"Значение игры в жизни ребёнка"
консультация

Зямкна Екатерина Александровна
Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izvestno_znachenie_igry_v_zhizni_rebenka.docx19.04 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация «Значение игры в жизни ребенка».

Детство- это не только самая счастливая и беззаботная пора в жизни человека, это пора становления будущей личности. Поэтому так важны для ребенка умные, полезные игры.
Известно значение игры в жизни ребенка: «...В игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни личности» (С. Рубинштейн). Передавая в игре свои впечатления о жизненных ситуациях, дети заново переживают их и свое отношение к ним; при этом их впечатления углубляются, уточняются, осмысливаются по-новому. Это объединяет игру с процессом изобразительной деятельности, что и позволяет установить их взаимосвязь в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста. Эта взаимосвязь  осуществлялась нами в русле нашей концепции развития художественно творческих способностей детей в разнообразных видах художественной деятельности, основой которых являются эстетическое восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально-положительное отношение к объектам, имеющим эстетическую ценность (см.: Комарова Т. С. Дети в мире творчества.— М., 1995).

Взаимосвязь изобразительной деятельности с игрой создает личностно значимый для каждого ребенка мотив деятельности, что обеспечивает ее более высокую эффективность и результативность, так как ребенок не просто рисует, вырезает, лепит, а передает в изображениях образы знакомой игры и создает новые игры (дидактические, настольно-печатные).

В предлагаемой вниманию читателей статье мы остановимся на том, какое место занимают дидактические игры в детском изобразительном творчестве, а также опишем несколько игр, созданных детьми на занятиях по изобразительной деятельности.

Само название игр (дидактические) определяет их основную функцию — обучение в игровой форме, однако значение этих игр гораздо шире. Дидактические игры позволяют детям в живой, непосредственной форме

-  накапливать сенсорный опыт, уточнять представления и знания о свойствах предметов (цвет, форма, величина, строение, пространственное положение), развивать умение выделять сходство и различие между предметами (чем больше свойств и качеств научатся выделять дети, тем больше предметов и их свойств смогут дифференцировать и т. д.);

- развивать глазомер, координацию движений рук и глаз, мелкую моторику;

 совершенствовать восприятие, внимание, память как произвольные, так и непроизвольные (последние особенно важны, так как не вызывают у детей напряжения, возникают по их инициативе, определяются их интересом).

Все это позволяет говорить о том, что дидактические игры предоставляют большие возможности для умственного, эстетического и нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Если дидактическая игра включена в процесс изобразительного творчества, то она

-  увеличивает его привлекательность для детей;

- способствует его развитию и совершенствованию (более глубокие представления о свойствах предметов позволяют детям передавать в процессе рисования, лепки, изготовления аппликаций их характерные черты и детали);

- совершенствует детское творчество (знания об общих свойствах сходных предметов позволяют овладевать обобщенными способами изображения этих предметов, а значит, самостоятельно изображать больше предметов и явлений действительности, чем это предусмотрено программой)»

Дидактическая игра может проводиться непосредственно перед занятием  изобразительным творчеством, например, рисованию с натуры осенних листьев в подготовительной к школе группе может предшествовать игра «От какого дерева лист»: играя, дети рассматривают листья, уточняют их форму, особенности окраски (оттенки цветов, их переходы из одного в другой). Дидактическую игру «Составь красивый узор» (разрезные картинки) целесообразно организовать перед занятием, на котором дети занимаются созданием узоров по мотивам народного декоративного искусства.

Дидактическая игра может стать содержанием изображения. Проведенная нами работа показала: дети способны сами изготовить дидактические игры (чаще всего в рисунках и аппликациях): домино, лото, парные картинки. Содержанием таких игр могут стать декоративные композиции (матрешки, гжельская посуда, городецкие доски), природные объекты (вершки и корешки, радуга и др.). В процессе рисования, лепки, аппликации дети также создают и настольно-печатные игры по мотивам произведений детской литературы («Волшебник Изумрудного города», «Три поросенка» и т. д.).

Дети старшей и подготовительной к школе групп  МДОУ «Детский сад №66 г. Саранск, в котором проводится опытно- экспериментальная работа по вопросам преемственности в эколого-эстетическом воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста, на занятиях по изобразительной деятельности создавали дидактические игры на темы природы. Работу по созданию игр вместе с детьми осуществляли воспитатели МДОУ «Детский сад №66» О. П. Ледяйкина и Е. А. Зямкина.

Игры, создаваемые самими детьми, как и любые дидактические игры, но еще в большей степени, способствуют развитию когнитивных структур мозга благодаря активному формированию операций анализа, синтеза, уподобления, сравнения, обобщения в процессе создания игр и в процессе самой игры, когда дети в деятельной форме познают и отражают предметы и свойства.

   Игры могут быть включены практически в любое занятие. Целесообразно сопровождать их загадками, потешками, стихами — это помогает детям эмоционально воспринимать и осознавать игровые образы, понимать их эстетический характер, способствует развитию образного мышления, воображения.

Дидактические игры и упражнения,
созданные детьми

«Рыбки плавают в пруду»

(для детей 5—7 лет)

Цель. Развивать эстетическое восприятие, воображение, учить анализировать изображения по цвету: подбирать рыбок по окраске, аналогичной цвету пруда, располагать рыбок одинакового цвета в определенной последовательности: от светлых оттенков к темным и наоборот.

«Собери красивую пирамидку»

(для детей 4—7 лет)

Цель. Развивать восприятие цвета. Собирать пирамидку в определенном порядке: от темных оттенков к светлым.

«Выложи орнамент»

(для детей 4—6 лет)

Цель. Закреплять знания о геометрических фигурах и цветах. Учить подбирать цвета (близкие, контрастные). Развивать чувство формы, цвета, ритма, умение ориентироваться в пространстве листа, выделять углы, середину.

(для детей 5—7 лет)

Цель. Учить анализировать изображения, соотносить их друг с другом, находить идентичные. Развивать умение сравнивать, уподоблять, обобщать. Закреплять названия овощей, фруктов, ягод, цветов.

«Ягоды, овощи и фрукты»

(для детей 4—7 лет)

Цель. Развивать умение анализировать, сравнивать («выбери такой же»), учить классифицировать («подбери все овощи, фрукты, ягоды по цвету»), выкладывать ряды, состоящие из одинаковых изображений.

«Вершки-корешки»

(для детей 5—7 лет)

Цель. Обогащать сенсорный опыт, учить анализировать изображение растения, выделяя его части. Развивать умение сравнивать. Учить составлять изображение из двух частей, образующих единое целое. Закреплять названия растений, развивать чувство формы, цвета.

Правило игры. Сложить карточку из двух частей по принципу «вершки-корешки».

«Разрезные картинки»

(для детей 4—7 лет)

Цель. Учить действиям анализа и синтеза, умению выделять части целого и из частей составлять целое. Учить правильно называть получившееся изображение. Развивать чувство формы, пропорций, умение выделять характерные детали.

«Домино»

(для детей 5—7 лет)

Цель. Учить сравнивать изображения, подбирать идентичные (по цвету), правильно называть их.

«Собери по цвету»

(для детей 3—5 лет)

Цель. Развивать умение различать цвета, подбирать их, составлять целое из частей.

Правило игры. Собрать геометрическую фигуру из частей. Варианты: части одинакового цвета; контрастных цветов; оригинального сочетания цветов; собрать изображение любого предмета (на выбор).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение игры в жизни ребёнка

       Значение игры в жизни ребёнка...

Значение игры в жизни ребёнка

Статья посвящена описанию важной роли игр в развитии детей...

Консультация для родителей "Значение игры в жизни ребёнка"

Консультация для родителей в папку-передвижку....

Беседа с родителями на тему: «Значение игры в жизни ребёнка».

laquo;Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. П...