Формирование положительных межличностных отношений дошкольников во взаимодействии со сверстниками
статья

Дармодехина Лариса Юрьевна

В современном мире большое значение приобретает изучение ребенка в системе его отношений со сверстниками в группе. Так как  педагоги и родители все чаще с тревогой замечают, что многие дети испытывают серьезные затруднения в общении со сверстниками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование положительных межличностных отношений дошкольников во взаимодействии со сверстниками

В современном мире большое значение приобретает изучение ребенка в системе его отношений со сверстниками в группе. Так как  педагоги и родители все чаще с тревогой замечают, что многие дети испытывают серьезные затруднения в общении со сверстниками.

Несмотря на значимость и осознание важности в формировании межличностных отношений на этапе дошкольного возраста, можно выделить ряд проблем в решении данного вопроса: необходимость организации адекватной дошкольному возрасту социальной среды формирования межличностных отношений; отбор критериев оценки сформированности межличностных отношений, адаптированных к возрастным возможностям детей; разработка технологий, способствующих эффективности формирования межличностных отношений.

Межличностные отношения являются необходимым условием, определяющим развитие не только отдельных психических процессов, но и личности в целом. Если в межличностных отношениях преобладают отрицательные эмоциональные переживания; неадекватность взаимопонимания, отсутствие когнитивного отождествления между субъектами и сопротивление друг другу в сфере личных и деловых межличностных отношений возникает конфликт. Межличностные отношения обычно формируются в социальных группах. А для создания группы, должны возникнуть отношения как минимум между двумя людьми. Так, дошкольники, посещающие дошкольное образовательное учреждение являются членами определенной группы. Высшая форма группы называется коллективом.

В современной психологии основой межличностных отношений является общение. Каждый человек с самого рождения вступает в отношения с окружающими людьми. В этих взаимоотношениях он наблюдает, изучает, учится и формируется. Человек – это социальное существо. Отдельные области жизни личности связаны с другими. Даже если он физически одинок, у него в уме и воображении существует другой человек. Отношения и общение тесно связаны друг с другом. Общение – это всегда какое-то внешнее поведение, это действие или воздействие, адресованное другому человеку, которого можно наблюдать, видеть, фиксировать. Общение является одной из основных потребностей человека [3].

Межличностные отношения возникают, с одной стороны, как результат воспитания, а с другой стороны, они играют очень важную роль в развитии дошкольника. Однако, в силу возрастной специфики развития межличностные отношения в дошкольном возрасте имеют свои специфические особенности.

В младшем дошкольном возрасте у детей еще нет устойчивых избирательных отношений. К середине дошкольного возраста отношение к сверстникам у ребенка меняется, появляется совместная деятельность (в отличие от детей более раннего возраста, у которых отношения бессодержательны), которая отчетливо проявляется в игровой деятельности. К пяти годам возникает сотрудничество, потребность в признании или в уважении другого. После 6 лет эта потребность в признании несколько сглаживается у большинства детей. Потребность в признании порождает конкурентные отношения между детьми, и нередко эта потребность является источником очень многих и межличностных, и внутриличностных проблем.

После 6 лет эта потребность в признании несколько сглаживается у большинства детей. В отношениях между детьми возникают устойчивые избирательные отношения. Появляется дружба, которая не зависит от того, кто лучше, а кто хуже, т.е. возникают внеситуативные отношения [2]. В некоторых случаях появляется первая любовь.

Здесь важно, что те дети, которые расположены друг к другу, уже не столь конкурентно направлены, потребность в признании у них не такая острая, как была ранее. Они уже могут помогать, содействовать, сопереживать друг другу, даже оправдать другого в глазах взрослых. У них возникает естественная связь, единство, причастность к другому человеку.

Такова в общих чертах динамика межличных отношений в дошкольном возрасте. Однако, далеко не всегда эта динамика развивается в соответствии с возрастными нормами. Внутри этих отношений могут развиваться проблемные формы. Очень часто возникают проблемные формы отношений со сверстниками, наиболее распространенные из которых – детская агрессивность, обидчивость, застенчивость и демонстративность.

Одной из важнейших задач воспитания и обучения является организация целенаправленного процесса формирования межличностных отношений детей дошкольного возраста.

Умение строить отношения с другими людьми интенсивно развивается в дошкольном возрасте и очень важно, чтобы ребенок получил максимум полезных знаний о построении отношений именно в детском саду. Ведь это коллектив абсолютно разных маленьких людей – со своими привычками, предпочтениями, с небольшим - но уже багажом знаний об отношениях в семье. Если ребенок умеет строить отношения благополучно, тянется к сверстникам, то и на дальнейших ступенях его социального развития – в школе, институте, на работе – он будет чувствовать себя комфортно среди окружающих его людей. Таким образом, именно педагогам ДОУ выпадает очень важная роль в формировании детских межличностных отношениях.

Важную роль в формировании межличностных отношений детей дошкольного возраста играет игра. Игра выступает наиболее эффективным средством коммуникативного развития ребенка.

В практике воспитания и развития дошкольников существует огромное количество коммуникативных игр, которые помогают развивать коммуникативные навыки и умение разрешать конфликты.

Основные задачи коммуникативных игр, направлены на то, что планируется добиться в процессе научения:

  • сотрудничеству, навыкам совместных действий для достижения общей цели;
  • дружеским взаимоотношениям внутри коллектива;
  • объективной самооценке, правильному анализу поступков других;
  • самоконтролю;
  • планированию своего поведения;
  • терпимости к действиям окружающих;
  • взаимопониманию, поддержке;
  • внимательности к эмоциональному состоянию других детей.

Когда в одном месте собирается коллектив маленьких индивидуальностей, перед взрослым встает вопрос их объединения. Поэтому основная цель коммуникативных игр – снять эмоциональное напряжение каждого ребенка и создать благоприятную атмосферу для общения [1].

Игры на сплочение способствуют избавлению от страхов и стеснения, разрешению конфликтных ситуаций, предотвращают их возникновение. Так называемые «изгои» становятся полноценными членами коллектива, а лидеры начинают учитывать не только собственные интересы, но и потребности остальных ребят.

Общение не будет продуктивным без взаимопонимания, доверия. Совместная деятельность не принесет должного результата, если каждый ребенок будет отвечать лишь за собственные поступки. Поэтому задача педагога – через игру научить своих подопечных сотрудничеству.

Примеры коммуникативных игр для детей дошкольного возраста:

Всем построиться!

Участники делятся на 2 команды. По сигналу за короткое время игроки должны построиться в соответствии с каким-либо признаком: по количеству пуговиц, карманов, цвету волос или глаз, по росту, размеру обуви.

Посиделки

Ведущий дает сигнал - участники быстро должны разделиться попарно. Один человек приседает, другой присаживается к нему на колени. Двое, не успевшие найти напарника или присесть, выбывают. Игра длится, до последней оставшейся пары.

Что в нем нового?

Игра проводится через несколько дней после знакомства. Нескольких минут участники внимательно вглядываются друг в друга. Затем одному человеку дается мяч. Его он будет бросать другим игрокам, оглашая, что нового заметил в облике или эмоциональном состоянии товарищей.

Импульс

Дети становятся кругом, держась за руки. Водящий пожимает соседу руку, эту же манипуляцию проделывают все участники. Засекается время, за которое импульс вернется к тому, кто его посылал. Цель – достичь максимальной скорости передачи рукопожатия.

Атомы-молекулы

Ребята хаотично бродят, изображая атомы. Далее ведущий объявляет, что они должны быстро образовать молекулы, состоящие из определенного числа атомов.

Путаница

Игроки берутся за руки и перепутываются, стараясь образовать клубок из собственных тел. Водящему предстоит распутать эту конструкцию, не рассоединяя рук участников.

Клубок

Ведущий берет длинный клубок ниток, наматывает вокруг кисти его конец, а остальное бросает любому ребенку со словами: « Мне нравится, что ты…» (фразу можно изменить). Поймавший обматывает часть нити вокруг своей руки и перебрасывает клубок дальше, произнося такие же слова. Игра продолжается, пока каждый не получат комплимент.

Биг-Мак

Пары являются половинками одного устойчивого словосочетания. Например, один человек – «Биг», другой – «мак». Варианты: меч-кладенец, скатерть-самобранка, красная шапочка, «Чупа-чупс». Далее игрокам завязывают глаза и перемешивают их. Партнеры должны как можно быстрее найти свою половинку только по выкрикам.

Крокодил

Выслушав задание ведущего, команда сообща что-либо изображает. Это может быть сороконожка, футбольные болельщики, очередь у магазина, зрители на премьере комедии.

Зеркало

Разбившись парами, игроки решают, кто будет зеркалом. Дальше «зеркало» повторяет все движения партнера. Через время роли меняются.

Отметим, дошкольники быстро устают, поэтому игры должны быть простыми, понятными и длиться непродолжительный период времени.

В частности  стоит выделить, что работа по сплочению коллектива не должна носить эпизодический характер, она должна быть ежедневной и планомерной, только тогда можно сформировать из ребят, собранных в одну группу, дружный коллектив.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Апрышкина И.В. Педагогические условия формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности /И.В. Апрышкина // Наука и образование: новое время. – 2019. – № 1 (30). – С. 900-906.
  2. Васина Ю.М. Особенности развития межличностных отношений дошкольников как компонента их социально-личностной готовности к школе / Ю.М. Васина // Вестник Саратовского областного института развития образования. – 2020. – № 1 (21). – С. 59-64.
  3. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина. – Воронеж: Изд. НПО 'МОДЭК', 1997. – 384 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игра с песком как средство самовыражения и формирование межличностных отношений дошкольника».

В статье раскрывается влияние песочной терапии на развитие эмоциональной сферы дошкольника, включает задачи и формы организации.....

«Формирование межличностных отношений дошкольников»

Защита исследовательского проекта на конкурс«Педагог-исследователь»...

Статья: "Развитие общения и межличностных отношений дошкольников со сверстниками."

   Общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремлённый на познание и оценку самого себ...

Формирование гуманных межличностных отношений у дошкольников.

Совершенствование воспитательного процесса в рамках освоения и применения на практике средств, методов и форм воспитания гуманных отношений у дошкольников....