Развитие воображения дошкольников методами песочной терапии
материал

Проблема развития воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности ребенка, в том числе — основой всякой творческой деятельности. В современном быстроразвивающемся мире главным условием прогрессивного  развития общества является  человек, способный к творческому созиданию.  ФГОС ДО говорит о необходимости «создания благоприятных условий для развития творческого потенциала каждого ребенка»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie.docx141.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида Детский сад №13 "Звездочка" города Бирска муниципального района

Бирский район Республики Башкортостан

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-416527-1475677300.jpg

Обобщение ППО на педсовете

«Развитие воображения дошкольников методами песочной терапии»

                                                                                                                                     

                                                                                 

                                                                                   

                                                                                     Подготовила:

                                                                                     Педагог-психолог МБДОУ

                                                                                     Д/с № 13 «Звездочка»

                                                                                    А.И.Шабарчина

                                         

                                                           БИРСК 2021г.

Содержание:

Введение                                                                                                                                                                                            

Глава 1.        

Теоретические аспекты развития воображения в дошкольном возрасте.

Глава 2.

Возможности техники рисования песком для развития воображения

Глава 3.  

Организация работы с детьми  по развитию воображения  посредством рисования песком

Заключение

Список литературы

Введение

Человеческий разум имеет три ключа,

которые открывают все: знание, мысль, воображение.

Виктор Гюго

Проблема развития воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности ребенка, в том числе — основой всякой творческой деятельности. В современном быстроразвивающемся мире главным условием прогрессивного  развития общества является  человек, способный к творческому созиданию.  ФГОС ДО говорит о необходимости «создания благоприятных условий для развития творческого потенциала каждого ребенка».

На сегодняшний день существует ряд методик развития творческого воображения. Художественное творчество является одним из любимых видов деятельности у детей. А использование различных приемов рисования способствует развитию воображения и творчества у дошкольников. Особый интерес у детей вызывает такая техника как рисование песком. Это не случайно, так как песок — это природный материал, обладающий собственной энергетикой.  Создание песочных композиций, рисунков на песке «свободно от ошибок».  При работе с песком возможно изменение замысла по ходу создания образа, обогащение образа по средством использования дополнительных материалов.

Исходя из всего вышесказанного, сформирована цель работы: способствовать развитию творческого воображения у детей дошкольного возраста посредством рисования песком. Для достижения этой цели сформулированы следующие задачи:

  1. Провести теоретический анализ проблемы развития воображения у дошкольников;
  2. Рассмотреть возможности использования рисования песком для развития воображения у детей  дошкольного возраста;
  3. Создать условия для развития воображения у детей посредством рисования песком (развивающая предметно-пространственная среда,   взаимодействие с родителями, самообразование).

Глава 1.  Теоретические аспекты развития воображения в дошкольном возрасте.

Проблема развития воображения в дошкольном детстве до сих пор является спорной и одной из наименее разработанных в детской психологии.

Воображение как ведущий компонент творческой деятельности детей, как ведущее психическое новообразование дошкольника широко представлено в работах отечественных психологов (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.В.Запорожец, О.М. Дьяченко, Л.Ю Субботина и др.).

Воображение — это возможность создания новых образов путем переработки предшествующего опыта. Воображение является высшей психической функцией, с помощью которой осуществляется мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого. В зависимости от характера получаемых результатов, выделяют воображение воссоздающее (создание образов, соответствующих описанию) и творческое (создание новых образов).

Начало развития детского воображения связывается с окончанием периода раннего детства, когда ребенок впервые демонстрирует способность замещать одни предметы другими и использовать одни предметы в роли других .  В среднем дошкольном возрасте воображение приобретает творческий характер. Однако, воображение в этом возрасте может успешно протекать лишь в непосредственной связи с внешней деятельностью ребёнка. У детей старшего дошкольного возраста воображение приобретает относительную независимость от внешней деятельности ребёнка.

Глава 2.  Возможности техники рисования песком для развития воображения.

Для работы над развитием воображения важно то, что песок может выполнять функцию замещения. Он может стать чем угодно: морем или звездным небом, на нем могут появиться широкие дороги или бездонные озера.  Когда мы рисуем на песке роль карандаша выполняет указательный палец.

Есть и другие несомненные плюсы этого материала. Песок — материал эмоционально притягательный. Кроме того, создание песочных композиций, рисунков на песке «свободно от ошибок».

Глава 3.   Организация работы с детьми  по развитию воображения  посредством рисования песком.

Работа по развитию воображения у детей посредством рисования песком велась на протяжении 2 лет и состояла из нескольких этапов.

Подготовительный этап.

На этом этапе был проведен теоретический анализ проблемы развития воображения у дошкольников, изучение опыта работы по применению  работы с песком в дошкольном образовании. А так же изучено мнения родителей об использование в работе с детьми различных техник рисования, в том числе — рисования песком.

В кабинете была организована развивающая предметно-пространственная среда: приобретено необходимое оборудование, картотеки игр на развитие воображения, развивающие игры,  подобраны материалы для работы с песком.

На протяжении этого этапа велась работа по самообразованию.

        На этом этапе моя задача состояла в том, чтобы познакомить детей с материалом и раскрыть замещающую функцию песка.

Так же на этом этапе работы определен уровень развития воображения у детей. Применялась методика диагностики развития воображения О.М. Дьяченко.

Основной этап.

В целом работа по развитию воображения посредством рисования на песке проходила ряд последовательных этапов.

Сначала дети знакомились с техникой рисования песком на стекле, учились засыпать фон, выполнять движения разными частями кисти руки. Одновременно дети знакомились со способами создания изображения палочкой на песке на столе.  У детей появилась возможность самостоятельного выбора способа создания задуманного ими образа.

Освоив способы рисования на песке, мы переходили к работе по развитию воображения, учитывая принцип от простого к сложному. Сначала детям предлагались простые задания по созданию образов на основе заданных элементов, создание образов по словесному описанию. Например, дорисовать геометрическую фигуру так, чтобы получился образ, затем более сложные задания - «Удивительная ладонь», «Поможем художнику» и др.

Постепенно для работы вводились дополнительные материалы, с помощью которых можно было «украсить», рисунок, сделать образ более насыщенным и интересным.

Затем детям предлагались задания на создания собственных образов (например, «автомобиль будущего», «фантастический пейзаж» и др.).

        На основе своих творческих работ ребята сочиняли сказки, фантастические рассказы.

Заключительный этап.

На данном этапе были подведены итоги и сделаны выводы по результатам проделанной работы.

На основании результатов наблюдения за деятельностью детей и анализа их творческих работ можно сделать вывод, что рисование с песком оказало положительное влияние на развитие воображения у детей. Так, в начале нашей работы дети не могли ничего придумать самостоятельно. В заданиях на создание образов на основе заданных элементов, по совестному описанию изображения получались либо очень стереотипные, либо просто набор линий, либо дети не выполняли инструкцию. В процессе совместной деятельности затруднения у большей части детей пропали. Образы воображения, создаваемые ими стали более разнообразными.

Дети научились изменять образ по своему желанию, использовать дополнительные материалы, «украшать» свои работы. И если в начале смысл «украшения» работы сводился в основном к спонтанному размещению элементов украшения, то со временем использование дополнительных материалов действительно делало работы детей более насыщенными.

Стоит отметить, что проделанная работа способствовала развитию предпосылок творческого воображения. Конечно, до сих пор не все дети могут создать принципиально новый образ, но при помощи и поддержке взрослого этот результат вполне достижим.

Кроме того, дети научились придумывать небольшие сказки на основе созданного образа воображения. В начале нашей работы дети могли придумать что-то только с помощью взрослого, связность повествования была нарушена. На заключительном этапе дети старались самостоятельно придумать историю, привносили в эти истории что-то новое, свое, оригинальное.  У всех детей такая деятельность вызывает живой интерес и желание творить.

В ходе работы было замечено, что рисование песком возможно использовать на много шире, чем предполагалось. Такая деятельность способствует развитию познавательных процессов, расширению кругозора, развитию мелкой моторики и координации движений, развитию связной речи.

        Заключение

В результате проведённой работы доказана эффективность использования рисования песком для развития воображения у детей. Эффективность проделанной работы подтверждают следующие результаты:

  • дети стали принимать и самостоятельно реализовывать творческую задачу;
  • дети используют в своей деятельности различные приёмы рисования песком и на песке;
  • воспитанники приобрели ценный опыт творческого воплощения замыслов, опыт взаимодействия на основе творческой деятельности, научились более свободно выражать свои мысли;
  • дети научились помогать друг другу, выстраивать партнерские отношения с педагогом;
  • положительный мотивационно - потребностный компонент в творческой деятельности стал более выражен;
  • дети ушли от стереотипных образов, их работы стали насыщеннее и интереснее по содержанию, выполнены через призму своего индивидуального видения.


Список литературы:

1. Алябьева Е.А. Игры для детей 4 — 7 лет: развитие речи и воображения. - М.: ТЦ «Сфера», 2016.

2. Введение в психологию. Под ред. проф.А.В. Петровского. - М.2016. – 496с.

3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.,2017.-93с.

4. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. - М., 2018. - 272с.

5. Ильина М. В. Развитие невербального воображения. - М.: Книголюб, 2014.

6. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. - М.: Издательство «Скрипторий 2013», 2013.

7. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. - М.:Мозайка-Синтез, 2018.

8. Дьяченко О.М., Кириллова А.И. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста. — Вопросы психологии. — 2020. - №2.-С.107-114.

9. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольников. - М.,2014.-128с.

10. Дубровская Н.В. Рисунки, спрятанные в пальчиках. Наглядно – методическое пособие. Серия: Приглашение к творчеству. Издательство «Детство - Пресс» - 2016.

11. Зейц М. Пишем и рисуем пальчиками. Издательство ИНТ – 2017.

12. Кудрявцев В.Т. Воображение ребёнка: природа и развитие (Статья I). - Психологический журнал. - 2019. - №5. - С.57-68.

13. Кузин В.С. Психология. - М.,2014.

14. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. Москва. Знание. 2016.

15. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.,2012.

16. Матвеева Л. Г., Выбойщик И.В., Мякушин Д.Е. Практическая психология для родителей, или Что я могу узнать о своем ребенке. -М.: АСТ- Пресс, 2019.

17. Медведева Е.А. Коррекционная технология формирования предпосылок и элементов творческого воображения у старших дошкольников с ЗПР в театрализованных играх//Восп. и обуч. детей с нарушениями развития. – 2012. - №3.

18. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.,2019. - 456с.

19. Ольшанская Е. В. Развитие мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения, речи: Игровые задания. - М.:Издательство «Первое сентября», 2014.

20. Палагина Н.Н. Диагностика уровня развития воображения детей раннего возраста. - Вопросы психологии. - 2014. - №5. - С. 12-20.

21. Познавательно-речевое развитие дошкольников в игровой деятельности с песком «Сказка в песочнице». Учебно-методическое пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2014.

22. Понимать, принимать, развивать. - Мн.: Изд. ООО «Красико-Принт», 2014.

23. Розин. Что такое воображение? - Мир психологии. - 2012. - №1. - С.238-247.

24. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб., 2019.

25. Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В. Песочная терапия в развитии дошкольников. - М.:ТЦ Сфера, 2014.

26. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. - Ярославль: «Академия развития» 2017, с 7.

27. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология, - М.,2006. - 336с.

28. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования.  2013.

29. Чеснокова О.Б., Яремчук М.В. Феномен «воображаемого партнёра» в детском возрасте. - Вопросы психологии. - 2012. - №2. -С. 14-27.

30. Эльконин Д.Б. Детская психология (развитие ребёнка от рождения до семи лет). - М. 2019. - 328с.

31. Энциклопедия воспитания и развития дошкольника. Под. ред Л. Ю Субботина. Ярославль, Академия развития, - 2018, с. 245


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие эмоционально - волевой сферы старших дошкольников методами песочной терапии

Развитие эмоционально-волевой сферы старших дошкольников с применением технологии песочной терапии...

РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ МЕТОДОМ ОТСМ-ТРИЗ-РТВ «ШКОЛА ФАНТАЗИРОВАНИЯ"

В статье описан опыт работы педагога-психолога по развитию воображения с применением инновационных педагогических технологий ОТСМ-ТРИЗ-РТВ. Применяемая ею методическая разработка «Школа фантазир...

Мастер-класс для педагогов района «Использование метода песочной терапии в работе с дошкольниками с особыми образовательными потребностями».

Презентация, содержание мастер-класса, описание игр и упражнений в песочнице, на световом столе, с кинетическим песком....

Мастер-класс «Использование метода песочной терапии в работе с дошкольниками с особыми образовательными потребностями"

Мастер-класс «Использование метода песочной терапии в работе с дошкольниками с особыми образовательными потребностями"...

Конспект НОД для детей с ТНР 5-6 лет по развитию речи с использованием метода песочной терапии «Песочная страна»

конспект занятия направлен на:- закрепление обобщающих понятий «насекомые», «цветы», умение правильно употреблять простые и сложные предлоги, умение образовывать существит...

Мастер-класс "Развитие речи дошкольников посредством песочной терапии"

Проводя педагогические и коррекционные занятия в песочнице, мы даем ребенку новую площадку, создаем мотив для получения знаний....

Программа по развитию воображения дошкольников посредством арт-терапии

Программа по развитию воображения дошкольников посредством арт-терапии «Радуга» (синий и фиолетовый цвет)...