Мастер-класс для родителей «Ежедневный рефлексивный круг». Воспитание самостоятельности»
материал

Семенюк Людмила Викторовна

Мастер-класс для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_dlya_roditeley.docx28.38 КБ

Предварительный просмотр:


 

«Ежедневный рефлексивный круг». Воспитание самостоятельности»

                                            Мастер-класс для родителей

Педагогическая технология «Ежедневный рефлексивный круг» - одна из новых технологий социализации ребёнка-дошкольника, позволяющих эффективно сформировать и развить у него саморегуляцию поведения, самостоятельность, инициативность, ответственность – качества, необходимые не только для успешной адаптации и обучения в школе, но и в жизни в современном обществе.

Слайд1«Рефлексивный круг» – это технология, позволяющая стимулировать речевую активность дошкольников, мыслительные возможности детей. Круг способствует совершенствованию речи, как средства общения, помогает детям высказывать предположения, делать простейшие выводы, учит излагать свои мысли понятно для окружающих, развивает самостоятельность суждений. 

Слайд2

Цели и задачи:

Основная цель: сформировать у детей рефлексивные навыки, способствовать психическому и личностному росту ребенка. Исходя из этой цели.

Задачи

  •  Способствовать стимулированию речевой активности, мыслительных возможностей.
  • Формирование умения слушать и понимать друг друга
  • Учить излагать свои мысли, развивать самостоятельность суждений.
  • Развитие умения выражать свои чувства и переживания публично.  
  • Освоение норм и правил общения детей с взрослыми и друг с другом
  • Обсуждение планов на день, неделю, месяц
  • Сформировать позитивное отношение к себе и к сверстникам
  • Сплочение детского коллектива.
  • Привлечение родителей к жизни детей ДОУ.  

Слайд 3

Принципы организации «Ежедневного  рефлексивного круга»:

Рефлексивный круг основан на соблюдении принципов открытости, диалогичности и рефлексивности.

- Принцип диалогичности заложен в самой форме рефлексивного круга (правила ведения диалога).

- Принцип открытости  (право свободного высказывания и отношения к высказываниям других)

Принципрефлексивности(предоставление каждому ребёнку возможностей для проговаривания, осмысления своих чувств, для восприятия и понимания других людей.)

Слайд 4.

Структура «Ежедневного рефлексивного круга».

Рефлексивный круг это ритуал нашей группы, который начинается с приветствия и плавно переходящий в игру(пальчиковые игры. элементы психогимнатики, потом мы обмениваемся новостями, выстраиваем планы на предстоящий день)

1.Позывные для сбора

2.Организация круга

3. Приветствие. (с целью активизации детей на участие в совместной работе, оказания помощи тревожным детям, детям с трудностями переключения внимания включения в работу)

4. Игра.

5. Обмен новостями. (обмен новостями и информацией о прошедших и предстоящих событиях, выявление детских интересов)

6. Динамическая пауза.

7. Обсуждение проблемных ситуаций.

Приветствие.Приветствие адресовано каждому, кто находится в кругу. Дети продолжают приветствовать друг друга по кругу, пока приветствие не вернется к воспитателю. Дети обращаются друг к другу по имени, с улыбкой, глаза в глаза. Устанавливается дружеская атмосфера. Можно приветствовать всех детей одновременно.  Приветствия необходимо постоянно разнообразить, чтобы поддержать интерес детей.

Виды приветствий:

- приветствия с действиями (пожатием руки, помахать открытой ладонью, с наклоном головы улыбнуться и.д)

- стихотворные приветствия;

- приветствия с передачей предмета;

- приветствия с комплиментом.

Игра.

 «Ежедневный рефлексивный круг» должен проходить быстро, легко, по-деловому. Поэтому используем любые игры, не требующие большой подвижности: пальчиковые; словесные; игры-фантазии; пение, слушание; загадки, скороговорки, психогимнастика.

Обмен новостями.

В обмене новостями присутствуют самые разнообразные сюжеты. Обмен новостями в «Рефлексивном кругу» – высказывания всего, что переполняет душу ребенка (домашними событиями, удачами-неудачами, детскими обидами и достижениями). При обмене новостями формируются коммуникативные навыки: умение слушать и слышать, вести диалог, строить монолог, умение аргументировать свое суждение.

Динамическая пауза (ритмопластика; пальчиковые игрымалоподвижные игры)

Обсуждение проблемных ситуаций, планов.

Каждому ребенку дается возможность поучаствовать в обсуждении проблемной ситуации, обсудить планы на день. Рефлексия по кругу: Сегодня я узнал … Было интересно …Я понял, что … Теперь я могу …  Я научился … У меня получилось … Я смог … Я попробую … Мне захотелось …

Каждый круг заканчивается технологией «К родителям через детей», по которой дети должны дома задавать вопросы своим родителям по теме прошедшего круга.

Слайд 5. «Рефлексивный круг» проводится каждый день перед завтраком со всеми детьми, присутствующими в группе.  Цель этого круга обсуждение планов на день или каких-либо проблем группы. Если того требуют обстоятельства, например, в группе произошло какое-то событие, то «рефлексивный круг» может проводиться ещё раз сразу после происшествия. Его мы называем «Экстренный круг», звучит звук «Сирены», дети сразу собираются на ковре для обсуждения события или проблемнойситуации. В этих случаях «рефлексивный круг» проводится спонтанно и поэтому педагог должен быть всегда готов правильно организовать обсуждение.

Круг проводится в одном и том же месте, для того чтобы в будущем дети привыкли обсуждать свои проблемы в кругу без присутствия воспитателя. Для эффективности обсуждения во время кругов и создания психологического мы включаем медитативную музыку и используем различные атрибуты:талисман группы «Ласковушка», «Волшебный клубок», «Волшебная палочка», «Веселый мяч», «Цветик семицветик», «Колокольчик», которые дети передают друг другу во время ответов на вопросы, что помогает детям концентрироваться на выслушивание ответов и не перебивать друг друга.В центр круга ставится свеча.

В группе имеются индивидуальные коврики: фиолетовые для девочек, голубые для мальчиков, которые помогают ребенку сидеть на месте и не мешать другим. Для призыва вкруг используемколокольчик, звукозаписьпесен  «Солнышко»,любимая песня группы «Из чего же девчонки (мальчишки)»,  иногда используем колокольчик,  что позволяет привлечь внимание детей для сбора. Дети самостоятельно без напоминания берут свои подушечки и собираются в круг.

Слайд 6.Темы «Ежедневных рефлексивных кругов».

Разные темы рефлексивных кругов. Личностные рефлексивные круги. Событийные рефлексивные круги Творческие рефлексивные круги.

1.Личностные рефлексивные круги. (Личностные -  способствовать познанию самого себя, своих мыслей, чувств, своего духовного мира, оценка себя в обществе других сверстников и взрослых).

2.Событийные рефлексивные круги Событийные – осмысление собственных действий и состояний (дети учатся анализировать и передавать свое отношение к событиям прошедшей недели, дня и частично планировать свою деятельность на будущее).

3.Творческие рефлексивные круги.Творческие - развитие творческого потенциала (дети учатся фантазировать, сочинять), релаксация, этюды и представления о музыке, красоте, рассказы по воображению).

4.Понятийные – представление о взаимоотношениях, о собственном состоянии (Что такое дружба, добро, счастье, радость, смелость. «Зачем люди говорят здравствуйте» и т. д.).

5. По теме ситуации месяца.

 Слайд 7.Предметно-развивающая среда.

Подготовка к проведению «Ежедневного рефлексивного круга».

Для проведения Ежедневного рефлексивного круга» мы создали  в группе предметно-развивающую среду. Выделили уголок, изготовили атрибуты, подобрали картотеку игр, приобрели индивидуальные подушечки, подобрали медиатеку. Для привлечения родителей к совместной деятельности была проведена практическая работа с родителями «Утренний сбор в группе», которая позволила привлечь родителей к активному участию в пополнении среды группы. Подготовку с детьми к ежедневному рефлексивному кругу мы начали с выбора удобного места.

Дети образуют круг, сидя на ковре, где можно расположиться всей группой, развернуть малоподвижные игры. Договорились с детьми, где  будем  хранить подушечки. Эти подушечки могут дети используют в процессе свободной игры, придумав правило «Никто не может трогать игрушки на чужой подушечке». Помимо подушечек, во время проведения «Рефлексивного круга», мы используем стульчики, расставленные в круг (рассаживаем рядом с другом, чередуя, девочка – мальчик) маркеры игрового пространства «Поезд», «Самолет». Согласовали с детьми сигнал, который будет возвещать о начале «Ежедневного рефлексивного круга».

Обсуждаем и вводим правило очередности высказываний «Ежедневного рефлексивного круга»: «Говорим по одному», «Один говорит, остальные слушают», или «Внимательно слушаем, друг друга»,или «Говорит только тот, у кого в руках микрофон (волшебная палочка, мячик)», «Если не хочешь говорить, можешь пропустить свою очередь», «Не повторять то, что кто-то уже сказал», «Не уходить из «круга», пока он не закончится». В группе на видном месте вывешиваем картинки с правилами. (Предлагаем родителям с детьми нарисовать правила дома, которые потом размещаем в группе. Такой прием способствует мотивации детей к запоминанию правил и соблюдению его)

В результате проделанной работы в группе появились свои правила, которые дети соблюдают; стульчик для размышление для тех детей, которые нарушают правила поведения. Совместно с родителями изготовили трубу ««Давай с тобой мириться»» и «коврик примирения», которые дети стараются использовать во время разногласий и самостоятельно искать пути решения.

Воспитатель также придерживается правил: не следует прерывать и перебивать ребенка; не давать оценку высказываниям детей (типа: «молодец», «умница», «плохой»…), только интонацией подчеркнуть то или иное высказывание.

Слайд 8.«Звездочка недели».

Технология предполагает использование различных рефлексивных техник В нашей группе было принято решение использовать рефлексивную технику «Звездочка недели». Родители принимали участие в создании настенного панно. В течении недели дети получают звездочки за хорошие дела (активное участие на занятие, самостоятельно предлагает помощь другу, нет замечаний по поведению, активен в течении дня и т. д)  Кто наберет больше всех звездочек становится лидером, его фотография помещается на панно «Звездочка недели».

Слайд

Темы «Рефлексивных кругов»

Проводим круги на разные темы, также рекомендованные по темам «Ситуации месяца».Перед проведением кругов ставим цель. «Чем я отличаюсь от мальчиков (девочек)»; «Мои добрые поступки по отношению к девочкам (мальчикам)», «Дружба», «Как я могу им помочь, отблагодарить?» «Игры без ссор», Кого можно считать другом?Как можно утешить друга?Как можно помириться, если поссорился? «Что такое хорошо, что такое плохо», «Зачем людям нужны правила? Как поступить с тем, кто нарушает правила?», «Что такое настроение», «Зачем говорят здравствуйте», «Моя семья».

Вопросы, задаваемые во время «Ежедневного рефлексивного круга» должны соответствовать выбранной теме. Тщательно продумываем вопросы для «Ежедневного рефлексивного круга», подбираем организующие вопросы, способствующих установлению и поддержанию социальных контактов, формированию навыков общения.

Слайд 9. «Сердечко». Проводя круг на тему «Что такое доброта», «Кого можно назвать добрым», «Что значит доброе сердце». Мы подобрали коробочку в форме сердца, вместе с детьми изготовили сердечки и наполняли эту коробочку добрыми поступками (поступки совершали не только в саду, но и дома)

Рефлексия это трудно. Дети не сразу научились работать в рефлексивном круге. Вначале большинство из них испытывали трудности: не умели выражать словами свои мысли, чувства; не всегда понимали вопросы и задания; не умели выслушивать мнения других ребят, перебивали друг друга, выкрикивали; стеснялись  высказывать свое мнение.

С помощью педагогической технологии «Ежедневный рефлексивный круг» в группе создается доверительная обстановка, позволяющая детям проявить свои чувства и говорить о них. В результате систематической работы дети научились вежливо общаться друг с другом, внимательно слушают друг друга. Постепенно привыкли видеть доброжелательность, терпеливость, прислушиваются к тому, о чем рассказывают другие, большинствоне боятся говорить о себе, настаивать на своем мнении.Дети понимают причины проявления положительных и отрицательных эмоций сверстников, многие способны разобраться в своих чувствах и рассказать о собственном состоянии.

Дети усвоили социальные нормы, характерные для их возраста. Они не остаются равнодушными к происходящему вокруг, активны, принимают участие в жизни группы.

В ходе обсуждения мы старалисьпоощрять высказывания вопросами: Как вы считаете? Кто хочет высказать свое мнение? Кто хочет дополнить? Согласны ли вы с таким мнением? чтобы дети употребляли выражения: «я думаю...» «я считаю...» «я согласен...» «я не согласен...» «можно  я дополню...».

Побуждали детейк более полным ответам вопросами: Почему ты так думаешь? А что будет, если...? Зачем это нужно?

В результате, высказывания становятся полными, развернутыми, речь детей становиться эмоциональной, увеличивается словарный запас. Участие в рефлексивном круге развивает у ребят умение говорить от первого лица, выражать свои личные мысли и чувства, а значит лучше понимать, что и как они делают.Сформированы навыки слушать друг друга. Большинство детей желает выразить свои чувства и переживания.

Из выше сказанного можно сделать заключение, что рефлексивный круг - это такая форма работы с детьми, которая действительно помогает им понимать себя и других, жить в мире с собой и другими.

«Ежедневный рефлексивный круг?» дает нам

- Раскованность.

- Доброжелательность.

- Общение.

- Взаимовыручку.

- Сплоченность.

- Уверенность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по изготовлению цветочной композиции в круге.

Мастер-класс по изготовлению цветочной композиции в круге для воспитателей ДОУ....

Мастер-класс. Тема: «Методика организации сюжетно-ролевой игры в самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста».

Мастер-класс. Тема: «Методика организации сюжетно-ролевой игрыв самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста»....

Мастер-класс. Тема: «Методика организации сюжетно-ролевой игры в самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста».

Мастер-класс. Тема: «Методика организации сюжетно-ролевой игрыв самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста»....

Мастер класс для педагогов на тему: «Использование кругов Эйлера для развития логического мышления дошкольников»

Цель мастер класса:Повышение профессиональной компетентности педагогов в использовании инновационной игровой технологии- круги Эйлера при организации работы с детьми по развитию логического мышления....

Мастер-класс по использованию универсального дидактического пособия «Круги Помогаторы» в работе учителя-логопеда (по методике кругов Луллия)

В ходе использования данного пособия учитель - логопед  может корригировать различные аспекты речевой деятельности, а именно:-  развивать артикуляционную моторику;-  закреплять произнош...

Мастер – класс для педагогов "Проблемная ситуация как средство формирования самостоятельности в интеллектуальной деятельности дошкольников"

Мастер – класс для педагогов "Проблемная ситуация как средство формирования самостоятельности в интеллектуальной деятельности дошкольников"...

Мастер-класс для родителей "Занимательные опыты в кругу семьи"

Кухня – идеальное место для научной лаборатории. Дети это понимают сразу, и едва научившись ползать, единогласно признают кухню лучшим местом в доме. Тут столько можно найти интересных предметов...