План работы по самообразованию
методическая разработка (средняя группа)

Остраница Светлана Евгеньевна

Возрастная группа: 2 младшая группа, средняя группа

Тема самообразования: «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл План работы по самообразованию125.33 КБ

Предварительный просмотр:

План работы по самообразованию

на 2020- 2022 учебный год

Возрастная группа: 2 младшая группа, средняя группа

Тема самообразования: «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность»

Дата начала работы над темой: сентябрь 2020 года

Предполагаемая дата окончания работы: май 2022 года

Срок реализации: 2 года (2020 – 2022 учебный год)

 Цель:

  • воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
  • формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
  • развитие эстетических чувств (умение видеть красоту природы, восхититься ею, желания   сохранить ее);
  • участие детей в посильной деятельности по уходу за растениями, по охране и защите природы.
  • Развивать интерес и любовь к родному краю.

Задачи:

-формирование у детей системы знаний.

формирование у детей трудовых навыков и умений.

формирования у детей любви в природе.

 Актуальность заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас. Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к “ рукотворному миру”, к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано– правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Они постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных. Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.

Предполагаемый результат:

  • Расширение педагогических знаний и умений;
  • желание улучшить образовательный процесс;
  • освоение новых технологий по поисково-исследовательской деятельности и экспериментированию;
  • совершенствование учебно-методического сопровождения;
  • внедрение современных технологий в образовательный процесс;
  • разработка и внедрение дидактических материалов;
  • разработка перспективного планирования по экспериментальной деятельности детей.

Ожидаемый результат взаимодействия с детьми:

1. Ребёнок проявляет интерес к природным объектам, особенностям их жизни, испытывает радость от общения с животными и растениями – как знакомыми, так и новыми для него.

 2. Проявляет любознательность: задает разнообразные поисковые вопросы («Почему?», «Зачем?», «Откуда?»), высказывает мнения, делится впечатлениями со взрослыми, сверстниками, стремится отразить их в продуктивной деятельности: лепит, создает поделки из природного материала, рисует животных и растения простыми способами, раскрашивает контурные изображения.

3. С удовольствием включается в поисково – исследовательскую деятельность познания природы как вместе со взрослыми, так и самостоятельно, использует разные поисковые действия.

4. Откликается на предложения взрослого поухаживать за растениями в уголке природы, охотно вместе с воспитателем, оказывает посильную помощь растениям, птицам.

5. Различает и правильно называет достаточно большое количество растений и животных. Может рассказать о них, характеризуя как живые существа.

 6. Эмоционально откликается на красоту природы, проявляет сочувствие попавшим в беду, обнаруживает стремление оказывать помощь.

Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:

> Работа с книгами, периодическими изданиями;

> · Участие в вебинарах, в семинарах;

> · Ведение собственной картотеки по исследуемой проблеме.

> · Просмотр телепередач

> · Чтение методической, педагогической литературы

> · Обзор в Интернете информации по педагогике, психологии, педагогических технологий

> · Посещение открытых занятий коллег при возможности

> · Прохождение курсов повышения квалификации по теме

> · Проведение открытых мероприятий для коллег для анализа со стороны коллег

> · Изучение информационно компьютерных технологий

> · Общение с коллегами в своем городе и в Интернете.

> · Ведение здорового образа жизни, занятия физическими упражнениями.

> Проведение консультаций для воспитателей по экологическому воспитанию; проведение анкетирования родителей;

> Изготовление экологических игр, пособий, картотек прогулок;

> Составление конспектов занятий, развлечений, досугов.

> Создание развивающей экологической среды в группе, соответствующую возрасту и уровню развития детей и программным задачам.

Выход темы:

- консультации для родителей

-консультация для педагогов

-картотека дидактических игр по экологическому воспитанию детей

Методы, направления и формы работы с детьми.

1. Организованные:

-экскурсии

-организованная образовательная деятельность (познавательная, комбинированная, интегрированная),

-наблюдения за животными и растениями, явлениями природы, деятельностью людей в природе.

2. Совместная деятельность:

-наблюдение за трудом взрослых,

-целевые прогулки на природе,

-чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы, сказки), рассматривание -иллюстраций в книгах,

-рассматривание картин из жизни диких животных,

-рассказы воспитателя о животных, растениях, неживой природы,

-беседы и разговоры с детьми на экологические темы,

-опыты и эксперименты,

-игры (подвижные, дидактические, музыкальные),

-различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику.

Виды деятельности:

  • игровую деятельность (развивающие игры: настольно-печатные, динамические, словесные; театрализованные игры)
  • творческие задания, предполагающие организацию разных видов художественно-творческой деятельности детей (изобразительной, театрально-игровой, двигательной, речевой)
  • исследование, экспериментирование (игровое экспериментирование и опыты с предметами и материалами)
  • прогулки в природу в разные сезоны
  • чтение, просмотр художественной литературы.
  • трудовую деятельность (труд в природе и хозяйственно-бытовой труд).

Организация и планирование занятий по формированию начал экологической культуры у детей раннего возраста)

Методы обучения – это способы совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которых осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также отношение к окружающему миру.

Наглядные методы:

  • экскурсии, целевые прогулки;
  • наблюдения;
  • показа сказок (педагогом, детьми);
  • рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
  • проведение дидактических игр;

Словесные методы:

  • чтение литературных произведений;
  • беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.

Игровые методы:

  • проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);
  • загадывание загадок;

Практические методы:

  • организация продуктивной деятельности детей;
  • оформление гербария растений, плодов;
  • постановка сказок, отрывков литературных произведений;
  • изготовление с детьми наглядных пособий.

Основные направления:

- Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.

- Практическое направление - изучение растительного и животного мира, связанное с практическими делами (подкормка птиц, посадка цветников и др.).

- Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности (экскурсий, наблюдений, опытов).

      В качестве подведения итогов проводятся открытые занятия, игровые конкурсы, викторины, выставки, фотовыставки.

          Все занятия проводятся на основе разработанных конспектов в занимательной игровой форме, что не утомляет маленького ребёнка и способствует лучшему запоминанию. Сюжетность занятий и специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов внимания, памяти, мышления, мотивируют деятельность ребёнка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач.

Занятия проводятся в определённой системе, учитывающей возрастные особенности детей. Строятся на основе индивидуального -дифференцированного подхода к детям.

Методическое сопровождение проектов.

Консультативный материал для родителей, подборка детской  художественной  и научно-познавательной литературы, музыкальных произведений, конспекты НОД с детьми, картотека дидактических игр, наглядно-дидактические пособия, демонстрационный материал, развивающее лото, дидактические игры.

ИКТ

Музыкальный центр, CD-диски, компьютер, фотоаппарат, видеокамера, интернет.

Этапы создания системы работы:

1. Подготовительный этап.

Создание условий для детского экспериментирования (исследовательские центры, центры игровой деятельности и пр.).

Изучение теоретический материал по данной теме в педагогической и методической литературе.

2. Аналитико-диагностический.

Проведение диагностирования по проблеме (дети, родители)

3. Основной этап.

Разработка перспективного планирования экспериментальной деятельности с детьми.

Создать картотеку опытов и экспериментов.

Оформить и провести консультации для родителей по данной теме.

Оформить папки-передвижки в родительский уголок.

Условия реализации.

4. Обобщающий (итоговый) этап.

Итоговая диагностика степени устойчивости познавательного интереса ребенка.

Перспективный план занятий на год по следующим разделам:

Свойства воды; Удивительный песок. Воздух и его свойства; Твердое тело: камень;

Форма самообразования: индивидуальная.

Этапы работы над проектом

Формы работы

Сроки

Практические выходы

1.Изучение методической литературы

Интернет-ресурсы

СМИ

В течении года

О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию», Санкт – Петербург, «ДЕТСТВОПРЕСС»,2003 г.

О.В. Дыбина «Ребенок в мире поиска», Москва, ТЦ «Сфера» - 2005г.

О.В. Дыбина «Ребенок в мире поиска» (Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста), Москва, ТЦ «Сфера» - 2011г.

О.М. Дьяченко «Чего на свете не бывает?», Москва, «Знание», 1994г.

С.Д. Ермакова Развитие самостоятельности и активности в дошкольном возрасте: Сборник научных трудов / — СПб., 1996 г.

А.И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду», Волгоград – 2010 г.

Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет», Волгоград – 2010 г.

С.Н. Николаева Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М.,1995 г.

С.Н. Николаева Система экологического воспитания детей в дошкольном учреждении. М., 2005 г.

С. Н. Теплюк «Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста»: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, Владос, 2001

Журнал «Дошкольное воспитание» - № 8 2006 г.

Оформить картотеку по экспериментальной деятельности.

2.Работа с детьми

НОД

Совместная деятельность с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Прогулки

Изготовление демонстрационного и раздаточного материала для непосредственно образовательной деятельности с детьми.

Изготовление игр, пособий экологической направленности в соответствии с возрастом детей

В течении года

В течении года

Ноябрь-январь

Организация и проведение непосредственно образовательной деятельности, совместной деятельности с детьми, оформление предметно-пространственной среды для самостоятельной деятельности детей, организация и проведение прогулок

Выставка игр, пособий для практической деятельности.

3.Работа с коллективом

Совместная деятельность с музыкальным руководителем (развлечение)

Консультация

Использование УМК в экологическом воспитании дошкольников.

Совместная деятельность с педагогом по изобразительной деятельности

Показ презентации

Октябрь

Январь

Февраль

Апрель

Май

Развлечение «Осень в гости просим»

Консультация «Деятельность дошкольников в уголках природы»

Художественное творчество «На экологической тропе»

 Использование DVD дисков в работе на занятиях и вне занятий.

Презентация «Экологическое воспитание детей 3-4 лет» (отчёт)

4.Работа с родителями

Консультация

Буклет

Консультация

Памятка

Анкетирование родителей. «Нужна ли нам экология?»

Октябрь

Октябрь-ноябрь

Январь

Май

Май

«Занимательная прогулка с ребёнком»

«Использование лекарственных растений при лечении частоболеющих детей»

«Схема работы над сказкой».

 «Запомните правила!»

«Собака друг человека».

Развивающая среда


Оформить уголок природы:

  • Подбор комнатных растений.
  • Создание копилки «Подарки осени»
  • Изготовление эколого-дидактических игр:

                                                                      «Овощи и фрукты».

                                                                      «Животные и птицы»

                                                                       «Деревья, кустарники, цветы».

                                                                        «Ягоды и грибы»

  • Изготовление Лэдбука
  • Оформить альбом «Насекомые».
  • Создать картотеку речевых игр по экологии


Календарно-тематическое планирование в младшей группе.

Месяц

Тема

Задачи

Форма

проведения

Методическое

обеспечение и

дидактический

материал

Сопутствующие формы

работы

Сентябрь

«Здравствуй осень!».

Знакомство с новым временем года – осенью, с сезонными изменениями в природе, с деревьями и кустарниками, растущими на участке детского сада. Рассказать о значении тепла, воды для деревьев. Дать понятие о листопаде. Учить любоваться осенними листьями, различать листья по цвету. Воспитывать любовь к природе.

Прогулка по территории детского сада

Иллюстрации, фотографии

Слушание

песен об осени.

Рассматривание листвы.

Формировать представление, чем осень отличается от лета; учить замечать изменения в природе.

Наблюде-ние

Худож. слово,

Д/И «Сложи картинку»

«Овощи»

Познакомить детей с овощами (морковь, капуста, огурец, помидор, перец, редис, репа, баклажан).

Наблюде-ние

Худож. Слово.

Загадывание загадок.

Игра «Что растет в огороде?»

Лото «Овощи , фрукты»

«Фрукты»

Познакомить детей с фруктами и ягодами (яблоки, груши, виноград,

черешня, абрикосы).

Наблюде-ние

Худож. Слово.

Дид.игра «Овощи и фрукты»

«Что где растет?»

Октябрь

«Кто живет в осеннем лесу?»

Познакомить с животными, живущими в лесах.
Учить различать и узнавать лису, зайца, волка на картинке; отмечать характерные признаки. Познакомить с образом жизни зверей и основными способами питания. Развить интерес к животным.

Беседа

Иллюстрации

Игрушки

Загадывание загадок.

Дидактич.

игра «Что за зверь?»

«Викторина о животных»

Закреплять знания о диких животных, о внешнем виде, уточнить названия животных.

занятие

вопросы,

Худож. слово,

Дид.игра «Кто где живет?»

«Домашние животные»

Познакомить детей с домашними животными (коровой, козой, овцой, лошадью, свиньей); с их внешним видом, особенностями поведения. Сравнить козу и корову (чем отличаются, чем похожи); За домашними животными ухаживает человек.

Беседа

картинки игрушки животных.

Худож. слово,

дид.игра «Кто что любит», настольная игра «Чей малыш?»

Осеннее

развлечение

Формировать у детей представление об осени, как о времени года; закреплять знания об овощах и фруктах.

Развлече-ние

Чтение стихотворений.

Песени об  осени и дожде

Игры: «Урожай»

«Лужицы и листики»

Театр.

сценка «Как звери грибы собирали»

Ноябрь

«Сравнение собаки и кошки»

Уточнить и закрепить

представление детей о

собаках и кошках.

Сравнение собаки и

кошки, чем похожи и

чем не похожи. Учить

детей, что к незнакомым

животным подходить

нельзя

занятие

картинный

материал,

худож. слово

Игры с

мягкими

игрушками в

группе

«Викторина о домашних животных»

Закреплять знания о домашних животных, о внешнем виде, пользе для человека, уточнить названия животных.

занятие

вопросы,

Худож. слово,

Дид.игра «Кто где живет?»

«Лаборато-рия добрых дел»

Формировать понятие о доброте, привычку совершать добрые поступки; воспитывать интерес к экспериментальной деятельности; анализировать явления, делать выводы; развивать познавательный интерес, логическое мышление, речь детей; вызвать чувство радости у детей.

занятие — опыт

Наглядный

материал,

оборудование

для опыта

Опыты с водой, воздухом, игры с мыльными пузырями беседы о добре и зле.

Вечер экологических игр.

Закрепить названия овощей и фруктов.

развивать умение анализировать и отличать фрукты от овощей.

Развлече-ние

Худож. Слово.

Доскажи словечко.

«Угадай растение по описанию», «Найди листок, какой покажу», «Чудесный мешочек» (овощи и фрукты) .

Декабрь

«Снежный хоровод»

Продолжать учить детей наблюдать явления природы: снегопад и видеть красоту окружающего мира.

Творческое

Занятие

рассматривание картины «Зима»

 рисование «Снежинки»

Дид.игра «Сложи картинку»

«Зимняя красавица – ель и сосна»

Показать особенности лиственных и хвойных деревьев в зимний период. Рассказать о том, как долго растут деревья.  Воспитывать бережное отношение к деревьям, чувство красоты зимнего убранства.

Наблюде-ние

Рассматривание на картинке Ель и сосну.

Худож.слово.

игра  «Найди по описанию»,

«Снеговик в гостях у детей»

Дать представление о свойстве снега превращаться в воду. Познакомить детей с явлениями неживой природы. Формировать у детей навык практического экспериментирования с разным материалом.

занятие — опыт

Чтение  Е. Благина «Снег-Снежок, «Я и снег» Дружинина

Эксперименты и игры со снегом. Наглядный

материал,

оборудование

для опыта

Досуг «Елочка-красавица».

Приобщить к желанию наслаждаться запахом хвойного дерева. Способствовать развитию умения называть характерные особенности строения ели. Приобщать к традиции украшать ель к Новогодним праздникам. Воспитывать патриотизм через русские традиции.

Развлече-ние

Чтение новогодних стихотворений, песен о Елочке.

П/и «Заморожу»,

«Зайка беленький сидит», «Собери снежки»

Январь

Развлечение«Что нам нравиться зимой»

Закреплять представление о зиме и зимних развлечениях. Учить отвечать на вопросы, понимать причинно-следственные связи.

Развлече-ние

Картины зимних развлечений

Муз.игры

П/и «Снежинки»

П/Игра «Что нам нравиться зимой?» (стих. С движениями)

Наблюдения

«Морозные

узоры»

Сформировать представления о том, что вода бывает разной. Развивать познавательный интерес.

Наблюде-ние за морозными узорами на стекле.

Что будет, если дотронуться ладошкой до окон с узорами?

Чтение стихотворения «Ледяные цветы» Ю. Марцинкявичус-обсуждение стихотворения

П/игра «Мороз и снег»

Д/и «Дорисуй узор»

«Я – человек»

Познакомить детей со своим телом. Учить называть части тела: голова, руки, ноги, живот, спина, и объяснить значение частей тела. Воспитывать интерес к своему телу.

занятие -игра

Мягкая игрушка кошка,

Кукла Катя

Игра «Где наши детки?».

             Февраль

«Разноцвет-ная вода»

Продолжать знакомить

детей со свойствами

воды. Отметить её

прозрачность, но её

можно сделать цветной.

занятие — опыт

Наглядный

материал,

оборудование

для опыта

«Зимующие птицы»

Учить детей рассматривать птиц, различать их по размеру, окраске оперения, издаваемым звукам. Познакомить с их названиями.

занятие -

беседа

Иллюстрации

Зимующих птиц.

Стихотворение «Птичка»

Загадка

Покормить птиц, Д/И «Улетают – не улетают» прослушивание голосов птиц.

П/и  «Вороны»

«Наблюде-ние за ветром»

Продолжать знакомить

детей с явлением

«Ветер». По каким

признакам можно

узнать, есть ли он или

нет.

занятие — опыт

Наглядный

материал,

оборудование

для опыта.

Загадки.

Худ.слово

Дид. игра

«Поиграй с

нами

ветерок»

«Комнатные растения».

Познакомить детей с комнатными растениями. Дать понятие, что у растения есть корень, листья, стебель, цветы. Растения как живые существа нуждаются в уходе за ними, в воде, свете, тепле, почвенном питании, в создании необходимых условий. Воспитывать желание помочь в уходе за растениями.

занятие -

беседа

Опыт «Что нужно растениям для роста».

Худож.слово

Рассмотреть картинку «как ухаживать за  комнат. растениями?»

Игра «За каким растением спрятался зайка?»

Март

Развлечение

«Встреча весны»

Расширять знания о явлениях неживой природы. Закрепить знания о насекомых.

Развлече-ние

Чтение стихотвореий, песен

Игры: «Найди лучики», «Поймай бабочку», «Солнышко и дождик»

 «К нам весна шагает быстрыми шагами»

Продолжать учить запоминать названия весенних месяцев; дать представления об изменениях, происходящих ранней весной в природе. Развивать навыки элементарной исследовательской деятельности, логическое мышление.

занятие -

беседа

Чтение стиха «Первый месяц весны»  Разгадывание загадок о весне.

Дид. игра «Найди цветок»

«Воздух»

Дать понятие о необходимости воздуха. Развивать познавательный интерес, логическое мышление, речь детей; вызвать чувство радости у детей. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.

занятие — опыт

Наглядный

материал,

оборудование

для опыта.

Загадки.

Худ.слово

 « К деревьям в гости»

Упражнять детей в умении отыскивать знакомые деревья по одному-двум характерным признакам; Знать особенности ели, березы— уточнить представления о строении (ствол, корень, верхушка, ветки, листья, иголки на ветках и шишки); Познакомить со строением ствола у березы. Показать взаимосвязь дерева с окружающей средой (вода, почва, солнце — свет, тепло);

занятие -

беседа

Картинки деревьев

Худож.слово

П/игра «Деревья-кустарники»

Апрель

«Вода вокруг нас»

Формировать представление детей о значении воды в нашей жизни, где, в каком виде существует вода в окружающей среде. Воспитывать бережное отношение к воде.

занятие -

беседа

Просмотр презентации

«Вода в окружающей среде.

П/ Игра «Летает-бегает-плавает»

«Кто живёт в воде»

Познакомить детей с представителями водных животных. Показать их особенности.

Занятие

Чтение стиха Лопатиной «Дно морское»

Загадки

П/игры: «Рыболов»

 «Собери рыбу в ведерко».

«Поплывет или утонет»

 Создание условий для экспериментальной деятельности детей; развития познавательного интереса детей.

занятие — опыт

Наглядный

материал,

оборудование

для опыта.

Загадки.

Худ.слово

Посадка лука

Познакомить детей с тем, что новое растение можно вырастить из семян и из луковиц. Познакомить с технологией посадки лука. Рассказать о необходимости ухода за луком (полив, тепло, свет). Дать понятие о том, чем лук полезен. Воспитывать желание трудиться, быть полезным.

занятие

Загадка

Посадка лука разными способами (в грунт, опилки, воду)

Дальнейшие наблюдение и уход.

Д/и «Огород»

Май

«Рассматривание жуков и бабочек»

Учить детей внимательно относиться к окружающему миру. Воспитывать интерес к природным явлениям, уточнить представления о внешних особенностях насекомых.

Творческое

занятие

Чтение «Муха-цокотуха» К. Чуковского.

Картинки насекомых

Игрушки насекомых

Лепка «Гусеница», «Улитка»

Дид.игра «Летает – не летает».

«Ветер, ветер, ты могуч»

Познакомить детей с

таким природным

явлением, как ветер.

Причинами его

возникновения, ролью в

жизни живых

организмов

занятие

Фрагменты «Сказки о царе

Салтане...» А.С. Пушкина

Наблюдения

за вентилятором

Экологическая игра «Зоопарк».

Продолжать знакомить детей с дикими животными, используя различные иллюстрации; дать понятие о том, что разные животные живут в разных климатических условиях (белый медведь – на Севере, верблюд – в пустыне).

занятие -игра

Игрушки

Загадки

Дид.игра «Отгадай кто это?»

Игра«Кто сказал?»,

 игра «Доскажи словечко»

«Песочные фантазии»

Закрепить знания о свойствах песка. Развивать образное и логическое мышление. Развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук. Обогащать эмоциональную сферу детей.

занятие — опыт

Наглядный

материал,

оборудование

для опыта.

Загадки.

Дидактическая игра «Чудесные фигурки».

Календарно-тематическое планирование в средней группе.

Месяц

Тема

Задачи

Форма проведения.

Методическое обеспечение и

Дидактический материал.

Сопутствующие формы

работы

Сентябрь

1. Во саду ли, в огороде

-Закреплять представления детей об овощах и фруктах;

 -Учить их классифицировать, правильно называть и различать;

-Знать их место произрастания;

-Определять взаимосвязь сезона и развития растений (действия тепла и холода на растение);

-Развивать сенсорные чувства, речь, внимание.

Беседа "Что нам осень принесла

Рассматривание картины "В поле осенью"

Чтение:

Н. Егоров "Тыква", "Морковка", "Горох", "Лук".

Ю. Тувим "Овощи"

Игра "Дорисуй овощ"

Дидактические игры:

"Чего не стало"

"Угадай на ощупь"

"Узнай по описанию Пальчиковая гимнастика "Засолка капусты" 

Опыт "Тепло - холодно"

2. В хороводе деревьев

- Накапливать впечатления о деревьях;

-Учить детей различать их по коре, листьям, цветам, плодам (берёза, клён, тополь, дуб, рябина);

- Продемонстрировать приспособленность растений к сезонным изменениям в природе;

-Находить и называть отличия, сходство лиственных и хвойных деревьев;

- Воспитывать интерес к познанию.

Отгадывание загадок.

Рисование "Разноцветные листочки"

-Чтение стих-я А. Майков "Кроет уж лист золотой"

-И. Токмакова "Сосны"

-Игра "Дорисуй листочек", "Соедини листья с плодами"

Дидактическое лото "С какого дерева листочек"

3.Блиц-олимпиада по окружающему миру

«В мире интересного»

Закрепить знания об о окружающем мире (ПДД, Что из чего сделано, овощи и фрукты, живая, неживая природа)

Олимпиада

Вопросы по прошедшему материалу.

Загадки.

Пальчиковая гимнастика «Трем морковку»

Физ.минутка «Клен»

4. "Зелёная аптека"

-  Познакомить детей с новыми лекарственными растениями: ромашкой и подорожником;

- Закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека;

- Воспитывать бережное отношение к растениям.

-Беседа о лекарственных травах

-Загадки

-Рассматривание иллюстраций с растениями

 Игра «Доктор лечит от простуды: "Чай из листьев смородины, мяты, зверобоя"»

Октябрь

Путешествие в страну «Осень»

-Уточнять и расширять представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей;

-Показать связь между живой и неживой природой. -Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям

Наблюдения за состоянием погоды на участке

-Чтение стих-я Ерихеева "Осень"

-Рассматривание картины "Времена года"

Чтение Э. Мошковская "Чужая морковка"

-И.Бунин "Листопад"(отрывок)

Песенка "Во поле рябинушка"

Дид. игры:

"Найди такой листок, как на дереве"

"Кто скорее соберёт"

"Так бывает или нет"

"Детки на ветке"

-Игра "Какая сегодня погода" 

П/и "Перелёт птиц"

Тайны грибного царства

-Познакомить детей с грибами;

-Учить выделять съедобные и несъедобные грибы (рыжик, белый гриб, мухомор, поганка);

- Дать знания о полезных свойствах грибов.

-Загадки Лесовичка о грибах

-Рассматривание муляжей грибов, иллюстраций

-Рассказ о месте произрастания грибов, их строении, размножении

Аппликация "Поможем белочке заготовить грибы"

Развлечение «Осенние дары»

-Закрепить знания детей об овощах и фруктах. Уточнить знания детей об уходе за овощами. Воспитывать трудолюбие.

-Активизировать словарь детей словами, обозначающими овощи и трудовые действия.  

-Стихотворения про Осень

- Песни: «Осень золотая», «Осень наступила», «Осень»

-Танец осенних листочков.

-Стих-я Овощи

- Танец «Огородный хоровод»

Игра «Собери урожай»

Собери по корзинкам (лужицы и листья)

Растительный мир Севера

- Формировать представления детей о взаимосвязи и взаимодействии живых организмов со средой обитания.

-сформировать представления детей об условиях роста мхов и лишайников.

-Закрепить знания детей об особенностях природных условий тундры, об особенностях растительного мира.

- Развивать интерес к исследовательской деятельности с целью получения новых знаний.

-Рассматривание иллюстраций.

-Отгадывание загадок

- чукотская сказка «Лисичка и бычок»,

- чукотская сказка «Шикша и брусника»,

Дидактические игры: «Что где растет?», «Раздели на группы», «Что есть у растения?», «Найди пару», «Собери ягоды нашего края»

Рисование «Карликовая березка»

Ноябрь

Воздух

-Учить выявлять свойства воздуха (невидим, без запаха, не имеет формы); -Учить сравнивать свойства воды и воздуха (воздух легче воды);

- Подвести детей к выводу о необходимости воздуха для роста растений.

-Рассказ о значении чистого воздуха на жизнь людей

-Опыт с воздухом (вкус, запах, цвет)

-Опыт с растениями (как воздух в почве влияет на рост и развитие растения)

-Надувание мыльных пузырей

-Пузырьки-спасатели

-Надувание шаров

-Поиск воздуха

-Загадочные пузырьки

Олимпиада

Закрепить знания об окружающем мире.

Олимпиада

Вопросы по прошедшему материалу.

Загадки.

Пальчиковая гимнастика «Прогулка в осенний лес»

Физ.минутка «Ветерок»

Животные нашего края.

-Познакомить детей с представителями животного мира родного края; расширить и закрепить представления дошкольников о диких и домашних животных;

-рассмотреть влияние сезонных изменений на жизнь диких животных.

-Картинки, изображающие животных.

- муляжи северных животных

-Загадки

Игры: «Чьи следы», «Угадай что за животное?»

Физ.минутка

«Полярная сова»

Мир растений

-Учить различать и называть садовые и дикорастущие растения;

-Классифицировать их по окраске, строению, запаху; -Убеждать детей в необходимости ухаживать за растениями;

- Воспитывать эстетические чувства.

-Рассматривание иллюстраций с изображением знакомых садовых и дикорастущих растений

-Чтение рассказа "Зелёные страницы"

-Беседа "Мой любимый цветок"

-Дидактические игры:

"Собери букет"

"Узнай растение"

-Рисование "Поляна цветов"

-Опыт "Что любят растения",

"Как развивается растение"

Декабрь

Подводное царство

- Познакомить с аквариумными рыбками (телескоп, гуппи), лягушко;

-Учить выделять и называть части тела рыб, повадки;

-Дать понятие о том, что в водоёмах живут растения и животные; знакомить с особенностями внешнего вида рыб, позволяющими приспосабливаться к жизни в окружающей среде.

Побуждать к наблюдениям за аквариумными рыбками. Воспитывать интерес и желание ухаживать за рыбками.

-Наблюдения за аквариумными рыбками

-Рассматривание иллюстраций с изображением лягушки, рыб, водорослей.

-Рассказ Л. Берг "Рыбка"

Игра "Мы весёлые рыбки"

-Опыт "Кто живёт в воде"

-"Зачем лягушке такие лапки"

-Лепка "Рыбка"

Волшебница вода

-Продолжать знакомить со свойствами и признаками воды (вода может быть холодной, тёплой, может нагревать другие вещества;

-Вода прозрачная, но может менять окраску; имеет запах, если в ней растворить пахучие вещества: чем больше этого вещества, тем интенсивнее запах и цвет;

-Чем теплее вода, тем

Беседа

-Чтение рассказа К. Д. Ушинского "Хотела галка пить"

-Чтение стих-я Н. Рыжовой "Вы слыхали о воде"

-  м/ф "Путешествие капельки"

Игра "Как сосулька превратилась вводу"

-Изготовление цветных льдинок

-Взаимодействие воды и снега

-Окрашивание воды (сравнение чистой и грязной воды)

-Дидактическая игра "Вода"

-Опыт с водой

Белый снег, пушистый

-Способствовать установлению свойств и качеств снега и льда, их сравнение;

- Подвести детей к пониманию защитных свойств снега и зависимости свойств снега от температуры воздуха (на морозе снег рассыпчатый, чтобы можно было лепить, он должен быть влажным).

-Чтение сказки «Снегурочка»

- м\ф «12 месяцев»

-Опыт со снегом

-"Нужен ли зимой растениям снег?"

-Цветные льдинки

-Рисование "Снежинки"

«Елочка-красавица всем ребятам нравиться».

-Приобщить к желанию наслаждаться запахом хвойного дерева.

-Формировать умения видеть отличие игрушечной ели от настоящей; воспитывать бережное и заботливое отношение к живой природе

-Загадка

-Чтение стихотворения К. Чуковского «Ёлка».

Сравнение живой и искусственной елей.

Игры с шишками.

Январь

В гостях у птиц

-Продолжать знакомить детей с зимующими и перелётными птицами (сорока, ворона, голубь, скворец, грач);

- Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании; -Воспитывать сочувствие, сопереживание к "братьям нашим меньшим"

-Беседа о зимующих и перелётных птицах

-Отгадывание загадок

-Рассматривание иллюстраций с изображением птиц

-Наблюдения за птицами на участке

- Слушание пения птиц (аудио запись "Голоса птиц")

-Чтение стих-я "Покормите птиц зимой"

Дидактические игры:

"Кто , где живёт",

"Нарисуй птицам дорожку в сказку"

Игра "Птички-невелички"

Птицы и животные севера.

-Формировать у детей представление о животных Севера (северный олень, белый медведь, морж), их внешнем виде, образе жизни и повадках.

-Развивать познавательный интерес к жизни животных севера; зрительное внимание, мыслительные и психические процессы; речь детей, обогащать их словарь.

-Воспитывать эмоциональное и бережное отношение к животным, любовь к родной природе; любознательность.

-Загадки о животных.

- Рассказ о Крайнем севере.

- чукотская сказка «Как сова олененку помогла».

Ф/минутка «Здесь всюду холод, лед и тень,»

Пальчиковая гимнастика «У оленя дом большой»

Дид. игра «Найди и назови лишнюю картинку».

Дид. игра «Назови правильно» 

Игра «Увеличение»

Зимушка-зима

- Расширить представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей;

- Показать детям связь между живой и неживой природой;

-Воспитывать любовь и интерес ко всему живому.

-Беседа о зиме

-Рассматривание картины "Зимние забавы"

-Рассказ и рассматривание картины "Как зимуют дикие звери"

-Игрушечный зайчик хочет узнать о жизни зайцев в лесу

-Рассматривание картины К. Коровин "Зима"

Чтение сказки "Зимовье"

-С. Козлов  "Зимняя сказка"

-А.Фет "Мама, глянь-ка из окошка:"

-И. Суриков "Зима"

-А.Барто "Ёлка"

П/и «Заморожу»

             Февраль

Песок, глина, камень, почва

-Научить узнавать и называть песок, глину, камень;

- Выявлять особенности взаимодействия с водой, влияние воды на их свойства;

- Дать представления о том, как образуется перегной.

-Чтение пословиц, поговорок

Игра "Жидкое- твёрдое"

Подвижные игры "Берегись, заморожу"

"Снежинки и ветер"

Путешествие в царство комнатных растений

-Познакомить с новыми растениями (аспидистра и герань) и со способами их черенкования.

- Закрепить названия знакомых комнатных растений  (бальзамин, фикус).

- Продолжать обучать детей описывать растение, отмечая различие и сходство между ними, характерные признаки.

- Поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними.

-Рассматривание картины из серии "Уход за комнатными растениями"

-Беседа о строении растений

-Беседа об уходе за комнатными растениями

Игра "Какого  растения не стало"

-Пальчиковая гимнастика "Посадим цветы"

Опыт по ознакомлению с потребностями растений  (свет, тепло, влага, почвенное питание)

-Игра "Цветы"

Дид. игры "Живые картинки",

"Опиши, я отгадаю"

Труд людей на севере

-дать знания о своеобразии жизни народов Севера: природа, жилища, одежда, труд.

- ввести в словарь детей новые слова: лесотундра, стойбище, оленеводы, нарты, малица, каюр, хорей, кисы.

- развивать внимание, память, восприятие, словесно- логическое мышление.

- формировать навыки работы в группе, понимание, доброжелательность.

-Игра  «Подскажи словечко»

- рассказ и беседа об одежде народов севера

-рассказ о промыслах

игра «Белый шаман».

Игра «Исправь ошибки»

Игра «Найди свою одежду»

ф/минутка «О севере»

Стекло и металл

-Познакомить детей с новым материалом (стекло, металл); -Учить определять признаки свойства материалов (структура поверхности, мягкость, твёрдость, прочность, хрупкость).

 -Способствовать определению материала, из которого сделан предмет.

Рассматривание иллюстраций с предметами из этих материалов

Опыт со стеклом, металлом

-Сравнение предметов

-Дидактическая игра "Из чего сделан предмет"

Март

В гостях у Веснянки

-Расширить знания детей о весенних изменениях в неживой природе и их влиянии на жизнь растений и животных, на деятельность людей.

- Учить устанавливать связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца.

-Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям.

Чтение К. Ф. Юон "Мартовское солнце", "Ранняя весна"

-А. К. Саврасов "Грачи прилетели"

-Стих-е С. Вангели "Подснежники

Дидактические игры : "Какие животные живут в лесу", "Когда это бывает", "Найди детёныша"

Игра "Покажи птиц, которые прилетают весной"

-П/и "Зайцы и волк", "Птицы и лиса"

Береги живое!

-Познакомить детей с Красной книгой, редкими, находящимися под угрозой исчезновения видами растений и животных;

-Вызвать чувство сопереживание, умение видеть взаимосвязь в природе.

-Приучать бережно относится к цветам, животным, как части природы, источнику красоты, радости людей

-Рассматривание  Красной книги, беседа

Игровое упражнение "Посели цветы там, где они выросли"

-Игра "Где живут животные"

-Игра "Какой цветок просит помощи, нарисуй его"

Резина и пластмасса

-Познакомить с новым материалом (резина и пластмасса).

-Учить детей определять признаки и свойства материалов.

-Способствовать определению материала, из которого сделан предмет.

- Загадки

- Рассматривание предметов из этих материалов

Сравнение резины и пластмассы

-Дидактическая игра "Из чего сделан предмет"

-Поделки из резины, пластмассы

Сказки Северных народов.

продолжать развивать интерес к художественной литературе, помочь детям понять и запомнить содержание сказки;

- вызвать у детей эмоциональное отношение к литературному произведению,

- формировать умения подбирать слова, определяющие Крайний Север, активизировать в речи детей антонимы, новые слова (чум, северное сияние, белоснежные саваны, мох-ягель);

- расширять знания детей о животных Крайнего Севера;

- развивать внимание, мышление, познавательную активность;

- воспитывать эстетическое восприятие при ознакомлении с природой Крайнего Севера;  

- Способствовать передаче быта северного народа в продуктивной деятельности (конструировании, аппликации, рисовании);

- способствовать сохранению и укреплению психического и физического здоровья детей.

-эвенская сказка «Почему олень быстро бегает»;

- стихотворение «Оленёнок»

- ненецкая сказка «Кукушка»

-чукотская сказка  «Волк, ворон и горный баран».

Физкультминутка «У оленя дом большой».

Пальчиковая гимнастика "Кого встретили в тундре?"

Апрель

Лесные жители

Дать первоначальное представление о лесе и жизни в нём диких животных (как передвигаются, чем питаются, как спасаются в зимних условиях, о запрещении охоты на диких животных);

- Помочь детям устанавливать зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе;

-Воспитывать любовь и заботу к животным.

Рассказ Лесовичка о лесе

-Рассматривание картины "Звери в зимнем лесу"

Сказки "Лисичка-сестричка и волк", "Зимовье зверей", "Заюшкина избушка"

Игра- имитация "Звериная зарядка"

- Опыт "Как звери меняют шубку"

Игровое упражнение "Придумай ласковые слова"

-Дидактические игры:

"Найди детёныша".

"Кто, что ест", "Кто, где живёт"

П/и «У медведя во бору»

«Рыбы наших водоемов».

Расширить сведения детей о многообразии видов рыб. Воспитывать бережное отношение к обитателям рек и к природе в целом.

-Беседа о рыбах.

-Загадки

- Иллюстрации, муляжи рыб

Дидактическая игра «Что есть у рыбы».

Игра «Рыбная ловля»

Земля- мой дом

-Дать представления о суше и водном пространстве, разнообразии рельефа земной поверхности, водоёмов (пруд, болото, озеро, река, море), видах поселения (деревня, город, страна), о звёздах.

-Приветствовать стремление детей овладеть разнообразными способами получения информации.

-Поощрять желания делится своими впечатлениями с окружающими.

-Беседа "Где я живу"

-Сравнение речки, болота, моря

-Рассматривание картины "Семья дома"

-Рассматривание семейных фотографий

Дидактические игры:

"Рассели животных"

"Кто живёт на суше, а кто в воде"

"Наша семья"

-Беседа о звёздах

-Рисование "Звёздное небо"

«Посадка лука, укропа, редиски»

Вызывать интерес к выращиванию огорода на окошке, желание наблюдать за изменениями в луковицах. Учить создавать ситуацию опыта

-Беседа о временах года, о посадке лука.

Посадка лука.. Игра «Сложи картинку».

Май

Человек - живой организм

-Подвести к осознанию себя как живого существа, имеющего особенности и потребности.

-Формировать представления детей о некоторых органах и системах строения человека, о "+" и "-" влиянии на них.

-Развивать сенсорную чувствительность при решении познавательных задач.

-Рассматривание плакатов, иллюстраций со строением органов человека.

-Беседа о потребностях человека

-Рассказ о вредных привычках

-Носария

Дидактическая игра "Валеология"

"Понюхай и отгадай"

-Язычок- помощник

-Игра "Угадай на вкус"

-Гимнастика для глаз

Бумага, древесина, ткань

-Расширять знания детей о свойствах и качествах различных материалов.

-Уметь их сравнивать.

-Продолжать учить пользоваться различными материалами (бумага, мягкая проволка, ткань, нитки, "бумажное тесто", соломка, пробки, крышки и т. д.) и инструментами.

-Воспитывать интерес и желание преобразовывать из известных материалов в поделки.

-Беседа

- загадки

-Оригами из бумаги

-Рассматривание предметов, игрушек из знакомых материалов

-Опыт с бумагой, древесиной

Насекомые - наши помощники

-Дать элементарные знания о жуках (майский, носорог, божья коровка, пчела, кузнечик, муравей); бабочках (крапивница, капустница);

-На доступных примерах показать, что скрывается за названием некоторых бабочек.

- Показать пользу насекомых.

-Воспитывать интерес и доброе отношение к насекомым.

Отгадывание загадок

-Наблюдения за насекомыми

-Рассматривание иллюстраций

Чтение стих-й М. Пришвина "Божья коровка", "Кузнечик", "Майский жук" (из книги В. Зотова "Лесная мозаика")

Дидактические игры:

"Найди насекомых, поедающих листья"

«Как спрятаться бабочкам»

Лепка "Зелёная гусеница"

Диагностика

Определить критерии сформированности знаний:

- о растительном мире;

- о мире животных;

- о неживой природе;

- о временах года;

- отношение к миру природы.

Игры: «Кто где живет?», «Где ошибка»,

Календарно-тематическое планирование в средней группе.

Месяц

Тема

Задачи

Форма проведения.

Методическое обеспечение и

Дидактический материал.

Сопутствующие формы

работы

Сентябрь

1. Во саду ли, в огороде

-Закреплять представления детей об овощах и фруктах;

 -Учить их классифицировать, правильно называть и различать;

-Знать их место произрастания;

-Определять взаимосвязь сезона и развития растений (действия тепла и холода на растение);

-Развивать сенсорные чувства, речь, внимание.

Беседа "Что нам осень принесла

Рассматривание картины "В поле осенью"

Чтение:

Н. Егоров "Тыква", "Морковка", "Горох", "Лук".

Ю. Тувим "Овощи"

Игра "Дорисуй овощ"

Дидактические игры:

"Чего не стало"

"Угадай на ощупь"

"Узнай по описанию Пальчиковая гимнастика "Засолка капусты" 

Опыт "Тепло - холодно"

2. В хороводе деревьев

- Накапливать впечатления о деревьях;

-Учить детей различать их по коре, листьям, цветам, плодам (берёза, клён, тополь, дуб, рябина);

- Продемонстрировать приспособленность растений к сезонным изменениям в природе;

-Находить и называть отличия, сходство лиственных и хвойных деревьев;

- Воспитывать интерес к познанию.

Отгадывание загадок.

Рисование "Разноцветные листочки"

-Чтение стих-я А. Майков "Кроет уж лист золотой"

-И. Токмакова "Сосны"

-Игра "Дорисуй листочек", "Соедини листья с плодами"

Дидактическое лото "С какого дерева листочек"

3.Блиц-олимпиада по окружающему миру

«В мире интересного»

Закрепить знания об о окружающем мире (ПДД, Что из чего сделано, овощи и фрукты, живая, неживая природа)

Олимпиада

Вопросы по прошедшему материалу.

Загадки.

Пальчиковая гимнастика «Трем морковку»

Физ.минутка «Клен»

4. "Зелёная аптека"

-  Познакомить детей с новыми лекарственными растениями: ромашкой и подорожником;

- Закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека;

- Воспитывать бережное отношение к растениям.

-Беседа о лекарственных травах

-Загадки

-Рассматривание иллюстраций с растениями

 Игра «Доктор лечит от простуды: "Чай из листьев смородины, мяты, зверобоя"»

Октябрь

Путешествие в страну «Осень»

-Уточнять и расширять представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей;

-Показать связь между живой и неживой природой. -Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям

Наблюдения за состоянием погоды на участке

-Чтение стих-я Ерихеева "Осень"

-Рассматривание картины "Времена года"

Чтение Э. Мошковская "Чужая морковка"

-И.Бунин "Листопад"(отрывок)

Песенка "Во поле рябинушка"

Дид. игры:

"Найди такой листок, как на дереве"

"Кто скорее соберёт"

"Так бывает или нет"

"Детки на ветке"

-Игра "Какая сегодня погода" 

П/и "Перелёт птиц"

Тайны грибного царства

-Познакомить детей с грибами;

-Учить выделять съедобные и несъедобные грибы (рыжик, белый гриб, мухомор, поганка);

- Дать знания о полезных свойствах грибов.

-Загадки Лесовичка о грибах

-Рассматривание муляжей грибов, иллюстраций

-Рассказ о месте произрастания грибов, их строении, размножении

Аппликация "Поможем белочке заготовить грибы"

Развлечение «Осенние дары»

-Закрепить знания детей об овощах и фруктах. Уточнить знания детей об уходе за овощами. Воспитывать трудолюбие.

-Активизировать словарь детей словами, обозначающими овощи и трудовые действия.  

-Стихотворения про Осень

- Песни: «Осень золотая», «Осень наступила», «Осень»

-Танец осенних листочков.

-Стих-я Овощи

- Танец «Огородный хоровод»

Игра «Собери урожай»

Собери по корзинкам (лужицы и листья)

Растительный мир Севера

- Формировать представления детей о взаимосвязи и взаимодействии живых организмов со средой обитания.

-сформировать представления детей об условиях роста мхов и лишайников.

-Закрепить знания детей об особенностях природных условий тундры, об особенностях растительного мира.

- Развивать интерес к исследовательской деятельности с целью получения новых знаний.

-Рассматривание иллюстраций.

-Отгадывание загадок

- чукотская сказка «Лисичка и бычок»,

- чукотская сказка «Шикша и брусника»,

Дидактические игры: «Что где растет?», «Раздели на группы», «Что есть у растения?», «Найди пару», «Собери ягоды нашего края»

Рисование «Карликовая березка»

Ноябрь

Воздух

-Учить выявлять свойства воздуха (невидим, без запаха, не имеет формы); -Учить сравнивать свойства воды и воздуха (воздух легче воды);

- Подвести детей к выводу о необходимости воздуха для роста растений.

-Рассказ о значении чистого воздуха на жизнь людей

-Опыт с воздухом (вкус, запах, цвет)

-Опыт с растениями (как воздух в почве влияет на рост и развитие растения)

-Надувание мыльных пузырей

-Пузырьки-спасатели

-Надувание шаров

-Поиск воздуха

-Загадочные пузырьки

Олимпиада

Закрепить знания об окружающем мире.

Олимпиада

Вопросы по прошедшему материалу.

Загадки.

Пальчиковая гимнастика «Прогулка в осенний лес»

Физ.минутка «Ветерок»

Животные нашего края.

-Познакомить детей с представителями животного мира родного края; расширить и закрепить представления дошкольников о диких и домашних животных;

-рассмотреть влияние сезонных изменений на жизнь диких животных.

-Картинки, изображающие животных.

- муляжи северных животных

-Загадки

Игры: «Чьи следы», «Угадай что за животное?»

Физ.минутка

«Полярная сова»

Мир растений

-Учить различать и называть садовые и дикорастущие растения;

-Классифицировать их по окраске, строению, запаху; -Убеждать детей в необходимости ухаживать за растениями;

- Воспитывать эстетические чувства.

-Рассматривание иллюстраций с изображением знакомых садовых и дикорастущих растений

-Чтение рассказа "Зелёные страницы"

-Беседа "Мой любимый цветок"

-Дидактические игры:

"Собери букет"

"Узнай растение"

-Рисование "Поляна цветов"

-Опыт "Что любят растения",

"Как развивается растение"

Декабрь

Подводное царство

- Познакомить с аквариумными рыбками (телескоп, гуппи), лягушко;

-Учить выделять и называть части тела рыб, повадки;

-Дать понятие о том, что в водоёмах живут растения и животные; знакомить с особенностями внешнего вида рыб, позволяющими приспосабливаться к жизни в окружающей среде.

Побуждать к наблюдениям за аквариумными рыбками. Воспитывать интерес и желание ухаживать за рыбками.

-Наблюдения за аквариумными рыбками

-Рассматривание иллюстраций с изображением лягушки, рыб, водорослей.

-Рассказ Л. Берг "Рыбка"

Игра "Мы весёлые рыбки"

-Опыт "Кто живёт в воде"

-"Зачем лягушке такие лапки"

-Лепка "Рыбка"

Волшебница вода

-Продолжать знакомить со свойствами и признаками воды (вода может быть холодной, тёплой, может нагревать другие вещества;

-Вода прозрачная, но может менять окраску; имеет запах, если в ней растворить пахучие вещества: чем больше этого вещества, тем интенсивнее запах и цвет;

-Чем теплее вода, тем

Беседа

-Чтение рассказа К. Д. Ушинского "Хотела галка пить"

-Чтение стих-я Н. Рыжовой "Вы слыхали о воде"

-  м/ф "Путешествие капельки"

Игра "Как сосулька превратилась вводу"

-Изготовление цветных льдинок

-Взаимодействие воды и снега

-Окрашивание воды (сравнение чистой и грязной воды)

-Дидактическая игра "Вода"

-Опыт с водой

Белый снег, пушистый

-Способствовать установлению свойств и качеств снега и льда, их сравнение;

- Подвести детей к пониманию защитных свойств снега и зависимости свойств снега от температуры воздуха (на морозе снег рассыпчатый, чтобы можно было лепить, он должен быть влажным).

-Чтение сказки «Снегурочка»

- м\ф «12 месяцев»

-Опыт со снегом

-"Нужен ли зимой растениям снег?"

-Цветные льдинки

-Рисование "Снежинки"

«Елочка-красавица всем ребятам нравиться».

-Приобщить к желанию наслаждаться запахом хвойного дерева.

-Формировать умения видеть отличие игрушечной ели от настоящей; воспитывать бережное и заботливое отношение к живой природе

-Загадка

-Чтение стихотворения К. Чуковского «Ёлка».

Сравнение живой и искусственной елей.

Игры с шишками.

Январь

В гостях у птиц

-Продолжать знакомить детей с зимующими и перелётными птицами (сорока, ворона, голубь, скворец, грач);

- Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании; -Воспитывать сочувствие, сопереживание к "братьям нашим меньшим"

-Беседа о зимующих и перелётных птицах

-Отгадывание загадок

-Рассматривание иллюстраций с изображением птиц

-Наблюдения за птицами на участке

- Слушание пения птиц (аудио запись "Голоса птиц")

-Чтение стих-я "Покормите птиц зимой"

Дидактические игры:

"Кто , где живёт",

"Нарисуй птицам дорожку в сказку"

Игра "Птички-невелички"

Птицы и животные севера.

-Формировать у детей представление о животных Севера (северный олень, белый медведь, морж), их внешнем виде, образе жизни и повадках.

-Развивать познавательный интерес к жизни животных севера; зрительное внимание, мыслительные и психические процессы; речь детей, обогащать их словарь.

-Воспитывать эмоциональное и бережное отношение к животным, любовь к родной природе; любознательность.

-Загадки о животных.

- Рассказ о Крайнем севере.

- чукотская сказка «Как сова олененку помогла».

Ф/минутка «Здесь всюду холод, лед и тень,»

Пальчиковая гимнастика «У оленя дом большой»

Дид. игра «Найди и назови лишнюю картинку».

Дид. игра «Назови правильно» 

Игра «Увеличение»

Зимушка-зима

- Расширить представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей;

- Показать детям связь между живой и неживой природой;

-Воспитывать любовь и интерес ко всему живому.

-Беседа о зиме

-Рассматривание картины "Зимние забавы"

-Рассказ и рассматривание картины "Как зимуют дикие звери"

-Игрушечный зайчик хочет узнать о жизни зайцев в лесу

-Рассматривание картины К. Коровин "Зима"

Чтение сказки "Зимовье"

-С. Козлов  "Зимняя сказка"

-А.Фет "Мама, глянь-ка из окошка:"

-И. Суриков "Зима"

-А.Барто "Ёлка"

П/и «Заморожу»

             Февраль

Песок, глина, камень, почва

-Научить узнавать и называть песок, глину, камень;

- Выявлять особенности взаимодействия с водой, влияние воды на их свойства;

- Дать представления о том, как образуется перегной.

-Чтение пословиц, поговорок

Игра "Жидкое- твёрдое"

Подвижные игры "Берегись, заморожу"

"Снежинки и ветер"

Путешествие в царство комнатных растений

-Познакомить с новыми растениями (аспидистра и герань) и со способами их черенкования.

- Закрепить названия знакомых комнатных растений  (бальзамин, фикус).

- Продолжать обучать детей описывать растение, отмечая различие и сходство между ними, характерные признаки.

- Поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними.

-Рассматривание картины из серии "Уход за комнатными растениями"

-Беседа о строении растений

-Беседа об уходе за комнатными растениями

Игра "Какого  растения не стало"

-Пальчиковая гимнастика "Посадим цветы"

Опыт по ознакомлению с потребностями растений  (свет, тепло, влага, почвенное питание)

-Игра "Цветы"

Дид. игры "Живые картинки",

"Опиши, я отгадаю"

Труд людей на севере

-дать знания о своеобразии жизни народов Севера: природа, жилища, одежда, труд.

- ввести в словарь детей новые слова: лесотундра, стойбище, оленеводы, нарты, малица, каюр, хорей, кисы.

- развивать внимание, память, восприятие, словесно- логическое мышление.

- формировать навыки работы в группе, понимание, доброжелательность.

-Игра  «Подскажи словечко»

- рассказ и беседа об одежде народов севера

-рассказ о промыслах

игра «Белый шаман».

Игра «Исправь ошибки»

Игра «Найди свою одежду»

ф/минутка «О севере»

Стекло и металл

-Познакомить детей с новым материалом (стекло, металл); -Учить определять признаки свойства материалов (структура поверхности, мягкость, твёрдость, прочность, хрупкость).

 -Способствовать определению материала, из которого сделан предмет.

Рассматривание иллюстраций с предметами из этих материалов

Опыт со стеклом, металлом

-Сравнение предметов

-Дидактическая игра "Из чего сделан предмет"

Март

В гостях у Веснянки

-Расширить знания детей о весенних изменениях в неживой природе и их влиянии на жизнь растений и животных, на деятельность людей.

- Учить устанавливать связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца.

-Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям.

Чтение К. Ф. Юон "Мартовское солнце", "Ранняя весна"

-А. К. Саврасов "Грачи прилетели"

-Стих-е С. Вангели "Подснежники

Дидактические игры : "Какие животные живут в лесу", "Когда это бывает", "Найди детёныша"

Игра "Покажи птиц, которые прилетают весной"

-П/и "Зайцы и волк", "Птицы и лиса"

Береги живое!

-Познакомить детей с Красной книгой, редкими, находящимися под угрозой исчезновения видами растений и животных;

-Вызвать чувство сопереживание, умение видеть взаимосвязь в природе.

-Приучать бережно относится к цветам, животным, как части природы, источнику красоты, радости людей

-Рассматривание  Красной книги, беседа

Игровое упражнение "Посели цветы там, где они выросли"

-Игра "Где живут животные"

-Игра "Какой цветок просит помощи, нарисуй его"

Резина и пластмасса

-Познакомить с новым материалом (резина и пластмасса).

-Учить детей определять признаки и свойства материалов.

-Способствовать определению материала, из которого сделан предмет.

- Загадки

- Рассматривание предметов из этих материалов

Сравнение резины и пластмассы

-Дидактическая игра "Из чего сделан предмет"

-Поделки из резины, пластмассы

Сказки Северных народов.

продолжать развивать интерес к художественной литературе, помочь детям понять и запомнить содержание сказки;

- вызвать у детей эмоциональное отношение к литературному произведению,

- формировать умения подбирать слова, определяющие Крайний Север, активизировать в речи детей антонимы, новые слова (чум, северное сияние, белоснежные саваны, мох-ягель);

- расширять знания детей о животных Крайнего Севера;

- развивать внимание, мышление, познавательную активность;

- воспитывать эстетическое восприятие при ознакомлении с природой Крайнего Севера;  

- Способствовать передаче быта северного народа в продуктивной деятельности (конструировании, аппликации, рисовании);

- способствовать сохранению и укреплению психического и физического здоровья детей.

-эвенская сказка «Почему олень быстро бегает»;

- стихотворение «Оленёнок»

- ненецкая сказка «Кукушка»

-чукотская сказка  «Волк, ворон и горный баран».

Физкультминутка «У оленя дом большой».

Пальчиковая гимнастика "Кого встретили в тундре?"

Апрель

Лесные жители

Дать первоначальное представление о лесе и жизни в нём диких животных (как передвигаются, чем питаются, как спасаются в зимних условиях, о запрещении охоты на диких животных);

- Помочь детям устанавливать зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе;

-Воспитывать любовь и заботу к животным.

Рассказ Лесовичка о лесе

-Рассматривание картины "Звери в зимнем лесу"

Сказки "Лисичка-сестричка и волк", "Зимовье зверей", "Заюшкина избушка"

Игра- имитация "Звериная зарядка"

- Опыт "Как звери меняют шубку"

Игровое упражнение "Придумай ласковые слова"

-Дидактические игры:

"Найди детёныша".

"Кто, что ест", "Кто, где живёт"

П/и «У медведя во бору»

«Рыбы наших водоемов».

Расширить сведения детей о многообразии видов рыб. Воспитывать бережное отношение к обитателям рек и к природе в целом.

-Беседа о рыбах.

-Загадки

- Иллюстрации, муляжи рыб

Дидактическая игра «Что есть у рыбы».

Игра «Рыбная ловля»

Земля- мой дом

-Дать представления о суше и водном пространстве, разнообразии рельефа земной поверхности, водоёмов (пруд, болото, озеро, река, море), видах поселения (деревня, город, страна), о звёздах.

-Приветствовать стремление детей овладеть разнообразными способами получения информации.

-Поощрять желания делится своими впечатлениями с окружающими.

-Беседа "Где я живу"

-Сравнение речки, болота, моря

-Рассматривание картины "Семья дома"

-Рассматривание семейных фотографий

Дидактические игры:

"Рассели животных"

"Кто живёт на суше, а кто в воде"

"Наша семья"

-Беседа о звёздах

-Рисование "Звёздное небо"

«Посадка лука, укропа, редиски»

Вызывать интерес к выращиванию огорода на окошке, желание наблюдать за изменениями в луковицах. Учить создавать ситуацию опыта

-Беседа о временах года, о посадке лука.

Посадка лука.. Игра «Сложи картинку».

Май

Человек - живой организм

-Подвести к осознанию себя как живого существа, имеющего особенности и потребности.

-Формировать представления детей о некоторых органах и системах строения человека, о "+" и "-" влиянии на них.

-Развивать сенсорную чувствительность при решении познавательных задач.

-Рассматривание плакатов, иллюстраций со строением органов человека.

-Беседа о потребностях человека

-Рассказ о вредных привычках

-Носария

Дидактическая игра "Валеология"

"Понюхай и отгадай"

-Язычок- помощник

-Игра "Угадай на вкус"

-Гимнастика для глаз

Бумага, древесина, ткань

-Расширять знания детей о свойствах и качествах различных материалов.

-Уметь их сравнивать.

-Продолжать учить пользоваться различными материалами (бумага, мягкая проволка, ткань, нитки, "бумажное тесто", соломка, пробки, крышки и т. д.) и инструментами.

-Воспитывать интерес и желание преобразовывать из известных материалов в поделки.

-Беседа

- загадки

-Оригами из бумаги

-Рассматривание предметов, игрушек из знакомых материалов

-Опыт с бумагой, древесиной

Насекомые - наши помощники

-Дать элементарные знания о жуках (майский, носорог, божья коровка, пчела, кузнечик, муравей); бабочках (крапивница, капустница);

-На доступных примерах показать, что скрывается за названием некоторых бабочек.

- Показать пользу насекомых.

-Воспитывать интерес и доброе отношение к насекомым.

Отгадывание загадок

-Наблюдения за насекомыми

-Рассматривание иллюстраций

Чтение стих-й М. Пришвина "Божья коровка", "Кузнечик", "Майский жук" (из книги В. Зотова "Лесная мозаика")

Дидактические игры:

"Найди насекомых, поедающих листья"

«Как спрятаться бабочкам»

Лепка "Зелёная гусеница"

Диагностика

Определить критерии сформированности знаний:

- о растительном мире;

- о мире животных;

- о неживой природе;

- о временах года;

- отношение к миру природы.

Игры: «Кто где живет?», «Где ошибка»,

В течении года проводятся Всероссийские и региональные олимпиады и конкурсы.

2.4. Диагностический инструментарий для детей раннего дошкольного возраста по экологическому развитию.

Вариант 1. Данная диагностика является основой для проверки уровня развития детей в области экологического воспитания в детском саду. Диагностический материал подобран с учётом возрастных особенностей детей и разделён на разделы: растительный мир, животный мир и времена года.

Диагностика по экологическому воспитанию детей  раннего возраста.

 

Растительный мир.

Цель: выяснить знания детей о растительном мире, знают ли названия овощей и фруктов, могут ли показать части растения, отличают дерево от кустарника, цветок от травы.

Материал: картинки с изображением разных растений (дерево, куст, цветок, трава). Фруктов, овощей (апельсин, яблоко, грушу, картофель, капуста, морковь, огурец).

Задания:  1. Что это на картинке (дерево, куст, цветок)?

             2. Покажи на картинке овощи (помидор, огурец, морковь, капуста,    

                   картофель).

             3. Покажи на картинке фрукты (апельсин, яблоко, грушу, виноград).

             4. Разложи в разные стороны яблоко, грушу (фрукты) и картофель,   

                   капусту (овощи).

             5. Покажи на картинке части растения (лист, цветок, стебель).

Инструкция к проведению: на столе разложены картинки. Малышу показывается картинка, он её рассматривает и говорит, что он на ней видит. Если ребёнок плохо говорит, он должен правильно показывать рукой на  соответствующие картинки, пытаться сказать «да» или «нет».

Критерии оценки:

1. Ребёнок правильно показывает и называет изображённые на  картинке предметы – 3 балла.

2. Ребёнок затрудняется в названии, отвечает с помощью наводящих 

    вопросов воспитателя – 2 балла.

3. Ребёнок не может назвать и показать предметы, нарисованные на 

    картинке – 1 балл.

Высокий уровень – 12 – 15 баллов

Средний уровень – 8 – 10 баллов

Низкий уровень – 3 – 5 баллов

 

Животный мир.

Цель: выяснить знания детей о животном мире. Знают ли названия диких и домашних  животных и птиц. Имеют ли представление об их образе жизни, питании и способе  передвижения.

Материал: картинки животных (заяц, лиса, волк, медведь, собака, кошка, корова, лошадь).  Картинки птиц (голубь, ворона, курица, утка).

Задания: 1. Кто изображён на картинке (животное, птица, рыба).

                2. Найди на картинке кошку и покажи её части тела (хвост, лапы,    

                  голову, уши,        глаза, нос).

              3. Найди картинки с изображением диких животных (лиса, волк,  

                  заяц, медведь).

              4. Найди картинки с изображением птиц (голубь, ворона, воробей,

                  курица, утка).    

              5. Покажи на картинке домашних животных (корова, собака, кошка,

                  лошадь, овца, свинья, баран).  

Инструкция к проведению: на столе разложены картинки с изображением разных животных. Ребёнок должен правильно назвать и показать называемых животных.

Критерии оценки:

1. Ребёнок правильно показывает и называет изображённые на  картинке предметы – 3 балла.

2. Ребёнок затрудняется в названии, отвечает с помощью наводящих 

 вопросов воспитателя – 2 балла.

3. Ребёнок не может назвать и показать предметы нарисованные на 

 картинке – 1 балл.

Высокий уровень – 12 – 15 баллов

Средний уровень – 8 – 10 баллов

Низкий уровень – 3 – 5 баллов

 

Времена года.

Цель: выяснить знания детей о разных временах года. Знает ли о характерных особенностях  времён года. Как меняется жизнь животных при смене времён года.

Материал: картинки с изображением разных времён года (осени, зимы, весны, лета). Панно «Осень», «Зима», «Весна», «Лето». Картинки «Медведь в берлоге», «Заяц на снегу».

Задания:  1. Покажи на картинках времена года (осень, зима, весна, лето).

              2. Расскажи по картинке об осени (зиме, весне, лете).

              3. Какого цвета шкурка у зайчика зимой?

              4. Где проводит зиму медведь?

              5. Чем ты любишь заниматься на улице зимой (весной, летом,

                   осенью).

Инструкция к проведению: на столе разложены картинки. Ребёнку необходимо правильно показать и назвать время года. По картинке рассказать о времени года, о том как  меняются растения, и изменяется жизнь животных в разное время года.

Критерии оценки:

1. Ребёнок правильно показывает и называет изображённые на 

    картинке предметы – 3 балла.

2. Ребёнок затрудняется в названии, отвечает с помощью наводящих 

    вопросов воспитателя – 2 балла.

3. Ребёнок не может назвать и показать предметы нарисованные на 

    картинке – 1 балл.

Высокий уровень – 12 – 15 баллов

Средний уровень – 8 – 10 баллов

Низкий уровень – 3 – 5 баллов

        Каждое задание оценивается по бальной системе от 1 до 3. Высчитывается средний балл, по которому определяется уровень освоения детьми программного содержания:

Вариант 2.  Планируемые промежуточные результаты освоения программы

           Ожидаемые результаты ориентированы не только на сформированность предпосылок экологического сознания у детей, но и на развитие умственных возможностей и способностей, чувство уверенности в своих знаниях, интереса к познанию, стремление к преодолению трудностей, интеллектуальному удовлетворению.

         Развивая экологическое сознание у детей раннего дошкольного возраста, необходимо стремиться к тому, чтобы каждый ребёнок, посещающий детский сад, в дальнейшем мог стать интересным, грамотным человеком, личностью.

Контроль: Итоговые НОД, мониторинг.

Мониторинг образовательного процесса

Мониторинг по формированию целостной картины мира проводится педагогами, ведущими занятия с дошкольниками раннего возраста. Он основывается на анализе достижения детьми промежуточных результатов, которые описаны ниже.

Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении, анализ продуктов детской деятельности и специальные педагогические пробы, организуемые педагогом. Данные о результатах мониторинга заносятся в специальную карту развития ребенка в рамках образовательной программы.

Анализ карт развития позволяет оценить эффективность образовательной программы и организацию образовательного процесса в группе детского сада.

Мониторинг освоения образовательной программы проводится педагогом на основе наблюдения и анализа продуктов детских видов деятельности.

В ходе мониторинга заполняется таблица.

Имя ребенка

Называет названия овощей и фруктов

Может показать части растения

Отличает дерево от кустарника, цветок от травы

Знает названия диких животных. Имеет представление об их образе жизни, питании и способе  передвижения

Знает названия домашних  животных. Имеет представление об их образе жизни, питании и способе  передвижения

Знает название птиц. Имеет представление об их образе жизни, питании и способе  передвижения

Называет времена года. Знает ли о характерных особенностях  времён года, о том, как  меняется жизнь животных при смене времён года

Условные обозначения

3 балла  - соответствует предложенному критерию

2 балла  - средне соответствует предложенному критерию

  • 1 балл – частично соответствует предложенному критерию

Диагностическая карта, 4 – 5 лет

Воспитатель: _________________________________________________

Группа (подгруппа 1): ___________________________________________

Дата: ________________

Показатели развития

Фамилия, имя, возраст ребёнка

I блок «Где мы живем?»

Знает название населенного пункта, в котором проживает

Знает свой дом, улицу, адрес

Имеет представления о месте проживания (квартира, устройство)

Имеет представление о местности проживания, характерные особенности: природные и климатические условия

Имеет представления о состоянии погоды, изменениях

Различает и называет признаки объекта наблюдения

Делает выводы, устанавливает причинно-следственные связи

Имеет представление о значении воздуха для живых организмов, с понятием «ветер» и его значением для растений.

II блок «Многообразие растительного и животного мира Чукотки»

Знает и называет растения (кустарники (деревья), травянистые растения), их отличительные признаки, питание.

Имеет представление об овощах, фруктах, значении в жизни человека, отличает по форме и цвету

Имеет представления о домашних животных и птицах и их детеныши

Имеет представление о диких животных и их детеныши

Имеет представление о рыбах и их среде обитания

Имеет представление о пресноводных и их среде обитания

Имеет представление о насекомых, среда обитания

Имеет представление о разных средах обитания, связях животных со средой обитания, с неживой природой

III блок «Сезонные изменения в природе севера»

Знает особенности сезонных изменений родного края, состояние погоды и основные явления

Знает и называет времена года, приметы

Знает характерные особенности начала и конца сезона

IV блок «Природа и человек в условиях нашего города Анадырь»

Знает и называет комнатные растения, различает их по характерным особенностям

Имеет представления как ухаживать за комнатными растениями

Имеет представления о труде человека по уходу за домашними животными

Знает правила безопасного поведения с домашними животными

Проявляет бережное, заботливое отношение к окружающему миру

Знает правила поведения в природе

V блок «Человек и его здоровье»

Имеет представление о своем теле, важности каждого органа

Знает и соблюдает правила личной гигиены (умывается, чистит зубы, моет руки)

Знает и соблюдает правила поведения в природе

Знает и соблюдает правила поведения за столом

Знает и соблюдает правила здорового образа жизни

Диагностическая карта, 4 – 5 лет

Воспитатель: _________________________________________________

Группа (подгруппа 2): ___________________________________________

Дата: ________________

Показатели развития

Фамилия, имя, возраст ребёнка

I блок «Где мы живем?»

Знает название населенного пункта, в котором проживает

Знает свой дом, улицу, адрес

Имеет представления о месте проживания (квартира, устройство)

Имеет представление о местности проживания, характерные особенности: природные и климатические условия

Имеет представления о состоянии погоды, изменениях

Различает и называет признаки объекта наблюдения

Делает выводы, устанавливает причинно-следственные связи

Имеет представление о значении воздуха для живых организмов, с понятием «ветер» и его значением для растений.

II блок «Многообразие растительного и животного мира Чукотки»

Знает и называет растения (кустарники (деревья), травянистые растения), их отличительные признаки, питание.

Имеет представление об овощах, фруктах, значении в жизни человека, отличает по форме и цвету

Имеет представления о домашних животных и птицах и их детеныши

Имеет представление о диких животных и их детеныши

Имеет представление о рыбах и их среде обитания

Имеет представление о пресноводных и их среде обитания

Имеет представление о насекомых, среда обитания

Имеет представление о разных средах обитания, связях животных со средой обитания, с неживой природой

III блок «Сезонные изменения в природе севера»

Знает особенности сезонных изменений родного края, состояние погоды и основные явления

Знает и называет времена года, приметы

Знает характерные особенности начала и конца сезона

IV блок «Природа и человек в условиях нашего города Анадырь»

Знает и называет комнатные растения, различает их по характерным особенностям

Имеет представления как ухаживать за комнатными растениями

Имеет представления о труде человека по уходу за домашними животными

Знает правила безопасного поведения с домашними животными

Проявляет бережное, заботливое отношение к окружающему миру

Знает правила поведения в природе

V блок «Человек и его здоровье»

Имеет представление о своем теле, важности каждого органа

Знает и соблюдает правила личной гигиены (умывается, чистит зубы, моет руки)

Знает и соблюдает правила поведения в природе

Знает и соблюдает правила поведения за столом

Знает и соблюдает правила здорового образа жизни