Индивидуальная программа профессионального роста педагога "Внедрение ТРИЗ технологий для всестороннего развития детей дошкольного возраста"
методическая разработка
Индивидуальная программа профессионального роста педагога
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей №36 «Малышок»
Индивидуальная программа профессионального роста педагога
Столетовой Натальи Анатольевны.
Тема самообразования
Внедрение ТРИЗ технологий для всестороннего развития детей дошкольного возраста.
начало работа над темой: сентябрь 2024 г.
окончание работы над темой: май 2027 г.
Канск 2024г.
Актуальность.
Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, согласно вступившему в силу ФГОС – воспитание нового поколения детей, обладающих высоким творческим потенциалом.
Практика показала необходимо применение новых форм, методов и технологий.
Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ – Теория решения изобретательских задач. Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми.
ТРИЗ – технология, как универсальный инструментарий можно использовать практически во всех видах деятельности (как в образовательной, так и в играх и режимных моментах. Технология даёт возможность каждому ребёнку проявить свою индивидуальность, учит дошкольников нестандартному мышлению.
На третьем году жизни у ребенка активно развиваются все познавательные процессы, в том числе и мышление, которое имеет наглядно-действенный характер. А к концу третьего года жизни, как утверждают ведущие деятели ТРИЗ технологии, ребенок начинает фантазировать в «уме», при этом происходят попытки использовать предметы-заместители в процессе игровой деятельности.
Что же нужно сделать для того, чтобы дети умело владели технологией ТРИЗ?
Чтобы успешно применять ТРИЗ в детском саду, педагогу важно самому хорошо разбираться в таких понятиях как принцип противоречий, использование всех ресурсов, идеальный конечный результат и так далее.
Работая с детьми 3-4 лет, следует систематизировать материал, который позволит решать задачи развития творческих способностей малышей в процессе игровой деятельности с помощью ТРИЗ технологии.
Цель: создание педагогических условий для всестороннего развития детей с использованием ТРИЗ технологий.
Задачи:
1.Развивать у детей самостоятельность.
2.Развивать речевую активность, обогащать словарный запас, слуховое и зрительное восприятие.
3.Развивать память, внимание, воображение, эмоциональную отзывчивость.
4.Развивать умение рассказывать о предмете с опорой на иллюстрацию.
5.Формировать умения составлять простые предложения и отвечать на вопрос.
План работы над темой:
Этапы | Содержание работы | Сроки |
Организационно-ознакомительный | Постановка проблемы. Подбор и изучение методической литературы и нормативно-правовой документации. Определение целей и задач Планирование работы по самообразованию. | Сентябрь 2024г. |
Основной (практический) | Теоретическое изучение проблемы (знакомство с предметом, выборочное изучение, анализ и самооценка результатов). Практическая деятельность: применение знаний, умений, навыков на практике: изготовление пособий и атрибутов, организация и проведение практической работы с детьми, родителями и педагогами. Составление плана работы с детьми. Практическая деятельность по реализации творческого плана. | Сентябрь 2024 Сентябрь 2024 –Май 2027 |
Заключительный | Подведение итогов Составление презентации о проведенной работе (мероприятиях) Представление материалов на педсоветах, семинарах ДОУ, ГМО воспитателей, открытых занятиях, рекомендации для педагогов для дальнейшего применения в своей работе. | В течение окончания каждого учебного года. |
Литература по теме самообразования:
Время работы с материалом | Название, автор | Источник (сайт, издательство, год издания) | Результат |
В течение всего периода работы над данной темой. | Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред., Вераксы Н.Е., Комаровой Т.А., Васильевой М.А. | Москва Мозаика – Синтез, 2013г | Изучение возрастных особенностей детей. |
В течении периода работы над темой | Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука | Москва. Сов. Радио, 1979.- Кибернетика. | Изучение технологии. |
Сентябрь 2024 | Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошк. Учреждений | Серия или выпуск: - Издательство: Минск: ИВЦ Минфина Год: 2007 Страниц: 112 Язык: Русский | изучение игровых технологии. |
Ноябрь 2024-май 2025 | Г. С. Альтшул.пер, Б. Л. Злотин, А. В. Зусман, В. И. Филатов и т.д. | Оформление. Москва, Андрухина, 1989 | Изучение методической литературы технологии ТРИЗ |
В течение всего периода работы над темой. | Дьяченко О.М, Агаева Е.Л. и др. Чего на свете не бывает? Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет Подгорных О.М. Формирование целостной картины мира детей. Занятия с применением технологии ТРИЗ. Вторая младшая группа. | М.: Просвещение, 1991. – 64 с. Издательство «Учитель» издание 2-е, исправленное 2020г..- 123 с. | Подбор игр согласно возрастных особенностей детей. Подбор игр согласно возрастных особенностей детей. |
На протяжении всего периода работы над темой | Интернет сайты |
Поэтапно-творческий перспективный план
на 2024-2025 учебный год
1 | Заседание творческой группы. | Изучение технологии | Сентябрь 2024г. |
2 | Семинар. Теоретические аспекты технологии ТРИЗ. | Знакомство с 1 этапом работы. | Октябрь 2024г. |
3 | Заседание творческой группы. | Подготовка к семинару практикуму. 2,3 этапы работы | Ноябрь 2024г. |
4 | Семинар-практикум для педагогов ДОУ | Знакомство со 2,3 этапами работы. | Ноябрь 2024г. |
5. | Представление открытого занятия по использованию в работе технологии ТРИЗ с младшими дошкольниками в рамках открытого методического дня. | Подготовила и провела открытое занятие в рамках открытого методического дня | Декабрь 2024г. |
6. | Мастер – класс для родителей по изготовлению игровых пособий ТРИЗ | Подготовка и проведение мастер – класса для родителей «Игры технологии ТРИЗ в саду и дома» | Январь 2025г. |
7 | Выставка пособий, изготовленных совместно с родителями | Подготовила выставку пособий | Январь 2025г. |
Творческое сотрудничество: со старшим воспитателем, с воспитателями группы.
Поэтапно-творческий перспективный план
на 2025-2026 учебный год
1 | Октябрь - декабрь 2025г. | Внедрение игр в образовательную деятельность 1 этапа технологии ТРИЗ - игры серии Да/нет - игра «Что умеет делать?» - игра «Хорошо - плохо» - игра « Часть - целое» Синектика - игра «Один - много» -игра «Узнай меня» | Игры и упражнения могут меняться в зависимости от темы недели, интересов детей. |
2 | Январь 2026 - май 2026 | Внедрение игр в образовательную деятельность 2 этапа технологии ТРИЗ - игра «На что похоже?» Ассоциации - игра «Волшебный светофор» -игра «Все в мире перепуталось» - игра «Мозговой штурм» - игра «Кем был раньше?» | Игры могут применяться в разных режимных моментах. Использоваться в НОД разной направленности. |
3 | Январь 2026 | Подготовка и проведение мастер – класса для родителей «Игры технологии ТРИЗ в саду и дома» | |
4 | Март 2026 | Показ НОД с элементами ТРИЗ технологии с детьми дошкольного возраста. | |
5 | Май 2026 | Отчет на педагогическом совете о применении ТРИЗ технологии в группе с детьми 4-5 лет. |
Поэтапно-творческий перспективный план
на 2026-2027 учебный год
1 | Сентябрь 2026- декабрь 2026 | Продолжение внедрения игр 2 этапа технологии ТРИЗ в образовательной деятельности - игра «Складные картинки) усложнение на описание - игра «Придумай простое предложение» - игра «Раньше-позже» (от 5 до 10 картинок) поэтапное составление рассказа, пересказ сказки - «Придумай предложение» (с усложнением построения предложения) | |
2 | Январь 2027 - май 2027 | Продолжение применения игр 1 и 2 этапов в индивидуальной и самостоятельной деятельности, построение ОД с использованием игр ТРИЗ технологии | |
4 | Март 2027 | Участие в недели педагогического мастерства. Показ ОД с элементами ТРИЗ технологии | |
5 | Май 2027 | Отчет на педагогическом совете о применении ТРИЗ технологии в группе |
На протяжении всего периода использование данной темы: создание тематических игр, раздаточного материала к играм, пополнение альбомов предметными картинками.
Практическое представление опыта работы по данной теме.
2024г.- показ НОД с применением игр ТРИЗ технологии в рамках недели педагогического мастерства;
2025г.- участие в проведении семинара – практикума для педагогов ДОУ.
2025г. - проведение мастер – класса для родителей по теме «Игры технологии ТРИЗ в саду и дома»
2025г.- показ НОД с применением игр ТРИЗ технологии в рамках открытого методического дня
2025 г.- Отчет на педагогическом совете о применении ТРИЗ технологии в группе с детьми 3-4 лет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Технология создания мультфильмов как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста»
Мастер-класс для педагогов...

Презентация опыта работы "«Всестороннее развитие детей дошкольного возраста посредством применения игровых технологий»
В представленном опыте работы описывается результаты применения игровых технологий в образовательном процессе ДОУ...

Индивидуальный план по самообразованию "Сказкотерапия как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста"
Целью работы является изучение применения сказкотерапии в работе с детьми....

Использование ТРИЗ-технологии для познавательного развития детей дошкольного возраста
Презентация подготовлена для выступления на педагогическом посвете для воспитателей. В ней рассмотрены разнообразные дидактические игры и методы ТРИЗ-технологии. А также, указано, в какой возрастной г...
Скалодром, как инновационная технология всестороннего развития детей дошкольного возраста
Любая инновация представляет собой не что иное, как создание и последующее внедрение нового компонента, вследствие чего происходят качественные изменения...

Индивидуальный план по самообразованию "Сказкотерапия как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста"
Сказка как жанр художественной литературы находит применение в различных областях работы с детьми. Показатели речи и свойства личности взаимосвязаны и они должны быть в центре внимания взрослых, забот...

Программа дополнительного образования "Су-Джок технология в речевом развитии детей дошкольного возраста"
В последнее время наблюдается тенденция к увеличению количества детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. Развитие мелкой моторики рук у дошкольников положительно влияет на ...