Технология ТРИЗ в развитии детей дошкольного возраста.
консультация

Барсукова Светлана Анатольевна

Знакомство педагогов с технологией ТРИЗ

(Обмен опытом)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Знакомство педагогов с технологией ТРИЗ

(Обмен опытом)

Воспитатель МБОУ «ООШ» п. Кузьёль:

                                                              Барсукова Светлана Анатольевна

Цель: Технология ТРИЗ в развитии детей дошкольного возраста.

Одной из эффективных педагогических технологий для развития детей является ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач. Она возникла в нашей стране в  50-х  годах  усилиями выдающегося российского учёного, изобретателя, писателя – фантаста Генриха Сауловича Альтшуллера. ТРИЗ представляет собой уникальный инструмент для поиска оригинальных идей, развития творческой личности, доказательством того, что творчеству можно и нужно обучать.

Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.

Одной из приоритетных задач в образовании является развитие речи дошкольников. Речь у детей с каждым годом ухудшается, и педагоги вынуждены искать новые и наиболее эффективные методы, вызывающие интерес у детей дошкольного возраста.

 Именно методы ТРИЗ-РТВ (развитие творческого воображения) позволили создать методики по развитию речи дошкольника, которые наилучшим образом позволяют педагогам решать проблемы речевого развития.

методы ТРИЗ – технологии:

-обучение детей творческому рассказыванию по картине;

-работа с противоречием;

-обучение дошкольников составлению логических рассказов по - серии картинок;

-методика формирования у дошкольников классификационных навыков;

-обучение детей сочинительству и словотворчеству;

-обучение детей приемам фантазирования.

Как проводится «Организованная образовательная деятельность»

От лица игрушки  задаю детям проблемные вопросы, провожу обучающие диалоги по теме занятия.

 Игрушка активно выражает свое мнение,  спрашивает и уточняет непонятное, порой ошибается, запутывается. Детское стремление общаться и помогать ей существенно увеличивает активность и заинтересованность. Одно условие - игрушка должна быть необычной и оригинальной. В конце занятий подвожу итоги для того, чтобы обучить детей навыкам рефлексивного анализа:

  • Чем занимались?
  • Что узнали нового?
  • Что было самым интересным?
  • Что осталось не понятным?  и  т.д.

Итоги  ООД  подвожу в самых разнообразных игровых формах.

  • Игра «Доскажи словечко»
  • «Волшебная шкатулка» (положи в копилочку то, что узнал сегодня)
  • Игра «Расскажи другу новости»
  • Нарисуй самое интересное, расскажи что нарисовал.

Или зарисуй то, что считаешь нужным.

И т. д.

Каждый день работа с детьми -  это поиск. Нужно стараться не  сообщать детям решение задачи, а учить ее находить. Мне очень нравится начинать ООД с «мозгового штурма», эта игра активизирует работу мозга и настраивает ребенка на поисковую деятельность.  

 Нужно помнить, что каждое занятие с детьми - проблемы, поиски, цепочки вопросов:

  • Как?
  • Откуда?
  • Зачем?
  • Для чего?
  • Чем можно заменить?
  • Чем хорош?  Чем плох?
  • Чем полезен?  Чем неудобен?
  • Что делать?
  • Где можно использовать?
  • Как быть, если…?

– все это и есть работа с элементами ТРИЗ. На занятиях с детьми я стараюсь в каждом предмете видеть пользу и вред, хорошее и плохое. От противоречий нельзя уйти, их надо решать или разрешать. Начало мысли, начало интеллекта там, где ребенок видит противоречие, «тайну двойного». Как решать противоречия? Для этого есть много приемов, например, «дробление-объединение», разрешение противоречия во времени, пространстве.

На прогулке я часто использую прием «Фантазирования»   т.е. метод «типовые приёмы фантазирования (ТПФ)»:

  • оживление,
  • изменение законов природы,
  • увеличение,
  • уменьшение и т.д.

Например: Оживим дерево: кто его мама? Кто его друзья? Какой бывает характер у дерева?  Применяю прием эмпатии – дети представляют себя на месте объекта наблюдения:

  • «А что если бы ты превратился в бабочку?
  • О чем ты мечтаешь?
  • Кого ты боишься?» и т. д.

На прогулках с детьми придумываем загадки, рисуем песком, рисуем палочками на песке, (снегу)? Что получилось? Почему?   Интересно наблюдать с детьми за одним предметом в разное время суток, когда солнце светит с разных сторон, как падает тень… Это своеобразное общение с  природой живой и неживой помогает детям увидеть тайны изменений, превращений. Дети делают самостоятельный вывод, что все, что вокруг нас движется, изменяется, на кого-то или что-то похоже. Эти открытия раскрепощают детей, позволяют снять боязнь перед новым, неизвестным.

Детям очень нравится метод ТРИЗ, «метод обоснования новых идей» сочинять и фантазировать сказки.

Таким образом, использование технологии ТРИЗ,  учит детей нестандартно мыслить, создавать собственные творения, развивают свою фантазию и речь. Я считаю, что занятия с применением элементов ТРИЗ у детей снимают чувство скованности, преодолевая застенчивость, постепенно развивается фантазия, логика мышления, воображение. ТРИЗ дает детям возможность проявлять свою индивидуальность.

И это хорошо видно в деятельности детей в ООД. Дети стали более активными, раскрепощенными, часто предлагают свои идеи, способы действия.

Конечно, родители – наши союзники и помощники. Если ребенок видит, что в садике так интересно что-то придумывать, то ему хочется заняться этим и дома. И тут на помощь приходят родители. А чтобы родитель были помощниками, они должны быть компетентными в этой сфере. Поэтому я провожу:

• индивидуальные консультации;

• мастер- классы по изготовлению пособий;

• творческие домашние задания.

Дети, играя в ТРИЗ, видят мир во всем его многоцветии, многогранности, многообразии. ТРИЗ учит детей находить позитивные решения возникающих проблем, что очень пригодится ребенку и в школе, и во взрослой жизни. Не надо плакать и огорчаться, если тебе достался кислый лимон, - сделай из него лимонад. И может быть, тогда в мире станет на одного несчастного меньше!

Решая различные проблемы вместе с детьми, мы приближаемся к миру более гармоничному и совершенному. И наша задача - поддержать и обеспечить развитие творческих и речевых способностей дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные технологии контроля за развитием детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Современные технологии контроля  за развитием детей дошкольного возраста представляют собой систему мониторинговых, диагностических исследований физических, интеллектуальных и ...

Современные технологии логико-математического развития детей дошкольного возраста"

консультация ля воспитателей "Современные технологии логико-математического воспитания детей дошкольного возраста"...

Игровые технологии как основа развития детей дошкольного возраста

«Игра – ведущий вид деятельности для ребёнка» - эта фраза известна каждому педагогу. Ребёнок развивается в игре, обучающий материал, преподнесённый через игру усваивается лучше, запоминается на дольше...

Методическая разработка "Реализация ФГОС через игровую технологию интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста"

Ориентированность федерального государственного образовательного стандарта и образовательной программы на психолого-педагогическую поддержку позитивной социализации, на развитие личности и реализацию ...

Методическая разработка "Реализация ФГОС через игровую технологию интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста"

Ориентированность федерального государственного образовательного стандарта и образовательной программы на психолого-педагогическую поддержку позитивной социализации, на развитие личности и реализацию ...

Использование ТРИЗ-технологии для познавательного развития детей дошкольного возраста

Презентация подготовлена для выступления на педагогическом посвете для воспитателей. В ней рассмотрены разнообразные дидактические игры и методы ТРИЗ-технологии. А также, указано, в какой возрастной г...

Использование технологии ТРИЗ в обучении детей дошкольного возраста

Использование технологии ТРИЗ в обучении детейдошкольного возраста...