"Утренний круг", как эффективное средство формирования детского сообщества
статья

Кучерова Дина Владимировна
Материал предназначен для педагогов ДОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл utrenniy_krug.docx15.48 КБ

Предварительный просмотр:

 «Утренний круг», как эффективное средство формирования детского сообщества

Утренний круг  - это начало дня, когда дети дошкольного возраста ежедневно собираются вместе для того, чтобы вместе порадоваться предстоящему дню, поделиться впечатлениями, узнать новости (что интересного будет сегодня?), обсудить совместные планы, проблемы, договориться о правилах и т.д. Продолжительность  утреннего круга не более 20 минут.

При организации утреннего круга перед педагогом ставится ряд задач, которые отражены в инновационной программе дошкольного образования «От рождения до школы».

Таблица 1.2

Задачи педагога при организации утреннего  круга в соответствии с инновационной программой дошкольного образования «От рождения до школы»

«От рождения до школы»

Планирование

Соорганизовать детей для обсуждения планов реализации совместных дел (проектов, мероприятий, событий и пр.).

Информирование

Сообщить детям новости, которые могут быть интересны и/или полезны для них (появились новые игрушки, у кого-то день рождения и т.д.).

Проблемная ситуация

Предложить для обсуждения «проблемную ситуацию», интересную детям, в соответствии с образовательными задачами Программы (возможно, позже «проблемная ситуация» перерастет в проект, образовательное событие и т.д.).

Развивающий диалог

Вести дискуссию в формате развивающего диалога, т.е. направлять дискуссию недирективными методами, стараться задавать открытые вопросы (т.е. вопросы, на которые нельзя ответить однозначно), не давать прямых объяснений и готовых ответов, а подводить детей к тому, чтобы они рассуждали и «сами» пришли к правильному ответу.

Детское сообщество

Учить детей быть внимательными друг к другу, поддерживать атмосферу дружелюбия, создавать положительный эмоциональный настрой.

Навыки общения

Учить детей культуре диалога (говорить по очереди, не перебивать, слушать друг друга, говорить по существу, уважать чужое мнение и пр.

Равноправие и инициатива

Поддерживать детскую инициативу, создавая при этом равные воможности для самореализации всем детям (и тихим, и бойким, и лидерам, и скромным и т.д.).

Таким образом, основными задачами, которые ставятся перед педагогом ДОО при организации утреннего круга являются: соорганизация детей, сообщение новостей, обсуждение «проблемных ситуации», ведение «развивающего диалога», создание положительного эмоционального настроя, формирование культуры общения, поддержка детской инициативы.

На  утреннем круге зарождается и  обсуждается новое приключение/образовательное событие, дети договариваются о совместных правилах группы, обсуждаются «мировые» и  «научные» проблемы  и т.д.

Дошкольники  самостоятельно выбирают себе место в круге, как правило, это  место, где  ребенок чувствует себя комфортно и безопасно. Бывает, что кто-то из дошколят не хочет садиться вместе со всеми в круг, в этом случае педагог предлагает  этому ребенку спокойную игру или роль дежурного по подготовке к занятию. Около ребенка, требующего внимания, садится взрослый (помощник воспитателя).

В начале «Утреннего круга» дети вспоминают о «правилах круга», которые схематически изображены на карточках:

- «говорит тот, у кого в руках предмет»;

- «не повторяем то, что уже кто-то сказал»;

- «не перебиваем друг-друга»;

- «не выходим из круга, пока он не закончится».

Систематическое проведение «утреннего круга» развивает у дошкольников навыки культурного общения, познавательный интерес, умения следовать нормам и правилам, речь, а также способствует созданию положительного эмоционального настроя на весь день.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс на тему: «Ежедневный рефлексивный круг как эффективное средство формирования саморегуляции поведения».

Мастер - класс на тему: "Ежедневный рефлексивный круг как средство формирования саморегуляции поведения"...

Тимбилдинг - эффективное средство формирования детского коллектива в ДОУ.

Любой коллектив – это организм, живущий и развивающийся по определённым законам и правилам. Взрослые это понимают и принимают, хотя бывают ситуации и проблемы, с которыми даже опытные люди не мо...

«Технология «утренний круг» как эффективное начало дня»

laquo;Технология «утренний круг»  как эффективное начало дня»...

"\'Утренний круг\'"-эффективная форма развития детского сообщества.

Утренний круг предоставляет большие возможности для формирования детского сообщества, развития когнитивных и коммуникативных способностей, саморегуляции детей...

Спортивный тимбилдинг – эффективное средство формирования детского коллектива в детском саду

Технология командообразования (тимбилдинг) прекрасно объединяет работу воспитателя, инструктора по физической культуре в единое целое и решает вопрос интеграции двигательной активности и позитивного о...

«Педагогические условия применения технологии утреннего и вечернего круга в формировании детского сообщества в старшем дошкольном возрасте»

Опыт работы ДОУ на тему «Педагогические условия применения технологии утреннего и вечернего круга в формировании детского сообщества в старшем дошкольном возрасте»...

«Технология «утренний круг» как эффективное начало дня»

laquo;Технология «утренний круг»  как эффективное начало дня»...