ПРОЕКТ работы с детьми дошкольного возраста «Умелые пальчики»
проект по конструированию, ручному труду (средняя группа)

Ермолаева Марина Михайловна

Материалы посвящены очень важной теме  развития мелкой моторики дошкольника, для его полноценного развития, при этом центральное место отводится роли взрослого в организации пальчиковой гимнастики и игры. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "Умелые пальчики"31.17 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

работы с детьми дошкольного возраста

«Умелые пальчики»

Подготовила воспитатель

1кв.категории

Ермолаева М.М.

КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА

Целью работы является формирование и развитие устойчивых графо-моторных навыков у детей, начиная с дошкольного возраста, путем развития всех видов деятельности.  

Данный проект позволяет сформировать графо-моторные навыки у детей старшего дошкольного возраста, учитывая «самоценность» дошкольного периода детства. Обучение, воспитание, развитие детей дошкольного возраста не ограничивается одними занятиями, большую часть знаний и умений ребенок усваивает без специального обучения — в повседневном общении со взрослыми, сверстниками, в ходе игр, наблюдений.

 Таким образом, педагоги, используя технологии проекта, смогут развивать мелкую моторику рук детей, не только на занятиях, но и при проведении режимных моментов, в трудовой деятельности, и конечно, в игре!

Проект ориентирован на педагогов как специализированных, так и обычных групп.

Работа с детьми в рамках ДОУ осуществляется не одним педагогом, а в тесном взаимодействии с коллегами. Проект позволяет сплотить, оптимизировать усилия педагогов по развитию графо-моторных навыков у дошкольников.  

Проект реализуется с детьми старшей-подготовительной группы, а также, с педагогами, вовлечёнными в воспитание данных детей.

Всего в проект вовлечено 30 воспитанника, 9 педагогов: 2 воспитателя, музыкальный руководитель, учитель-логопед, старший воспитатель, инструктор ЛФК, руководитель по физическому воспитанию, инструктор по плаванию, а также родители воспитанников.

Длительность проекта: 3 года.

ОПИСАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

 В МКДОУ д/с № 486 реализуется программа развития, разработанная на 2018 – 2021 уч. г. г.  - срок – 3года. В основе концепции программы лежит:

  1. Реализация принципа обеспечения развития и воспитания дошкольников, синхронизируя процессы обучения и воспитания, в соответствии с концепцией Образовательной системы «От рождения до школы».
  2. Совершенствование системы здоровьесбережения и профилактики опорно-двигательного аппарата у детей, а также сопутствующих дефектов (речевых, двигательных, эмоциональных) средствами физического воспитания.
  3. Систематизация коррекционно-речевой работы с детьми, формируя монологическую речь ребёнка, регулярно знакомя его с художественной литературой, используя новые педагогические технологии, коррекционно-речевые методы, знание индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребёнка.

   Руководствуясь указанными задачами наше ДОУ осуществляет работу по следующим направлениям воспитательно-образовательной работы с детьми:

  • оценка здоровья ребёнка при постоянном и ежедневном контроле состояния здоровья, ведение диагностических карт физического развития и физических качеств, совместные обходы групп старшей медицинской сестрой, врачом, старшим воспитателем – 1 раз в неделю;
  • помощь и педагогическая поддержка в период адаптации ребёнка в условиях ДОУ;
  • воспитание у дошкольников потребности в здоровом образе жизни;
  • обеспечение сбалансированного питания;
  • формирование адекватной самооценки у детей;
  • воспитание уверенности в своих силах и возможностях;
  • поиск новых форм взаимодействия с родителями для решения оздоровительных задач;
  • охрана и укрепление психофизического здоровья ребёнка, наблюдение его эмоционального состояния;
  • психологическое просвещение педагогического коллектива.

Система комплексной работы по физическому воспитанию осуществляется в соответствии со здоровьесберегающей программой, в рамках которой с детьми ДОУ регулярно проводятся следующие мероприятия: ежедневная утренняя гимнастика; физкультурные занятия с включением корригирующих и дыхательных упражнений; физкультурные занятия на свежем воздухе; спортивные праздники и физкультурные досуги; занятия ЛФК; занятия плаванием в бассейне; прогулки; физминутки; физиолечение; массаж; дни здоровья; подвижные игры в режиме дня; корригирующая гимнастика; индивидуальные корригирующие занятия; закаливающие процедуры;  упражнения после сна; разгрузочные позы (лечение положением); воспитание навыка правильной осанки; сбалансированное питание; натуропатия; кислородный коктейль; соблюдение режима двигательной активности и ортопедического режима; взаимодействие с семьёй по созданию специальных условий дома.

  Результатом совместной работы педагогического и медицинского персонала ДОУ по охране и укреплению здоровья детей явилось:

  • снижение частоты заболевания на одного ребёнка;
  • снижение пропущенных дней по болезни на одного ребёнка;
  • протекание заболеваний без осложнений в более лёгкой форме;
  • повышение психоэмоционального статуса ребёнка;
  • снижение и стабилизация нарушений опорно-двигательного аппарата.
  • Организация жизни детей осуществляется в формах: специально организованные занятия; совместная деятельность детей и взрослых; самостоятельная деятельность детей.
  • Используются формы организации обучения: фронтальные занятия; занятия по подгруппам; индивидуальные занятия.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

С каждым годом увеличивается количество детей, у которых при поступлении в школу наблюдается несформированность графо-моторных навыков. Начальный этап формирования навыка письма сопряжен со значительными трудностями. Будущий школьник должен овладеть умением правильно сидеть за столом и правильно держать ручку. Если дошкольник своевременно не овладел этими умениями, то, возможно, развитие ряда неблагоприятных процессов: легкие деформации неокрепшего скелета, изменение формы грудной клетки, задерживание дыхания, кровообращения, нарушение работы сердца и других органов. Так как рост ребенка, формирование грудной клетки и позвоночного столба в это время еще не завершены, то воздействие длительной статической (часто неправильной) позы при работе за столом может служить причиной нарушения осанки. При стойких нарушениях осанки появляются морфологические изменения в позвоночном столбе, в дальнейшем приводящие к патологическим явлениям.

Проблема повышения эффективности комплексной медико-психолого-педагогической работы по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей 5-6 лет не теряет своей актуальности. Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом...), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.

Именно потому необходимо систематическая, планомерная работа по развитию этих навыков у детей дошкольного возраста. Не зря, по умелости детской руки, специалисты на основе данных современных исследований делают вывод, об особенностях развития центральной нервной системы и ее «святая святых» - мозга. Ими доказано, что тренировка пальцев рук ускоряет процесс функционального созревания мозга и является мощным тонизирующим фактором для кары больших полушарий. Помимо этого, была выявлена следующая закономерность – если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной или даже выше. Как писал физиолог И.П. Павлов «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук, а это в свою очередь подготовка руки ребенка к письму. Как показывает практика, многие первоклассники в начальный период обучения сталкиваются с трудностями при овладении навыками письма: детям тяжело писать, появляется боль, дрожь в кистях рук, они плачут, нервничают. Уже на самых первых этапах обучения письму у детей появляется неудовлетворение, а у родителей огорчение. На них обрушиваются бесконечные напоминания: правильно держи ручку, тетрадь, следи за посадкой, наклоном букв... И наступает момент, когда появляется и быстро растет нелюбовь к письму, т. е. говоря языком науки, исчезает положительная мотивация учения.

Таким образом, с целью выявления текущего уровня развития мелкой моторики детей проектом предполагается проведение диагностики:

  • моторный тест Н.О. Озерецкого  (вырезание круга – для исследования координации движения руки и глаза);
  • диагностическое задание для определения уровня развития умелости руки тест Н.О.Озерецкого:
  • умения проводить на листе бумаги в клетку горизонтальные, вертикальные, наклонные линии;
  • умения штриховать отдельные предметы определенной конфигурации;
  • умения рисовать плавной, непрерывной линией заданные элементы;
  • тест зрительно-моторной координации тест О.Б.Иншаковой (зрительное слежение, подкрепленное движением руки: сверху - вниз, слева - направо и по кругу против часовой стрелки).

Качество выполнения тестов и задания детьми старшей группы оцениваются по наличию и величине отклонения от заданной траектории.

Полученные данные позволили сделать следующие выводы:

  1. есть дети, у которых руки напряжены и скованы;
  2. у некоторых детей нет достаточной координации движений рук и глаз;      
  3. есть нарушения пространственной ориентации на листе бумаги;
  4. у многих детей нет плавного, непрерывного движения руки.

Из 30 детей, участвующих в диагностическом обследовании, стало возможным выделить три группы по уровню развития у них мелкой моторики пальцев кисти

(см. Приложение №4).

Группа №1 – дети с высоким уровнем развития мелкой моторики кисти (руки не напряжены, движения координированы, характерно умелое владение инструментом) (2 ребенка (9,6%) от числа обследованных).

Группа №2 – дети со средним уровнем развития мелкой моторики кисти (руки не совсем уверенные, движения недостаточно координированные, характерно не всегда умелое владение инструментом) (14 детей (60,1%) от числа обследованных).

Группа №3 – дети с низким уровнем развития мелкой моторики кисти (руки напряжены, движения не координированы, характерно неумелое владение инструментом) (7 детей (30,3%) от числа обследованных).

На основании результатов диагностического обследования был спланирован практический этап работы, включающий разработку перспективных планов по изобразительной деятельности, по обучению грамоте, по пальчиковому игротренингу (артикуляционная гимнастика, самомассаж кисти, пальчиковые игры), по физической культуре. Составлены карты индивидуального развития, картотеки игр для развития умственных способностей детей. Разработан комплекс традиционных и нетрадиционных методов и приемов, различных форм проведения работы c детьми по данному направлению.  Затем, данные разработки активно внедрялись.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА

Целью работы является формирование и развитие устойчивых графо-моторных навыков у детей, начиная с дошкольного возраста, путем развития всех видов деятельности.  

Для достижения поставленной цели  сформулировала следующие задачи:

  • развитие мелкой моторики всех пальцев кисти рук;
  • формирование зрительно-моторной координации;
  • развитие графических навыков для подготовки руки к письму;
  • создание педагогической технологии по развитию графо-моторных навыков.

Стратегия достижения поставленных целей и задач

Реализация проекта рассчитана на 3 года и будет происходила в 3 этапа.

РАБОЧИЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1 этап (теоретический), 1-ый год

Мероприятия

Сроки

Ответственный

1.

изучение педагогической литературы

сентябрь

воспитатель

2.

изучение периодической печати по графо-мотоной тематике

сентябрь

воспитатель

3.

анализ педагогического опыта (педагогов своего района и города)

сентябрь

воспитатель

4.

анализ экспериментальных исследований

октябрь

воспитатель

5.

составление терминологического словаря по данной тематике

октябрь

воспитатель

2 этап (диагностический), 2-ой год

Мероприятия

Сроки

Ответственный

1.

Моторный тест Н.О. Озерецкого  (вырезание круга – для исследования координации движения руки и глаза)

сентябрь 2-го года, май 3-го года

воспитатель

2.

Диагностическое задание для определения уровня развития умелости руки тест Н. О. Озерецкого

сентябрь 2-го года, май 3-го года

воспитатель

3.

Тестзрительно-моторной координации тест О.Б.Иншаковой (зрительное слежение, подкрепленное движением руки: сверху - вниз, слева - направо и по кругу против часовой стрелки)

сентябрь 2-го года, май 3-го года

воспитатель

3 этап (практический)

Мероприятия

Сроки

Ответственный

1.

Составление перспективных планов:

- по изобразительной деятельности

- по обучению грамоте

- по пальчиковому игротренингу  (артикуляционная гимнастика, самомассаж кисти, пальчиковые игры)

- по физической культуре

ноябрь-февраль      1- го года

воспитатель

2.

Составление карт индивидуального развития, совместные обсуждения по диагностическим обследованиям детей, проведение консультаций для родителей, составление информационных листков);

апрель

1-го года

совместно с учителем-логопедом;

3.

Работа с родителями (проведение родительских собраний, открытых занятий, анкетирование, тестирование, стенд «Спрашивайте-отвечаю», проведение тестовых тренингов совместно с психологом, консультации, праздники, родительский клуб «Здравушка»);

в течение 2-х лет

воспитатель

4.

Составление картотеки игр для развития умственных способностей детей:

игры для развития сенсорных способностей; игры для тренировки внимания; игры для тренировки образного мышления; игры для тренировки логического мышления; игры для тренировки памяти; игры для развития воображения; игры для развития творческих способностей; игры для развития навыков в учебной деятельности; игры для обучения чтению; «игры, которые лечат»

в течение 3-х лет

воспитатель

5.

Разработка комплекса традиционных и нетрадиционных методов и приемов, различных форм проведения работы по данному направлению:

приемы работы со сказкой (речевая зарядка и сказка развивает руки);

конспекты занятий по РТВ;

работа кружка «Оригамия» (ручной труд, конструирование);

работа кружка «Умелые ручки» (лепка, аппликация);

домашняя школа М.Монтессори (игры - упражнения);

игры - упражнения: «Раскрась фигуры», «Запомни и нарисуй», «Скопируй», «Фигурная штриховка предметов»;

пальчиковый игротренинг;

подвижные игры для развития координации слова и движения;

пальчиковые игры со спичками; игры с пластилином, тестом; с орехами и крупой; ласковые игры для пальчиков; пальчиковые игры со стихами (игровые разминки); рисование веревочками;

игры - головоломки: «Шанкрам», «Волшебный круг», «Головоломка Пифагора», «Колумбово яйцо», «Сфинкс», «Листик», «Вьетнамская игра»;

точечный массаж и дыхательные упражнения;

самомассаж;

работа с родителями, специалистами;

форма оздоровительно - развивающей работы с дошкольниками;

упражнения для профилактики осанки и плоскостопия;

оздоровительно- коррекционная гимнастика;

оздоровительные мероприятия после дневного сна;

бассейн;

фиточаи;

массаж;

релаксация;

психогимнастика;

занятия обучающего характера: занятие – Игра; занятия тесты, Занятие - викторины, КВН,  занятия – путешествие, занятие сказка;

методические рекомендации по воспитанию общей моторики, мелкой моторики, пальцев рук в разных видах деятельности.

1-ый год

1-ый год

воспитатель

воспитатель

6

Работа с детьми в соответствии с разработанными технологиями.

в течение

2-х лет

воспитатель

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Реализуя данный проект,  мы рассчитываем  получить следующие результаты:

  1. Развитие гибкости, точности и скоординированности пальцев рук детей.
  2. Совершенствование речевых и неречевых функций в результате стимулирующего влияния пальцев рук.
  3. Улучшение внимания, памяти, воображения, мышления, так как работа по тренировке мелкой мускулатуры стимулирует эти психические процессы.
  4. Выработка зрительно-пространственной ориентации на листе бумаги в клетку в окружающем пространстве.
  5. Совершенствование изобразительных графических навыков детей.
  6. Развитие графической моторики.
  7. Знакомство с элементами письма.
  8. Привитие потребности в движении, в физическом совершенствовании, привычке к здоровому образу жизни.

Игровые приёмы, используемые в работе, позволят создать устойчивую мотивацию у детей к выполняемой деятельности.

   Тщательный подбор литературного оформления при работе с ребятами (сказки в театральных  постановках,  потешки в пальчиковых гимнастиках и др.), помогает развить у ребят такие важные нравственные качества как стремление к взаимопомощи, взаимовыручке, умение детей взаимодействовать сообща, умение считаться с интересами близких, стремление выражать добрые чувства.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ

 В данный проект были включены основные, на мой взгляд, разнообразные методы и приемы, направленные на формирование и развитие устойчивых графо-моторных навыков у детей, начиная с дошкольного возраста, путем развития всех видов деятельности.    

 Возможно, использование данного проекта как в целом, так и составляющих его технологий. Проект может быть реализован с детьми и обычных, и коррекционных (логопедических, с нарушением ОДА) групп.

В перспективе проект будет корректироваться с учетом изменения анатомо-физиологических особенностей ребенка с целью более качественной и своевременной подготовки руки дошкольника к письменной речи. В дальнейшем, формирование и развитие моторно-графических навыков планирую начинать с младшего дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к составлению педагогического проекта при работе с детьми дошкольного возраста

Методические рекомендации к составлению педагогического проекта при работе с детьми дошкольного возраста...

ПРОЕКТ «Метод самомассажа в логопедической работе с детьми дошкольного возраста, как здоровьесберегающая технология»

Целью данного проекта является организация работы учителя-логопеда, педагогов и родителей детей дошкольных групп МБОУ «СОШ № 6» в обеспечении условий  комплексного подхода в коррекции речевых нар...

Образовательный проект. Использование фольклора в работе с детьми дошкольного возраста

В данном материале изложеныны все этапы реализации использования фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста...

Использование массажных ковриков и дорожек в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста.сажных ковриков и дорожек в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста.

Ходьба по массажным дорожкам – это прекрасное средство тренировки мышц стопы. Ребенок ставит ножку по-разному, при этом по-разному работают различные мышцы, а нервные окончания по...

план работы кружка по развитию мелкой моторики с детьми раннего возраста "Умелые пальчики"

Игры и занятия с детьми по развитию мелкой моторики рук (манипуляции с мелкими предметами, пальчиковая гимнастика, игры с водой, массаж ладошек и т. д.)...

Опыт работы Тема «Инновационные технологии в работе с детьми дошкольного возраста». «Бизиборд, как средство развития детей дошкольного возраста»

Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностн...