«Познавательная активность детей в соответствии с ФГОС ДО" (из опыта работы)
материал

Рыбникова Наталья Анатольевна

Доклад «Познавательная  активность детей
в соответствии с ФГОС ДО
»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx25.04 КБ

Предварительный просмотр:

«Познавательная  активность детей
в соответствии с ФГОС ДО
»


В Федеральном законе "Об образовании Российской Федерации" указывается, что дошкольное образование должно быть направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Одним из принципов ФГОС дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
     Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает 
развитие любознательности и познавательной мотивации; формирования познавательных действий, становление сознания; 
развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира и т. д.

Познавательные интересы оказывают большое побудительное влияние на процесс и результат учения.

Практика школ и психолого-педагогические исследования убедительно доказывают, что одна из главных причин негативного отношения учащихся начальных классов к учению и низкой успеваемости – слабое развитие познавательных интересов или их отсутствие.
     В настоящее время идет активный поиск современных методов и приёмов, которые могли бы эффективно решить задачи ФГОС и подготовить ребенка к жизни в будущем, к неизвестной нам жизни. Ребенок должен знать и уметь находить новую информацию, обрабатывать ее, и применять в жизни.

От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом.

Как же развивать познавательные способности дошкольников?

Поиск новых методов обучения дошкольников привел к созданию педагогических условий для познавательного, коммуникативного, речевого развития дошкольников. Этими условиями могут стать использование современных образовательных технологий и процесс обучения, в основе которого лежит интерактивное обучение.
     Интерактивное
 обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все воспитанники оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают.         
     Совместная деятельность 
дошкольников в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет детям не только получать новые знания, но и развивать свои коммуникативные умения. Воспитательные возможности интерактивных форм работы очень значительны. Они способствуют установлению эмоциональных контактов между обучаемыми, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку дошкольников, помогая испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности.

 Таким образом, организация познавательной деятельности детей в форме интерактивного обучения позволяет решать такие задачи, как:

• развивать мыслительные процессы дошкольников (анализ, синтез и
т. д.)
;

• развивать способности решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту;

• развивать речевую активность детей;

• развивать коммуникативные умения и навыки;

• формировать мотивационную готовность к межличностному взаимодействию дошкольников;

• формировать способность принимать нравственные нормы и правила при работе в команде.
    Этим 
задачам в полной мере отвечает экспериментальная деятельность, основанная на возросших требованиях к универсальности знаний.
Экспериментирование вызывает у ребёнка интерес к исследованию, 
развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательностьактивизирует восприятие учебного материала. Экспериментирование как нельзя лучше формирует познавательный интерес. Это объясняется тем, что старшим дошкольникам присуще наглядно – образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод соответствует этим возрастным особенностям. Таким образом, в дошкольном возрасте он является ведущим способом познания мира. При этом главным фактором выступает характер деятельности – для ребёнка важен сам процесс, а не его результат.

Работа в лаборатории предполагает превращение детей в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике. Опыты напоминают детям «фокусы», они необычны, а главное – дети всё проделывают сами и испытывают от своих маленьких и больших «открытий» чувство радости. После работы дети сами приводят в порядок рабочие места – моют и убирают оборудование, протирают столы, убирают мусор, моют руки с мылом. Особое внимание уделяется техники безопасности.

Лаборатория создается для развития у детей познавательного интереса, повышение интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию основ научного мировоззрения. Лаборатория – это база для специфической игровой деятельности ребенка.

Что дает экспериментальная деятельность?

• Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе.

• У него просыпаются инициатива, способность преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовность прийти ему на помощь. Опыт собственных открытий — одна из лучших школ характера.


В ходе 
работы в специально подготовленной среде, дети:

• Проявляют активный интерес к предметам и явлениям, лежащим за пределами конкретной ситуации;

Задают вопросы: почему? Зачем? Как?;

• Стремятся объяснить факты, связи, используя в речи обороты «потому что…»;

• Умеют выражать свои мысли, формулировать представления об окружающем мире, событиях;

• Пробуют самостоятельно составлять схемы и зарисовывать опыты;

• Применяют свои знания в жизни.
        
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально-организованную предметно-пространственную среду.

Наталья Александровна Рыжова (доктор педагогических наук) считает, музей в детском саду является – «интерактивным образовательным пространством, в котором ребенок может действовать самостоятельно с учетом своих интересов и возможностей, обследовать предметы, делать выводы, отражать в речи собственные наблюдения, обращаться со взрослыми сверстниками по поводу увиденного».

В условиях нашего детского сада настоящий музей организовать невозможно, а вот экспозиции «мини-музея» вполне реально. В ДОУ решаются задачи по приобщению детей к народной культуре, познанию прошлого, проявляется всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины.

Интерес к данному направлению возник в связи с реализацией регионального компонента. А также в беседах с детьми мы выяснили, что не все дети были в музее хотя бы раз, некоторые вообще не знают что это такое, да и родители не считают нужным водить детей дошкольного возраста в музеи.

При создании «мини – музея», мы обратили внимание на следующее:

- экспонаты расширяют кругозор детей, повышают 
познавательный интерес детей к изучаемой теме;

- позволяет закрепить и углубить имеющиеся знания, преобразовать их в соответствующие убеждения;

- предоставляет свободу выбора;

- при работе возможны разные формы работы с детьми (НОД, игры, индивидуальная работа, самостоятельная и коллективная работа детей, наблюдение, презентации);

- соответствует современным требованиям к развивающей предметно – пространственной среде (мобильность, гибкость пространства, информативность, индивидуальная и ролевая направленность, безопасность);

- информация приобретает наглядность, образность, активизирует визуальное мышление, становится эффективным средством преемственности культуры и передачи социального опыта;

- музей осуществляет просветительную и образовательную функцию;

- расширяет опыт организации работы с семьями.

Наш «Мини музей» - это не просто выставка старины и прошлого, но и действующее звено непрерывной образовательной деятельности. Здесь педагогами проводятся различные формы работы: беседы с детьми, рассказы, самостоятельное рассматривание экспонатов, экскурсии для детей, дидактические игры, викторины. 
Дошкольники чувствуют свою причастность к созданию мини-музея: участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты, а затем самостоятельно пробуют себя в роли экскурсовода для своих сверстников и детей других групп.

Посредством общения с мини – музеем у наших дошкольников сформированы:

• умение поставить учебную задачу, выбрать способы и найти информацию для ее решения;

• умение работать с информацией;

• структурировать полученные знания;

• умение анализировать и синтезировать новые знания;

• устанавливать причинно-следственные связи, доказывать свои суждения;

• уметь сформулировать проблему и найти способ ее решения.
Так же в своей работе для развития познавательного интереса у детей я использую образовательную технологию «Модель трёх вопросов».
Эта технология актуальна в условиях ФГОС, так как позволяет реализовать на практике развитие познавательного интереса.

Накануне новой лексической темы педагог начинает обсуждение с детьми. Что они знают и что хотят узнать по этой теме? Педагог просто ведет разговор в виде познавательной беседы. Все вместе дети отвечают на 3 основных вопроса:

1. Что мы знаем про это?

2. Что хотим узнать?

3. Что надо сделать, чтобы это узнать?

Все ответы, идеи детей записываем печатными буквами или фиксируем идеи детей схематично. Возле каждой записанной идеи ставится имя ее автора (имя ребенка). Получается своего рода наглядный план работы над темой.
Заполненная таким образом, «модель трех вопросов» вывешивается в приемной, там, где ее хорошо видят родители. В этом случае взрослые невольно продолжат разговор с детьми дома — будут спрашивать, подсказывать, вместе посмотрят нужные книги или телепередачи. Таким простым образом взрослые будут включены в образовательный процесс.

 
Достижения ребенка
 по результатам работы по этой методике отражаются в умении:

• самостоятельно ставить вопросы

• самостоятельно планировать свою деятельность, т. е. отвечать на вопрос «Каким образом я это сделаю?», «Что я буду делать сначала? Что я буду делать потом?»

• придерживаться выбранной цели

• доводить начатое дело до конца

• согласовывать свои действия с действиями других детей

• использовать полученные знания в разных видах деятельности

• испытывать чувство успешности, удовлетворённости своими результатами

Дети становятся раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными к мелочам; способными к взаимопониманию и сотрудничеству.
     Квест становится все более популярной образовательной 
технологией, поскольку интересен детям.
     Квест сочетает в себе различные виды деятельности, а также позволяет 
педагогам незаметно для детей формировать задания.
В переводе с английского 
«quest» означает «поиск». Это игра с сюжетом, специальным образом организованный вид исследовательской деятельности. Квест реализует образовательные задачи. Его сюжет построен на поиске объектов, людей, информации. Квесты могут быть организованы в различных пространствах, например, в групповой, вне помещения– на территории ДО.

Для игры могут быть взяты задания различных уровней сложности, требующие особых навыков, а также формирующие универсальные познавательные компетентности.
          Сегодня в обществе фиксируется потребность в оснащении родителей 
педагогическими компетентностями, а семья рассматривается как социально-образовательный институт. Поэтому взаимодействие семьи и детского сада должно быть ориентировано на формирование активной социально-педагогической позиции родителей, на их активное включение в социально-образовательный процесс как полноценного члена триады-родитель-ребенок-педагогСовременная ДО является субъектом социального партнерства.
         На мой взгляд, квест – это форма работы и с детьми, и с родителями. Квест повышает атмосферу сплоченности и дружбы, развивает самостоятельность.

     Применяя современные образовательные технологии и интерактивное обучение с целью развития познавательной активности дошкольников, при тесном сотрудничестве с родителями можно добиться позитивных результатов с детьми. Наличие устойчивого познавательного интереса положительно сказывается на дальнейшем школьном обучении; на общем интеллектуальное развитии, в том числе и на формировании 
познавательных процессов личности.

В заключение хочется процитировать слова Климента Аркадьевича Тимирязева: «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО (из опыта работы)

Проектная деятельность в ДОУ из опыта моей работы....

«Взаимодействие с родителями в соответствии с ФГОС ДО. Из опыта работы молодого специалиста..."

Основной целью взаимодействия с родителями является вовлечение семьи в единое образовательное пространство. Какого конечного результата мне хотелось достичь в работе с родителями, когда я только взяла...

Развивающая предметно - пространственная среда в группе для детей раннего возраста в соответствие с требованиями ФГОС ДО (из опыта работы).

Материал является лауриатом городского смотра- конкурса "Современный учебный кабинет и современная дошкольная группа ", в наминации"Лучшая дошкольная группа"....

«Возможности дошкольной образовательной организации по развитию экологического сознания и природоохранной культуры дошкольников в соответствии с ФГОС ДО» из опыта работы МБДОУ д/с №32

Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по экологическому образованию считаются такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с п...

Развитие детской инициативы и творческих способностей в соответствии с ФГОС ДО (из опыта работы воспитателя)

Развитие детской инициативы и творческих способностей в соответствии с ФГОС ДО (из опыта работы воспитателя). В современном мире одной из главных ценностей является формирование творческого, свободно ...

Разработка и реализация проектов для создания новой образовательной практики в соответствии с ФГОС ДО (из опыта работы МБДОУ д/с №32) Н.В. Козлова старший воспитатель МДБОУ №32 г.Арзамас

Аннотация: в статье предоставлен опыт работы дошкольного учреждения по применению технологии проектной деятельности.Ключевые слова: дошкольный возраст, современные образовательные технологии, проектна...