Консультация для родителей « Сказкотерапия в работе с детьми раннего возраста.»
консультация (младшая группа)

Никифорова Зульфия Гасимовна

Консультация для родителей

« Сказкотерапия в работе с детьми раннего возраста.»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mart_sayt_2_1.odt17.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2 «Сибирячок» города Лесосибирска» 

Консультация для родителей

« Сказкотерапия в работе с детьми раннего возраста.»

     

  Подготовила:

Никифорова Зульфия Гасимовна

                 

г. Лесосибирск 2022

Сказкотерапия – это прежде всего, язык,

на котором можно вести беседы

с душой человека.

        Психика ребенка очень ранима и требует бережного к себе отношения, ведь малыш только начинает узнавать самого себя и этот мир вокруг. И на своем пути дети часто сталкиваются с серьезными трудностями: в семье, в детском саду, в общении и одиночестве. Взрослые очень хотят им помочь, но часто не знают, как: убеждения и нравоучения не помогают, а сам малыш не может толком ничего объяснить. В таких случаях и может помочь сказкотерапия.

Именно поэтому сказкотерапия - самый детский метод. Чем сказка отличается от сказкотерапии?

       «Сказкотерапия» - здоровьесберегающая педагогическая технология, включающая в себя систему мер, обеспечивающих сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. Во время игры, ребёнок принимает на себя роль какого-либо героя, легче взаимодействует с окружающими его взрослыми и детьми. Сказка помогает ребёнку глубже понять поведение и поступки людей. На собственном опыте ребёнок может ощутить что такое «плохо» и что такое «хорошо». Сказку можно подобрать под любую самую сложную ситуацию, в игровой манере мы можем ненавязчиво научить ребёнка нормам поведения, признанным в обществе, моральным заповедям. Погружение в сказочный мир позволяет ребёнку использовать речевой аппарат намного активнее. В обычном общении ребёнок привыкает пользоваться лишь небольшим объёмом слов, интонаций и выражений. В такой ситуации объём используемых слов и выражений быстро беднеет, делая интеллект и речь ребёнка маловыразительным и скучным. Напротив, во время проведения сеанса ребёнок, подражая героям, часто пользуется яркими красивыми речевыми оборотами. Это даёт прекрасную возможность овладеть родной речью. Воспитатель берёт в помощники сказку, потому что она богата живыми красивыми оборотами, меткими сравнениям.

         Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждать их к речевому контакту. Это наиболее эффективный способ коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

 В результате активизируются и совершенствуются словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи. Сказка прекрасное творение искусства. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем возрасте, как только начинает говорить. Сказка есть в каждом доме.

С помощью сказок родители передают ребенку ценности и убеждения, обычаи и способы поведения. Но самое главное – с помощью сказок они ненавязчиво формируют сценарий, по которому будет развиваться вся дальнейшая жизнь малыша. Через сказку легко объяснить ребенку первые и главные понятия нравственности: что такое "хорошо" и что такое "плохо". В сказке все герои делятся на хороших и плохих, добрых и злых. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла. Таким образом, именно через сказку малыш начинает познавать мир.

         Мир сказки полон «живых предметов», необычных явлений. Животные говорят и действуют, как люди, неживые предметы обладают психикой и «душой». Самые удивительные события, необычайные превращения - обычны в сказке.

         Восприятия окружающего мира у детей раннего возраста разнообразно. Дети к неодушевленным предметам относятся, как к одушевленным, и наоборот, к одушевленным, как к неодушевленным. В этом особом мире ребенок легко и просто осваивает связи явлений, овладевает большим запасом знаний, научное, «взрослое» понимание которых ему еще недоступно. В самом деле, как научно объяснить малышу происхождение ветра, как ответить, почему звезды не падают на землю, как вести его в мир борьбы между добром и злом? А в сказке это легко и просто.

        Сказкотерапия не имеет возрастных ограничений. Данный метод при работе с малышами выполняет несколько основных функций: развлекательную, обучающую и успокаивающую. Его воздействие на детей часто оказывается более эффективным, чем просьбы родителей.

        Под влиянием сказкотерапии, ребёнок корректирует своё поведение мягко и без потрясений. С ее помощью можно воспитывать, преодолевать негативные черты характера и поведения ребенка. Сказки обязательно должны подходить ребенку по возрасту.В два года ребенок может удерживать в памяти просты действия сказочных персонажей, у детей появляется интерес к сказке. Желательно, чтобы сказки были простые и сюжетные. Например, сказки «Теремок»,«Колобок», «Репка» - очень простые и доступные для понимания и восприятия сюжетного процесса малышами раннего возраста.

        Уже в группе ясельного возраста дети с помощью воспитателя разыгрывают народные песенки, потешки. Мир сказки детям ясельного возраста близок: первые сказки им читают мама и папа, бабушки и дедушки. Детская сказка – это общение с малышом на понятном ему языке, это первые безопасные уроки жизни. С помощью сказок родители передают ребенку ценности и убеждения, обычаи и способы поведения.

        Сказка для ребенка - это маленькая жизнь, полная ярких красок, чудес и приключений. Каждая история о дружбе, помощи доброте, любви ко всему живому. Питает ум, учит мыслить, развивает. Сказки развивают память и внимание. Они дают ребенку чувство психологической защищенности, так как  имеют в своём сюжете доброту, мудрость, что дает ребенку положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и тревогу.

         Чтобы вы почувствовали себя профессионалом и ваши сказки действительно приносили пользу для развития и воспитания, давайте поглубже рассмотрим варианты упражнений.

Упражнения

  - После сказки обязательно проведите беседу с ребенком. Выясните его отношение к событиям и героям, почему именно так, а не иначе развиваются события. Не навязывайте свою точку зрения, но старайтесь умело направить мысли малыша в нужное русло. Позвольте ребенку самому решить почему герои поступили именно так, как в сказке. Пусть он устанавливает причинно-следственные связи сам. Свое взрослое мнение на время припрячьте, даже если оно очень правильное. Дети -  наша копия, но не стопроцентная. Позвольте развиваться индивидуальности.

   - После прочтения сказки можно рисовать или лепить по мотивам прослушанного. Обратите внимание на цвет и форму творческого продукта ребенка. Так вы сможете узнать о сомнениях и страхах. Такая скрытая диагностика. Вы же уже почти спец в психологии!

Позвольте ребенку пофантазировать и рассказать вам сказку. Определитесь с темой и вперед по стопам Пушкина. Можно сочинять вместе, вести импровизированные диалоги «по ролям».

    - Если накануне малыш не знал, как правильно поступить, рассказывая сказку, поставьте вымышленных героев в подобную ситуацию. Возможно, ребенку проще будет придумать, как поступит большой и сильный медведь, чем предположить свои действия.

   - Ваш малыш становится агрессивным? Постарайтесь через сказку показать, что есть мирные способы решения конфликтов. Продемонстрируйте ему добрые отношения, чем чревато злое отношение к людям. Через методику сказкотерапии у вас есть возможность формировать новую модель поведения. Не пугайтесь терминологии, это для того, чтобы вы оценили эффективность и серьезность старинного и доброго метода.

   - Вы устали за день и ваш мозг отказывается фантазировать. Поверим. Не расстраивайтесь, вспомните ваше розовое детство, откройте книгу, Интернет. Сказа– это вымысел с умыслом. Как легко получается иногда сочинить историю для начальства в ситуации с опозданием на работу. Ну? И вы можете быть сказочником. В любом случае, всегда есть возможность довериться профессионалам. Чуковский, Сутеев, народные сказки– список бесконечный.

   - Мы с вами выросли на произведениях, в которых традиционно участвовали животные, феи и волшебники. Возможно, вашему ребенку будет интереснее рассказать сказку про Лунтика, Смешарика и прочих необычных для взрослых героев. Не беда, вы же не закостенелый консерватор и уверенно идете в ногу со временем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Организация подвижных игр с детьми раннего возраста»

Консультация для родителей "Организация подвижных игр с детьми раннего возраста"...

Сказкотерапия в работе с детьми раннего возраста

Сказкотерапия в работе с детьми раннего возраста...

Сказкотерапия в работе с детьми раннего возраста

Сказка – замечательный жанр, который активно используют в работе с дошкольниками и родители, и воспитатели. Востребована и популярна сказкотерапия для детей, позволяющая в легкой ненавязчивой фо...

Консультация для педагогов "Сказкотерапия в работе с детьми раннего возраста"

Малыши уже в раннем возрасте склонны к творческой деятельности, через которую они познают окружающий мир. Самый распространенный вид детского творчества - это театрализованная деятельность. ...

Консультация для воспитателей "Бизиборд в работе с детьми раннего возраста"

Бизиборд – уникальное пособие, которое успешно используется для игр и развития детей. Известный педагог и психолог Мария Монтессори первая доказала значимость игр в развитии детей с различными б...