Путешествие в страну музыки
план-конспект занятия (старшая группа)

Базовая Елена Александровна

Доминантное занятие по слушанию музыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dominantnoe_zanyatie_po_slushaniyu_muzyki.doc52.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ДОМИНАНТНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО СЛУШАНИЮ МУЗЫКИ

«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ МУЗЫКИ»

Конспект музыкального занятия

старшая группа

Дети заходят в зал под незнакомую волшебную музыку, останавливаются.

МУЗ. РУК: Ребята, вы слышали, какая волшебная и незнакомая  музыка звучала. И занятие у нас будет не совсем обычное.

Слышен стук в дверь. Воспитатель подходит к двери и приносит колокольчик с запиской.

МУЗ.РУК: Тамара Михайловна, что там такое?

ВОС-ЛЬ: Какая-то шкатулка, но здесь что-то написано (читает).

Дорогие друзья! С того самого дня, когда вы стали ходить на музыкальные занятия, я наблюдаю за вами. Мне нравится смотреть, с каким интересом вы занимаетесь музыкой. Очень хочу прийти к вам в гости, но не могу. Меня заколдовал злой волшебник, и освободить меня сможете только вы. Если вы успешно преодолеете все трудности, которые попадутся на вашем пути, мы обязательно встретимся с вами.

Фея Музыки  

Как ребята, поможем Фее? Не испугаетесь трудностей? (Ответ).

МУЗ.РУК: Тогда в путь, до волшебной страны нам поможет добраться музыка. Слушайте и начинайте двигаться так, как она вам подскажет.

«СМЕЛЫЙ НАЕЗДНИК»   Р. Шуман

Дети двигаются по кругу прямым галопом.

ГОЛОС ВОЛШЕБНИКА: (ветер) Да, смогли вы добраться до волшебной страны, не ожидал я, но впереди вас ждут еще трудности, если справитесь с ними, так и быть, отдам вам Фею Музыки.

МУЗ.РУК: Ребята, злой волшебник говорит о каких-то трудностях. Да где же они?

ВОС-ЛЬ: (показывает на конверт на ее стуле) А это что такое? (читает) «Музыкальная угадай-ка».(отдает муз.рук.)

МУЗ.РУК: (вытаскивает из конверта) Ребята, надо отгадать, что будет звучать песня, танец или марш.

На картоне ноты, м.р. играет, дети отгадывают, перевернуть ноты – там рисунок – отгадка.

Звучит фрагмент музыки.

«МАРШ»  С.С.Прокофьев

МУЗ.РУК: Верно, это марш. Назовите фамилию композитора. (ответ) А почему марш, как вы догадались?

ДЕТИ: Музыка бодрая, энергичная, четкая, решительная. Под нее удобно шагать.

МУЗ.РУК: Молодцы, ребята. А сейчас можно сесть и отдохнуть. (Дети садятся) Слушаем дальше (второй листок), что это песня, танец или марш.

Звучит фрагмент польки.

«ИТАЛЬЯНСКАЯ ПОЛЬКА»  С.В. Рахманинов

ДЕТИ: Танец, полька.

МУЗ.РУК: Да, правильно, это «Итальянская полька» С.В.Рахманинова. Расскажите о настроении, характере пьесы.

ДЕТИ: Игривая, отрывистая, весёлая, озорная, шутливая, скачущая.

МУЗ.РУК: Правильно, ребята.

ВОС-ЛЬ: Дети, посмотрите сколько бабочек прилетело, услышав эту музыку!(раздает с подноса бабочек)

Напомнить, что бабочки начинают летать только с началом каждой части, а на конец части садятся на цветок – ладошку. Дети слушают и выполняют.

МУЗЫКАЛЬНО – ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

«БАБОЧКИ НА ЛУГУ»

МУЗ.РУК: Ребята, сколько раз взлетали бабочки?(3) А сколько раз садились?(3) Значит сколько частей в произведении?(3) Молодцы! Вот еще одно задание из конверта осталось. Слушаем внимательно, что сейчас прозвучит?

ПЕСНЯ «СНЕЖИНКИ»  В. Шаинский

ДЕТИ: Песня, танец – вальс.

МУЗ.РУК: Правильно, ребята. Это песня, Но и те, кто сказал, что это вальс, тоже правы. Почему ты, …, решил, что это песня?

РЕБЁНОК: Потому, что Вы пели.

МУЗ.РУК: А почему ты, …, решила, что это вальс?

РЕБЁНОК: Потому, что музыка спокойная, мечтательная, плавная, под нее можно кружиться.

МУЗ.РУК: Ребята, давайте превратимся в снежинок и потанцуем под музыку вальса. Кто желает? (группа детей) Кто вам понравился? Почему? (движения были плавные, выразительные). Молодцы, ребята, с первыми трудностями вы справились.

Раздается барабанная дробь. Входит посол (ребенок).

ПОСОЛ: Я прибыл к вам от злого волшебника. Он очень злится, что вы преодолеваете все трудности (отдает флешку). Это следующее задание, не справитесь, не видать вам Феи Музыки (уходит).

МУЗ.РУК: (читает) Послушайте две знакомые пьесы. Скажите их название и фамилию композитора. Вспомните, какое настроение выражено в этих произведениях (исполняются пьесы, дети определяют характер)

ДЕТИ: «Утро» С.С.Прокофьева – спокойная, светлая, немного сонная…

«Зимнее утро» П.И.Чайковского – тревожная, хмурая, вьюжная…

МУЗ.РУК: Сейчас я прочитаю вам два стихотворения. Попробуйте сравнить их с музыкой и сказать, каким музыкальным произведениям они близки. Первое стихотворение написано русским поэтом Иваном Савичем Никитиным.

УТРО

Звезды меркнут и гаснут. В огне облака.

Белый пар по лугам расстилается.

По зеркальной воде, по кудрям лозняка

От зари алый свет разливается.

Дремлет чуткий камыш. Тишь – безлюдье вокруг.

Чуть приметна тропинка росистая.

Куст заденешь плечом – на лицо тебе вдруг

С листьев брызнет роса серебристая.

Потянул ветерок – воду морщит-рябит.

Пронеслись утки с шумом и скрылися.

Далеко, далеко колокольчик звенит.

Рыбаки в шалаше пробудилися,

Сняли сети с шестов, весла к лодкам несут…

А восток все горит-разгорается.

Птички солнышка ждут, птички песни поют,

И стоит себе лес улыбается.

Вот и солнце встает, из-за пашен блестит;

За морями ночлег свой покинуло,

На поля, на луга, на макушки ракит

Золотыми потоками хлынуло.

Едет пахарь с сохой, едет – песню поет,

По плечу молодцу все тяжелое…

Не боли ты, душа! отдохни от забот!

Здравствуй, солнце да утро веселое!

ДЕТИ: «Утро» С.С.Прокофьева.

МУЗ.РУК: Да, в музыке С.С.Прокофьева изображается восход солнца. В пьесе звучат то темные, сумрачные, то светлые интонации (исполняется фрагмент) И стихотворение И.Никитина начинается со слов: «Звезды меркнут и гаснут…» Пьеса Прокофьева «Утро» неторопливая, спокойная, немного таинственная, она изображает волшебную красоту восхода солнца, красоту природы. Мелодия похожа на русскую народную песню (исп-е 18-23т.). И в стихотворении И.Никитина тоже чувствуется неторопливость, размеренность, оно тоже проникнуто русскими мотивами.

В стихотворении С.Есенина изображена совсем другая картина природы. Какому муз. произведению она близка?

Поет зима – аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака.

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

Воробушки игривые,

Как детки сиротливые, Прижались у окна.

Озябли пташки малые,

Голодные, усталые,

И жмутся поплотней.

А вьюга с ревом бешеным

Стучит по ставням свешенным

И злится все сильней.

И дремлют пташки нежные

Под эти вихри снежные

У мерзлого окна.

И снится им прекрасная,

В улыбках солнца ясная

Красавица весна.

 

ДЕТИ: «Зимнему утру» П.И.Чайковского.

МУЗ.РУК: Да, в музыке П.И.Чайковского, как и в стихотворении С.Есенина, изображена метельная, снежная, ненастная картина. Музыка быстрая, вьюжная (фрагмент), иногда жалобная (17 – 24 т). В такую погоду птицы жмутся к домам, жалобно чирикая. А вьюга все сильней.

Молодцы, ребята, справились и с этим заданием, Но я думаю, что мы еще не все трудности преодолели.

Звенит бубенчик за дверью.

ВОС-ЛЬ: Посмотрите, вон на елочке висят бубенчики и звенят. Мы знаем их имена. Высокий бубенчик это…(показывает), средний это…, низкий это… (приносит).

МУЗ.РУК: Давайте споем нашу распевку.

РАСПЕВКА «БУБЕНЧИКИ»

МУЗ.РУК: А теперь я буду дирижером. Высоким бубенчиком будет…(имя ребенка), средним… и низким…(поиграть два раза)

Ребятки, палочку и бубенчики я вам подарю и вы сможете в группе самостоятельно поиграть.

ВОС-ЛЬ: Ребята, а что это за схемы развешены? Может быть они подскажут как из беды выручить Фею Музыки? (снимает схемы)

МУЗ.РУК: Давайте попробуем.

Разобрать схемы, к каким песням они подходят.

«Зимняя песенка»                      «Дед Мороз»

«Вокруг елочки»

МУЗ.РУК: Давайте споем последний куплет песни (поют), но будем петь весело, радостно, в настроении. А скажите, чем можно украсить песенку? (сыграть на инструментах).

ПЕСНЯ «ВОКРУГ ЕЛОЧКИ»  муз. Михайленко

Одна группа поет, вторая играет.

МУЗ.РУК: Молодцы, ребята!

Звучит музыка «Феи Драже» П.И.Чайковского

ВОС-ЛЬ: Вы слышите, это Фея, она спешит к нам.

Входит Фея.

ФЕЯ: Здравствуйте, ребята.

ДЕТИ: Здравствуйте.

Фея дотрагивается ноткой до ребенка, здоровается пропевая, а ребенок отвечает.

ФЕЯ: Спасибо вам, дети, что освободили меня от чар злого волшебника. На радостях хочется потанцевать.

Музыка зовет вас всех

Веселиться и плясать.

Руку смело дали другу

Встали парами по кругу.

ПОЛЬКА «ДАВАЙТЕ ТАНЦЕВАТЬ» муз. Комарова

Фея хвалит детей.

ФЕЯ: У меня есть ключ, но открывает дверь в прекрасную страну Музыки. Ребята, вы знаете, что это за ключ? (скрипичный). Он непростой, волшебный, помогает детям лучше плясать, петь, слушать музыку и понимать ее. Хотите проверить? (Ответ) Поиграем в игру.

МУЗЫКАЛЬНО – ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА  

«ПЕСНЯ, ТАНЕЦ, МАРШ»

Дети стоят по кругу, звучит музыка, они передают ключ. Музыка обрывается и ребенок, у которого окажется ключ, должен слушать музыку, что она подскажет, то и выполнять внутри круга.

ФЕЯ: Как хорошо вы слушаете музыку, узнаете ее, молодцы! Чаще слушайте и вы станете лучше, добрее.

Пусть музыка все заполняет вокруг

Да здравствует музыка, добрый наш друг!

Я очень рада, что встретилась с вами, но вам пора возвращаться.

Возьмите мой волшебный скрипичный ключ, он доведет вас домой.

МУЗ.РУК: Давайте споем Фее прощальную песенку.(поют)

ФЕЯ: До свидания.

МУЗ.РУК: Ребята, и у нас закончилось занятие, до свидания.

Дети уходят в группу друг за другом, впереди несут скрипичный ключ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НОД ОБЛАСТЬ «МУЗЫКА» «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ МУЗЫКИ» для детей старшего дошкольного возраста

КОНСПЕКТ НОДОБЛАСТЬ «МУЗЫКА»«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ МУЗЫКИ»для детей старшего дошкольного возраста...

Технологическая карта НОД по музыке " Путешествие в страну музыки" для подготовительной группы.

Технологическая карта НОД по музыке " Путешествие в страну музыки" для подготовительной группы....

Конспект открытого урока по музыке «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ МУЗЫКИ»

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ МУЗЫКИ». ЦЕЛЬ: Развивать эмоционально-нравственную сферу ребенка посредством различных видов музыкальн...

Конспект интегрированного занятия по музыке и хореографии «Путешествие в страну музыки»

Конспект интегрированного занятия по музыке и хореографии...