Музыкотерапия для педагогов
методическая разработка

Младшева Оксана Витальевна

Интересные мызыкальные игры для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_30.03.docx27.47 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Каждый ребенок открыт для музыки с рождения, надо только помочь ему увидеть богатство и разнообразие мира, познать себя и тогда, став частью души, музыка поселится в нем навечно. Именно музыка призвана помочь обрести чувство гармонии и слияния своего внутреннего мира с миром внешним. Музыка – больше, чем украшение и эстетическое дополнение к жизни.

  Чем раньше ребенок воспримет гамму разнообразных впечатлений, чувственного опыта,   тем более гармоничным, естественным и успешным будет дальнейшее развитие ребенка и, возможно меньше будет проблем у наших детей с развитием речи, внимания, памяти, мышления, формирования красивой осанки. Дети эффективнее воспринимают музыку, когда она воздействует в комплексе с движением, словом, действием.

Предлагаю вашему вниманию игры, упражнения, которые вы можете использовать на занятиях и в повседневной жизни детей для развития у них музыкальных и творческих способностей.  

Я мастер-класс сегодня покажу,

Немного интересного, вам, расскажу.

Дети любят эти упражнения,

Увлекут они и вас, вне всякого сомнения.

У меня есть сундучок,

Что же в нем скрывается?

Руку только протяните,

Что лежит, вы в нем возьмите.

Всем участникам раздаются картонные нотки, различные по цветукрасные, желтые, синие, …

Приглашаются синие нотки

Упражнение называется  «Шлепай-топай!»

Муз.рук.- Руки, ноги, голова есть и не нужны слова!

                 Голос наш сейчас молчит, только тело говорит!

К чему это я? А к тому, что вам предстоит на каждую музыкальную   фразу из песни выполнять только ритмические движения – так называемые звучащие жесты: хлопки, шлепки, щелчки пальцами, притопы. Музыка очень знакомая, это песенка «Добрый жук». Движения будут следующие:

Звучит полька «Добрый жук», участники  на каждую фразу выполняют ритмические движения по показу музыкального руководителя.

Муз.рук. показывает пример:

                Встаньте, дети, встаньте в круг – четыре шлепка по ногам четвертными долями

                Встаньте в круг – три хлопка восьмыми

                Встаньте в круг – три притопа восьмыми

                Жил на свете добрый жук… – повтор с начала

Участники выполняют задание.

Муз.рук.- Какие вы молодцы! Справились! Тогда добавим припев и немного новых движений!

Припев:    Никогда он не ворчал - четыре щелчка пальцами

                  Не кричал -  три притопа

                  Не пищал -  три хлопка

Муз.рук.-  Молодцы! Очень хорошо подвигались! Проходите на свои места!

В таких играх у детей вырабатывается скорость реакции, внимание, умение действовать в едином ансамбле, развивается координация движений, поднимается настроение.

Муз. рук.: Музыкальный ритм настолько ярко выражает мелодию, что по

нему можно угадать знакомую песню или мелодию. Мы сейчас

убедимся в этом.

Приглашаю красные нотки

Игра «Угадайте песню по ритмическому рисунку»

Исполняют на ложках, бубне маракасе

Антошка

В траве сидел кузнечик

Пусть бегут неуклюже

Муз. рук.: Такое упражнение развивает мышление, чувство ритма и слух

Приглашаются зеленые нотки

Сказки-шумелки с забавным шумовым оформлением обеспечат весёлые и эффективные развивающие занятия с детьми. Сложностей минимум, а польза налицо – звукоподражание на различных шумовых и детских инструментах различными способами, с различной громкостью и оттенками развивает у детей творческую фантазию, обучает способам и приёмам игры на шумовых инструментах.

сказка– шумелка, а называется она «Трусливый заяц» .

(Участникам с зелёными нотками предлагаются инструменты для

сопровождения сказки).

1 – шуршим пакетом

2, 4,6 - быстро встряхиваем кастаньетами («заяц бежит»)

3 – стучим ложками

5 – шлепаем руками по ногам

7 – проводим палочкой по трещотке

8 - проводим палочкой по металлофону

9 – медленно ударяем кастаньетами по ладони («смелый заяц») или используем барабан.

Жил-был в лесу заяц-трусишка. Вышел однажды заяц из дома, а ёжик в кустах вдруг как зашуршит! (1).

Испугался заяц – и бежать (2).

Бежал, бежал и присел на пенёк отдохнуть. А дятел на сосне как застучит!(3)

Бросился заяц бежать (4).

Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает (5). Побежал заяц из леса к речке (6). А на берегу речки лягушки сидели (7). Увидели они зайца – и прыг в воду (8).

Обрадовался заяц, что лягушки его испугались, и смело поскакал обратно в лес (9).

Исполнение детьми сказок-шумелок на групповых занятиях способствует развитию у них навыков общения и помогает увереннее держаться во время публичных выступлений. Слушая сказки, дети учатся ждать, пока начнёт играть следующий инструмент – это способствует развитию терпения, выдержки, умению управлять своим поведением. Совершенствуются навыки, приобретенные в работе с речевыми упражнениями (чувство ритма, владение темпом, динамикой, а так же развивается чувство ансамбля).

Дети учатся различать звучание инструментов по тембрам.

Упражнение «Испорченная пластинка»

Исполняется фрагмент песни «Кузнечик» В. Шаинского и одновременно сопровождается пение ритмическими хлопками

Четная строка поется вслух, нечетная про себя.

В траве сидел кузнечик,                         вслух

В траве сидел кузнечик,                     про себя

Совсем как огуречик                                 вслух

Зелененький он был.                             про себя

Представьте себе, представьте себе           вслух

Совсем как огуречик.                             про себя

Представьте себе, представьте себе           вслух

Зелененький он был.                               про себя

Муз. рук  : Такое ритмическое упражнение помогает развивать внутренний слух у детей.

Рассмотрим примеры музыкотерапевтичних упражнений :

Упражнение «Сыграй свое настроение» - является коллективной формой активного музицирования на шумовых инструментах. Во время нее дети учатся озвучивать стихи, играть в ансамбле, а еще — импровизировать собственные небольшие пьесы, воплощая в них свое настроение и звуковые представления.

Упражнение «Шарф с волшебными историями» предназначено, прежде всего, для детей с выраженной гиперактивностью, синдромом дефицита внимания. Такие дети требуют индивидуальной работы, во время которой учатся успокаиваться и сосредотачиваться. Для проведения упражнения музыкальный руководитель включает музыку, двигает над ребенком большой яркий шарф, одновременно рассказывая фантазийную историю (например, про самого ребенка, с которым проводит упражнение). При этом музыкальный руководитель предлагает ребенку произвольно двигаться, когда шарф «взлетает» вверх или колыхаются из стороны в сторону, и останавливаться, когда шарф опускается. Во время упражнения педагогу необходимо синхронизировать подвижные и спокойные эпизоды в движениях шарфа, в музыке и в истории. Правильно подобранная по интенсивности звучания и ритмом музыка поможет ребенку упорядочить движения, усиливая впечатление от движений шарфа и слов музыкального руководителя.

Упражнение для расслабления «Морское дно» предназначено, прежде всего, для детей старшей группы. Музыкальный материал для упражнения — аудиозапись пьесы «Лунный свет» Клода Дебюсси (Claude Debussy). Дети произвольно размещаются в музыкальном зале. Педагог проговаривает текст, согласуя его с движением музыки : «Дети, сейчас мы окунемся в морскую глубину. Сначала проверим, работает ли наше снаряжение для дыхания под водой: спокойно, без напряжения вдохните, теперь выдохните. Со снаряжением все в порядке, поэтому погружаемся! Сделайте спокойный глубоких вдох, а с выдохом опуститесь на самое дно. Вокруг вас — лишь чистая голубая вода. А теперь ощутите, что вы — морские волны, которые легко качаются вместе с музыкой. Вокруг вас плавают разноцветные жители моря — почувствуйте их присутствие, рассмотрите внимательно. Вдруг течение изменилась! Все волны зашевелились, начали перемещаться, путешествовать морской глубиной, встречать новых морских жителей. А теперь наступила ночь. В полной темноте морская вода засияла — это светящиеся микроскопические водоросли, рачки, удивительные медузы. Волны постепенно успокаиваются и ложатся на дно». После упражнения следует предложить детям под ту самую музыку нарисовать образы, возникшие в их воображении. После этого музыкальному руководителю следует проанализировать детские рисунки — цвета, насыщенность, силу нажима карандаша и тому подобное. Таким образом, можно выявить у детей скрытое эмоциональное напряжение, недовольство, агрессию и направить усилия для их устранения во время сеансов музыкотерапии. Целью упражнения является релаксация и развитие певческого дыхания. Музыкальный материал для упражнения — Прелюдия до-мажор из «Хорошо темперированного клавира» Иоганна Себастьяна Баха (Johann Sebastian Bach)Музыкальный руководитель предлагает детям посадить мнимое зернышко на ладошку. Дети выполняют задание, сопровождая «посадку», произнося слова «динь!», затем заботятся, чтобы зернышко проросло: поливают дождиком — имитируют голосом звуки капелек; согревают солнышком — высоко поют звук «а»Музыкальный руководитель продолжает руководить действиями детей, поэтапно продолжая рассказ: зернышко начало расти — дети поют звук «а» на крещендо; вырос большой, красивый цветок и открыл прекрасные лепестки — дети, представляя цветок на своих ладонях, улыбаются, любуются им; цветок имеет великолепный аромат — дети медленно, глубоко вдыхают носом, а выдыхают ртом со звуком «ха». Ценность этого упражнения в том, что оно выравнивает эмоциональное состояние всех детей группы, помогает воспитанникам со слабой нервной системой избавиться от эмоционального дисбаланса от того, что их психофизические реакции отстают от общего ритма жизни группы. Упражнение «Цветная музыка» целесообразно проводить, когда есть необходимость вызвать у детей определенное настроение. Упражнение содержит элементы цветотерапии, а именно предусматривает использование различных предметов определенного цвета. Музыкальное сопровождение упражнения и цвет предметов будет зависеть от настроения, которое нужно создать. Так, чтобы успокоить детей, музыкальный руководитель может предложить им создать танцевальную импровизацию под музыку вальса, используя при этом шелковые шарфы синего, голубого или зеленого цветов. Вместо того, чтобы подбодрить детей, следует включить ритмичную музыку в оживленном темпе, а как реквизит предложить детям ленты или платочки желтого или красного цветов. Целью этого упражнения является: нормализовать дыхание; расслабить мышцы горла. Как музыкальный материал для упражнения можно использовать аудио-запись «Утро» из сюиты «Пер Гюнт» Эдварда Грига (Edvard Grieg) или другую спокойную музыку (темп — не более 60-65-ти ударов в минуту, шум леса, пение птиц и тому подобное. Это упражнение лучше выполнять с детьми после физической нагрузки. Музыкальный руководитель включает музыку и предлагает детям удобно расположиться на полу, закрыть глаза, представить солнечный день и зеленый лес. Главный элемент упражнения — «лесной» воздух, при котором дети должны спокойно, с удовольствием вдыхать и выдыхать воздух, представляя, что находятся в лесу и наслаждаются лесным чистым воздухом.

Музыка в состоянии помочь сбалансировать психоэмоциональное состояние и поведение ребенка. Чересчур подвижный и расторможенный малыш, благодаря восприятию музыки, может успокоиться, а нерешительный и неконтактный ребенок, предприняв действия, продиктованные образно-эмоциональным состоянием конкретного музыкального сочинения, может значительно повысить свой собственный тонус, уровень бодрости. А также, в целом, музыкальная «подсказка», звучащая во время того или иного действия на занятии, стимулирует навык вслушивания в музыку, способствует развитию воображения, возникновению добрых и положительных ассоциаций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов и родителей "Современные представления об общих механизмах действия музыкотерапии"

МУЗЫКОТЕРАПИЯ – один из древнейших методов лечения. Музыкой можно регулировать свое душевное состояние, а можно исцелять и физические недуги. Сам человек является уникальной системой колебательн...

Консультация для педагогов «Использование музыкотерапии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ».

Музыкотерапия – это лекарство, которое слушают. Музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека. Мирный и ласковый плеск волны, например, снимает психическое напряжение, успокаивает....

Самообразование педагога-психолога по теме «Музыкотерапия»

Самообразование педагога-психологаПлан и программа самообразования...

консультация для педагогов "Здоровьесберегающие технологии. Музыкотерапия"

Рекомендации воспитателям по использованию музыки в режимных моментах в группе....

Цикл занятий по музыкотерапии для педагогов.

В материале представлен цикл 10 занятий по устранению негативных психоэмоциональных состояний педагогов, имеющих голосоречевые нарушения....

МУЗЫКОТЕРАПИЯ. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МУЗЫКОТЕРАПИИ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ

После проведения исследования, хочется  поделиться некоторыми рекомендациями по использованию музыкальной терапии как в совместной деятельности педагогов и родителей с детьми, так и отдельн...