Дидактическое пособие "Фиолетовый лес"
учебно-методический материал

Мосыченко Кристина Юрьевна

 «Фиолетовый лес»- это развивающая сенсорная среда .в которой ребенок как самостоятельно играет, конструирует, закрепляет полученные знания, так и при помощи ориентирования взрослого получает необходимый, достаточный уровень знаний в соответствии с возрастными особенностями. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fioetovyy_les.docx21.49 КБ

Предварительный просмотр:

Игровая развивающая среда «Фиолетовый лес».

«Фиолетовый лес» - это ковролиновая основа, для жесткого крепления на стене с модульными элементами (небо, земля, полянка, лужайка, и съёмными элементами (солнце, облака, озеро, деревья, животные, птицы, насекомые, земноводные, млекопитающие).

«Фиолетовый лес» разбит на области, в которых действуют свои персонажи и играют в определенные игры. Переносные элементы крепятся к основе на липучках и могут размещаться в произвольном порядке на основе. Все пособия сделаны на основе ковролина, поэтому главные герои и игровые пособия легко крепятся и перемещаются с помощью липучек. Таким образом игровая среда мобильна и многофункциональна.

 «Фиолетовый лес»- это развивающая сенсорная среда .в которой ребенок как самостоятельно играет, конструирует, закрепляет полученные знания, так и при помощи ориентирования взрослого получает необходимый, достаточный уровень знаний в соответствии с возрастными особенностями. Не менее важными атрибутами сказочного панно являются герои, среди которых есть постоянные – ключевые герои, с которыми ребенок проходит все испытания на протяжении всего путешествия. И есть герои, которые живут в игровых областях.

«Фиолетовый лес»- способствует:

ознакомлению детей с окружающим миром (времена года, природными явлениями, с растительным и животным миром);

развитию познавательных процессов (пространственного мышления, внимания, памяти, творческого воображения);

развитию способности к анализу, сравнению, обобщению, сериации, классификации;

развитию аргументированной и доказательной речи.

использовать данную среду, можно с младшей группы, и адаптация детей проходет более мягко и плавно. Во время демонстрации сказок со знакомыми персонажами «Фиолетового леса»- мы заметили снижение ситуативной тревожности. Исходя из опыта внедрения данной технологии,мы делаем следующие выводы: что использование игр с материалами предметно-развивающей среды «Фиолетовый лес» положительно сказывается на процессе адаптации детей младшей группы к детскому саду, отвлекает от грустных мыслей о доме и родителях, способствует установлению стойкой привязанности к воспитателям.

При использовании развивающей среды «Фиолетовый лес» решается ещё одна важная педагогическая задача: обеспечение эмоциональной релаксации, снятие эмоционального напряжения, поскольку сам ребенок часто не контролирует свое состояние. Во время игр с материалами данной среды ребёнок переживает положительные эмоции, разнообразные тактильные ощущения способствуют развитию сенсорики, мелкой и крупной моторики.

Ежедневные игры с использованием предметно - развивающей среды «Фиолетовый лес» обеспечивают стабильность окружающей среды, способствуют устойчивому чувству безопасности и эмоционального комфорта, так как ощущение безопасности связывается с повторяемыми событиями, играми.

Детям  нравятся следующие  игры с использованием материалов развивающей среды  «Фиолетовый лес»:

1. «Приклей - отклей» цветочки (листочки) – способствует развитию мелкой моторики, координации движений, успокаивает.

3. «Приклей листочки желтого цвета» - приклеивание-отклеивание цветочков разных цветов, способствует развитию навыка узнавания цветов.

Листья падают, кружатся

И у ног моих ложатся.

Я ладошку протяну

И один листок возьму.

А потом другой и третий.

Хороши они, поверьте!

Я от осени привет

Соберу в большой букет!

Таким образом, использование игр с материалами развивающей среды «Фиолетовый лес» положительно сказывается на процессе адаптации детей младшей группы к детскому саду.

«Фиолетовый лес может использоваться в разных видах детской деятельности,в разных возрастных группах и даже учениками начальных классов.

- в игровой деятельности;

- в общении с взрослыми и совместными играми со сверстниками под руководством взрослого;

- в предметной деятельности и играх с составными и динамическими игрушками;

- в восприятии сказок, стихов, рассматривании картинок;

- двигательной деятельности.

Дети приобретают навыки:

- развитию логико-математических представлений (соотношение части и целого) «Двухцветнный квадрат»;

- закреплять умение ориентироваться на местности;

- уметь соотносить цифру с буквой «Геоконт» .

Таким образом, охватывая почти все виды детской и совместной с взрослым деятельности детей.

С другой стороны, лес всегда вызывал в человеке особый интерес, подкупал своими тайнами и загадками. Манил и завораживал своей красотой. А еще в лесу живут звери и сказочные герои, которые близки и знакомы детям.

Исходя из опыта внедрения данной технологии,мы делаем следующие выводы:

-у детей присутствует и развивается познавательный интерес («Фиолетовый лес» привлекает к себе внимание множеством манипуляции (на панно присутствуют деревья, плоды, листья, звери, солнышко, тучка и многое другое) далее возникает у ребенка желанием подойти, рассмотреть, потрогать, то есть появляется мотивация к самостоятельному и совместному действию). Еще, чем примечательно панно «Фиолетовый лес», это то, что ребенку одновременно доступен осваиваемый материал и то что, ребенок получает от этого удовольствие. И в свою очередь деятельность ребенка зависит от вариативности использования материала, чем больше тайн скрыто в игровом пособии, тем чаще ребенок захочет его использовать, экспериментировать, поделиться своими открытиями в этом и состоит дальнейшая задача педагога (Например,на панно расположен паучок: Тебе нравятся бабочки? А где они живут? А кто еще живет в лесу? А в нашем лесу живет много разных насекомых? Хочешь узнать, кто здесь живет и, чем они занимаются? (педагог совместно с ребенком рассматривает, кто еще живет на панно). Что плетет паучок? А паутина какая? (действия педагога совместно с ребенком предполагают создание сюжета). Кто попадает в его паутину? А как ты думаешь можно спасти насекомых от паучка? У меня есть друг малыш Гео, он всегда приходит на помощь) Таким образом, сказку можно продолжать и разворачивать сюжет либо по замыслу воспитателя, либо по желанию ребенка;

- использование сенсомоторной среды «Фиолетовый лес» способствует развитию самостоятельности (ребенок действует здесь самостоятельно, c помощью сказочного пространства, необычных персонажей и методических сказок ребенок становится действующим лицом событий и сказочных приключений,он сам герой сказочного леса: играет, конструирует, тренируя те умения, которые приобрел в совместной деятельности с взрослым. В «Фиолетовом лесу» обязательно находятся сказочные персонажи — Незримка Всюсь, Ворон Метр, Малыш Гео, Лопушок и другие);

- использование сенсомоторной среды «Фиолетовый лес» способствует успешному сенсорному и познавательному развитию (развитию мелкой моторики детей, представлений детей о цвете и форме, способности сопоставлять предметы и окружающую действительность (что растет в лесу, что или кто живет в лесу, озере и др.).

Среди всех игр выделяется «Геоконт» — оригинальный конструктор. С помощью разноцветных резинок на игровом поле можно создавать геометрические фигуры различного размера, разноцветные контуры предметных форм окружающего мира, симметричные и несимметричные узоры.

Речевое развитие предполагает достаточно хорошее владение ребенком устной речью, умение выражать свои мысли и желания и использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, ребенок может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности. На художественно-эстетическое развитие ребенка окружающая среда оказывает очень большое влияние, ведь с первых шагов малыш уже тянет ручки к ярким, красивым предметам, повзрослев, начинает рисовать, творить, фантазировать. «Фиолетовый лес» и все игры, входящие в игровую технологию

В. Воскобовича, идеально подходят для творчества детей.

Ну и, конечно же, играя с «Фиолетовым лесом», у ребенка формируются социально-коммуникативные навыки. В процессе игры дети учатся общаться друг с другом, договариваться, помогать друг другу и сказочным персонажам.

«Фиолетовый лес»— это среда не только развивающая, но и постоянно развивающаяся. Он постоянно пополняется новыми элементами, обновляется и изменяется, приспосабливаясь к возрастным особенностям детей.

Очень благодатная, многофункциональная среда. Придумывать можно различные сказки для разных возрастов. Листья разных цветов и разных размеров, дорожки (следы) можно выкладывать по-разному, в зависимости от сюжета сказки. Здесь можно дать волю своей фантазии и придумать новых героев, познакомить их с другими обитателями «Фиолетового леса».  «Фиолетовый лес»- не ограниченное поле деятельности для творчества и самовыражения детей. Все элементы «Фиолетового леса» можно использовать не только по назначению, но и в качестве предметов-заменителей в детской игре.Например: цветочки, листочки, можно использовать при игре с детской посудой, в качестве каши, супа и тд. Я взяла сказку для старшего возраста, чтобы показать Вам, как усложняются задания в связи с возрастом ребенка. Мы продемонстрировали лишь малую часть развивающих игр Воскобовича. Про данную методику можно говорить бесконечно, потому что она настолько интересна и повторюсь многофункциональна, что каждый раз можно использовать разные игры и придумывать различные сказки.

+ В Мои закладки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды дидактических игр и Руководство дидактическими играми

Виды дидактических игр Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитате...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Дидактические игры в младшей группе.Основой дидактической игры является дидактическая задача. Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни

Что в мешочке?Цель: научить выделять звук [ц] в произношении, развивать речь.Оборудование: мешочек; игрушки и предметы, в названии которых есть звук [п] (цыпленок, курица, овца, заяц, ...

Педагогическая находка Дидактическое пособие «Дидактическое пособие сенсорная, адаптационно-дидактическая юбка»

Сенсорная юбка-это необычное дидактическое пособие, которое привлекает внимание детей, своей яркостью и многообразием элементов....