Индивидуальная программа профессионального роста педагога "Внедрение ТРИЗ технологий для всестороннего развития детей дошкольного возраста"
методическая разработка

Индивидуальная программа профессионального роста педагога

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей №36 «Малышок»

Индивидуальная программа профессионального роста педагога

Столетовой Натальи Анатольевны.

Тема самообразования

Внедрение ТРИЗ технологий для всестороннего развития детей дошкольного возраста.

начало работа над темой: сентябрь  2024 г.

окончание  работы  над темой: май 2027 г.

Канск 2024г.

Актуальность.

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях,  согласно вступившему в силу ФГОС – воспитание нового поколения детей,  обладающих высоким творческим потенциалом.

Практика показала необходимо применение новых форм, методов и технологий.   

Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ – Теория решения изобретательских задач. Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям  возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми.

ТРИЗ – технология, как универсальный инструментарий можно использовать практически во всех видах деятельности (как в образовательной, так и в играх и режимных моментах. Технология даёт возможность каждому ребёнку проявить свою индивидуальность, учит дошкольников нестандартному мышлению.

На третьем году жизни у ребенка активно развиваются все познавательные процессы, в том числе и мышление, которое имеет наглядно-действенный характер. А к концу третьего года жизни, как утверждают ведущие деятели ТРИЗ технологии, ребенок начинает фантазировать в «уме», при этом происходят попытки использовать предметы-заместители в процессе игровой деятельности.

Что же нужно сделать для того, чтобы дети умело владели технологией ТРИЗ?

Чтобы успешно применять ТРИЗ в детском саду, педагогу важно самому хорошо разбираться в таких понятиях как принцип противоречий, использование всех ресурсов, идеальный конечный результат и так далее.

Работая с детьми 3-4 лет, следует систематизировать материал, который позволит решать задачи развития творческих способностей малышей в процессе игровой деятельности с помощью ТРИЗ технологии.

Цель: создание педагогических условий для всестороннего развития детей с использованием  ТРИЗ технологий.

Задачи:

1.Развивать у детей самостоятельность.

2.Развивать речевую активность, обогащать словарный запас,  слуховое и зрительное восприятие.

3.Развивать память, внимание, воображение, эмоциональную отзывчивость.

4.Развивать умение рассказывать о предмете с опорой на  иллюстрацию.

5.Формировать умения составлять простые предложения и отвечать на вопрос.

План работы над темой:

Этапы

Содержание работы

Сроки

Организационно-ознакомительный

Постановка проблемы.

Подбор и изучение методической литературы и нормативно-правовой документации.

Определение целей и задач

Планирование работы по самообразованию.

Сентябрь 2024г.

Основной (практический)

Теоретическое изучение проблемы (знакомство с предметом, выборочное изучение, анализ и самооценка результатов).

Практическая деятельность: применение знаний, умений, навыков на практике: изготовление пособий и атрибутов, организация и проведение практической работы с детьми, родителями и педагогами.

Составление плана работы с детьми.

Практическая деятельность по реализации творческого плана.

Сентябрь 2024

Сентябрь 2024 –Май 2027

Заключительный

Подведение итогов

Составление презентации о проведенной работе (мероприятиях)

Представление материалов на педсоветах, семинарах ДОУ, ГМО воспитателей, открытых занятиях, рекомендации для педагогов для дальнейшего применения в своей работе.

В течение окончания каждого учебного года.

Литература по теме самообразования:

Время работы с материалом

Название, автор

Источник (сайт, издательство, год издания)

Результат

В течение всего периода работы над данной темой.

Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред., Вераксы Н.Е., Комаровой Т.А., Васильевой М.А.

Москва Мозаика – Синтез, 2013г

Изучение возрастных особенностей детей.

В течении периода работы над темой

Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука

Москва. Сов. Радио, 1979.- Кибернетика.

Изучение технологии.

Сентябрь 2024

Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошк. Учреждений

Серия или выпуск: - Издательство: Минск: ИВЦ Минфина Год: 2007 Страниц: 112 Язык: Русский

изучение игровых технологии.

Ноябрь 2024-май 2025

Г. С. Альтшул.пер, Б. Л. Злотин, А. В. Зусман, В. И. Филатов и т.д.

Оформление. Москва, Андрухина, 1989

Изучение методической литературы технологии ТРИЗ

В течение всего периода работы над темой.

Дьяченко О.М, Агаева Е.Л. и др. Чего на свете не бывает? Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет

Подгорных О.М. Формирование целостной картины мира детей. Занятия с применением технологии ТРИЗ. Вторая  младшая группа.

М.: Просвещение, 1991. – 64 с.

Издательство «Учитель» издание 2-е, исправленное 2020г..- 123 с.

Подбор игр согласно возрастных особенностей детей.

Подбор игр согласно возрастных особенностей детей.

На протяжении всего периода работы над темой

Интернет сайты

Поэтапно-творческий перспективный план

на 2024-2025 учебный год

1

Заседание творческой группы.

Изучение технологии

Сентябрь 2024г.

2

Семинар. Теоретические аспекты технологии ТРИЗ.

Знакомство с 1 этапом работы.

Октябрь  2024г.

3

Заседание творческой группы.

Подготовка к семинару практикуму.

2,3 этапы работы

Ноябрь 2024г.

4

Семинар-практикум для  педагогов ДОУ

Знакомство со 2,3 этапами работы.

Ноябрь

2024г.

5.

Представление открытого занятия по использованию в работе технологии ТРИЗ с младшими дошкольниками в рамках открытого методического дня.

Подготовила и провела открытое занятие в рамках открытого методического дня

Декабрь  2024г.

6.

Мастер – класс для родителей по изготовлению игровых пособий  ТРИЗ

Подготовка и проведение мастер – класса для родителей  «Игры технологии ТРИЗ в саду и дома»

Январь 2025г.

7

Выставка пособий, изготовленных совместно с родителями

Подготовила выставку пособий

Январь 2025г.

Творческое сотрудничество: со старшим воспитателем, с воспитателями группы.

Поэтапно-творческий перспективный план

на 2025-2026 учебный год

1

Октябрь - декабрь 2025г.

Внедрение игр в образовательную деятельность 1 этапа технологии ТРИЗ

- игры серии Да/нет

- игра «Что умеет делать?»

- игра «Хорошо - плохо»

- игра « Часть - целое» Синектика

- игра «Один - много»

-игра «Узнай меня»

Игры и упражнения могут меняться в зависимости от темы недели, интересов детей.

2

Январь 2026 -  май 2026

Внедрение игр в образовательную деятельность  2 этапа технологии ТРИЗ

- игра «На что похоже?» Ассоциации

- игра «Волшебный светофор»

-игра «Все в мире перепуталось»

- игра «Мозговой штурм»

- игра «Кем был раньше?»

Игры могут применяться в разных режимных моментах.

Использоваться в НОД  разной направленности.

3

Январь  2026

Подготовка и проведение мастер – класса для родителей  «Игры технологии ТРИЗ в саду и дома»

4

Март  2026

Показ НОД с элементами ТРИЗ технологии с  детьми  дошкольного возраста.

5

Май 2026

Отчет на педагогическом совете о применении ТРИЗ технологии в группе с детьми 4-5 лет.

Поэтапно-творческий перспективный план

на 2026-2027 учебный год

1

Сентябрь 2026- декабрь 2026

Продолжение  внедрения игр 2 этапа технологии ТРИЗ в образовательной деятельности

- игра «Складные картинки) усложнение на описание

- игра «Придумай простое предложение»

- игра «Раньше-позже» (от 5 до 10 картинок) поэтапное составление рассказа, пересказ сказки

- «Придумай предложение» (с усложнением построения предложения)

2

Январь 2027 - май 2027

Продолжение применения игр 1 и 2 этапов в индивидуальной и самостоятельной деятельности, построение ОД с использованием игр ТРИЗ технологии

4

Март 2027

Участие в недели педагогического мастерства. Показ ОД с элементами ТРИЗ технологии

5

Май 2027

Отчет на педагогическом совете о применении ТРИЗ технологии в группе

На протяжении всего периода использование данной темы: создание тематических игр,  раздаточного материала к играм, пополнение альбомов предметными картинками.

Практическое представление опыта работы по данной теме.

2024г.- показ НОД с применением игр ТРИЗ технологии в рамках недели педагогического мастерства;

2025г.-  участие в проведении семинара – практикума для педагогов ДОУ.

2025г. - проведение мастер – класса для родителей по теме  «Игры технологии ТРИЗ в саду и дома»

2025г.- показ НОД с применением игр ТРИЗ технологии в рамках открытого методического дня

2025 г.- Отчет на педагогическом совете о применении ТРИЗ технологии в группе с детьми 3-4 лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация опыта работы "«Всестороннее развитие детей дошкольного возраста посредством применения игровых технологий»

В представленном опыте работы описывается результаты применения игровых технологий в образовательном процессе ДОУ...

Использование ТРИЗ-технологии для познавательного развития детей дошкольного возраста

Презентация подготовлена для выступления на педагогическом посвете для воспитателей. В ней рассмотрены разнообразные дидактические игры и методы ТРИЗ-технологии. А также, указано, в какой возрастной г...

Скалодром, как инновационная технология всестороннего развития детей дошкольного возраста

         Любая инновация представляет собой не что иное, как создание и последующее внедрение  нового компонента, вследствие чего происходят качественные изменения...

Индивидуальный план по самообразованию "Сказкотерапия как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста"

Сказка как жанр художественной литературы находит применение в различных областях работы с детьми. Показатели речи и свойства личности взаимосвязаны и они должны быть в центре внимания взрослых, забот...

Программа дополнительного образования "Су-Джок технология в речевом развитии детей дошкольного возраста"

В последнее время наблюдается тенденция к увеличению количества детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. Развитие мелкой моторики рук у дошкольников положительно влияет на ...