Картотека дидактических игр по тактильно-двигательному развитию детей раннего возраста
методическая разработка (младшая группа) на тему

...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_taktilnyh_igr.docx21.63 КБ

Предварительный просмотр:

МЯГКАЯ-ЖЕСТКАЯ (игры с куклами)

ЦЕЛЬ: развивать тактильную чувствительность в процессе действия с куклой; понимать и употреблять в активной речи прилагательные, обозначающие качество игрушки: мягкая-жесткая.

ОСНАЩЕНИЕ: куклы мягкие и жесткие, витамин, красивый платок.

ХОД: к детям в гости приходят куклы. Представить мягкую куклу, прочитать рифмовку:

Посмотрите, вот это-Маша.

Маша ела мало каши.

Ручки болтаются,

Ножки болтаются.

Маша какая?

 -Мяг-ка-я!

Предложить детям ощупать части тела куклы, когда дети производят обследование, приговаривать: ручки мягкие, ножки мягкие.

Предложить дать кукле витаминки, чтобы у нее прибавилось много силы.

Берется  другая  кукла , читается рифмовка:

Ну, а это кукла –Даша.

Ела Даша много каши.

Ручки твердые.

Ножки твердые.

В кукле сила появилась.

Дети ощупывают части тела куклы, воспитатель приговаривает: ручки твердые, ножки твердые.

УСЛОЖНЕНИЕ: куклы прячутся под платок, дети ощупывают куклу и определяют, какая кукла спряталась, кукла с мягкими или твердыми частями тела.

ПОДАРКИ ДЛЯ МИШКИ (игры с природным материалом)

ЦЕЛЬ: развивать тактильные ощущения;  умения выбирать предметы одной фактуры на ощупь (шишки, желуди); активизировать словарь шишка, желудь, шершавая, гладкая.; употреблять существительные во множественном числе: шишки, желуди.

ОСНАЩЕНИЕ: корзинка с шишками и желудями, миски, игрушки медвежонка и свинки.

ХОД: появляется  медведь с корзинкой, читается рифмовка

-Дома я один сидел.

Ох, устал от скуки!

Надоело мне скучать,

Надо свинку мне позвать.

Будем шишки разбирать

С желудями играть.

Спросит, что у медведя в корзинке. Сказать, что у него все вперемешку,  свинка любит желуди, а шишки не любит. Появляется свинка, очень огорчается. Воспитатель спрашивает, что же делать? После предлагает детям разобрать шишки и желуди и разложить их по мискам. Дети разбирают шишки и желуди, воспитатель называет качество предмета на ощупь: шишка-шершавая, желудь-гладкий. После свинку угощают желудями, и она очень радуется. Все желуди перекладываются в корзинку, и свинка уходит.

УСЛОЖНЕНИЕ: содержимое корзинки ребенок  перебирает с закрытыми глазами ( по желанию); вносится третий природный материал для ощупывания (каштан, орехи ).

ОЩУПАЙ, НАЗОВИ ( игры с мячиками)

ЦЕЛЬ: распознавать на ощупь мячи разной величины большой-маленький; выбирать такой же; выполнять игровые действия с мячами.

ОСНАЩЕНИЕ: большой и маленький резиновые мячи.

ХОД: предложить детям поиграть с мячами

Мы с вами поиграем,

Большой мячик покатаем,

Маленький же мячик

Вперед летит, не скачет.

Попросить детей показать, где большой, а где маленький мячик.

Что будем делать с маленьким мячиком?

Что будем делать с большим мячиком?

Сказать детям, что большой мяч надо брать двумя руками. А маленький можно покатать в ладошках.

УСЛОЖНЕНИЕ: мячи спрятаны за ширму, дети на ощупь определяют, какой мяч спрятался.

СТРОИМ БАШНЮ ( игры с кубиками)

ЦЕЛЬ: распознавать качество предмета, соотнося с кубиком и величиной- маленький брать двумя пальцами, средний - в ладонь, большой-двумя руками; обозначить величину  словом (большой, средний, маленький).

ОСНАЩЕНИЕ: кубики трех размеров.

ХОД: предложить детям построить ракету:

На луну мы сегодня

Полететь с тобой должны.

Для полета нам ракеты

Очень-очень всем нужны.

Ракету строим и летим,

По луне гулять хотим!

Детям предлагается построить:

- ракеты из кубиков одной величины- маленькая ракета, средняя ракета, большая ракета.

- ракеты из кубиков разной величин – от большого к маленькому.

ЛЮБИМЫЕ ИГРУШКИ

ЦЕЛЬ: развивать тактильные ощущения, сравнивать и различать пластмассовые, резиновые, тканевые игрушки на ощупь.

ОСНАЩЕНИЕ: плюшевый мишка, резиновая уточка, пластмассовая кукла.

ХОД: нам прислали игрушки. (достать игрушки по одной из коробки, дети называют их).

Как вы будете играть с куклой?- кормить, купать, уложить спать, одевать…

Как вы будете играть с мишкой? – катать на машинке, строить ему дом…

Как вы будете играть с уточкой?- пускать в воду…

Воспитатель предлагает сравнить игрушки, дети по очереди обследуют игрушки.

-кукла какая  твердая  или мягкая? –твердая, пластмассовая

 - уточка какая?- гладкая, резиновая

-мишка какой?- плюшевый, мягкий.

Игрушки остаются в группе, дети по желанию играют с игрушками.

ИГРА «ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК»(домашние птицы)

ЦЕЛЬ: упражнять детей на ощупь определять игрушку, развивать тактильные ощущения; способствовать запоминанию названий домашних птиц.

ХОД: воспитатель показывает детям небольшие игрушки домашних птиц-курочка, петушок, цыпленок- предлагает потрогать каждую игрушку. Затем прячет игрушки в мешочек и предлагает детям взять из него любую птицу и, не  доставая, назвать ее, а затем показать всем.

РЕКОМЕНДАЦИИ: так же можно проводить игры с домашними животными, дикими зверями, фруктами, овощами, геометрическими фигурами…

ИГРА «НАЙДИ НА ОЩУПЬ»

ЦЕЛЬ: упражнять детей в различении твердой и мягкой фактуры, активизировать в их речи слова мягкий, твердый, формировать умение находить мягкие и твердые предметы по образцу, на ощупь, слову воспитателя.

ХОД: перед детьми поднос с предметами: камешки, желуди, деревяшки, кусочки ткани, меха, ваты.

Воспитатель берет камешек, задает вопросы:

Что это?- камешек

Какой камешек?- твердый

Можно его мять?-его нельзя мять

Воспитатель предлагает детям найти камешек, потрогать его.

Дальше те же действия совершают с другими предметами.

УСЛОЖНЕНИЕ: -детям предлагается взять с подноса твердый или мягкий предмет.

- предметы прячутся в мешочек, теперь дети должны на ощупь определить  мягкий или твердый предмет.

ИГРА «ВОЛШЕБНАЯ  КОРОБОЧКА»

ЦЕЛЬ: развитие тактильного восприятия у детей.

ОСНАЩЕНИЕ:   картонная коробка с дыркой , небольшие предметы разной формы и текстуры (гладкие, шершавые, колючие, мягкие и т.д.). Например, шишки, ракушки, каштаны, желуди, орехи, морские камушки, небольшие игрушки и предметы быта.

ХОД: Перед началом игры покажите ребенку все эти предметы. Сложите их в коробку.   После этого он, не глядя, должен  по одному и на ощупь определять, что это такое.  

ТАКТИЛЬНАЯ  ИГРА «НАЙДИ СОВПАДЕНИЯ»

ЦЕЛЬ:  развивать память, мелкую моторику, тактильные ощущения.

Материалы: дерево, текстиль.

Диаметр цилиндрика: 4 см.

Материал: дерево.

На деревянной основе находятся 10 деревянных цилиндриков со вставками разнообразных текстур (волны, плетение, мех и т.п). Каждая пара совпадает не только по фактуре, но и по цвету. Фактуры стимулируют рецепторы, расположенные в пальцах.

Цилиндрики можно сложить в мешочек, а затем "вслепую" (используя только тактильное восприятие) найти нужный цилиндрик в мешочке, совпадающий по фактуре кружочку на деревянной основе.

КРУГЛОЕ И КВАДРАТНОЕ

Цели. Развивать осязание; учить ощупывать предметы.

Материалы. Коробка с круглыми отверстиями для рук; кубики и шарики.

Ход занятия

В начале игры предложите детям внимательно ощупать кубики и шарики. Для того чтобы сосредоточиться на ощущениях, можно предложить малышам ощупывать предметы с закрытыми глазами.

Затем сложите предметы в коробку и предложите ребятам поиграть. Попросите кого-нибудь из детей достать из коробки шарик, просунув руку в прорезь. Следующему ребенку предложите достать кубик и т. д.

В последующем можно класть в коробку кубики и шарики разной величины, сделанные из разных материалов.

УГАДАЙ, ЧТО В ЯЩИКЕ

Цели. Развивать осязание; учить ощупывать предметы.

Материалы. Коробка с круглыми отверстиями для рук; игрушки и предметы разной формы, сделанные из разных материалов.

Ход занятия

Предложите детям внимательно изучить все предметы и игрушки, ощупав их. Для того чтобы сосредоточиться на ощущениях, можно предложить малышам ощупывать предметы с закрытыми глазами.

Затем спрячьте предметы и предложите ребятам поиграть: «Я спрячу в коробку предмет, а кто-то из вас просунет внутрь коробки руки и угадает, что там лежит. В этой игре нельзя смотреть, но можно трогать».

Незаметно для детей положите в коробку один предмет и предложите ребенку ощупать его и угадать, как он называется. Затем пусть ребенок достанет предмет и проверит правильность ответа. Таким образом, дети по очереди угадывают предметы.

ПЕРЕЛИВАНИЕ ВОДЫ

Цели. Развивать осязание: знакомить со свойствами жидкости.

Материалы. Лейка, воронка, емкости разного объема (банки, чашки, бутылки и др.), вода, большой таз, тряпки.

Ход занятия

Предложите детям поиграть с водой: по очереди опустить руки в воду и поводить ими из стороны в сторону. Затем попросите малышей рассказать, какая, по их мнению, вода (мокрая, подвижная, прохладная, журчащая и т. п.).

Дайте детям различные емкости, воронку и лейку. Предложите малышам перелить воду из таза в емкости.

ЛЕДЯНОЕ ЦАРСТВО

Цели. Развивать осязание; знакомить со свойствами льда.

 Материалы. Лед в кубиках, стакан.

Ход занятия

Заранее приготовьте лед. Если есть возможность, приготовьте лед вместе с детьми: заполните водой форму для льда и поставьте ее в морозильную камеру. На следующий день достаньте лед и выдавите его из формы в миску: «Смотрите: вода замерзла. Она стала холодная и твердая».

Предложите детям потрогать кусочки (кубики) льда, подержать их в руках: «Ой, какая холодная льдинка, а рука теплая. Давайте зажмем лед в ладошках. Смотрите, водичка капает — это лед тает и снова превращается в воду».

Затем в прозрачную стеклянную кружку или стакан налейте горячую воду (можно подкрашенную), опустите в нее кусочек льда и понаблюдайте вместе с детьми, как быстро он тает.

 

ПРЯЧЕМ РУКИ

Цели. Развивать осязание; знакомить со свойствами различных круп.

Материалы. Крупы и бобовые (гречка, рис, горох и др.), миска, совок, маленькая игрушка.

Ход занятия

Это занятие лучше проводить индивидуально или с небольшой группой детей.

В начале занятия объясните ребенку, что играть надо аккуратно, не рассыпая крупу. Насыпьте гречневую крупу в глубокую миску, опустите в нее руки и пошевелите пальцами. Затем предложите ребенку опустить руки в крупу: «Где мои руки? Спрятались. Давай и твои ручки спрячем. Пошевели пальчиками. Как приятно! А теперь потри ладошки друг о друга — немножко колется, да?»

Можно спрятать в крупу маленькую игрушку, а затем предложить ребенку найти ее. Во время поисков можно разгребать крупу ладонями или копать при помощи совочка.

             

 ПОМЯЛИ, ПОЩИПАЛИ.

Цели. Развивать осязание, знакомить с различными пластичными материалами и их свойствами. Материалы. Тесто, пластилин, глина.

Ход занятия

Знакомить детей с пластичными материалами удобно в ходе занятий лепкой.

Раздайте детям по кусочку теста, предложите подержать его в руках, помять пальчиками, отщипнуть несколько маленьких и больших кусочков. Эти действия познакомят детей с мягкой и пластичной фактурой материала.

В следующий раз предложите детям для изучения кусочки пластилина, затем — глину. Обратите внимание малышей на то, что разные материалы непохожи на ощупь и обладают различными свойствами.

При проведении занятия следует соблюдать меры предосторожности: на стол постелите клеенку, закатайте детям рукава и наденьте фартуки. Если кто-то из малышей не хочет брать в руки тесто или глину, потому что боится испачкаться, объясните ему, что потом руки можно помыть.

 ТЕПЛО-ХОЛОДНО

Цели. Развивать осязание.

Материалы. Вода разной температуры, ведерки или миски.

Ход занятий

В миски или ведерки налейте холодную и горячую (до 45 градусов) воду. Предложите детям по очереди опустить руки в воду и определить, какая она — холодная или горячая.

Сначала предлагайте малышам для сравнения воду контрастной температуры, затем воду, которая не так резко различается по температуре (горячая и теплая, холодная и теплая).

Можно также сравнивать воду трех температур — холодную, теплую и горячую.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по познавательно-речевому развитию детей раннего возраста

Цели: учить детей находить похожих на образцы персонажей сказки «Колобок»; развивать внимание и зрительную память детей.Материалы: карточки с силуэтами персонажей сказки «Колобок», картинки героев ска...

Картотека дидактических игр по формированию ЗОЖ у детей раннего возраста

Картотека предназначена в помощь воспитателям для приобщения детей к здоровому образу жизни....

Картотека дидактических игр по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста

Вашему вниманию предоставляется картотека дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию младших дошкольников....

Картотека дидактических игр по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста (2-3 лет)

В картотеке представлены игры для сенсорного развития детей раннего возраста. Картотеку могут использовать педагоги и родители в домашних условиях в период самоизоляции...

Городское методическое объединение воспитателей групп раннего возраста "Дидактические игры как средство познавательного развития детей раннего возраста" 23.10.2020

Материалы городского методическое объединение воспитателей групп раннего возраста № 1 от 23.10.2020 по теме "Дидактические игры как средство познавательного развития детей раннего возраста...

Городское методическое объединение воспитателей групп раннего возраста "Дидактические игры как средство познавательного развития детей раннего возраста" 23.10.2020

Материалы городского методическое объединение воспитателей групп раннего возраста № 1 от 23.10.2020 по теме "Дидактические игры как средство познавательного развития детей раннего возраста...