Мастер-класс «Трансформация предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС»
материал

Шенеман Татьяна Анатольевна

Если развивающее пространство организовано грамотно, то детский сад будут покидать дети, проявляющие самостоятельность, способные выбрать себе занятие, учитывать интересы и чувства других.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл transformatsiya_pr-razv_sredy.docx18.9 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Трансформация предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС»

Актуальность:   Предметно-развивающая среда в современном дошкольном учреждении обустроена таким образом, чтобы эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка. По этой причине одно из требований ФГОС для детских садов – трансформируемость пространства.

Цель: Создание предметно-развивающей среды, комфортных и благоприятных условий для полноценного развития детей дошкольного возраста, формирования основ базовой культуры личности, всестороннего развития психических и физических качеств в соответствии с ФГОС ДО.

Задачи:

1. Изучить и внедрить в практику новые подходы к организации предметно-развивающей среды, обеспечить полноценное развитие дошкольников.

2. Организовать развивающую среду, способствующую эмоциональному и психическому благополучию в своевременном всестороннем развитии каждого ребенка с учетом их потребностей, наклонностей и интересов.

3. Создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой)

Уважаемые коллеги, я рада  приветствовать вас  на мастер-классе «Трансформация предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС»

Известный российский педагог, крупнейший специалист по дошкольному воспитанию детей - Елизавета Ивановна Тихеева писала: «Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы  в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира»…

Среда, в которой находятся дети, влияет на их воспитание и развитие в целом. Пространство в группах  в основном используют  одинаково. К примеру, в комнате справа у стены стоят столы для занятий, слева мягкие модули, а в дальнем углу игрушки. И так каждый день. Подобная обстановка не мотивирует детей и не располагает к творчеству. Трансформируемая среда позволит педагогам создавать внутри одной комнаты пространство под разные задачи и не ограничиваться стандартной расстановкой мебели. Взрослые вместе с детьми могут менять облик помещения, по желанию превращая его в игровую комнату, комнату для занятий или зону отдыха.

Создавая трансформируемую среду в детском саду, важно показать детям, что с пространством тоже можно играть и преобразовывать. Для этого делим помещение на зоны и оборудуем его подходящей мебелью.

Разделение группового пространства на зоны поможет эффективнее использовать помещение. Каждая часть комнаты выполняет свои функции, но при необходимости зоны можно объединять, увеличивая пространство, например для игры или, наоборот, для проведения занятий, где детей ничего не будет отвлекать.

Трансформируемое пространство должно обеспечивать возможность общения детей и взрослых, а также удовлетворять потребность в уединении. В группе должен быть создан уголок уединения, в котором  ребенок, в любой необходимый для него момент, может отлучиться.

Создать среду, в которой дети смогут вести себя максимально естественно, и открыто поможет мебель. Столы, передвижные модули, стулья и бескаркасную мебель можно расставить в помещении в зависимости от поставленных задач.

Для групповых занятий достаточно соединить или разъединить столы и получится большое рабочее пространство, а после занятий столы задвигаются, освобождая место для другой деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод, что трансформируемость образовательной среды в детском саду предполагает больше свободы действий. Но это не значит, что в группе будет хаос. Воспитатель контролирует процесс, создает условия и направляет детей. Если развивающее пространство организовано грамотно, то детский сад будут покидать дети, проявляющие самостоятельность, способные выбрать себе занятие, учитывать интересы и чувства других.

Сегодня я предлагаю вам, создать предметно-развивающую среду,  соблюдая все требования, предъявляемые к предметно-развивающей среде группы.

Создавая развивающую предметно-пространственную среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать то, что она должна быть:

1) Содержательно-насыщенной (т.е., соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы);

2) Трансформируемой (т.е., предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей);

3) Полифункциональной (т.е., возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды);

4) Вариативной (т.е., наличие в группе различных пространств, а также периодическую сменяемость игрового материала, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей);

5) Доступной (т.е., свободный доступ всех воспитанников, посещающих группу, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды активности);

6) Безопасной (т. е., все элементы среды должны быть надёжны и безопасны в их использовании).

Для проведения мастер-класса возьмем стандартное наполнение игровой комнаты в ДОУ.

- малогабаритная мебель;

- мягкие модули;

- экспериментальная зона;

- стулья;

- ширма;

- столы.

Уважаемые коллеги, и первое что мы трансформируем, это будут – стулья.

Варианты использования стульчиков:

Поставив их полукругом, я организовала вас на беседу.

Расставлю стулья,  размещу на которых  карточки  с геометрическими фигурами,  для проведения дидактической игры «Найди пару».

Теперь поставлю стулья в кружок,  организую подвижную игру «Займи место».

Поставим стулья парами, можно организовать сюжетно-ролевую игру «Автобус».

Вот так быстро, на примере стульчиков, мы трансформировали среду для разных видов деятельности.

Сейчас разделимся на группы и попробуем  вместе трансформировать среду группы. Для выполнения задания можно использовать все необходимые материалы из разных зон группы.

Задание для 1 группы

Варианты использования малогабаритной мебели:

- дидактические игры;

- сюжетно-ролевые игры;

Задание для 2 группы

Варианты использования мягких модулей:

- дидактические игры;

- на физкультурных занятиях;

- конструирование;

- сюжетно-ролевые игры.

Задание для 3 группы

Варианты использования экспериментальной зоны:

- экспериментальная деятельность;

- развитие мелкой моторики рук.

Задание для 4 группы

Варианты использования ширмы:

- сюжетно-ролевые игры;

- театрализованные игры (кукольный театр);

- зона уединения;

- использование в виде стенда;

- разделение пространства по интересам.

Уважаемые коллеги, огромное спасибо за ваши творческие решения в трансформации предметно-развивающей среды.

А можно узнать, как бы вы использовали столы, помимо рабочей зоны?

Варианты использования столов:

- рабочая зона;

Выслушать предложения.

Спасибо за ваши предложения.

Приложив немного усилий и фантазии можно создать  действительно многофункциональное пространство, которое  поможет создать благоприятные условия для развития познавательных процессов, интеллектуального развития детей, а также творческой активности различных видах деятельности, как того требует в ФГОС ДО.

И как писала Е.И. Тихеева: «Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди нее ребенок будет жить – развиваться собственно самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы»…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Предметно- развивающая среда в ДОУ в соответствие с ФГОС ДО»

Материал предназначен для воспитателей детских садов, которые работают по программе "Детство"....

Предметно-развивающая пространственная среда в детском саду в рамках ФГОС

Организация развивающей предметно-пространственной среды, с учетом требований ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учето...

Мастер-класс «Применение технического творчества в дошкольном образовательном учреждении в соответствии с ФГОС»

laquo;Развитие технического творчества и конструктивной деятельности дошкольников через Тико-моделирование»      Современные дети живут в эпоху активной информатизации и роб...

Мастер-класс. Презентация "Как оборудовать физкультурный центр в группе в соответствии с ФГОС ДО"

Цель: обеспечение и регулирование уровня двигательной активности детей в режиме дня...

Мастер – класс: «Использование «Куба – трансформера» для патриотического воспитания дошкольников в соответствии с ФГОС ДО «Патриотизм начинается с детства»

Мастер – класс: «Использование «Куба – трансформера» для патриотического воспитания дошкольников в соответствии с ФГОС ДО «Патриотизм начинается с детства»....