Выступление на тему "Ежедневный рефлексивный круг"
материал

Борисюк Виктория Вячеславовна

Педагогическая технология

«Ежедневный рефлексивный круг»

 

          Одна из новых технологий социализации ребёнка-дошкольника, позволяющих эффективно сформировать и развить у него саморегуляцию поведения, самостоятельность, инициативность, ответственность – качества, необходимые не только для успешной адаптации и обучения в школе, но и в жизни в современном обществе.

          «Рефлексия» от лат. «Обращение назад, на себя» - это особая активность человека, направленная на осмысление собственных действий и состояний самопознания, на раскрытие своего внутреннего мира.

Соединение этих двух понятий (рефлексия и круг) отражает основную суть данной темы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл refleksivnyy_krug.docx29 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая технология

«Ежедневный рефлексивный круг»

          Одна из новых технологий социализации ребёнка-дошкольника, позволяющих эффективно сформировать и развить у него саморегуляцию поведения, самостоятельность, инициативность, ответственность – качества, необходимые не только для успешной адаптации и обучения в школе, но и в жизни в современном обществе.

          «Рефлексия» от лат. «Обращение назад, на себя» - это особая активность человека, направленная на осмысление собственных действий и состояний самопознания, на раскрытие своего внутреннего мира.

Соединение этих двух понятий (рефлексия и круг) отражает основную суть данной темы.

          Задачи, которые позволяет решить эта технология:

- научить детей взаимодействовать в коллективе;

- научиться дружить;

- научится слушать;

- научится говорить;

- понимать, что с тобой происходит (дети не могут вербализовать свои чувства);

-развивать умение контролировать свое поведение;

-планировать свои действия и оценивать их результаты.

          Место: это обязательно круг, и на одной невербальной позиции.  Дети и воспитатель сидят на ковре, либо на мягких, подушках, либо на стульчиках. Желательно чтобы круг, образованный детьми, находился всегда в одном и том же месте, так как дети через два-три месяца привыкают обсуждать свои проблемы в кругу и сами без присутствия воспитателя, пользуясь этой технологией для обсуждения своих проблем

          Время: по возрасту. «Ежедневный рефлексивный круг» проводится каждый день перед завтраком со всеми детьми, присутствующими в группе, начиная с младшей. Естественно, что обсуждение в младших группах занимает от 5 до 10 минут и менее, а в подготовительной к школе – 10-20 минут.

           Если того требуют обстоятельства, например, в группе произошло ЧП, то «Ежедневный рефлексивный круг» может проводиться еще раз сразу после происшествия – «экстренный круг», после события, мероприятия. Для того чтобы обсуждение прошло эффективно, необходимо создать определенный психологический настрой: включить медитативную музыку (желательно одну и ту же на определенный период времени), поставить в центре круга свечу, которую дети будут передавать друг другу во время ответов на вопрос.

Правила круга для детей:

  • Говорит тот, у кого в руках мячик
  • Не выходим из круга, пока не закончим
  • Не повторяем то, что сказали
  • Если ты не хочешь говорить, то можешь пропустить свой ход.

Если вдруг в группе кто-то нарушил правила, то он садится на стул для размышлений. Он служит для того, чтобы, сидя на нем, ребенок мог вспомнить забытые им правила поведения, а время определяют песочные часы. Самое главное – стул не должен быть наказанием для детей, а размышлением.

          Атрибутика: колокольчик, мячик, свечка, клубочек, камешек, песочные часы.

          Темы «Ежедневных рефлексивных кругов». Вопросы, задаваемые во время «Ежедневного рефлексивного круга», можно распределить на несколько тем.

Творческие - развитие творческого потенциала (дети учатся фантазировать, сочинять), релаксация, этюды и представления о музыке, красоте, рассказы  по воображению.

Личностные -  способствовать познанию самого себя, своих мыслей, чувств, своего духовного мира, оценка себя в обществе других сверстников и взрослых.

Событийные – осмысление собственных действий и состояний (дети учатся анализировать и передавать свое отношение к событиям прошедшей недели, дня и частично планировать свою деятельность на будущее).

Понятийные – представление о взаимоотношениях, о собственном состоянии (Что такое дружба, добро, счастье, радость, смелость и т. д.).

По теме ситуации месяца.

          Утренний рефлексивный круг.  Приветствие, настрой и обсуждение планов.

Мы обсуждаем эмоциональное состояния детей, с каким настроением они пришли в детский сад. (Коробочка настроения). Если есть ребята, которые пришли в детский сад с плохим настроением, следует обратить на это внимание детей, пытаясь совместно с ними понять причину грусти и недовольства, посопереживать товарищу.

           Рефлексивный круг днём.

Днём возникающие темы для беседы в кругу могут быть запланированы в соответствии с темой недели, или возникнуть спонтанно: дети принесли игрушку, в группе произошло интересное событие, в случае изменения погодных условий и т. д.

Если же в группе возникает конфликт, то организуется «экстренный круг». Где мы обсуждаем сложившуюся ситуацию. Что случилось? Почему так произошло? Как решить ситуацию? Плохо или хорошо это? Какие выводы мы должны из этого сделать?

Что касается способа примирения, то в нашей группе есть специальная «рубашка примирения», появление которой было принято на рефлексивном круге, она помогает поссорившимся детям в забавной форме помириться друг с другом и после такого примирения дети ссорятся гораздо реже.

           Вечерний круг: проводится в форме рефлексии-обсуждения с детьми наиболее важных моментов прошедшего дня:

  • Что сегодня сделали по теме?
  • Что сегодня было интересно?
  • Было ли в группе сегодня такое, что вас огорчило?
  • Что хотелось бы изменить? За что можно похвалить себя (воспитателя)?

          Также не маловажной частью внедрения технологии является взаимодействие с родителями. С технологией «Рефлексивный круг» их можно познакомить на родительском собрании, и мероприятие с родителями заканчивать рефлексивным кругом.

Работа с педагогами. - Предлагаю вам окунуться в мир детства и стать участниками «Ежедневного рефлексивного круга».

Картотека игр

Приветствие

1.     К нам Маша пришла

Колокольчик взяла

Позвонила, позвонила

И Илюше отдала.

 

Личностные

«Забавные гномы»Представьте, что мы с вами стали забавными гномиками:

Когда нам грустно – мы делаем вот так.

Когда нам больно – мы такие.

Когда мы удивлены – делаем вот так.

Когда мы испуганы – мы такие.

Когда мы злимся – мы уже другие.

Когда мы спокойные - мы такие.

Когда мы радуемся – мы делаем так.

Какое настроение вам понравилось больше всего? Желаю вам сохранить хорошее настроение на целый день.

Игра с микрофоном. «Расскажи о себе то, что захочешь».

«Я глазами других». Дети сидят в кругу на ковриках. Педагог показывает волшебный камешек, с помощью которого можно узнать много интересного о себе. Дети передают волшебный камешек друг другу

Со словами: «Я даю тебе камешек, потому что ты…»

Итоги: при помощи камешка вы много сказали доброго и хорошего.

 «Волшебные» очки. Педагог показывает «Волшебные очки»: «Тот, кто их оденет, увидит в других людях только хорошее, даже то, что не всегда сразу заметно. Каждый из вас примерит очки и рассмотрит остальных». Дети по очереди надевают очки и называют достоинства друг друга

«Подарок волшебника» (звучит медитативная музыка, передают свечу во время ответов поочередно).

Представьте, что сюда вошел волшебник, который предложил сделать вам подарок. Но не материальный. Он предложил подарить личное качество или черту характера, позволяющие стать лучше. Какой подарок вы хотите получить? (поочередные ответы по кругу).

Событийные

 Ребята, у нас возникла проблемная ситуация. Медсестра предупредила, что из-за штормового предупреждения (сильный ветер), мы не можем пойти на улицу. А ведь мы так хотели совершить экскурсию вокруг детского сада, поиграть на участке.

·               Как мы можем решить эту проблему? (поиграть в группе).

·               Что нужно сделать, чтобы каждому было интересно? (заняться любимым делом).

·               Кто чем хочет заняться? Рефлексия (с использованием клубочка).

Вечерний круг

 Дошкольники в конце занятия отвечают на вопросы, предложенные педагогом: своей любимой игрушке, шепчут друг другу на ушко, говорят сказочным персонажам или открыто всей группе:

·  Что у тебя получилось лучше всего?

·  Кто помог тебе сегодня?

·  Что у тебя не получилось и почему?

·  Что ты сделаешь, чтобы в следующий раз получилось?

·  Что было самым трудным?

·  Что было самым интересным?

·  Что ещё не получается?

·  Кого бы ты хотел (а) поблагодарить за работу на занятии? и т. д. 

 

 Тема « Я и мои эмоции»

Цели: учить детей говорить о своих чувствах, развивать способность определять эмоции по схематическим изображениям, обогащать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства и их оттенки; развивать единство, сплоченность.

Материал: пиктограммы с изображением разных эмоциональных состояний, аудиозапись с веселой музыкой, коврики.

Содержание

Дети сидят в кругу на ковриках. В центре разложены карточки с изображением различных оттенков настроений.

В о с п и т а т е л ь: Ребята, расскажите о том, какое у вас настроение, и покажите карточку, которая больше всего похожа на ваше сегодняшнее настроение. (Дети показывают карточку и говорят о настроении. В конце педагог обобщает, какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, задумчивое и т.д.)

А что можно сделать, чтобы повысить настроение? (Дети по очереди предлагают разные способы: улыбнуться, попробовать рассмеяться, вспомнить о чем-нибудь хорошем, сделать доброе дело другому, послушать веселую музыку, можно прочитать веселое шуточное стихотворение).

В о с п и т а т е л ь: Послушайте шуточное стихотворение «Муха-чистюха» Я.Бжехва.

Жила-была Муха-чистюха.

Все время купалась муха.

Купалась она в воскресенье,

В отличном клубничном варенье.

В понедельник – в вишневой наливке.

Во вторник – в томатной подливке.

В среду – в лимонном желе.

В четверг – в киселе и смоле.

В пятницу – в простокваше,

В компоте и манной каше...

В субботу, помывшись в чернилах,

Сказала: - Я больше не в силах!  

Ужасно – ужжасно устала,

Но, кажется, чище не стала!

Воспитатель: Я думаю, если у кого-то из детей и было плохое настроение, то теперь оно стало значительно лучше.

Т е м а: «Как я могу изменить мир к лучшему?»

Цель: продолжать развивать у детей воображение, учить внимательно выслушивать мнение другого, принимать иную, отличную от своей точку зрения, формировать позитивное отношение к другим людям, сплоченность группы.

Материал: колокольчик, «волшебные» очки.

Содержание

Дети сидят в кругу.

В о с п и т а т е л ь: Доброе утро! Давайте поздороваемся друг с другом. Для этого я возьму колокольчик, подойду к кому-то из вас и позвоню около ушка, пропою имя и приветствие. Миша, доброе утро! Теперь Миша берет колокольчик и идет к тому, с кем он будет здороваться... и т. д. Молодцы!

Педагог показывает детям «волшебные» очки.

В о с п и т а т е л ь: Тот, кто их наденет, видит только хорошее в других и даже то хорошее, что человек иногда прячет от всех. Каждый из вас примерит эти очки, чтобы хорошенько рассмотреть друг друга.

Дети по очереди надевают очки и называют достоинства своего соседа.

А сейчас мы снова наденем очки и посмотрим на мир другими глазами. Чтобы мы хотели изменить в мире, чтобы он стал лучше?

Дети высказывают свое мнение.

В о с п и т а т е л ь: Волшебные очки помогли вам увидеть что-то хорошее в каждом, и даже то, что вы раньше не замечали, представить, как можно изменить мир к лучшему.

 

  Темы рефлексивных кругов

1.С кем я летом подружился.

2. Что я хотел бы изменить в группе.

3  С кем я хотел бы дружить в группе.

4.  Кто такой воспитатель.

5. «Я послушный»

6.  «Как я помогаю маме»

7.  «За что надо извиняться?»

8.  «Страна, где я живу»

9.   «Как быть послушным»

10.  «Кто должен извинятся?»

11. «Как и чем можно украсить елочку в новый год».

12. «Моё новогоднее желание».

13 «Как помочь птицам зимой».

14  «Как нужно вести себя на утренниках»

15. «Мамины и папины помощники».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рефлексивный круг общения

Рефлексивный круг общения поможет сформировать у ребенка потребность и умение быть внутренне свободным, развивть способность выслушивать товарищей, воспитать взаимовыручку и доброжелательное отношение...

Использование педагогической технологии: "Рефлексивный круг" как средство социализации младших дошкольников"

Реализация образовательной области "Социально - коммуникативное развитие" в различных видах деятельности, как сквозных механизмах развития ребенка"...

Использование педагогической технологии «Рефлексивный круг» как средство социализации младших дошкольников.

Социально-коммуникативное развитие является главным аспектом в воспитании дошкольников. Актуальность этой образовательной области возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального ...

ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Формирование рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста «Ежедневный рефлексивный круг» Н.П. Гришаевой»

Памятка для педагогов "Формирование рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста ;Ежедневный рефлексивный круг" Н.П. Гришаевой;....

Консультация для педагогов. Тема: «Использование авторской педагогической технологии Н.П.Гришаевой «Рефлексивный круг» («Утренний круг» и «Вечерний круг») для успешной социальной адаптации детей дошкольного возраста»

Все без исключения хотят видеть детей счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но не всегда это получается, и одна из задач, стоящих перед воспитателями ДОУ– это помочь...