«Дошкольник в коллективе сверстников: межличностные отношения. Девочки и мальчики».
презентация

Кокурина Юлия Сергеевна

Общение в дошкольном возрасте является полноценной деятельностью, которая влияет на развитие ребенка и на формирование у него образа самого себя. Межличностные отношения дошкольников создают условия для становления личности, для формирования нравственных качеств и самооценки. Почему в психологии говорят не только об общении, но и о межличностных отношениях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_10.03.docx24.88 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар

1 слайд: «Дошкольник в коллективе сверстников: межличностные отношения. Девочки и мальчики».

2 слайд: Общение в дошкольном возрасте является полноценной деятельностью, которая влияет на развитие ребенка и на формирование у него образа самого себя. Межличностные отношения дошкольников создают условия для становления личности, для формирования нравственных качеств и самооценки. Почему в психологии говорят не только об общении, но и о межличностных отношениях. По сути, подразумевается один и тот же процесс взаимодействия двух или больше человек. Но, употребляя термин «межличностные отношения», акцентируют внимание на том, как в общении раскрывается (или, наоборот, закрывается, отгораживается) и развивается личность, индивидуальное Я.

3 слайд:  

-Избирательные предпочтения детей (или социометрический подход), исследованием данного вопроса занималась такие ученые как Я.Л. Коломенский, Т.А. Репина, B.C.Мухина и др. Межличностные отношения при этом подходе рассматриваются в виде избирательных предпочтений детей в группе сверстников. В период дошкольного возраста детский коллектив увеличивает свою структурированность, а именно: одни дети становятся все более предпочитаемыми большинством в группе, другие - занимают положение «отверженных», а содержание и обоснование данных выборов изменяется от внешних качеств до личностных характеристик. При этом межличностные отношения рассматриваются и оцениваются количественно (по количеству выборов, их устойчивости и обоснованности), а сверстник выступает как предмет эмоциональной, осознанной или деловой оценки.

-Познание и оценка другого и решение социальных проблем или социокогнитивный подход изучали: Р.А. Максимова, Г.А. Золотнякова, В.М. Сенченко и др. Межличностные отношения при данном подходе рассматриваются как познание и оценка другого, способность интерпретировать и разрешать конфликтные ситуации. Главным здесь является восприятие, понимание и познание ребенком других людей и отношений между ними, которое нашло отражение в терминах "социальный интеллект" или "социальные когниции". То есть отношение к другому человеку приобретает явную когнитивистскую ориентацию: он рассматривается как предмет познания.

-Отношения как результат общения и совместной деятельности или деятельностный подход (А.В. Петровский). В теории деятельностного подхода главным предметом рассмотрения является группа, коллектив, а отношения возникают как результат общения и совместной деятельности детей. Совместная деятельность здесь определяет межличностные отношения, так как она порождает их, влияет на их содержание и опосредствует вхождение ребенка в общность. И именно в совместной деятельности и в общении межличностные отношения реализуются и преобразуются.

4 слайд:

В межличностных отношениях детей дошкольного возраста наблюдаются следующие позиции или по-другому говоря-формы:

-гуманная

-эгоистическая

-конкурентная

Дети с гуманной позицией помогают сверстникам, делятся игрушками, приглашают в игру, положительно высказываются о результатах деятельности других детей. Такие дошкольники замечают настроение сверстника, поддерживают при неудачах. Себя и свои достижения не выпячивают. Гуманная позиция ребенка выражается в проявлении нравственных качеств и доброжелательного поведения по отношению к другим.

Если ребенок руководствуется эгоистической позицией, он даже не запомнит имена детей, с которыми он только что играл. Зато будет знать, какие чудные игрушки имеют сверстники. Такой ребенок ни за что не даст свою любимую игрушку другому, но может без разрешения взять чужую. К чувствам и настроению партнеров по общению эгоистичный ребенок остается равнодушным.

Конкурентную позицию выбирают дошкольники, которые стремятся быть лучше всех. Они болезненно реагируют на успехи других детей. Ради того, чтобы заявить о себе лучше, могут быть щедрыми, сочувствующими.  

Каждая из перечисленных позиций уместна на определенном возрастном этапе. Эгоистичная позиция часто встречается у 3-4-летних малышей, у которых еще не сформированы нравственные критерии.

Конкурентной позицией отличаются дети 4-5 лет. Дошкольники этого возраста забавно нахваливают себя и выпячивают свои достижения. В старшем дошкольном возрасте нормой уже выступает гуманная позиция.

Если ребенок отличается эгоизмом и выраженным стремлением к конкуренции, очень важно терпеливо прививать ему гуманные ориентиры в отношениях.

5 слайд:

В группах детского сада можно выделить следующие разновидности межличностных взаимоотношений:

1. Функционально-ролевые. Эти отношения формируются в процессе таких видов деятельности, как трудовая деятельность, учебная деятельность или совместная ролевая игра. Благодаря таким видам деятельности, дошкольник начинает развивать привычку применять нормы поведения в коллективе под надежным присмотром взрослого воспитателя.

2. Эмоционально-оценочные. Это такой вид отношений, которые характеризуются тем, что человек начинает исправлять неправильное по его мнению поведение другого человека, особенно когда оно противоречит принятым в обществе нормам поведения. Обычно этот вид отношений формируется под воздействием эмоциональных связей, возникающих между людьми – их симпатии или антипатии, а также дружеские отношения. Эмоционально-оценочные отношения начинают формироваться очень рано, на что влияет то, как оценивает других взрослый, с которым ребенок часто взаимодействует.

3. Личностно-смысловые. Эти отношения внутри группы в детском саду, которые проявляются в том, что мотивы одного воспитанника становятся наделенными личностным смыслом для других детей. Сверстники начинают переживать друг за друга, мотивы такого человека для них становятся и их мотивами, что выражается в их действиях.

6 слайд:

Возрастные этапы в общении детей

Существует несколько возрастных этапов, которые оказывают влияние на способность ребенка жить в обществе других детей.

1. Этап первый. В самом раннем возрасте, когда дети только начинают посещать детский сад, они склонны играть одни с игрушками без взаимодействия других. Это позволяет спокойно уживаться с коллективом, с которым они не поддерживают практически никакого общения. 

2. Второй этап. В младшем дошкольном возрасте общение со сверстниками становиться более ярким и эмоционально насыщенным. Преобладание процессов возбуждения над торможением объективно обуславливает гиперактивность младших дошкольников при взаимодействии друг с другом. Как свидетельствуют результаты исследований, в общении младших дошкольников между собой наблюдается в 10 раз больше ярких, экспрессивно- мимических проявлений, выражающих самые разные эмоциональные состояния6 от ярости негодования до бури робости, от нежности до сочувствия и драки.

Вместе с тем, на положение в группе сверстников определяющее влияние оказывает взрослый, его мнение и «оценка» детей. Однако, несмотря на то. Что 3-4 года-это возраст, когда активно формируется и собственное «Я», и понятие «Мы», ребенку еще достаточно с ложно «услышать» мнение сверстника. Доминирование собственного «Я» способствует тому, что малыш других детей воспринимает не как самостоятельные личности, а как источник удовлетворения потребностей его «Я» (поиграть, побегать, подраться и т.д.)

7 слайд:

3. Третий этап.

Средний дошкольный возраст-дети уже сознательно предпочитают общаться со сверстниками. Главным содержанием его общения становиться игра. Для детей данной возрастной категории в общении со сверстниками приоритетными становятся возможность и способность согласовывать свои действия с действиями партнера и достигать общего результата. Таким образом дети учатся сотрудничать друг с другом. Отчётливо проявляется на этом этапе и потребность в признании и уважении со стороны сверстника.

4. Этап четвертый.

К старшему дошкольному возрасту существенно меняется отношение к сверстнику. Усиливается эмоциональная вовлеченность в действия и переживания другими детьми, сопереживания становятся более выраженными и адекватными. Многие дети способны сопереживать как успеху, так и неудачам ровесника, готовы понять его, помочь ему и поддержать. Детей начинают интересоваться переживания и предпочтения другого ребенка (ты не ушибся? Тебе не больно? Ты плакал? Что ты делал дома?). Данные вопросы не что иное как, показатель проявления внимания к сверстнику, заботы о нём. Сверстник теперь уже не только объект для сравнения с собой и не только партнер по увлекательной игре, но и самоценная, значимая личность со своими переживаниями и предпочтениями. Осознание этого детьми 6-го года жизни, проявление внимания к другому ребенку, заботы о нем нередко являются основой для формирования дружеских взаимоотношений между детьми.

5. Этап пятый.

На 7-ом году жизни значительно изменяется общение детей со сверстниками. Сверстник воспринимается как самоценная личность, что стимулирует возникновение между детьми разнообразных межличностных отношений. Дети испытывают устойчивую потребность в общении со своими сверстниками (охотно делятся с ними впечатлениями, высказывают суждения о событиях и людях, расспрашивают сверстников о том, где они были, что видели т.д.). При этом дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей. В общении и взаимодействии дети 7-го года жизни стремятся, в первую очередь, проявить себя, привлечь внимание окружающих именно к себе, что нередко приводит к конкурентным отношениям друг с другом. Однако, такое соперничество носит продуктивный характер.

 8слайд:

Девочки и мальчики.

К 3-м годам развития ребенок отождествляет себя с представителями своего пола, другими словами, происходит половая идентификация: «Я - мальчик», «Я - девочка». Осознание своего «Я» включается в осознание собственной половой принадлежности. Рассматривая детский коллектив, можно отметить, что:

1. в группах детского сада существует ярко выраженная сплоченность у детей со сверстниками своего пола;

2.эта консолидация возрастает от младшего дошкольного возраста к старшему, приводя, по существу, к образованию двух подструктур в группе детского сада: подструктуры мальчиков и подструктуры девочек.

Постепенное внушение мальчикам и девочкам моделей поведения, формирует у них определенные ценности и предпочтения к определенным видам деятельности и к поведению, соответствующее их полу.

Явление половой консолидации у дошкольников, предпочтения сверстников своего пола в общении, характер деятельности и взаимоотношений в группе детского сада на разных возрастных этапах дошкольного детства, дают нам основание утверждать, что в дошкольной группе, которая является специфической малой группой, находятся и истоки половой социализации формирования некоторых психических различий мальчиков и девочек.

К вопросу о дифференцированном подходе в воспитании мальчиков и девочек: к сожалению, пока в «Программе воспитания в детском саду» нет места данному подходу даже в разделе «Физическое воспитание». Некоторые педагоги лишь интуитивно реализуют такой подход, акцентируя внимание мальчиков на том, что они должны помогать девочкам, уступать им, не обижать, заступаться за них и т. п.

9 слайд:

Перед педагогом встает сложная задача — найти пути, способствующие дружбе между мальчиками и девочками, и вместе с тем не тормозить процесс половой дифференциации. Одним из путей преодоления разобщенности между мальчиками и девочками в группе детского сада без нарушения процесса использование сюжетно-ролевых игр, в которых учитываются интересы детей обоего пола. Важным средством воспитания у ребенка первых представлений о будущих обязанностях отца и матери может стать игра в семью при соответствующей тактичной корректировке ее содержания педагогом детского сада. Осуществление дифференцированного подхода (создание системы воздействий, учитывающих различие в интересах мальчиков и девочек) в воспитании дошкольников будет способствовать осмысленной реализации гармонического развития нового человека, более становлению юных граждан нашей страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Межличностные взаимоотношения детей младшего дошкольного возраста в коллективе сверстников

В младшем дошкольном возрасте я учу детей взаимоотношениям со сврестниками: быть добрыми, уступать. Вместе с детьми выучилиюмористические стихи для примирения. Большое внимание обратила на гендорное в...

Статья: "Культура межличностных отношений и ее роль в становлении отношений к сверстникам у детей в старшем дошкольном возрасте"

Данная статья заслуживает внимания не только специалистов в области психологии, педагогики, но прежде всего родителей, воспитателей дошкольных образовательных учреждений, так как довольно часто встреч...

Особенности адаптации старших дошкольников в коллективе сверстников

Адаптационный период протекает по-разному, зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, характера семейных отношений, условий детского сада. Прежде чем выявлять проявления адапта...

Статья: "Развитие общения и межличностных отношений дошкольников со сверстниками."

   Общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремлённый на познание и оценку самого себ...

Формирование положительных межличностных отношений дошкольников во взаимодействии со сверстниками

В современном мире большое значение приобретает изучение ребенка в системе его отношений со сверстниками в группе. Так как  педагоги и родители все чаще с тревогой замечают, что многие дети испыт...

Особенности межличностных отношений у дошкольников в конкретной группе сверстников

Особенности межличностных отношений у дошкольников в конкретной группе сверстников Группа  сверстников  оказывает  значительное  влияние  на  формирование...