Сенсорно двигательное развитие детей раннего возраста
консультация (младшая группа)

Наталья Валерьевна Нагибина

Сенсорно двигательное развитие детей раннего возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сенсорно двигательное развитие детей раннего возраста

                                                                                          Воспитатель:

 Нагибина Наталья Валерьевна


Сенсорно двигательное развитие

детей раннего  возраста

2         Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. 


3         Значение сенсорного воспитания

Сенсорное воспитание: - является основой для интеллектуального развития; - упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром; - развивает наблюдательность; - готовит к реальной жизни; - позитивно влияет на эстетическое чувство; - является основой для развития воображения; - развивает внимание; - дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности; - обеспечивает усвоение сенсорных эталонов; - обеспечивает освоение навыков учебной деятельности; - влияет на расширение словарного запаса ребенка; - влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти. 


Задачи сенсорного развития


6         1.Основной задачей сенсорного развития является создание условий для формирования восприятия как начальной ступени познания окружающей действительности. С восприятия предметов и явлений начинается познание окружающего мира. Виды восприятия в возрасте от 1-го до 3-х лет восприятие формы восприятие цвета Восприятие величины Восприятие пространства восприятие времени восприятие особых свойств предметов и явлений восприятие целостных предметов восприятие сложных явлений действительности Первый вид восприятия, доступный ребенку в младенческом возрасте до 1 года, он учится различать предметы прежде всего по форме. Наиболее трудное для освоения свойство, поскольку каждый раз эталоном является другой предмет. Формируется на основе опыта через движение, по мере развития двигательной сферы и речи (в словах закрепляются пространстве нные понятия). Формируется на основе опыта, полученного через действия, эмоциональные переживания происходящих жизненных событий, внешние признаки изменения окружающей обстановки и предметов; восприятие движений – складывается из ощущений позы тела, конечностей, движений и закрепляется в целостный динамичный образ. Объединение ощущений от разных органов чувств: зрительных, вкусовых, обонятельных, осязательных и двигательных, слуховых, которые дают более правильное и разностороннее представление о любом предмете или явлении. Главная задача восприятия, которая осуществляется благодаря комплексному объединению информации от всех видов восприятия. Осуществляется в согласованной работе с интеллектуальными процессами мышления, речи, памяти и воображения. 


8         2. Содействовать развитию сенсорной, психомоторой сферы детей путем познания ими формы, цвета, фактуры предметов, сделанных из различного материала (дерево, бумага, ткань).

            3.Поддерживать интерес ребёнка к совместной со взрослым деятельности. Способствовать овладению ребёнком средствами и способами познания в самых разных видах типичной детской деятельности. Совместная деятель- ность Двигательная Чтение художествен- ной литературы Музыкально- художест- венная Продуктив- ная Познавательно- исследова- тельская Трудовая Коммуника- тивная Игровая 


12 Познавательно-исследовательская деятельность Наблюдения в природе и экспериментирование с природными материалами (шишки, ракушки, грецкие орехи, камешки, крупы....): «Сравни листочки», «Чьи следы больше?», «Покормим зверюшек», «Что выше куст или дерево?» Игры – эксперименты с водой (наливаем, выливаем, кидаем в воду всё подряд, вылавливаем из воды, подкрашиваем, меняем температуру...) Игры с песком, землёй и глиной: «Чувствительные ладошки»... 


13 Познавательно-исследовательская деятельность Развивающие игры с предметами (сборно-разборные игрушки, матрёшки, пирамидки, объёмные вкладыши, рамки-вкладыши, коробки с отверстия- ми для проталкивания, кубы, шары...) «Игрушка-матрёшка»; «Соберём пирамидку»


14 Познавательно-исследовательская деятельность Дидактические игры для формирования представлений о цвете: «Подбери по цвету», «Найди пару», «Посади матрёшку в поезд» «Одень красиво кукол», «Цветные полянки» «Разложи по коробкам», «Спрячь мышку» «Найди палочку», «Воздушные шары», «Собери бусы по цвету»

     Познавательно-исследовательская деятельность Дидактические игры для формирования представлений о форме: «Передай мяч», различные «Рамки-вкладыши», рамки Монтессори «Волшебный мешочек», «Обводим всё (силуэты)» «Найди предмет похожей формы»,

        

16 Познавательно-исследовательская деятельность Дидактические игры для формирования представлений о величине: «Что больше?», «Большой-маленький» «Нанижи бусы», «Матрёшки построились» «Разбери шишки (снежинки, морковки, зайчиков, листочки...)

17 Познавательно-исследовательская деятельность Дидактические игры для формирования представлений об ориентировке в пространстве: «Что изменилось?», «Вверх-вниз», «Где шарик?» «Поручения», «Соберём квадраты», «Разрезные картинки» «Где же наши ручки?», «Найди половинку», «Игрушки играют в прятки»

18Познавательно-исследовательская деятельность  Дидактические игры для формирования представлений о времени: «Когда это бывает?» «Соберём кукол на прогулку»... Дидактические игры для формирования представлений о вкусе, запахе, текстуре, звучании: «Узнай на ощупь», «Чудесный мешочек» «Что и где слышно?», «Музыкальные прятки» «Кто в домике живёт?» «Овощи и фрукты», «Угощение»...


19 Продуктивная деятельность Конструирование: игры в крупный и мелкий строитель (пластмассовый, деревянный, мягкий...) игры с конструктором-лего (крупным и мелким) игры с развивающими кубиками «Сложи узор» игры с логическими блоками Дьенеша игры с мозаикой нескольких видов (по форме и величине) «Бусы для нанизывания» игры с различными шнуровками... 


21 Игровая деятельность Игры с машинками: «Прокати по дорожке», «Прокати по узкой, широкой, по дорожкам разного цвета», «Поставь в гараж» «Перевези мячи».. Игры с куклами, мишками, собачками: «Катя угощает друзей» «Уложим куклу спать» «Купание кукол» «Куклы собираются на прогулку»


22 Двигательная деятельность Игры с крупногабаритными игрушками-двигателями (каталками, качалками, машинами, колясками...) Двигательные задания с использованием физкультурного оборудования Подвижные игры, имитационные упражнения, игры с мячами Босохождение по «Дорожкам здоровья», хороводные игры, спортивные упражнения.


23 Коммуникативная деятельность Игры с мячом в кругу Игры руками с небольшим предметом (массажный мячик, грецкий орех, шестигранный карандаш, «каталочка» из пробок...) Пальчиковые игры.

     Музыкально-художественная деятельность Игры на развитие фонематического слуха Игры с различными музыкальными инструментами (бубен, барабан, погремушка, трещотка, дудка...) Игры с самодельными звучащими предметами Театрализованные игры (плоскостной, пальчиковой театры, куклы бибабо...) Народная игрушка (неваляшки, свистульки...)...

   

     

     Чтение художественной литературы Детские песенки, потешки, стишки (сопровождающие все другие виды деятельности) Книжки из разных материалов Книжки с музыкальными эффектами Красочные книжки разных размеров...

      Трудовая деятельность Трудовые поручения по сбору и группировке по местам игрушек в группой комнате Приведение в первоначальный вид разобранных дидактических пособий... 


 Игра – универсальный способ воспитания и обучения маленького ребёнка. Игры, развивающие сенсорное восприятие, очень нужны малышу раннего возраста. Они приносят в жизнь ребёнка радость, интерес, уверенность в себе и своих возможностях. В раннем возрасте наглядно-действенный метод является ведущим. Организуя игры с детьми, следует учитывать следующую особенность: чем больше анализаторов (зрительный, тактильный, слуховой, двигательный, обонятельный) участвуют в восприятии, чем активнее ребенок, тем глубже впечатление и прочнее запоминание, следовательно, выше качественный аспект сенсорного воспитания, развития обучения. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа сенсорно-моторного развития детей раннего возраста «Ловкий пальчик»

предлагаю вашему вниманию программу сенсорно-моторного развития детей младшего возраста. Срок реализации образовательной программы - 1 год. Данная программа будет интересна педагогам ясельных групп, т...

Двигательное развитие детей раннего возраста с синдромом Дауна

Как преодолеть трудности, которые испытывает ребенок с синдромом Дауна, когда начинает осваивать основные движения...

Презентация игротеки для сенсорно-моторного развития детей раннего возраста.

Ранний дошкольный возраст можно назвать возрастом чувственного познания окружающего мира. В этом периоде происходит становление всех видов восприятия – зрительного, тактильно – двигательно...

Проект по сенсорно – математическому развитию детей раннего возраста (2 – 3 года) «Математика для самых маленьких. Путешествие в страну геометрических фигур»

Проект по сенсорно – математическому развитиюдетей раннего возраста (2 – 3 года)«Математика для самых маленьких. Путешествие в страну геометрических фигур»...

СЕНСОРНО-МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ.

Сенсорно-моторное развитие детей раннего возраста является важным средством развития исследовательской деятельности.Ребёнок познаёт окружающую действительность через ощущения и восприятия, используя з...