для сочинения всевозможных сюжетов и концовок. Кроме умения сочинять, ребенок учится находить выход из, порой, трудных обстоятельств. 
Например: "Однажды котенок решил поплавать. Заплыл он очень далеко от берега. Вдруг началась буря, и он начал тонуть . . .”

Предложите свои варианты спасения котенка. 

Моделирование сказок: вначале детям дается  каритнка, одного предмета.например черный домик.Дети сочиняют по ней сказку.Это домик Бабы яги или там живет кто то злой. На следующем этапе добавляем еще дополнительно картинки, например. людей ,животные ,цветы

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/04ea/000129e1-41e7746c/hello_html_m4957c97c.jpg

Сказки по схемам. Даю схемы, дети придумывают сказки. Предлагаю схему.

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2018/01/15/k_5a5c4c100ab2d/450012_15.jpeg

Сказки по схеме с зарисовкой .Даю детям схему .они составляют свою сказку с зарисовкой.

Так же использую схемы уже к известным сказкам. Даю схемы от простого к сложному.(примеры схем «Красная шапочка», «Маша и медведь»)

https://pandia.ru/text/84/234/images/img2_26.jpghttps://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=a144dbbe526944b761e3fd81a5decc99&n=13

           

По развитию речи на занятиях использую метод  «Веселых сочинялок».

Кто удачнее сочинит в рифму стишок по заданной строке.

  • Например: Шла корова по Луне…(Пела песню о себе.)
  • Мы спросили попугая…(Что он сделал с кружкой чая?)
  • Стрекоза на шляпу села…(Шляпа весело взлетела.)
  • Сварен суп из топора…(Вот такие, брат, дела!)
  • Листик по ветру кружился….(и на землю опустился)
  • Снеговик глаза открыл…(нас увидел ,все забыл)
  • Буратино -длинный нос…(весь сосульками оброс).
  • Дед Мороз мешок принес..(и обратно все унес)
  • Ежик, ежик ,мой дружок..(поиграй со мной в рожок, сколько .стоит пирожок.)

Использование мнемотаблиц позволяет развивать зрительную и слуховую память ,

развивает кругозор мышление ,все стороны речи.

Мнемотаблица – это схема в которой заложена определенная информация . Суть мнемосхеми заключается  в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение) : таким образом весь текст зарисовуется схематично, глядя на эту схему ребенок легко запоминает информацию. Это один из наиболее популярных и эффективных приемов (мнемотехник), которые можно использовать для облегчения процесса запоминания и воспроизведения дошкольниками информации, развития мышления и речи.  При прослушивании сказки взрослым, ребенок запоминает её не только на слух, но и при помощи зрительного восприятия. Знакомую сказку он может пересказать.

Уважаемые педагоги!

• если вы хотите идти на работу как на праздник;

• если вам нравится, когда глаза детей блестят;

• если вы хотите получать от каждого занятия максимум удовольствия;

• если вы желаете общаться с умными, думающими детьми;

• если вы хотите получить ключи к творчеству, сочинительству,

займитесь ТРИЗОМ! Творческих вам успехов!

Спасибо за внимание.



Предварительный просмотр:

Отчет наставника о проделанной работе.

2019-20 гг.

Педагог наставник – Остапкевич Ольга Федоровна

Молодой педагог – Магомедов Магомед Азизович.

Задача наставника – помочь молодому педагогу адаптироваться в коллективе, сделать так, чтобы он не разочаровался в выбранном пути.

ФГОС дошкольного образования выделяет ряд важных принципов, которым должна соответствовать программа ДОУ. Одним из них является принцип интеграции образовательных областей в соответствии с их возможностями и спецификой.

В образовательной области «Физическое развитие» главной задачей является гармоничное развития у воспитанников физического и психического здоровья.

ФГОС ДО предполагает, что специалист должен быть компетентным во всех областях развития детей дошкольного возраста, поэтому начиная работу в этом году, мы поставили перед собой следующие цели и задачи:

Цель работы:

Развитие профессиональных умений и навыков молодого педагога.

Задачи:

1. Оказание методической помощи молодому педагогу в повышении уровня организации воспитательно-образовательного процесса и совершенствование форм и методов организации совместной деятельности воспитанников с воспитателем;

2. Создание условий для формирования индивидуального стиля творческой деятельности молодого педагога;

3. Развитие потребности и мотивации в непрерывном самообразовании;

4. Оказание помощи по внедрению в работу новых образовательных технологий и разработок.

Основные направления работы:

- изучение нормативно-правовой базы;

- ведение документации дошкольного учреждения;

- организация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ;

- формы и методы организации совместной деятельности воспитанников с воспитателем;

- механизм использования дидактического, наглядного и других материалов;

- организация совместной образовательной деятельности, задачи и цели;

- использование новых образовательных технологий и разработок, как во время ООД, так и в любом режимном моменте;

- выбор методической темы для самообразования;

- подготовка к аттестации на соответствие занимаемой должности.

Выбор формы работы с молодым специалистом Магомедовым Магомедом Азизовичем начался с беседы. Я выяснила, что молодой педагог в некоторых вопросах испытывает трудности. Причины этих трудностей - недостаток педагогического опыта.

Мы составили совместный индивидуальный план работы педагога-наставника и молодого педагога.

Была проведена работа по развитию у молодого педагога следующих умений:

• Развитие умения пользоваться нормативно-правовой базой: ФЗ «Об образовании»; Семейным Кодексом; ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка Российской Федерации»; Конвенцией о правах ребёнка; Санитарно-эпидемиологическими правила и нормативы для ДОУ; Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования; локальными актами ДОУ.

• Развитие умения вести документацию дошкольного учреждения: были проведены консультации по составлению перспективного плана, разработки конспектов физкультурных  занятий, зарядок. За отчётный период нами были изучены: образовательная программа учреждения; задачи и цели годового плана.

С Магомедом Азизовичем мы обсуждали вопросы организации и проведения НОД по физическому развитию, особенности проведения утренних зарядок по каждому возрасту.

 Я направляла его деятельность на использование здоровьесберегающих технологий. В своей самостоятельной работе он ищет новые формы, которые использует для организации «Недели здоровья», спортивных праздников, двигательных оздоровительных игр

К каждому ребёнку Магомед Азизович находит индивидуальный подход. К детям относится как к личности, а не как к объекту воздействия.

Для организации совместной деятельность детей и физинструктора предложила Магомеду Азизовичу посетить занятия педагогов из других садов, исправно посещать МО коллег, понаблюдать за работой воспитателей  в группах, поинтерисоваться у воспитателей об особенностях детей каждой группы. Совместно мы проанализировали организацию воспитательно-образовательной работы и отметили положительные моменты, которые он может использовать в своей деятельности. Совместно с Магомедом Азизовичем мы готовили конспекты проговаривали каждый этап и элемент занятия.

Мною рекомендовано при подготовке к организованной образовательной деятельности активнее использовать предварительную работу, игровые приемы и электронные ресурсы. Его интересует всё новое, он начал осваивать и применять в образовательном процессе информационные технологии: разработал тематические презентации, пополнил новыми пособиями.

Изучив портфолио педагога-наставника, он проявил  заинтересованность использованием в своей работе проектного метода. Так нами был создан проект «Олимпийские игры» В результате проектной деятельности дети подготовительной группы познакомились с историей проведения игр, летними и зимними видами спорта, ознакомились с мифами Древней Греции. Итогом проекта стало спортивное мероприятие «Мы будущие олимпийцы»

Вывод

Молодому педагогу оказана помощь:

- в приобретении практических навыков, необходимых для педагогической работы по занимаемой должности;

- в выработке умения применять теоретические знания в практической деятельности;

- в приобретении опыта по освоению разнообразных современных технологий обучения и физического развития  дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс на тему «Использование методики «Круги Эйлера» для формирования связной речи и логического мышления у детей дошкольного возраста».

Дети – это чистый лист. Они как губка впитывают огромное количество информации каждый день. Дети гораздо быстрее осваивают новые технологии, в отличие от взрослых. В дошкольном возрасте мы можем...

Консультация для педагогов на тему: «Проектный метод обучения ПДД – эффективный способ формирования безопасного поведения на дорогах у детей ».

Основными причинами детского дорожно-транспортного травматизма являются: переход проезжей части в неустановленном месте, внезапное появление перед движущимся транспортным средством, неосмотрительность...

Мастер - класс на тему: "Снежинки из кругов" для детей 5 - 6 лет.

Приближается Новый год. Для настроения не хватает чего-то рукотворного, что даст ощущение сопричастности к новогоднему волшебству! И вот оно решение - объемные снежинки наклеенные на окна!...

Выступление на тему "Ежедневный рефлексивный круг"

Педагогическая технология «Ежедневный рефлексивный круг»           Одна из новых технологий социализации ребёнка-дошкольника, позволяющих ...

Мастер-класс «Педагогическая технология «Ежедневный рефлексивный круг»

Мастер-класс«Педагогическая технология «Ежедневный рефлексивный круг»...