Использование технологии «Синквейн» в дошкольном возрасте.
методическая разработка

Заболотнева Светлана Михайловна

Использование технологии «Синквейн» в дошкольном возрасте.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_tehnologii_sinkveyn_v_doshkolnom_vozraste.doc650.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование технологии «Синквейн» в дошкольном возрасте.

«Родное слово есть основа

всякого умственного развития

и сокровищница всех знаний»

                                                                                                              К. Д. Ушинский

В современном мире видеокультура вытесняет культуру слова. К 4-5 годам у детей не происходит переход от ситуативной речи к контекстной. Речь не становится развёрнутой и связной, так как у детей недостаточный словарный запас, речь заполнена сленговыми и не литературными словами.

Дети не умеют согласовывать слова в предложениях, затрудняются сформулировать правильно вопрос или ответ, построить сюжетный или описательный рассказ, пересказать текст.

Эта проблема является на сегодняшний день актуальной. Поэтому перед педагогами встаёт задача, как помочь детям обогатить словарный запас, научить воспроизводить свои мысли обдуманно и связно, но так, чтобы им было легко и интересно.

Я хочу вас познакомить с увлекательной, на мой взгляд технологией - синквейн. Синквейн с французского языка переводится как «пять строк». В начале XX века форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси, опираясь на японские миниатюры хайку и танка. В дальнейшем его стали использовать в дидактических целях.

Первая строка – тема синквейна, заключает в себе существительное обозначает предмет, объект или явление, о котором пойдет речь.

Вторая строка – два прилагательных, которые дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета, объекта или явления.

Третья строка – три глагола, описывающие характерные действия предмета, объекта, явления или действие человека в отношении предмета, объекта, явления.

Четвертая строка – предложение из 2 – 5слов, показывающее отношение к описываемому предмету, объекту или явлению.

Пятая строка - заключительное слово, характеризующее суть предмета, объекта или явления.

В дошкольном воспитании, так как дети не умеют читать и писать, в составлении синквейна применяют карточки с изображением закодированной картинки или символьным знаком.

Где можно применить Синквейн? Его можно составлять на индивидуальных и групповых занятиях, в непосредственно-образовательной, самостоятельной и совместной деятельностях. Синквейн можно использовать во время мониторинга индивидуального развития ребёнка.

Многие педагоги считают, что составлять синквейн можно начинать только с детьми старшего дошкольного возраста, на темы, хорошо знакомые детям. А это лишь зона актуального развития. Опираясь на концепцию Льва Семёновича Выготского о зоне ближайшего развития, я считаю, что эту технологию можно использовать уже с детьми 4-5 лет.

На первом этапе дети с помощью воспитателя на основе готового синквейна и наводящих вопросов, составляют рассказ о предмете, явлении или объекте. Затем дети готовый синквейн корректируют и совершенствуют. Например, составление рассказа об объекте:

1.Кто это?...Кошка.

2. Какая она?...Пушистая, белая.

3. Что умеет делать кошка?...Есть, прыгать, играть.

4. Вам нравится кошка?...Нам кошка нравится.

5. Какие животные изображены на этой картинке ?   Кошка – это домашнее животное.

На втором этапе дети с помощью воспитателя и наводящих вопросов, а затем самостоятельно составляют синквейн из небольшого количества предложенных карточек. Например, составление рассказа о явлении:

1. Что это?... Дождь

2. Дождь какой?... Мокрый. Какой ещё может быть дождик - тёплый, горячий или холодный? (выбор детей)

3. Что делает дождик?... Капает, стучит, льется.

4. Что вы делаете, когда на улице дождь? (выбор детей: гуляем под зонтиком;

дома рисую; играем в игрушки; смотрим мультфильмы; читаем с мамой книжки.

5. В какое время года идёт дождь? (выбор детей).

На третьем этапе дети отгадывают загадки на основе готового синквейна или придумывают их сами. На этом этапе вводятся изображения слов и словосочетаний рисованные, совместно с воспитателем или самостоятельно.

Загадки. В составлениях загадки участвуют все строчки, кроме первой. Рассказывается загадка – синквейн с пятой строчки. Первая строчка – отгадка.

Например.

5. Это дерево.

4. Его любят в России.

3. Стоит, растёт, качается.

2. Тонкая, белоствольная.

1. Что это? Берёза.

Для удобства составления синквейна я разработала и изготовила дидактическое пособие: пирамида с четырьмя гранями; на каждой грани расположены кармашки в соответствии с построением синквейна. Данное пособие позволяет составить большой рассказ, разбив его на 2-4 части. В таких синквейнах в пятой строчке составляется предложение, связанное с последующим описываемым предметом, объектом или явлением.

 

Рассказ – описание о героях литературного произведения. Например,

русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко». Главные герои сказки - петушок и курочка.

1. Петушок.

2. Торопливый, непослушный.

3. Клевал зёрнышко, подавился, лежал не дышал и не шевелился.

4. Петушок не слушал советы курочки.

5. Никогда не нужно торопиться.

1. Курочка

2. Добрая, умная.

3. Советует, просит, спасает..

4. Бегала к хозяйке, к коровушке, к хозяину, к кузнецу и принесла петушку маслице.

5. Друзьям в беде надо помогать.

Анализ экспериментальной деятельности. Например, опыт с глиной: дети разминают глину, тянут в разные стороны, делят на части, лепят чашку из глины, наливают в неё воду, обобщают полученные знания, фиксируют их, составляя синквейн.

1. Глина

2. Мягкая, водонепроницаемая.

3. Её можно мять, делить на кусочки, из неё можно лепить предметы и фигурки.

4. Глина сохраняет форму.

5. Из неё делают посуду, сувениры, игрушки – свистульки.

Составление рассказа по картине. Например, картина «Вот это снеговик!»

1. Зима.

2. Холодная, красивая.

3. Она приходит, морозит, укрывает всё снегом.

4. Зима – радостное время года.

5. Дети и воспитатель вышли на прогулку.

1. Дети.

2. Тепло одетые, весёлые.

3. Катаются на санках, собирают снежные шары и лепят снеговика.

4. Детям нравятся зимние игры.

5. Рядом стоит воспитатель.

1. Воспитатель.

2. Добрая и заботливая.

3. Смотрит за детьми, помогает им, принесла для снеговика метлу.

4. На метле красивый красный бант.

5. Снеговику метла нравится.

1. Снеговик.

2. Белоснежный и большой.

3. Стоит, держит метлу, смотрит на детей.

4. Вместо шапки у снеговика красное ведро, глазки - угольки, нос - морковка, веточки сосны - волосы.

5. Хороший получился снеговик!

Модель развития (роста, изготовления). Например, жизненный цикл бабочки. Воспитатель рассказывает о развитии бабочки на разных этапах и вместе с детьми составляет модель. Бабочка откладывает яйца.

1. Яйца.

2. Круглые, зелёные.

3. Чтобы их сохранить, бабочка яички прячет, заливает специальной жидкостью, прикрывает волосками.

4. Это первый этап рождения бабочки.

5. Из яичек появляются гусеницы.

1. Гусеница.

2. Длинная, пушистая.

3. Она ест, растёт, ползает.

4. Это второй этап рождения бабочки.

5. Гусеница превращается в куколку.

1. Куколка.

2. Неподвижная, закрытая.

3. Висит на растениях, лежит среди листьев, у неё растут крылья.

4. Это третий этап рождения бабочки.

5. Куколка лопается, из неё выходит бабочка.

1. Бабочка.

2. Красивая, разноцветная.

3. Летает, ест, радует.

4. Бабочек ловить нельзя, у них хрупкие крылья.

5. Бабочка это насекомое.

Таким образом, использование синквейна

        развивает связную речь;

         способствует обогащению словаря и пониманию словообразования;

        обучает выражать свои мысли, подбирать нужные слова;

        учит находить и выделять в большом объёме информации главную мысль;

        облегчает процесс усвоения и закрепление понятий, их содержание;

        учит краткому пересказу;

        способствует выработке способности к анализу: делать выводы, искать взаимосвязи;

        способствует развитию памяти, внимания, мышления;

        увлекательное занятие, которое похоже на игру.

Использование дидактического синквейна позволяет гармонично сочетать в работе элементы трех основных педагогических подходов в образовательной системе: информационный, деятельностный и личностно – ориентированный, что соответствует Федеральному Государственному Стандарту Дошкольного Образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Использование технологии синквейн в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста"

В статье  написано о технологии "синквейн", для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста....

Использование технологии «синквейн» в работе с детьми дошкольного возраста. (из опыта работы)

Использование "синквейна" в работе учителя - логопеда  с детьми дошкольного возраста....

Консультация «Использование технологии «синквейн» в развитии речи детей старшего дошкольного возраста».

От правильной связной речи зависит будущее каждого ребенка – его дальнейшая жизнь и профессиональная деятельность....

Консультация «Использование технологии «синквейн» в развитии речи детей старшего дошкольного возраста».

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал г...

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование технологии «СИНКВЕЙН» в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста»

СИНКВЕЙН – это один из методов новой образовательной технологии «РКМЧП» (развитие критического мышления через чтение и письмо)....

Мастер - класс для педагогов ДОУ "Использование технологии синквейн в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста"

Синквейн - это анализ и синтез информации, игра слова. Это поэзия, которая способствует творческому саморазвитию и красивому выражению мыслей....

Консультация «Использование технологии «синквейн» в развитии речи детей старшего дошкольного возраста».

Хорошо сформированная речь – это искусство, которому следует учиться не один год. От правильной связной речи зависит будущее каждого ребенка – его дальнейшая жизнь и профессиональная деяте...