ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественно-эстетической направленности «ВОЛШЕБНОЕ ТЕСТО»
материал

Даудова Зарема Гаджимурзаевна

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественно-эстетической направленности «ВОЛШЕБНОЕ ТЕСТО»

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НЕФТЕЮГАНСКА «ДЕТСКИЙ САД №26 «РАДОСТЬ»

Принята на заседании

педагогического совета

Протокол №1 от 31.08.2021

Утверждаю:

    Директор _________С.В. Давыдова

 Приказ №      от «31» августа 2021 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

художественно-эстетической направленности

«ВОЛШЕБНОЕ ТЕСТО»

Возраст обучающихся: 5-7 лет

Срок реализации: 7 месяцев

Автор - составитель:

педагог дополнительного образования Даудова З.Г.

г. Нефтеюганск, 2021 г.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НЕФТЕЮГАНСКА «ДЕТСКИЙ САД №26 «РАДОСТЬ»

Принята на заседании

педагогического совета

Протокол №1 от 31.08.2021

Утверждаю:

    Директор _________С.В. Давыдова

 Приказ №       от «31» августа 2021 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

художественно-эстетической направленности

«ВОЛШЕБНОЕ ТЕСТО»

Возраст обучающихся: 5-7 лет

Срок реализации: 7 месяцев

Автор - составитель:

педагог дополнительного образования Даудова З.Г.

г. Нефтеюганск, 2021 г.

Пояснительная записка

Большое место в работе с детьми в детском саду занимает художественная деятельность, так как по всей специфике она творческая, следовательно – развивающая. Творческая деятельность особо значима в целостном личностном развитии ребенка. В процессе творческого развития совершенствуются образное восприятие, мышление, аналитические способности, зрительная память, воображение, ручная умелость, познавательные способности на уровне потребностей. Формируются также личные качества, как самостоятельность (исполнительская и творческая), активность (интеллектуальная, практическая, эмоциональная, эстетическая), инициатива (продуктивно-творческая, индивидуально-личностная), развитие мелкой моторики, важные для успешной готовности к учебной деятельности и адаптации ребенка к школе.

В последнее время тестопластика обрела большую популярность, особенно среди детей. Техника лепки проста, для работы с тестом необходимы: соль, мука, вода. Тесто – материал очень пластичный, легко приобретает форму, изделия из него достаточно долговечны. Дети имеют возможность видеть реальные плоды своего труда, фантазии, вкуса. К тому же, настенные украшения, забавные игрушки, сувениры и сюрпризы из соленого теста создадут уют в помещении, наполнят его душевным теплом.

Программа дополнительного образования «Волшебное тесто», создана на основе парциальной программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А, а также методических пособий Н.Б.Халезовой «Лепка в детском саду» и Лыковой И.А. «Лепим с мамой». Программа «Волшебное тесто» реализуется на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 26 «Радость» для детей старшего дошкольного возраста.

Программа «Волшебное тесто» на доступном детям уровне знакомит детей с историй лепки из соленого теста, соленым тестом, технологией его приготовления, а также приемами создания произведений из этого материала.

Занятия тестопластикой вводят детей в ситуации, стимулирующие развитие художественно-эстетических, познавательных способностей детей, а также коммуникативной функции речи. Занятия лепкой способствуют расширению активного и пассивно словаря, развивают зрительно-двигательную координацию, произвольное внимание, зрительную память, мелкую моторику рук детей, что является хорошей подготовкой детей к письму.

Занятия носят преимущественно комбинированный, интегрированный с различными видами деятельности, характер, проводятся в занимательной игровой форме в течение всего учебного года.  Каждое занятие включает упражнения «для пальчиков», зрительную гимнастику, игры на коммуникацию, речевые, дидактические игры. На занятиях по лепке включаются задания, направленные на развитие координации движений, пространственных представлений, развитие зрительно-двигательной координации, произвольного внимания, зрительной памяти. Часть времени отводится на выполнение упражнений и игр с тестом, а также на другие виды деятельности, (аппликация, рисование), в зависимости от цели занятия.

 На изучение каждой темы отводится количество занятий, необходимое для ее полного усвоения, при этом учитывается содержание и степень сложности материала.

Итоги реализации дополнительной образовательной программы подводятся в форме выставок детских работ в детском саду, составления альбома лучших работ, участия в конкурсах художественно-эстетической направленности различного уровня, презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам), творческого отчета руководителя дополнительной образовательной услуги на педсовете.

Нормативно-правовое обеспечение

Дополнительная общеобразовательная программа разработана в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Концепцией развития дополнительного образования в РФ, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014г. №172, приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р), письмом Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. №09- 3242 «О направлении Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые), письмом Минобрнауки РФ от 11.12.2006г. №06-1844 «О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 31.01.2013 №63 «Об утверждении Концепции развития воспитания в системе общего образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»; Стратегией развития образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры до 2020 года; приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 04.06.2016 №1224 «Об утверждении правил персонифицированного финансирования в ХМАО-Югре» (с изменениями от 20.08.2018 №1142).

Требования к квалификации педагога дополнительного образования

Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю объединения, секции, студии без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу.

Уровень программы

 «Стартовый уровень». Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы.

Направленность программы

Программа «Волшебное тесто» направлена на формирование художественно-эстетических способностей воспитанников.

Актуальность программы

        В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании в РФ» от 29.12.2013 №273-ФЗ одной из основных задач, стоящих перед образовательной организацией, является обогащение художественного опыта детей; содействие дальнейшему освоению базовых техник рисования, аппликации, лепки, художественного конструирования и труда; совершенствование умений во всех видах художественной деятельности с учётом индивидуальных способностей.

   В настоящее время невозможно представить реализацию образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» без занятий декоративно-прикладным искусством, которое является неотъемлемой частью народного искусства.

   «Тестопластика» — это вид творчества, к которому в наши дни всё больше возрастает интерес. В современном мире высоко ценится всё, что сделано своими руками.  Поэтому возникла потребность в создании дополнительной программы «Волшебное тесто» для совершенствования умений и навыков в лепке и стимулирования творческих способностей воспитанников старшего дошкольного возраста, учитывая их возрастные особенности. Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки, и по мере необходимости, изменяет своё творение. Ребенок гордится результатом своего труда, решает сам, что с ним делать дальше – подарить близкому человеку, украсить свой интерьер и т.д. Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки), отсюда, уровень умения зависит от владения собственными руками.

Реализация данной рабочей программы обеспечивает доступность для детей разного уровня развития их возможностей, позволяет развивать художественную одаренность ребенка по выстроенной образовательной траектории и вести компенсаторную работу с теми детьми, кто затрудняется в выполнении ручных операций.    

 Предоставляемая данной программой возможность «пробы сил» воспитанников в данном виде творчества – лепке из соленого теста, содействует разрушению стереотипа неспособности к художественному творчеству, развитию уверенности в себе, формированию адекватной самооценке детей. Дети старшего дошкольного возраста нуждаются в том, чтобы результат их деятельности – созданное изображения из соленого теста – прежде всего, удовлетворял бы их самих, а также вызывал бы одобрение их сверстников и взрослых. А это возможно при условии систематического и последовательного усвоения детьми знаний, умений и навыков, необходимых для успешного овладения искусством тестопластики и развития креативных способностей, индивидуальности каждого малыша.

Новизна программы заключается в расширении способов художественного воспитания детей через углубление содержания образовательной области «Художественно-эстетическое развитие за счет обучения детей лепке из соленого теста, а также включение в программу раздела «Региональный компонент. Моя Югра»

Цель программы:

Развитие творческих способностей воспитанников путем освоения технологии тестопластики.

Задачи  

Предметные:

- познакомить с основными приёмами лепки из соленого теста;

-  научить детей владеть различными материалами и приспособлениями, необходимыми для изготовления изделий из соленого теста;

- сформировать элементарные представления о композиции, основах цветоделения, технике рисунка акварелью и гуашью.

Метапредметные:

- научить применять схемы и образцы при выполнении изделия;

- способствовать развитию творческих способностей и эстетического вкуса;

- развивать мелкую моторику рук, глазомер;

- формировать способность к самостоятельному поиску приемов и способов выполнения работы.

Личностные:

- воспитывать ответственность, аккуратность при выполнении работ;

-  стимулировать к участию в конкурсах, выставках, подготовках к выставкам;

- создать благоприятную атмосферу для творчества и общения детей, увлеченных общим делом.

Адресат

Программа предназначена для детей 5-7 лет. В этом возрасте у дошкольников продолжает развиваться интерес к изобразительной деятельности, обогащается сенсорный опыт, развивается эстетическое восприятие. С детьми закрепляют приемы лепки, освоенные ранее; учат прищипывать с легким оттягиванием всех краев сплюснутого шара, вытягиванию отдельных частей из целого куска, прищипыванию мелких деталей (ушки у котёнка, клюв у птички), сглаживать поверхность вылепленного предмета и т.д.

Программа предполагает занятия с детьми как старшего возраста, так и с детьми подготовительной к школе группы.

Условия реализации

Программа рассчитана на 7 месяцев обучения. Занятия посещают дети по запросам родителей. Занятия проводятся восемь раза в месяц, с октября по апрель.  Дополнительная образовательная программа «Волшебное тесто» предполагает, что группа может быть с разноуровневой подготовленностью детей, предусмотрено участие в учебном процессе и девочек, и мальчиков. Разный уровень подготовки позволяет разбить детей на пары «педагог-воспитанник». Атмосфера взаимовыручки, доброжелательной критики, анализ и разбор ошибок каждого, помощь более опытного ребенка новичку создаёт благоприятный климат.  Форма обучения – очная.

Формы организации деятельности на занятии:

- беседа, дискуссия, рассказ, доклад;

- просмотр презентаций;

- речевые, пальчиковые игры; игры с правилами;

- экспериментирование (тесто, соль, вода, красители)

- творческие мастерские;

- конкурсы;

- выставки;

Срок реализации

Срок реализации программы 7 месяцев (октябрь-апрель) – 56 часов.

Режим занятий

Занятия организуются на базе детского сада и имеют следующую временную структуру: 2 занятия в неделю, во второй половине дня. В зависимости от возрастных особенностей, время образовательной деятельности распределено в соответствии нормами (Основание СанПиН 2.4.1. 3049-13) - 25 - 30 минут.

Форма занятий

Формы занятий: групповые занятия, численность воспитанников от 10 до 12 человек.

Планируемые результаты

Предметные:

Воспитанники:

- знакомы с основными приёмами лепки из соленого теста;

-   владеют различными материалами и приспособлениями, необходимыми для изготовления изделий из соленого теста;

- имеют элементарные представления о композиции, основах цветоделения, технике рисунка акварелью и гуашью.

Метапредметные:

У воспитанников:

- сформировано умение применять схемы и образцы при выполнении изделия;

- развиты творческие способности, эстетический вкус;

- развита мелкая моторику рук, глазомер;

- сформирована способность к самостоятельному поиску приемов и способов выполнения работы.

Личностные:

Воспитанники:

- ответственны, аккуратны при выполнении работ,

-  участвуют в конкурсах, выставках, подготовках к выставкам.

Педагогом:

создана благоприятная атмосфера для творчества и общения детей, увлеченных общим делом.

Периодичность оценки результатов и способы определения их результативности

Мониторинг освоения программы разработан на основе диагностики И.А. Лыковой (программа «Цветные ладошки») и проводится посредством первичной, промежуточной и итоговой диагностики.

Первичная диагностика определяет готовность воспитанников к обучению по программе «Волшебное тесто» и проводится в форме игры, где педагог предлагает воспитанникам поиграть с тестом, а затем вылепить что-нибудь интересное по собственному замыслу.

Промежуточная диагностика проводится в середине года, определяет динамику развития воспитанников в области художественно-эстетического развития, осуществляется без фиксации результатов, проводится в форме наблюдений за деятельностью воспитанников в ходе занятий.

Итоговая диагностика проводится в конце учебного года, определяет результативность обучения воспитанников по программе «Волшебное тесто», проводится в форме творческой мастерской.

В ходе диагностики выявляются предметные, метапредметные и личностные умения воспитанников.

Предметные:

Высокий уровень:

- ребёнок уверенно владеет приёмами работы лепки из теста;

- стремится к выразительности образов, создает удачную композицию, передавая особенности формы, пропорций, динамику.

- самостоятельно расписывает свою работу, передавая особенности образа, колорита.

Средний:

- Ребёнок неуверенно владеет приёмами работы лепки из теста;

- обследует образец, сравнивает свою работу с образцом, доводит работу до конца;

Низкий:

- Ребёнок не владеет приёмами работы лепки из теста;

- не соблюдает пропорции, создает неудачные композиции.

 Метапредметные:

Высокий уровень:

- Умеет пользоваться схемами и образцами при выполнении работы

- самостоятельно находит приемы и способы выполнения работ;

- развита мелкая моторика рук

- ребенок проявляет творчество, фантазию

Средний:

- пользуется схемами и образцами при выполнении работы при напоминании или помощи взрослого;

- частично сформирована способность к поиску приемов и способов выполнения работы;

- развита мелкая моторика рук, но требуется помощь взрослого при работе с мелкими деталями;

- ребенок проявляет творчество, фантазию при непосредственной помощи взрослого

Низкий:

- не использует схемами и образцы при выполнении работы;

- не проявляет самостоятельность;

- не развита мелкая моторика рук, требуется помощь взрослого при работе как с крупными, так и с мелкими деталями;

- ребенок не проявляет творчество, фантазию.

Личностные:

Высокий:

- ответственен, аккуратен при выполнении работ,

-  с удовольствием участвует в конкурсах, выставках, подготовках к выставкам.

Средний:

- требуется напоминание взрослого об аккуратном выполнении работы;

- участвуют в конкурсах, выставках.

Низкий:

- неаккуратен при выполнении работ;

- неактивен при подготовке выставок, конкурсов.

Учебный план

п/п

Название раздела

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

2

Опрос

2

Первичная диагностика

2

2

Игра – лепка по замыслу

3

«Знакомство с тестом»

4

2

2

«3 вопроса педагогу»

4

«Чудеса из теста»

20

4

16

Самооценка воспитанника

5

«Декорирование работ»

14

4

10

Выставки, конкурсы

6

Региональный компонент «Моя Югра»

8

2

6

Аукцион знаний

7

«Коллективное творчество»

4

4

Защита творческих работ

8

Итоговая диагностика

2

2

Творческая мастерская

9

Итого часов:

56

14

42

Календарный учебно-тематический план

N п/п

Число/ Месяц

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1.Вводное занятие

1.1

19.10

21.10

15.30

групповая

2

«Давайте познакомимся»

Группа

Беседа,

игра

2. Первичная диагностика

2.1

26.10

28.10

15.30

групповая

2

«Что мы умеем»

Изостудия

«Сударушка»

Игра-лепка по замыслу

3. «Знакомство с тестом»

3.1

2.11

4.11

15.30

групповая

2

«Откуда тесто к нам пришло»

Изостудия «Сударушка»

«3 вопроса педагогу»

3.2

9.11

11.11

15.30

групповая

2

«Мукосолька»

Изостудия «Сударушка»

4. «Чудеса из теста»

5. Декорирование работ

4.1

16.11

18.11

15.30

групповая

2

«Способы лепки"

Группа

Опрос

4.2

23.11

25.11

15.30

групповая

2

Лепка «Животные»

Изостудия «Сударушка»

Практическое задание

4.3

(5.1)

2.12

7.12

15.30

групповая

2

«Роспись поделок-животных»

Изостудия «Сударушка»

Выставка

4.4

(5.2)

9.12

14.12

15.30

групповая

2

«Наши помощники»

(знакомство с декорирующими материалами

Изостудия «Сударушка»

Опрос

4.5

16.12

21.12

15.30

групповая

2

«Знакомство с натюрмортом»

Группа

Беседа

4.6

23.12

28.12

15.30

групповая

2

«Любимые фрукты и овощи»

Изостудия «Сударушка»

Практическое задание

4.7

(5.3)

30.12

15.30

групповая

1

«Роспись фруктов и овощей»

Изостудия «Сударушка»

Практическое задание

4.8

11.01

13.01

15.30

групповая

2

Лепка «Елочные украшения»

Изостудия «Сударушка»

Практическое задание

4.9

(5.4)

18.01

20.01

15.30

групповая

2

«Роспись елочных украшений»

Изостудия «Сударушка»

Практическое задание

4.10

25.01

27.01

15.30

групповая

2

Лепка угощений из сдобного или песочного теста

«Крямнямчики» (по мотивам сказки-крошки В. Кротова)

Изостудия «Сударушка»

Практическое задание

4.11

1.02

3.02

15.30

групповая

2

«Рельефная лепка»

(теория)

Изостудия «Сударушка»

Викторина

4.12

8.02

10.02

15.30

групповая

2

Рельефная лепка

«Зимушка-зима»

Изостудия «Сударушка»

Практическое задание

4.13

(5.5)

15.02

17.02

15.30

групповая

2

Роспись рельефного пейзажа

Изостудия «Сударушка»

Практическое задание

4.14

22.02

24.02

15.30

групповая

2

Лепка «Подарочный кулончик»

Изостудия «Сударушка»

Практическое задание

4.15

1.03

8.03

15.30

групповая

2

Лепка «Кружка для папы»

Изостудия «Сударушка»

Практическое задание

4.16

10.03

15.03

15.30

групповая

2

«Дымковская игрушка»

Изостудия «Сударушка»

Беседа, практическое задание

4.17

(5.6)

17.03

22.03

15.30

групповая

2

Роспись игрушек

Изостудия «Сударушка»

Выставка

6. Региональный компонент «Моя Югра»

6.1

24.03

29.03

15.30

групповая

2

«Край родной»

Кабинет интеллектуального развития

Интерактивная система голосования Votum

6.2

31.03

15.30

групповая

4

Создание композиции

«Мы поедем, мы помчимся»

Изостудия «Сударушка»

Практическое задание

6.3.

(5.7)

15.30

групповая

2

Украшение композиций

Изостудия «Сударушка»

Конкурс

7. Коллективное творчество

7.1

15.30

групповая

4

«Наш любимый детский сад»

Изостудия «Сударушка»

Защита творческих работ

8.Итоговая диагностика

8.1

15.30

групповая

2

«Чему мы научились»

Изостудия «Сударушка»

Творческая мастерская

Содержание

Содержание программы «Волшебное тесто» предусматривает несколько разделов, имеющих теоретическую и практическую части

              Раздел «Знакомство с тестом» знакомит воспитанников с историей возникновения лепки из солёного теста, с его составом и технологией изготовления поделок.

        В ходе теоретической части воспитанники познакомятся с истоками появления лепки как вида декоративно-прикладного икусства. Узнают, что означают термины «хлебосол», «мукосол», «тестопластика», «биокерамика».

Методы и приемы теоретической части:

- презентация «Искусство тестопластики»;

- рассказ педагога «История теста»;

- беседа «Откуда берется соль?»;

- виртуальная экскурсия на мукомольный завод (музей Исети)

- иллюстративный методы – рассматривание картин, репродукций.

В практической части раздела воспитанники научатся самостоятельно замешивать тесто для изготовления своих работ и познакомятся с несколькими приемами работы с тестом.

Методы:

- практическое задание «Мукосолька» (замешивание теста) с помощью схем-образцов;

- игры с тестом (прищипывание, оттягивание, прмазывание)

           Разделы «Чудеса из теста» и «Декорирование работ» взаимосвязаны, т.к. после изготовления поделок из теста и сушки  их необходимо расписать и продекорировать.

             Работа этого раздела направлена на формирование умения планировать свою деятельность, реализовывать замысел, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы.      

             Воспитанники знакомятся с правилами и приёмами работы с солёным тестом, с материалами (акварелью, гуашью, клеем ПВА, картоном) и инструментами (стеками, ножницами, кистями разного размера и др.) Узнают о разнообразии форм, размеров, пропорций, фактур; о способах получения цветовых оттенков, путём смешивания разных по цвету кусков теста; разбавления водой насыщенного цвета; о способах крепления деталей и разных способах декорирования, используя бросовый материал (пробки, крышки, колпачки, крупы, бисер, макаронные изделия, семена и т.д.). Приобретают навыки изготовления простых плоских и объёмных фигур, небольших картин, панно из солёного теста. Самостоятельно используют знакомые материалы и инструменты для создания того или иного изображения. В ходе работы дети научатся таким приемам, как прищипывание, скатывание, оттягивание, примазывание, вдавливание, налёпы, научатся создавать объёмную форму, соединять части с помощью зубочисток; лепить на плоскости и т.д., а также познакомятся с материалами и приемами для декорирования своих работ.

  Теоретическая часть:

- беседы «Техника безопасности при работе с инструментами»;

- знакомство с понятием объемная пластика и основными ее приемами

(шарик - круговые движения в ладонях, сплющивание, промазывание,

вытягивание и т.д.).

- Знакомство с последовательностью лепки фигур с характерными

особенностями строения, пропорции (формирование представления о технике лепки колобка, колбаски, тарелочки, скатывания кома из теста (передача характерных движений туловища персонажей)

Практическая часть:

- Лепка фигуры с натуры и по представлению (передавая характерные особенности, строение, пропорции, движение туловища и конечностей (у животных и птиц, человека);

- создание композиций из одной и нескольких фигур (сюжетная лепка).

- роспись гуашью и акварелью;

- декорирование поделок семенами, шишками, пайетками и т.д.;

- пальчиковые игры «Улитка», «Братцы», «Мои пальчики» и др.;

- игры с песком «Сенсорная коробочка»;

- физминутки, логоритмические упражнения.

Раздел «Региональный компонент - Моя Югра» формирует представления о жизни и укладе коренных народов Севера, эстетическое отношение к быту  ханты и манси, знакомит с изделиями народов ханты, с основными элементами росписи и техникой их выполнения (нарты, берестяная посуда, одежда, обувь), развивает творческое воображение, навыки смешивания цветов на палитре, воспитает бережное отношение к природе северного края; к традициям и быту коренного населения-ханты-манси.

Теоретическая часть:

- презентация «Быт коренных народов Севера»;

- рассматривание альбома «Хантыйский орнамент»;

- просмотр фильма «90 секунд о Югре»;

Практическая часть:

- создание композиций «Мы поедем, мы помчимся» с передачей характерных особенностей северных животных, людей (ханты и манси)

- подвижные игры «Стой, олень», «Важенка и оленята»;

-кластер «Хантыйские узоры».

  Раздел «Коллективно - творческие работы»  научит распределять объём коллективной работы между воспитанниками, дарить радость творчества, быть счастливым от общения, взаимопонимания; разовьёт художественную наблюдательность, зрительную память, внимание, чувство композиции, цвета; воспитает чувство коллективизма, доброжелательности, выдержку, взаимопонимание, терпение, усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.  Занятия поддерживают интерес и желание детей оценивать свою и коллективную работу, содействуют формированию эстетического отношения к окружающему миру, воспитывают чувство гордости за выполненную работу.

Практическая часть:

- коллективная игра «Гусеница», «Похвали друга», «Комплименты по кругу»;

- практические задания, коллективная работа «Мой любимый детский сад»;

- «Броуновское движение» - с целью быстрого сбора информации.

Педагогические методики и технологи

Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования к организации образовательного процесса, акцентирует внимание на использовании новых современных технологий, что положительно влияет на весь образовательный процесс, а также на большее вовлечение в него детей и родителей. Не случайно применение современных технологий становится залогом успешности педагога. При проектировании образовательного процесса наряду с непосредственно технологией тестопластики программа «Волшебное тесто» предусматривает включение ряда других технологий:

  •  Технология личностно-ориентированного обучения - максимальное развитие индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности. Главное – личность ребенка, его самобытность, самоуверенность, уникальность самого воспитанника, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой в познании. Взаимодействие выстраивается на личностно-ориентированной основе, используется дифференцированный подход к каждому ребенку. Учитываются его возможности, способности, личностно-ориентированная технология предполагает создание отношений сотрудничества и партнерства между взрослыми и детьми.
  •  Компьютерные технологии позволяют сделать образовательный процесс ярким, доступным, мобильным, предоставляют широкие возможности для коммуникации, для участия в онлайн-конкурсах, для связи с родителями и т.д.
  •  Игровые технологии. Чтобы процесс развития художественно-эстетических, познавательных, коммуникативных, способностей дошкольников был результативным, программа предусматривает процесс обучения в игровой форме, так как игра — это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Игровые методы, используемые в программе, достаточно разнообразны. Наиболее предпочтительны: речевые, дидактические игры, а также использование загадок, рифмовок, элементов соревнования, создание игровых ситуаций.  Все это вызывает интерес, положительные эмоции, способствует развитию важнейших психических функций дошкольников.
  • Здоровьесберегающие технологии реализуются через рациональное соблюдение гигиенических критериев организации образовательной деятельности: плотность занятий, число видов учебной деятельности, средняя продолжительность различных видов учебной деятельности, смена деятельности, наличие эмоциональных разрядок, психологический климат. Для воспитания здорового ребенка, учитывая его возрастные особенности, созданы условия для комфортных занятий творчеством в детском саду.
  • Групповые технологии предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию.

Методы и приемы

В программе «Волшебное тесто» используются как традиционные методы:

Игровые:

- дидактические,

- речевые,

- настольные,

- коммуникативные.

Наглядные:

- рисунки, иллюстрации, фотографии, альбомы и т.д.;

- презентации;

- видеоролики.

Практические:

- лепка, роспись, декорирование;

- организация выставок;

так и современные интерактивные методы:

Кластер – свободное и открытое мышление по поводу любой темы;

Броуновское движение – свободное передвижение воспитанников по саду, творческой мастерской с целью сбора информации.

            Содержание процесса обучения строится на таких принципах, как:

- учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;

- систематичность и последовательность;

- вариантность и вариативность;

- доступность и достаточность; наглядность; достоверность; комплексность;

- взаимосвязь с окружающим миром; использование произведений искусства,

- интеграция всех видов искусства, произведений детского творчества;

- разнообразие игровых и творческих заданий;

- многообразие видов художественно-творческой деятельности (игровая, музыкальная, художественно-речевая, театрализованная).

Техническое обеспечение

- видеопроектор «Asus»,

- ноутбук;

- проектировочный экран;

- интерактивная панель «Samsung»;

- столы на 2 посадочных места;

- стулья по количеству детей;

- флипчарт;

- магнитофон, колонки;

- банк презентаций «Откуда берется соль?», «Искусство тестопластики», «История теста», «Дымковская игрушка», «Жизнь и быт народов Севера»

Дидактическое обеспечение

- демонстрационный материал: «Игрушки», «Фрукты и овощи», «Животные», «Растения», «Народы Севера», «Времена года»

- муляжи животных, игрушки (человечки, животные, фрукты, овощи, предметы быта, украшения);

- карточки для индивидуальной и парной работы: «Найди лишнее», «Дорисуй узор», «Скопируй по образцу», «Штриховка», «Нарисуй по клеточкам»;

- ленточки, шнуровка, прищепки для развития мелкой моторики;

Материалы для работы:

- мука, соль, вода, красители (либо готовое тесто);

- индивидуальные дощечки для лепки;

- скалки;

- формочки для печенья;

- ножницы;

- ситечки,

- стеки;

- краски (гуашь, акварель);

- расчески;

- бисер;

- крупа (горох, гречка, фасоль, рис);

- кисти разного размера;

- мех;

- нитки;

- колпачки от фломастеров;

- зубочистки;

- фартуки;

- нарукавники;

- влажные салфетки.

Список литературы

  1. Зимина Н.В. Шедевры из соленого теста        М.: ООО ТД Издательство « Мир книги», 2009. – 192 с.
  2. Лыкова И.А. «Лепим, фантазируем, играем» М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 112с.  (Серия «Вместе с детьми».)
  3. Лыкова И.А. Цветные ладошки. Парциальная программа художественно-эстетического развития детей 2-7 лет в изобразительной деятельности». – М., 2015.
  4. Лыкова И.А.«Изобразительное творчество в детском саду. Путешествие в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре-самолете и в машине времени. Занятия в ИЗОстудии». Методическое пособие для специалистов дошкольных образвательных учреждений. «Карапуз». Творческий центр СФЕРА. Москва, - 2010 г.
  5. Румянцева Е.А. Необычная лепка М.: Издательство «Дрофа», 2006. -32с.
  6. Ханова И.В. Соленое тесто М.:Издательство «АСТ-ПРЕСС», 2010.-60с.
  7. Халезова Н.Б. и др. Лепка в детском саду: Кн. Для воспитателя детского сада -2 изд., испр., и доп.,         М.: ТЦ Издательство «Сфера», 2008г. (серия Академия дошколят)
  8. Шевчук А.И.  Дети и народное творчество М.:Издательство «Эксмо», 1985.-154с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» (квиллинг)

Программа "Волшебный завиток направлена на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники «бумагокручение», как художе...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно- эстетической направленности "Волшебная бумага" 5-6 лет

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно- эстетической направленности "Волшебная бумага" 5-6 лет...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Художественно-эстетической направленности "Волшебные бусинки" (для детей 6-7 лет)

Программа по дополнительному образованию, бисероплетение. Для использования педагогами ДО, воспитателями и учителями начальных классов...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно- эстетической направленности «Волшебный фоамиран»

Пояснительная запискаПрограмма имеет художественно-эстетическую направленность. В процессе обучения дети получают определенные программой знания, умения, навыки, развивают внимательность, моторику рук...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Волшебная кисточка»

Дополнительная образовательная программа «Волшебная кисточка» по обучению правополушарному рисованию имеет художественно-эстетическую  направленность, по уровню усвоения – базов...