Взаимодействие с семьями воспитанников в детском саду через игровую и досуговую деятельность
консультация

Вербицкая Екатерина Анатольевна

Опыт работы. Доклад. Досуговая деятельность как форма взаимодействия с семьёй в рамках реализации задач гендерного воспитания. Данная разработка может быть использована воспитателями, педагогами для организации работы с родителями. Транслируется опыт работы с учетом гендерной идентичности, что способствует через родителей оптимальному социально – коммуникативному развитию дошкольников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_s_semey.docx19.72 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие с семьями воспитанников в детском саду через игровую и досуговую деятельность

Воспитатель, Вербицкая Е.А. воспитатель МБДОУ «ДСКВ №118», города Братска, Иркутской области

Опыт работы. Доклад. Досуговая деятельность как форма взаимодействия с семьёй в рамках реализации задач гендерного воспитания. Данная разработка может быть использована воспитателями, педагогами для организации работы с родителями. Транслируется опыт работы с учетом гендерной идентичности, что способствует через родителей оптимальному социально – коммуникативному развитию дошкольников.

Ориентируясь на современные концепции гендерного образования, и используя свою программу, выделяем основные условия:

1. создание психолого - педагогических условий для развития гендерной индивидуальности девочек/мальчиков

2. организация целенаправленной педагогической деятельности по формированию у детей гендерной индивидуальности

3. модернизация образовательного процесса гендерной социализации в условиях ДОО

В нашей программе предусмотрено создание условий для всех линий развития мальчиков и девочек.

Какие психолого – педагогические условия для реализации «Программы» мы создаём в детском саду

1. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образовательной деятельности

2. Сотрудничество взрослых и детей, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений

3. Приобщение дошкольников к социокультурным нормам, традициям семьи, общества

4. Формирование познавательных действий дошкольников в различных видах детской деятельности.

Взаимодействие в работе с родителями предполагает следующее условие:

- Организация единого образовательного пространства в контексте ДОО-ребёнок – семья на основе реализации гендерного подхода

Родители вступают в деятельность, как полноправные участники нашей организации, этой образовательной деятельности

Значение досуговой деятельности для проявления активности, творчества и фантазии. Мотивация родителей наиболее охотно идти на контакт, выражать желание сотрудничать с детским садом чтобы непосредственно узнать о знаниях умениях, навыках своего ребенка, его личностных проявлениях в коллективе сверстников, в активной деятельности (добивается ли поставленной цели, прислушивается ли к мнению других, умеет ли логически рассуждать, может ли уступать, сглаживает ли конфликтные ситуации, проявляет ли чуткость к девочкам, и т. д.).

В группе проводились спортивные развлечения, посвященные мужскому празднику 23 февраля, дню Матери, День ребенка. Это стало настоящей традицией. Принято в детском саду, в группе изготавливать сувениры детьми для взрослых, а потом вручать их и призы всем участникам: родителям и детям. Включение эстафет, подвижных игр - двигательной активности, и ориентация заданий на гендерные особенности мальчиков и девочек - обязательное условие проведения досугов.

Кроме досугов во взаимодействии с родителями, практикуется проведение квестов или квестовых игр. Квест – это командная игра. Квест - эффективное педагогическое средство, позволяющее комплексно решать разнообразные образовательные и развивающие задачи. Квест-это игры, в которых игроку необходимо искать различные предметы, находить им применение, разговаривать с различными персонажами в игре, решать головоломки и т. д. Разгадывая загадки, дети учатся взаимодействовать с ровесниками, принимать решения, использовать логику.

Учёт гендерных особенностей, для организации квестов.

Девочки:

- стремятся к взаимозависимости;

- более эмоциональны и тоньше чувствуют;

- их деятельность, игры ориентированы на ближнее зрение, хватает ограниченного пространства;

- более развито левое полушарие – четкая регуляция речи и письма;

- адаптация проходит сложно, эмоционально, через нервные срывы;

- легче переносят эмоциональный стресс;

- самооценка субъективная, упор делается на испытываемые чувства и переживания;

- высокий уровень чувствительности и социальной ответственности.

Мальчики:

- стремятся к независимости;

- ищут смысл, ухватив его, готовы действовать;

- необходимо использовать все окружающее пространство;

- больше развито правое полушарие , отвечающее за распознавание зрительных образов, форм и структур предметов;

- адаптация к окружающей среде лёгкая;

- объективная самооценка;

- низкая способность демонстрировать социально одобряемые социальные формы поведения.

Поэтому нельзя сравнивать мальчиков и девочек, а нужно акцентировать на индивидуальности, показывать успехи данного ребенка в сравнении раньше и сейчас, говорить о будущих успехах.

Задачи педагогов:

- Развитие профессиональной компетентности в данном вопросе.

- Создание благоприятной атмосферы и условий для всестороннего развития , воспитания и образования мальчиков и девочек в группе.

- Изучение склонностей, интересов воспитанников.

- Консультирование родителей по вопросам особенностей воспитания мальчиков и девочек.

Родительские отношения играют важную роль в становлении гендерной идентичности ребенка.

РЕКЛАМА

Поэтому важно, чтобы именно мама и папа служили примером в воспитании мужских и женских начал.

Предлагаем мероприятия из нашего опыта работы. Примерная тематика квестовых игр с родителями:

Новогоднее приключение (старший возраст)

В поход всей семьёй

Зимние приключения мальчиков и девочек

Загадочный мир игрушек мальчиков и девочек(для 4-5 лет)

Семейные ценности

Реликвии здоровья

Поможем Буратино сохранить сбережения

Семь шагов к мудрости и другие

Алгоритм квеста:

Вводная часть: разминка, ставится проблема

Квестовая часть: выполняются задания

Заключительная часть: вопросы

Виды по использованию периметра:

- минимизированные - на столе,

- условия группы

- масштабированные - территория детского сада;

Виды по линиям развития:

- Для физического развития

- Интеллектуальные

- Речевые

- Смешанные (решение задач в комплексе)

Прогулка – квест: «В поход всей семьёй»

Цель: развитие целостной личности детей старшего дошкольного возраста, активности, самостоятельности, творческого потенциала, создание условий для развития и совершенствования мужской и женской индивидуальности.

1. Вводная часть.

Разминка – (инструктаж по ТБ). «Перестрелка» Проведение жеребьёвки в выборе маршрута по карте (часть оторвана). Цель: найти недостающую часть маршрута и для этого отправиться в поход.

2. Квэстовая (игровая часть):

Как быстрее найти недостающий отрезок карты? – поисковый вопрос (дети должны предложить разделиться на команды и искать в двух направлениях: по красным и синим стрелкам); как джентльмены, мальчики должны предложить девочкам короткий путь продвижения - по красным стрелкам, а себе взять длинный маршрут-движение по синим стрелкам.

1. «Собери рюкзак» Мальчикам :«Собери вещи» Девочкам: «Собери продукты»

2. «Разделение обязанностей» (развитие пассивного и активного словаря) мальчикам : «Что делать мужчинам», девочкам: «Что делать женщинам»

3. «Одень малышей» (труд) движение по синим стрелкам, девочкам: движение по красным стрелкам

4. «Полоса препятствий» (работа по развитию движений) мальчики проходят «полосу» 2 раза, девочки проходят «полосу» 1 раз

5. «Красивый объект» (сравнительное наблюдение за березой и голубой елью) подсказка: нарисован гриб на карте - местонахождения второй части карты

мальчики: Найди отличия (у голубой ели) девочки: Найди сходства (центральный вход)

На карте нарисована ягода на карте – подсказка в поиске второй части карты-под листьями ягоды

6. Собираем (игровые упражнения) мальчики: «Собери грибы», девочки: «Собери ягоды»

Сосчитывают собирательство. Мальчики и девочки прикладывают к своей части найденную часть, сравнивают и выясняют, что следующий шаг похода- организация совместной подвижной игры

7. Подвижная игра «Цепи - кованы» подсказка: нарисована на карте толстая цепь (на групповом прогулочном участке)

3. Оценочно-результативная часть (рефлексия): вопросы участникам по ходу выполнения заданий Какое задание было для самым тяжелым, какой маршрут ты прошла легко и т.д.

в каждой команде родители в роли мамы с девочками и папы с мальчиками

Квест - Реликвии здоровья

Пример «кругового» или цикличного квеста, когда дети, после выполнения всех заданий возвращаются в исходную позицию

Цель: пропаганда здорового образа жизни и активного времяпровождения взрослого с детьми. Участники: 2 ведущих, судья, 2 команды по 5 детей и 2 взрослых

1. Вводная часть

Судья: Жеребьевка, вытягивают название, 2 команды «Смелые» и «Быстрые». Сообщает, что после каждого задания за правильный ответ, победу в эстафете будет даваться смайлик –У кого больше смайликов в игре – победитель!

- разминка: назвать составляющие здоровья

2. Квестовая часть:

1. Задания первое, отгадать ребус 1,2, связанный с темой нашего мероприятия (со здоровьем)

2. Загадки об атрибутах спорта по 3 шт. (игра с фонариком) «что под лупой?» (дети)

3. пауза Фонограмма «У жирафа пятна, пятна» (обе команды) выполняют Общеразвивающие упражнения вместе

4. Эстафета 3 «Передача мяча».

Эстафета 4 «Прыжки на двух ногах с мячом, зажатым ногами».

5. Задание «Угадай на вкус».

Выход ребенка в костюме «капусты» Софья Б. вместе с детьми проводит пальчиковую игру «Капуста»

7. Эстафета с картошкой. Участник команды кладет небольшую картофелину в чайную ложку и по команде ведущего устремляется к финишной отметке.

8. Эстафета «Градусник». Без помощи рук обе команды на скорость передают бутафорский градусник так, чтобы он обязательно находился под левой рукой.

9. «Организуй подвижную игру по картинке» Выбирают родители картинки «Мороз красный нос» или «карусель»

3 часть: итог – рефлексия: вопросы детям, какие реликвии здоровья нашли

Квест: «Семейные ценности» в подготовительной к школе группе для детей ТНР с отработкой речевых навыков

Цель: развитие целостной личности детей старшего дошкольного возраста, активности, самостоятельности, творческого потенциала, создание условий для развития и совершенствования мужской и женской индивидуальности . Приобщение дошкольников к социокультурным нормам, традициям семьи, общества.

1. Вводная часть. Элементы психогимнастики – настрой в кругу, жеребьевка.

игра «Члены семьи» - Девочка, у которой родители, как у меня

(одновременно выставляются родителями картинки членов семьи, которые отгаданы детьми;

между заданиями загадки или подсказки проговариваются родителями;

куда двигаться, к какому заданию идти, дети смотрят по карте самостоятельно)

Суть приключения «Что бы это значило?» в решении ребуса «7-я» Воспитатель подводит итог найденному решению, сообщая тему приключения - семья, цель найти ценности, но до них добраться нелегко, вы готовы к испытаниям? Куда идти и что делать?

После отгадывания ребуса дети внимательно изучают карту

2. Квестовая часть:

1. Ира «Лесенка взросления» Задание: расположить картинки от мала до велика девочек/мальчиков (от младенца до дедушки)

Подсказка - звонок будильника

2. Игра «Профессии» за столами

3. Подсказка загадка: Упадет — поскачет, ударишь — не плачет.

Игра с мячом «Скажи (папа/мама) какой/ая?»

4.Пройти команде мальчиков до своей пиктограммы, как можно длиннее, а девочкам пройти до своей пиктограммы как можно короче

5.Подсказка: у пиктограмм баночка с магнитами, Отгадка

- игра на магнитах игра «Кому, что»

Здесь родители - помощники

Задание «Кому - что» подбор предметов для члена семьи ребёнка, взрослого, мужчины или женщины

Оценка результата: правильное составление предложения «Это газета, для дедушки, папы - потому что он любит вечерами читать газеты»

6. «Лабиринт» задание за столами: пройти лабиринт для девочек кошечка, для мальчиков – щенок,

Действие: движение детей змейкой по залу по карте, для поиска сундука сундук найден, но не открывается

7. Задание: Графический диктант «Ключ»

Действие: по клеточкам нарисовать ключ

Оценка результата: схожесть силуэта с образцом, правильность выполнения всеми мальчиками

Результат: Сундук (с семейными ценностями) найден. Он открыт «ключом», внутри монетки шоколадные получает тот, кто называет по очереди семейные ценности: доброта, уважение, помощь, забота и т.д.

3 часть: рефлексия - рассказ стихотворения о членах семьи по ролям

Квест: «Поможем Буратино сохранить сбережения»

Пример интеллектуального квеста. Родители вступают во взаимодействие, как герои - в роли кота Белобока и Буратино.

1. Вводная часть. Разминка (быстро отвечать на вопросы)

2. Квестовая часть:

Объяснить маршрут движения по карте, которую оставил Белобок;

1 – отметить жизненно важные потребности,

2 - потом назвать свои желания «Хочу и могу»;

4 - играли в мяч «опасно - безопасно»

5 - расположить картинки от самого ненадежного места хранения до самого надежного затем нашли банку с монетами – была подсказка, где должен хранить деньги Буратино - в Банке

6 - появился Белобок (родитель) и кошелек, он попросил такой же сделать ему…,

7 - Решаем ребус: Изменив последнюю букву в слове КОТ- получили- КОД, с помощью которого открыли сейф - монеты шоколадные получили

3. Рефлексия.

На данных мероприятиях родители могут быть - зрителями

Вывод: Досуговая деятельность, квесты для родителей с детьми дошкольного возраста являются рациональной, оптимальной формой взаимодействия с семьёй. Помогает реализации задач гендерного образования. Способствует развитию представлений у детей старшего дошкольного возраста о гендерном образе на основе осознания «женских» и «мужских» видов деятельности, профессий. Формируются эмоционально – ценностные отношения к себе, сверстникам, к взрослым. У детей вырабатываются навыки доброжелательного отношения друг к другу, гуманного отношения к взрослым, переживание к чувствам других людей. Проявляются способности устанавливать партнёрские взаимоотношения со сверстниками своего и противоположного пола, со взрослыми, готовность противостоять негативным явлениям стихийной гендерной социализации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение собственного педагогического опыта: Мастер -класс "Организация взаимодействия с родителями воспитанников в детском саду"

Формирование представлений у родителей о значимости детско – родительских отношений....

Внедрение инновационных форм работы по взаимодействию с семьями воспитанников в детском саду.

Инновационные формы работы с семьями воспитанниковПривлечение родителей к жизни детского сада во все времена было приоритетным направлением в работе педагогического коллектива. Семья...

Модель взаимодействия с родителями воспитанников, специалистами детского сада, окружающим социумом, предусматривающую сотрудничество с детьми в ходе использования дидактических игр для развития сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста.

Модель взаимодействия с родителями воспитанников, специалистами детского сада, окружающим социумом, предусматривающую сотрудничество с детьми в ходе использования дидактических игр для развития сенсор...

Презентация "Опыт работы по взаимодействию с семьями воспитанников во 2 младшей группе в организации проектной деятельности "

Презентация "Опыт работы по взаимодействию с  семьями  воспитанников во 2 младшей группев организации проектной деятельности"...

Модель развития экологического воспитания детей дошкольного возраста в процессе реализации и использования проектной деятельности в рамках взаимодействия с родителями воспитанников, специалистами детского сада, окружающим социумом, предусматривающую сот

Модель  развития  экологического воспитания детей дошкольного возраста в процессе реализации и использования проектной деятельности в рамках взаимодействия с родителями воспитанников, специа...