Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста посредством сказки  
презентация к уроку (старшая группа)

Сказка — чудная копилка,
   Что накопишь, то возьмешь,
А без сказки в этой жизни -
Непременно пропадешь

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №12 «Теремок» общеразвивающего вида города Касли, Каслинского муниципального района Воспитатель: Мухамадиева Гульсина Галиулловна Касли 2017г Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста посредством сказки

Слайд 2

Сказка — чудная копилка, Что накопишь, то возьмешь, А без сказки в этой жизни - Непременно пропадешь. Основная задача взрослых - открыть в ребёнке талант читателя С. Я. Маршак Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание — великое дело В. Г. Белинский

Слайд 3

Актуальность: Ситуация приобщения ребенка к книжной культуре в последние годы радикально меняется. Педагоги и родители с тревогой говорят о том, что дети стали меньше читать. Действительно, престиж чтения несколько упал, и оно постепенно замещается другими досуговыми занятиями - играми, общением со сверстниками, просмотром телепередач. Данные исследований свидетельствуют о том, что значительная часть детей (до 33%) вообще не любит читать . То, что мы можем стать обществом «вторично неграмотных», косвенно подтверждают и педагоги.

Слайд 4

Многие воспитатели в современных детских садах настолько увлечены непосредственным обучением детей, что книга является для них чем-то второстепенным, и, даже обращаясь к художественной литературе, они практикуют «школьные» приёмы: чтение и пересказ. Результат печален: интерес ребёнка к детской книге гаснет. И чем старше становятся дети, тем реже они берут в руки произведения известных писателей. Систематическая и разнообразная работа с художественной литературой поможет более успешно вести обучение малышей, сделать это обучение более лёгким и интересным, что актуально для оптимизации образовательного процесса в ДОУ.

Слайд 5

Цель работы - развивать творческое воображение детей старшего дошкольного возраста посредством сказки. Для достижения цели были поставлены следующие З адачи : Развивать творческое воображение ребенка; Изучать сущность и значение сказки в развитии ребенка ; Воспитывать у детей позиции активного читателя, интереса и уважения к книге как источнику культуры и информации. Развивать детскую эмоциональность. Активизировать речевое и мыслительное творчество детей. Развивать память, внимание, основные познавательные и речевые умения дошкольников.

Слайд 6

Основными принципами являются: Принцип дифференциации - разделение планирования деятельности по работе с содержанием книг по возрастам, для каждой возрастной группы отдельно; Принцип комплексности - объединение в содержании каждого занятия различных видов речевой, мыслительной и продуктивной деятельности в единый комплекс, направленный на решение строго определённого круга программных задач. Кроме того, содержание деятельности связано с такими разделами программы, как развитие элементарных математических представлений, развитие речи, экология, социально­ нравственное развитие, мир природы, ИЗО-деятельность. Принцип позитивной эмоциогенности - организация взаимодействия с детьми, сопровождающаяся получением удовольствия каждым ребёнком как результата активного, занимательного игрового взаимодействия взрослого с ребёнком; Принцип свободы выбора. В любом обучающем или управляющем действии необходимо предоставлять ребенку право выбора.

Слайд 7

Принцип открытости заданий. В условие творческого задания необходимо закладывать разные варианты решения. Предоставлять ребенку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения). Принцип деятельности. В творческое задание может включаться практическая деятельность. Принцип идеальности. Занятия не требуют специального оборудования и могут быть проведены в любое время, что позволяет максимально использовать возможности, знания, опыт и интересы детей. Принцип радостного проживания детства. Работа педагога строится в личностно-ориентированной концепции, т.е. через творчество, совместную деятельность с детьми, признание индивидуальности и самостоятельности ребенка, права ребенка на ошибку. Принцип обратной связи. Воспитатель может регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций, так как в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих. Принцип преемственности- (взаимодействие с ребенком в условиях ДОУ и семьи).

Слайд 8

Все занятия составлены с учетом реализации образовательных областей в соответствии ФГОС ДО: Речевое развитие: 1. Развивать восприятие детей, речь, добиваясь правильного и четкого произношения слов. Пробудить интерес детей к правильному звукопроизношению через знакомство с русским фольклором. 2. Развивать активную, выразительную речь через постановку театрализованной деятельности. 3. Стимулировать ребенка повторять за воспитателем слова и фразы из знакомых сказок. 4. Привлекать родителей к развитию правильной речи ребенка.

Слайд 9

Познавательное развитие: 1. Развивать восприятие, повышать интерес к фольклорным произведениям. 2 . Развивать воображение и творческую активность детей . 3 . Формировать первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях посредством знакомства с фольклорными произведениями и театрализованной деятельности.

Слайд 10

Художественно-эстетическое развитие: 1 . Развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия фольклорных произведений. 2. Стимулировать сопереживания персонажам художественных произведений. 3. Учить воспринимать художественное произведение слухом, зрением, осязанием; искренне от души сострадать, возмущаться, радоваться. 4. Вызывать у детей эмоциональный отклик на произведение, побуждать их выполнять совместные движения под музыку.

Слайд 11

Социально-коммуникативное развитие: 1. Поддерживать стремление ребенка активно вступать в общение, высказываться . 2. Совершенствовать уровень накопленных практических навыков: побуждать детей к использованию различных способов для достижения цели, стимулировать к дальнейшим побуждающим действиям и «открытиям». 3. Привлекать родителей к совместной театрализованной деятельности . 4. Развивать эмоциональный отклик на любимое литературное произведение посредством сюжетно- отобразительной игры .

Слайд 12

Физическое развитие: 1. Правильное выполнение основных движений при обыгрывании героев произведений . 2 . Овладение подвижными играми с правилами.

Слайд 13

Развитие творческого воображения дошкольников по материалам сказок: Диагностика развития творческого воображения ребенка; Наглядное и двигательное моделирование на материале сказки; Креативное составление сказок; Дорисованные картинки и сочинение сказочных историй; Выполнение заданий с использованием элементов малого фольклора (загадки, дразнилки, считалки и т.д.); Знакомые герои в новых обстоятельствах (например, коллаж из сказок или сказки от смешного стишка, считалки, загадки, из мусора);

Слайд 14

Случайные сказки (например, о бытовых предметах, о чудищах); Изменение ситуации в знакомых сказках (например, перевирание сказки или сериал в ней); Решений противоречий в сказке (например, сказки от шуточных вопросов, о путешествиях); Краткие истории (например, сказки от одного слова или по комическим рисункам); Моделирование сказок (например, сказка или сказки к волшебным рисункам).

Слайд 15

В своей работе опиралась на методические разработки Л. Б. Фесюковой «Воспитание сказкой» Технология развития связной речи Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н., разработанной на основе наследия Д. Родари и методов и приёмов ТРИЗ и РТВ. В своей работе использую их по отдельности или в сочетании друг с другом.

Слайд 16

Методика Л. Б. Фесюковой «Воспитание сказкой» как раз и помогает соединить в себе воспитание ребёнка как личности, формирование интереса к книге, интеллектуальное и речевое развитие дошкольников.

Слайд 17

Выделяем 7 основных проблем, которые дают возможность для самостоятельной творческой работы воспитателя со сказкой, в целях гармоничного развития детей. Нравственный урок . Воспитание добрых чувств . Речевая зарядка . Развитие мышления и воображения . Сказка и математика . Сказка и экология . Сказка развивает руки .

Слайд 18

1) Использование «волшебной палочки». Вначале оперируем ею в различных ситуациях (помогаем Колобку стать невидимкой или, наоборот, великаном и т.д.). А затем, обученный владению «волшебной палочкой», дошкольник сам начинает действовать, вызволяя, таким образом, героев из беды. Возникает так называемая обратная связь: ребенок сам активно творит добро, фантазирует, развивает собственное воображение. Р азвити е воображения .

Слайд 19

2) Следующий метод- объединяем два коротких рассказа или сказку в одну с новым сюжетом. В этой работе, несомненно, руководителем и организатором является педагог. В данном случае ребенок изобретает, то есть придумывает что-то новое не в буквальном смысле этого слова, а в мыслях. А изобретать можно и нужно разнопланово . Придумываем про старые предметы в новых вариантах (будильник хватает спящего за уши, в нем заложены мелодии завтрака, гигиенические процедуры и т.д.); Превращаем себя в членов своей семьи, друзей в другие одушевленные, а порой неодушевленные предметы (мама – цветок, папа – – Иван Царевич, ребенок- тучка и т.д.); Составляем фантастические сказки о себе.

Слайд 20

3) Следующий метод, который предлагает Л . Б. Фесюкова – постановка проблемного вопроса. Детям традиционно задается масса вопросов по тексту сказок. Они формулируются на уровне констатации ( Куда пошла Красная Шапочка? Чем закончилась Сказка «Морозко»?). Но мы ищем ответы на вопросы поискового характера (почему, зачем, каким образом, а если бы, всегда ли и т.д.).

Слайд 21

Таким образом, используем сказку как основное средство для развития многих сторон личности и психики дошкольника, т.е. сказка является мощным развивающим средством ребенка. Это и развитие нравственности, мелкой моторики рук, речи, мышления и воображения.

Слайд 22

Новизна педагогического опыта. Данный опыт не содержит принципиально новых открытий и изобретений. Главная его ценность в том, что планирование работы основывается на развитии речи, развитии изобразительных навыков и ознакомлении детей с системой игровых занимательных упражнений, направленных на приобщение детей к чтению художественной литературы, развитие интеллектуальных и речевых способностей детей. Мое педагогическое творчество заключается в усовершенствовании, т.е. в модернизации и адаптации к конкретным условиям уже известной технологии. Для этого созданы условия успешного формирования творческого потенциала. Применяю дидактические игры с элементами ТРИЗ по развитию творческого воображения. Дети учатся анализировать, представлять, находить выход из сложившейся ситуации.

Слайд 23

ДИАГНОСТИКА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ Для эффективной организации работы важна диагностика освоения содержания темы, учитывала возрастные особенности восприятия детьми литературных произведений. Основным диагностическим «инструментарием» является наблюдение за работой ребёнка в процессе изучения того или иного художественного произведения. В случаях затруднений в оценке усвоения программы - индивидуальные беседы с ребёнком.

Слайд 24

Сказка — чудная копилка, Что накопишь, то возьмешь, А без сказки в этой жизни - Непременно пропадешь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого воображения у дошкольников посредством нетрадиционных техник изобразительной деятельности.

Данный материал содержит методические рекомендации по овладению детьми дошкольного возраста нетрадиционными техниками изобразительной деятельности , а также рекомендации по использованию природного ма...

Развитие творческих способностей дошкольного возраста посредством приобращения к русскому народу фольклору.

Выступление на заседании МО музыкальных руководителей на тему: "Развитие творческих способностей дошкольного возраста посредством приобращения к русскому народу фольклору"....

Исследовательская работа в ДОУ "Развитие творческих способностей у дошкольников посредством сказки"

Представляю вниманию коллег  исследовательскую работу  в рамках  обобщения  собственного  педагогического опыта по теме "Развитие творческих способностей у дошкольников"...

Проект "Развитие творческого воображения старших дошкольников посредством музыкальной деятельности"

Проект "Развитие творческого воображения старших дошкольников посредством музыкальной деятельности"...

Развитие творческого воображения старших дошкольников посредством проектно-исследовательской деятельности в процессе ручного труда

Статья посвящена значению проектной деятельности в развитии творческого воображения  дошкольников. О возможности применения проектов в процессе обучения детей ручному труду. Содержаться рекоменда...

Развитие творческого воображения дошкольного возраста

Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста как способ формирования речевой активности. Для воображения необходимо Читать детям, учить стихи, рисовать, слушать музыку, рассматривать ил...

Развитие творческого воображения старших дошкольников посредствам сюжетных подвижных игр

Развитие творческого воображения - это повседневная, трудная, но крайне важная работа. Данная статья раскрывает важность этой работы и знакомит с методами, которые можно использовать в своей деятельно...