«Предметно- пространственная среда ДОО»
материал

Балашова Екатерина Викторовна

Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация1.76 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное казенное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад «Улыбка» «Предметно- пространственная среда ДОО» Подготовила: в оспитатель Балашова Екатерина Викторовна

Слайд 2

Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С. Л. Новоселова).

Слайд 3

Развивающая предметно-пространственная среда по ФГОС ДО Часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п.), материалами, оборудованием и инвентарём для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития. Рассматривается как система условий, обеспечивающих всю полноту развития деятельности ребёнка и его личности. Включает обстановку, объекты и материалы различного функционального значения. Позволяет педагогу решать конкретные образовательные задачи, вовлекая детей в процесс познания и усвоения навыков и умений, обеспечивая максимальный психологический комфорт для каждого ребёнка.

Слайд 4

Требования к развивающей предметно - пространственной среде Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы, участка и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития. Развивающая предметно-пространственная среда группы, участка должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста), во всей группе и в малых группах, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Развивающая предметно-пространственная среда (дошкольной группы, участка) должна обеспечивать: ● реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательном процессе; ● в случае организации инклюзивного образования необходимые для него условия; ● учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

Слайд 5

Принципы организации развивающей предметно-пространственной среды Насыщенность среды : среда соответствует содержанию образовательной программы, разработанной на основе одной из примерных программ, а также возрастным особенностям детей. Образовательное пространство группы, участка должно быть оснащено средствами обучения (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходными, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в соответствии со спецификой Программы). Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать: ● игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); ● двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; ● эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; ● возможность самовыражения детей. Трансформируемость пространства: связана с полифункциональностью предметной среды, т. е. представляет возможность изменений, позволяющих по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства.

Слайд 6

Полифункциональность : Полифункциональность материалов предполагает: ● возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.; ● наличие в группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре. Вариативность среды предполагает: ● наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; ● периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. Доступность предполагает: ● доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательный процесс; ● свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, посещающих группу, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности. Безопасность соответствие ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности. Материалы и оборудование должны иметь сертификат качества и отвечать гигиеническим и эстетическим требованиям.

Слайд 7

Насыщенность ППР среды предполагает: - Разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе - Должна соответствовать возрастным особенностям и содержанию программы

Слайд 8

Полифункциональность материалов предполагает: - Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т. д.)

Слайд 9

Вариативность среды предполагает: - Наличие различных пространств(для игры, конструирования, уединения и пр.) Периодическую сменяемость игрового материала - Разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми - Появление новых предметов стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Слайд 10

Доступность среды предполагает: - Доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность - Свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности - Исправность и сохранность материалов и оборудования

Слайд 11

Образовательные области по ФГОС * Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. * Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка. * Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей. * Элементы декора должны быть легко сменяемыми. * В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности

Слайд 12

* Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально - потребностной сферы. * Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами. * При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности. * Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Слайд 13

Образовательные области по ФГОС - Познавательное развитие - Речевое развитие - Художественно – эстетическое развитие - Физическое развитие - Социально – коммуникативное развитие

Слайд 14

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе и т.д. социализация центр сюжетно- ролевых игр безопасность Центр ПДД социализация центр труда, уголок дежурства

Слайд 15

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; развитие воображения и творческой активности; формирование представлений о себе, объектах окружающего мира о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материалов и т. д.), о малой родине и Отечестве и т. д. (дидактические игры, обучающие и др.) Интеграция: чтение худ литературы, коммуникация, социализация, безопасность, музыка Центры: *центр патриотического воспитания *центр сенсорного и математического развития *центр конструктивной деятельности *центр природы и экспериментирования

Слайд 16

Познавательное развитие

Слайд 17

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; развитие связной, грамматически правильной речи, знакомство с книжной культурой, детской литературой и т.д. Интеграция: социализация, безопасность, чтение художественной литературы, познание, труд, физическая культура, здоровье Центры: * центр речевого развития или уголок речи и грамотности, * центр «Будем говорить правильно» * центр «Здравствуй, книжка»

Слайд 18

Речевое развитие

Слайд 19

Художественно-эстетическое развитие Включает в себя музыкальное, изобразительное, словесное искусство Интеграция: познание, чтение художественной литературы, коммуникация, труд, социализация, физическая культура) Центры: * Центр творчества «Умелые руки» * Центр музыкально-театрализованной деятельности

Слайд 20

Художественно-эстетическое развитие

Слайд 21

Физическое развитие Интеграция: коммуникация, познание, музыка, здоровье, социализация, безопасность. Центр: * Спортивный уголок «Будь здоров!»

Слайд 22

Физическое развитие

Слайд 23

Вывод: Таким образом, развивающая среда создается с учётом возрастных возможностей детей, зарождающихся половых склонностей и интересов и конструируется таким образом, чтобы ребёнок в течение дня мог найти для себя увлекательное дело или занятие. Подбор дидактических материалов, игр, пособий, детской литературы учитывает особенности разноуровневого развития детей, что помогает осуществлять необходимую коррекцию для позитивного продвижения в развитии каждого ребёнка.

Слайд 24

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности."

Обучение наиболее эффективно тогда, когда ребенок занят  значимым  и интересным исследованием окружающего мира, в ходе которого он самостоятельно и при помощи взрослого совершает открытия. П...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития Конструктивно-модельная деятельности."

Разнообразные конструктивные и строительные наборы (напольные, настольные) и легкий модульный материал (специальные поролоновые и обтянутые клеенкой блоки разных форм, цвета, размера), а также разнооб...

Описание опыта по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС ДО «Развивающая предметно – пространственная среда группы как условие развитие инициативы детей дошкольного возраста»

Формирование инициативы у детей дошкольного возраста одно из актуальных направлений современного дошкольного образования. Во-первых, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельнос...