Статья ОБЖ в детском саду.
статья (старшая группа)

Пыжова Любовь Анатольевна

Опасность - это явление, процесс или объект, способный в определенных условиях непосредственно или косвенно нанести ущерб здоровью человека. Причинить вред жизни и здоровью могут: природные явления, предметы быта, др. люди, растения, животные и многое др. Поэтому выделяются следующие опасности:

  • природные (землетрясения, наводнения, понижение и повышение температуры воздуха, солнечные излучения, встреча с дикими животными, ядовитые насекомые и растения)
  • техногенные - связанные с техникой: острые, колющие, режущие предметы, электрический ток, автомобили, газ.
  • социальные (криминальные преступления, алкоголизм, наркомания и др. пороки общества).

В зависимости от места пребывания опасности могут подстерегать детей в быту, на природе, на улицах города, опасность могут представлять незнакомые люди.

При ознакомлении детей с первоначальными основами безопасности мы выделяем следующие цели:

  • - формирование основ по сохранению и укреплению здоровья.
  • - воспитание безопасного поведения, способность предвидеть опасные ситуации, по возможности избегать их, при необходимости действовать.  

Работа с детьми по ОБЖ включает следующие задачи:

  • - знакомство с бытовыми источниками опасности; формирование представления о способах безопасного поведения в быту;
  • - развитие основ экологической культуры, воспитание любви и бережного отношения к родной природе;
  • - воспитание грамотного участника дорожного движения;
  • - воспитание чувства взаимопонимания и товарищества.

Реализовать данные задачи мы можем, только если есть системность и последовательность обучения детей, доступностьнаглядность, динамичность (в разных видах деятельности), психологическая комфортность. Можно выделить следующие этапы реализации данных задач:

  • I этап - заинтересовать детей, уточнить и систематизировать знания детей о правилах безопасности.
  • II этап – ввести правила в жизнь детей, показать разнообразие их проявлений в жизненных ситуациях, тренировать в умении применять эти правила.
  • III этап – на основе усвоенных знаний и умений помочь осознанно овладеть реальными практическими действиями.

На этих этапах проводим беседы (как избежать неприятностей дома, на улице, в лесу); игры: сюжетно-ролевые, дидактические, развивающие, игры-драматизации; игровые ситуации («Разговор по телефону, «Один дома», «Я потерялся».); разбор проблемных ситуаций (какую ошибку совершила Красная шапочка, что ты будешь делать, если позвонили в дверь, пригласили покататься на машине…)

И конечно, для проведения этой работы, в группе создается предметно - развивающая среда: уголки безопасности, знаки предостерегающие, настольно- печатные игры, художественная литература.

Проводим следующие формы организации детей: занятия, экскурсии, развлечения, беседы, чтение художественной литературы, обыгрывание ситуаций правильного и неправильного поведения.

Обучение проводим в форме занимательной, увлекательной игры, т.к. именно игра дает возможность ребенку быть самостоятельным, углублять свои знания и умения, прививает прочные знания.

Наша задача – сделать изучаемый материал максимально понятным.

Для этого можно использовать современные плакаты по ОБЖ (они всегда перед глазами, легко запоминаются, неоднократно рассматриваются).

Помогает в обучении и знакомство со сказочными персонажами, которые попадают в опасные ситуации: «Колобок», «Красная шапочка», «Кот, петух и лиса», «Три поросёнка» и др.

Весь круг проблем, связанный с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому необходим тесный контакт с родителями, ведь они заинтересованные партнеры, активные помощники.

Цель работы с родителями - объяснить важность, актуальность проблемы безопасности детей, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.

Все родители, конечно, любят своих детей. Но любовь не всегда ведает, что творит. Одни родители слишком опекают своего малыша, мешая ему учиться предчувствовать и оценивать опасность, другие, напротив, предоставляют ребенку неограниченную свободу, с которой он еще не может справиться. Истина, как всегда, посередине: нужно воспитывать и уверенность в своих силах, и осторожность. При этом логика – плохой помощник: дошкольник не умеет выстраивать причинно – следственные связи. Лучше всего действовать через игру.

Предложить родителям темы для игр с детьми:

  • «Защитник крепости» (один дома)
  • «Опасный невидимка» (на подоконник никогда не влезай и стекло не трогай)
  • «Горячий корабль» (не трогай электрические розетки, провода и включенные электроприборы)
  • «Жалит не только оса» (острые предметы)
  • «Ох, уж эти «волшебные» зелья!»

Нужно научиться самим и научить родителей наблюдать за ребенком в ходе любого взаимодействия с малышом – видеть не только как он играет, с кем, какой он милый и обаятельный, но и замечать, что происходит в его организме.

Физическое здоровье ребенка формируют в этом возрасте взрослые.

Родители не должны заблуждаться, что ребенок мал и в дальнейшем все можно исправить. Подправить – да, но изменить в корне – нет. Результаты наших трудов скажутся через годы и особенно проявятся в подростковом возрасте.

Необходимо наблюдать за детьми:

  • - во время переодевания, после сна, физ. занятий
  • - во время сна, свободной самостоятельной деятельности
  • - как ребенок сидит, стоит, какая у него осанка
  • - как видит
  • - как слышит
  • - состояние нервной системы
  • - как дышит (через нос или рот) тихое его дыхание или его слышно
  • -во время игр, занятий как спокойного, так и подвижного характера
  • - во время посещения детьми туалета
  • - во время игр, занятий на прогулке

Ребенок сам не может определить, что ему вредно, а что полезно, заметить, что в нем изменилось. Эту задачу, не нарушая естественного хода жизнедеятельности детей, помогают решать педагоги и родители.

В нашем детском саду 13 групп: 2-ясли с 2 до 3 лет, остальные 11- садовые.10 садовых групп работают по программе Н.М.Крыловой «Детский сад-дом радости». Это целостная система воспитания и обучения, где все взаимосвязано и вытекает одно из другого. На каждый возраст разработана технология - ежедневные сценарии на каждый день. В наших группах перед детьми всегда ставится проблемная задача, ситуация, т.е. мы активно используем ТРИЗ.

Индивидуальная работа по теме занятия. Например, мы будем рисовать.

Ребенок приходит утром в группу и видит на столе воспитателя две емкости: одна целая, у другой – отбитый край. Проблема: какую выбрать, почему? Ребенок решает и объясняет по мере возможности сам, а я его только подвожу к предварительному выводу. В данном случае – о разбитый край можно порезаться. Каждый раз проблема усложняется и выбор все более сложный (много емкостей, прозрачные – не прозрачные, проливайка – непроливайка, стекло – пластмасса и т.д.)

Работа в подгруппах: это может быть и игра и любая другая деятельность. Ребенок опять перед выбором: с кем он будет (эмоциональное благополучие, т.е. безопасность психологическая), где (чтобы свет падал правильно, если игра за столом; чтобы строить не у дверей – могут ударить дверью и т.д.)

Ребенок говорит мне, что сейчас хочет играть с машиной. Проговаривая игру с ребенком, я предлагаю ему на выбор несколько машин, у одной из предложенных нет одного колеса. И мы выясняем с ребенком, что без колеса ездить опасно и нельзя: машина может перевернуться, въехать в столб и т.п.

В наших группах у детей вырабатываются навыки, которые длительной ежедневной работой к подготовительной группе становятся привычкой: привычка мыть руки, привычка каждый вид своей деятельности планировать, предвидя возможные трудности и находить пути их решения.

Таким образом, воспитание безопасности – непрерывный, систематический, последовательный процесс, начинающийся в раннем возрасте. Именно тогда закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем мире. Все что ребенок усвоит в детском саду (правила безопасного поведения, 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Опасность19.53 КБ

Предварительный просмотр:

Опасность - это явление, процесс или объект, способный в определенных условиях непосредственно или косвенно нанести ущерб здоровью человека. Причинить вред жизни и здоровью могут: природные явления, предметы быта, др. люди, растения, животные и многое др. Поэтому выделяются следующие опасности:

  • природные (землетрясения, наводнения, понижение и повышение температуры воздуха, солнечные излучения, встреча с дикими животными, ядовитые насекомые и растения)
  • техногенные - связанные с техникой: острые, колющие, режущие предметы, электрический ток, автомобили, газ.
  • социальные (криминальные преступления, алкоголизм, наркомания и др. пороки общества).

В зависимости от места пребывания опасности могут подстерегать детей в быту, на природе, на улицах города, опасность могут представлять незнакомые люди.

При ознакомлении детей с первоначальными основами безопасности мы выделяем следующие цели:

  • - формирование основ по сохранению и укреплению здоровья.
  • - воспитание безопасного поведения, способность предвидеть опасные ситуации, по возможности избегать их, при необходимости действовать.  

Работа с детьми по ОБЖ включает следующие задачи:

  • - знакомство с бытовыми источниками опасности; формирование представления о способах безопасного поведения в быту;
  • - развитие основ экологической культуры, воспитание любви и бережного отношения к родной природе;
  • - воспитание грамотного участника дорожного движения;
  • - воспитание чувства взаимопонимания и товарищества.

Реализовать данные задачи мы можем, только если есть системность и последовательность обучения детей, доступностьнаглядность, динамичность (в разных видах деятельности), психологическая комфортность. Можно выделить следующие этапы реализации данных задач:

  • I этап - заинтересовать детей, уточнить и систематизировать знания детей о правилах безопасности.
  • II этап – ввести правила в жизнь детей, показать разнообразие их проявлений в жизненных ситуациях, тренировать в умении применять эти правила.
  • III этап – на основе усвоенных знаний и умений помочь осознанно овладеть реальными практическими действиями.

На этих этапах проводим беседы (как избежать неприятностей дома, на улице, в лесу); игры: сюжетно-ролевые, дидактические, развивающие, игры-драматизации; игровые ситуации («Разговор по телефону, «Один дома», «Я потерялся».); разбор проблемных ситуаций (какую ошибку совершила Красная шапочка, что ты будешь делать, если позвонили в дверь, пригласили покататься на машине…)

И конечно, для проведения этой работы, в группе создается предметно - развивающая среда: уголки безопасности, знаки предостерегающие, настольно- печатные игры, художественная литература.

Проводим следующие формы организации детей: занятия, экскурсии, развлечения, беседы, чтение художественной литературы, обыгрывание ситуаций правильного и неправильного поведения.

Обучение проводим в форме занимательной, увлекательной игры, т.к. именно игра дает возможность ребенку быть самостоятельным, углублять свои знания и умения, прививает прочные знания.

Наша задача – сделать изучаемый материал максимально понятным.

Для этого можно использовать современные плакаты по ОБЖ (они всегда перед глазами, легко запоминаются, неоднократно рассматриваются).

Помогает в обучении и знакомство со сказочными персонажами, которые попадают в опасные ситуации: «Колобок», «Красная шапочка», «Кот, петух и лиса», «Три поросёнка» и др.

Весь круг проблем, связанный с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому необходим тесный контакт с родителями, ведь они заинтересованные партнеры, активные помощники.

Цель работы с родителями - объяснить важность, актуальность проблемы безопасности детей, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.

Все родители, конечно, любят своих детей. Но любовь не всегда ведает, что творит. Одни родители слишком опекают своего малыша, мешая ему учиться предчувствовать и оценивать опасность, другие, напротив, предоставляют ребенку неограниченную свободу, с которой он еще не может справиться. Истина, как всегда, посередине: нужно воспитывать и уверенность в своих силах, и осторожность. При этом логика – плохой помощник: дошкольник не умеет выстраивать причинно – следственные связи. Лучше всего действовать через игру.

Предложить родителям темы для игр с детьми:

  • «Защитник крепости» (один дома)
  • «Опасный невидимка» (на подоконник никогда не влезай и стекло не трогай)
  • «Горячий корабль» (не трогай электрические розетки, провода и включенные электроприборы)
  • «Жалит не только оса» (острые предметы)
  • «Ох, уж эти «волшебные» зелья!»

Нужно научиться самим и научить родителей наблюдать за ребенком в ходе любого взаимодействия с малышом – видеть не только как он играет, с кем, какой он милый и обаятельный, но и замечать, что происходит в его организме.

Физическое здоровье ребенка формируют в этом возрасте взрослые.

Родители не должны заблуждаться, что ребенок мал и в дальнейшем все можно исправить. Подправить – да, но изменить в корне – нет. Результаты наших трудов скажутся через годы и особенно проявятся в подростковом возрасте.

Необходимо наблюдать за детьми:

  • - во время переодевания, после сна, физ. занятий
  • - во время сна, свободной самостоятельной деятельности
  • - как ребенок сидит, стоит, какая у него осанка
  • - как видит
  • - как слышит
  • - состояние нервной системы
  • - как дышит (через нос или рот) тихое его дыхание или его слышно
  • -во время игр, занятий как спокойного, так и подвижного характера
  • - во время посещения детьми туалета
  • - во время игр, занятий на прогулке

Ребенок сам не может определить, что ему вредно, а что полезно, заметить, что в нем изменилось. Эту задачу, не нарушая естественного хода жизнедеятельности детей, помогают решать педагоги и родители.

В нашем детском саду 13 групп: 2-ясли с 2 до 3 лет, остальные 11- садовые.10 садовых групп работают по программе Н.М.Крыловой «Детский сад-дом радости». Это целостная система воспитания и обучения, где все взаимосвязано и вытекает одно из другого. На каждый возраст разработана технология - ежедневные сценарии на каждый день. В наших группах перед детьми всегда ставится проблемная задача, ситуация, т.е. мы активно используем ТРИЗ.

Индивидуальная работа по теме занятия. Например, мы будем рисовать.

Ребенок приходит утром в группу и видит на столе воспитателя две емкости: одна целая, у другой – отбитый край. Проблема: какую выбрать, почему? Ребенок решает и объясняет по мере возможности сам, а я его только подвожу к предварительному выводу. В данном случае – о разбитый край можно порезаться. Каждый раз проблема усложняется и выбор все более сложный (много емкостей, прозрачные – не прозрачные, проливайка – непроливайка, стекло – пластмасса и т.д.)

Работа в подгруппах: это может быть и игра и любая другая деятельность. Ребенок опять перед выбором: с кем он будет (эмоциональное благополучие, т.е. безопасность психологическая), где (чтобы свет падал правильно, если игра за столом; чтобы строить не у дверей – могут ударить дверью и т.д.)

Ребенок говорит мне, что сейчас хочет играть с машиной. Проговаривая игру с ребенком, я предлагаю ему на выбор несколько машин, у одной из предложенных нет одного колеса. И мы выясняем с ребенком, что без колеса ездить опасно и нельзя: машина может перевернуться, въехать в столб и т.п.

В наших группах у детей вырабатываются навыки, которые длительной ежедневной работой к подготовительной группе становятся привычкой: привычка мыть руки, привычка каждый вид своей деятельности планировать, предвидя возможные трудности и находить пути их решения.

Таким образом, воспитание безопасности – непрерывный, систематический, последовательный процесс, начинающийся в раннем возрасте. Именно тогда закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем мире. Все что ребенок усвоит в детском саду (правила безопасного поведения, здоровый образ жизни) прочно останется у него навсегда и будет закрепляться дальше в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. "Ребенок в детском саду"

основные задаси вочпитания ребенка в детском саду....

Статья "Конструирование в детском саду с применением компьютерных технологий".

В статье раскрывается значение использования новых информационных технологий в дошкольном образовании. Рассказывается о развитии творческого мышления через ИКТ, об эффективности применения компь...

Статья "Праздники в детском саду: отцы и дети"

     Праздник в детском саду! С каким нетерпением ждут его дети! Для них - это окно в мир прекрасного, в мир волнующей музыки, поэзии, в мир ярких зрительных восприятий, увл...

Статья для педагогов детских садов

Предлагается статья для педагогов дошкольного учреждение. Хочется поделиться опытом, как в нашем дошкольном учреждении воспитатели осуществляют нравственно - патриотическое воспитание детей....

Статья "Конструирование в детском саду"

Конструирование является одним из моих самых любимых видов работы с детьми. Мышление детей в процессе конструктивной деятельности имеет практическую направленность и носит творческий характер. При обу...

Статья "Адаптация в детском саду"

Рекомендации и советы родителям как облегчить адаптацию ребёнка в детском саду....

СТАТЬЯ для педагогов детского сада на тему «Дышим диафрагмально – говорим без заикания»

     Все знают, какую важную функцию в жизнедеятельности человеческого организма выполняет дыхание. Кроме своей основной физиологической функции – осуществление газообмена – дыха...