Конспект занятия по нравственно- патриотическому воспитанию в старшей группе на тему "Праздник "Сороки"
план-конспект занятия (старшая группа)

Магомедова Людмила Нурметовна

Возрождение интереса и уважения к русской культуре, обрядовым народным праздникам, традициям, обычаям.

  • Способствовать духовно – нравственному воспитанию дошкольников.
  • Воспитывать добрые традиции русской семьи (отмечать праздники).
  • Воспитывать интерес к истории русского народа, к русскому народному фольклорному творчеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_prazdnik_soroki.docx24.85 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

 по нравственно -патриотическому воспитанию в средней – старшей разновозрастной группе на тему: «Праздник «Сороки»

Подготовила и провела

воспитатель

Магомедова Л.Н.

Конспект занятия "Праздник сороки"

Цель: возрождение интереса и уважения к русской культуре, обрядовым народным праздникам, традициям, обычаям.

Задачи:

  • Познакомить детей с русским народным праздником прилета птиц «Сороки» («Жаворонки»), традициями, обрядами празднования «Сороки», играми и развлечениями на празднике;
  • Способствовать духовно – нравственному воспитанию дошкольников;
  • Воспитывать добрые традиции русской семьи (отмечать праздники);
  • Воспитывать интерес к истории русского народа, к русскому народному фольклорному творчеству.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Оборудование: компьютер, презентация, печенье «Жаворонки», макет дерева, картинки птиц, ленточки, веточки с привязанными птичками, сделанными из бумаги, ободок «жаворонок» для игры.

Предварительная работа: изготовление «жаворонков» из бумаги, разучивание закличек о весне, загадывание и разгадывание загадок о весне и весенних явлениях, игрушка сорока.

Словарная работа: «закликания весны», засевальщик, народный календарь.

Ход занятия:  

I Вступительная часть

Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями.                     Дети: Здравствуйте, гости дорогие!

Воспитатель: Как вы думаете, почему мы сегодня так одеты? Сегодня мы с вами собрались, чтобы познакомиться с весенним народным праздником. Вот поэтому мы сегодня нарядились в русские народные костюмы.

    В каждом селе, в каждой деревне в старину были свои обычаи посиделок, праздников, посвященных народному календарю. Народный календарь - это собрание праздников, обрядов, обычаев, примет. (Показ народного календаря праздников)

      Собиралась молодежь, чтобы себя показать и других посмотреть.

Дети садятся на стульчики.

II Основная часть

Воспитатель: По народному календарю первый месяц весны богат праздниками. 22 марта, мы празднуем День встречи весны. Этот праздник считался одним из самых важных.                                                                                  На Руси издавна отмечали этот праздник и назывался он «Сороки» или «Жаворонки». Старые люди говорили, что в эту дату с тёплых краёв возвращается 40 разных птиц, первая из которых - жаворонок. Поэтому Жаворонок и считается символом этого праздника.                                             - «Жаворонок за собой сорок птиц привел» - говорили в народе. Поэтому и название такое «Сороки».

     Люди верили, что начиная с этого дня весна практически полностью вступала в свои права: зима кончается – весна начинается.

Слайд 1.  Титульный

Слайд 2.  День весеннего равноденствия  

Воспитатель: На «Сороки» день с ночью равняется, наступает день весеннего равноденствия, и начинается настоящая весна.

Слайд 3.   Обрядовое дерево с лентами

Воспитатель: По традиции нужно было украсить обрядовое дерево лентами, бумажными цветами, колокольчиками. Его носили по всей деревне, а затем устанавливали в том месте, где проводилось закликание весны - звали весну.

Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами тоже позовем весну, для того чтобы она быстрее пришла! Но для этого нам надо нарядить дерево ленточками. (Дети берут ленточки и вешают их на дерево)

Воспитатель: Будем весну встречать,
                        Жаворонков завлекать!

Проводится закликание весны.  Дети все хором говорят слова закликания весны:

Уж вы пташечки, жавороночки,

Прилетайте к нам

Весну ясную, весну красную

Принесите нам!

Дети садятся на свои стульчики.

Слайд 4.  Печенье в форме птичек

Воспитатель:  Хозяйки на Руси традиционно 22 марта на праздник «Сороки» замешивали тугое дрожжевое тесто. Из него лепили и выпекали в печи обрядовое печенье в форме птичек – жаворонков. Как правило, их готовили ровно 40 штук (жаворонков, скворцов, куликов). Такое печенье раздавали детям, чтобы те присказками и шутками быстрее закликали - звали весну. Крошки от «хлебных жаворонков» по традиции нужно было отдать прилетевшим птицам.

    Названия весенней выпечки могло быть различным, чаще всего печенье именовали «жаворонки». Иногда по имени праздника «Сороки», это печенье называли «сороки».

Слайд 5.  Дети готовят выпечку      

Воспитатель: Праздник "Сороки" считался детским, так детям уделяется много внимания в этот день. Дети принимали активное участие в изготовлении обрядовой выпечки. Детей также угощали печеными птичками.

Слайд 6-7. Дети с испеченными жаворонками на ветке

Воспитатель: На маленького пекаря возложена самая важная миссия — посадить свежеиспеченную фигурку жаворонка на веточку.

Слайд 8. Дети с испеченными жаворонками на ветке и закличка

Воспитатель: Взобравшись на самое высокое место, дети трезвонили во весь голос:

«Жаворонки, прилетите,

Студену зиму унесите,

Теплу весну принесите:

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела!»

Слайд 9. Птицы из ткани, бумаги и глины

Воспитатель: Птиц жаворонков не только выпекали, но мастерили их из ткани, бумаги, глины.

Слайд 10. Бумажные птички и Закличка

Воспитатель: Мы тоже делали с вами птичек из бумаги.

Вот и пригодились наши птички, которые, мы сделали и привязали к веточкам. Берем их в руки и повторяем за мной закличку (проговариваем закличку со слайда презентации).

«Жаворонки, прилетите,

Студену зиму унесите,

Теплу весну принесите

Воспитатель: Жаворонок считался вестовой птицей (приносил весть о начале весны), его прилет означал окончательный поворот с зимы на весну. (Дети положили веточки с жаворонками на стол и садятся на стульчики)

Слайд 11. Хороводы, народные игры

Воспитатель: Дети, девушки и юноши водили хороводы, пели, играли в народные игры.

Слайд 12 - 13. Детские игры и конкурсы

Воспитатель: Для детей устраивали разные игры и конкурсы, потому что в этот день в доме должен быть слышен детский смех. Жилище должно быть наполнено радостью и надеждой на лучшее.

Воспитатель: Давайте немного отдохнем и тоже поиграем в русскую народную игру «Жаворонок».

Игра «Жаворонок»
По считалке выбирается ведущий - «жаворонок».

Сидел петух на лавочке,
Считал свои булавочки. 
Раз, два, три — 
Это будешь ты!

На голову ребенку – ведущему надеваю ободок с изображением жаворонка.

Дети стоят в кругу, ребенок - жаворонок стоит в середине круга с колокольчиком. Дети идут хороводным шагом по кругу и поют (ребенок – жаворонок в центре круга в это время звенит колокольчиком):

В небе жаворонок пел,

Колокольчиком звенел,

Порезвился в тишине,

Спрятал песенку в траве


Дети останавливаются, ребенок – жаворонок, звеня колокольчиком бежит по кругу, останавливается и протягивает руку с колокольчиком между двумя детьми. Дети, между которыми находится колокольчик, становятся друг к другу спиной. Все участники хором говорят:

Тот, кто песенку найдет,

Будет счастлив целый год.

Раз, два, три, беги!

Дети, между которыми находится колокольчик, претендующие на роль жаворонка, бегут по кругу в противоположные стороны. Тот, кто из них первым прибежит и возьмет колокольчик будет жаворонком.

Слайд 14. Уборка в избе, прыжки через огонь.

Воспитатель: К этому празднику делают уборку, выносится весь накопившейся за зиму хлам.

Все домашние скачут через огонь, чтобы очиститься от порчи и болезней.

Слайд 15.  Огонь из вереска и можевельника

Воспитатель: За вереском и можжевельником для костра ходят в лес до восхода солнца с такими словами:

“Царь лесной и царица лесная,

дайте мне на доброе здоровье,

на плод и на род”.

Слайд 16.  Мужик засевает поле.

Воспитатель: В некоторых областях Руси на «Сороки» с помощью съедобных птичек выбирался семейный засевальщик. Для этого в одну фигурку запекалась фасолинка, монетка, кусочек лучины. Кому из мужчин достанется жребий, тому и выпадет честь бросить первые пригоршни зерен на пашню.

Слайд 17.   Поле с птицами

Воспитатель: Существует поверье: на чьё поле птицы опустятся первыми, тому Боги пошлют в этот год особую удачу и добрый урожай.

Воспитатель: А вслед за жаворонком из – за моря вереницей к нам вернулись перелетные птицы. (Загадки о перелетных птицах)

К нам сорока-белобока

Прилетела издалека.

Не сказала, где была,

Но зато она, ребята,

Интересные загадки

На хвосте нам принесла.

Кто загадку отгадает,

Тот картинку открывает

И на дерево сажает.

«В синем небе голосок, будто крохотный звонок.

Вьется в небе высоко, слышен голос далеко». (Жаворонок)

Мы построили вдвоем

Для гостей весенних дом,

А верней сказать – дворец.

Прилетай сюда… (Скворец)

«Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели?» (Соловей)

Всех перелетных птиц черней,

В пашне ищет он червей,

Взад-вперед по пашне вскачь,

А зовется птица… (Грач)

В лесу ночном горюет птица,

Она назвать себя боится.

-ку-ку.. ку-ку..

Не спит опушка,

А птицу эту звать... (Кукушка)

Она под крышами живет,

Гнездо своё из глины вьет,

Целый день суетится,

На землю не садится,

Высоко в облаках летает,

Мошек на лету поедает,

В черном фраке лапочка,

А зовется? …    (Ласточка)

«Длиннохвостая она,

Со спины черным – черна,

Брюхо белое да плечи,

Тарахтенье вместо речи.

Хоть кого увидит - вмиг

Подымает стрекот – крик». (Сорока)

Воспитатель: Ребята, мне кажется, на наше дерево села лишняя птица.    посмотрите, все ли птицы у нас на дереве перелетные? Какая птица лишняя? (Сорока.) Почему? (Ответы детей) Правильно, все птицы перелетные, а сорока зимующая. А почему эти птицы называются перелетными? (Ответы детей)

Воспитатель: Спасибо вам, наши верные и преданные друзья — птицы! За то, что вы возвращаетесь к нам, на свою родину.

III Заключительная часть

Воспитатель: Несмотря на то, что праздник «Сороки» или «Жаворонки» не так сильно популярен в народе, как, например, Масленица, от этого он не становится менее любимым теми, кто знает о нем. Хотя бы потому, что полакомиться вкусным свежеиспеченным печеньем и порадоваться приходу весны всегда приятно! Давайте же не будем забывать обычаи и традиции наших предков.

А сейчас я хочу вас угостить печеньем «Жаворонки». Приглашаю всех к столу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшей группы на тему: «Животный мир средней полосы России».

Конспект занятия по  нравственно-патриотическому воспитанию детей  старшей группы на  тему:  «Животный мир  средней  полосы России» расширяет  представлен...

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшей группы: "Русские богатыри"

-Закреплять и расширять знания детей о русских богатырях: Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче и др., об  оружии  древних воинов.-Учить отвечать на вопросы связно и последова...

конспект занятия по нравственно патриотическому воспитанию для старшей группы" Мой город"

Даный материал в доступой ,игровой форме знакомит детей с родным городом, его примечательностями, развивает речь, фантазию,творческое мышление,воспитывает толеронтость и нравственность....

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе Цель: Воспитание у детей нравственно – патриотических чувств посредством знакомства с понятием семья....