Планы самообразования
материал

Гульнара Идрисовна Закирова

Планы самообразования

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «город Бугуруслан»                                                                                                     «Детский сад №3» «Чулпан»

План работы по самообразованию                                                                                             на 2021-2022 учебный год

Тема: «Использование активных инновационных форм взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников

в условиях реализации ФГОС ДО»

                                                                                              Подготовила

                                                                                              воспитатель I  

                                                                                              разновозрастной

                                                                                              группы  Закирова Г.И.

2021 -2022

Тема: «Использование активных инновационных форм взаимодействия воспитателя с семьями

воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО»

 

«Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям

большое человеческое счастье»

 

                    В. А. Сухомлинский 

 

Актуальность темы: 

  На современном этапе, семейное воспитание признано ведущим, что отражено в ст. 18 Закона РФ «Об образовании». В соответствии с законом «Об образовании» РФ, где записано, что: - содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; - сотрудничество Организации с семьей; - поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

  Родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального, личностного развития ребенка. Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи.

  Главным в работе любого ДОУ являются сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного и гармоничного роста. Для достижения высокой результативности воспитательно-педагогического процесса в ДОУ большое значение имеет работа с родителями воспитанников.    На сегодняшний день достаточно остро стоит проблема взаимодействия детского сада и семьи.  Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной, приобретая порой обостренный характер.

Мир постоянно усложняется, не хватает времени для живого человеческого общения. Поэтому нам педагогам необходимо организовывать такие виды мероприятий с родителями, чтобы они были интересней и важней повседневных дел родителей. Задача детского сада - повернуться лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребенка.

  Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. Сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. В общении воспитателя с родителями неуместны: категоричность, требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом.

  Основная цель всех видов форм взаимодействия ДОУ с семьёй – установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

          Семья и детский сад связаны общими задачами в воспитании ребенка. Поэтому, здесь важен не принцип параллельности, а принцип  взаимопроникновения двух социальных институтов: семьи и детского сада.

 

Направление:  Социально - личностное

Группа:  Средняя

Дата начала работы над темой: Сентябрь 2021 года

Окончание работы: Май 2022 года

Форма самообразования: Индивидуальная

 

Цель: Создать необходимые условия для развития и установления доверительных, ответственных отношений между воспитателем и семьями воспитанников, объединяя их в команду; при развитии потребности делиться друг с другом своими проблемами в развитии детей и совместно находить их решения. Обеспечить целостное развитие личности ребенка.

 

Задачи:

  1. Изучить педагогические, психологические, методические литературные источники по проблеме.
  2. Организовать сотрудничество с родителями в воспитательном процессе.
  3.  Использовать традиционные и нетрадиционные формы работы с семьями воспитанников в современных условиях.
  1. Развить инициативу и творчество у детей и их родителей.
  2. Формировать ответственное         отношение         к         здоровью         и         безопасности жизнедеятельности.
  3. Создать в коллективе детей и родителей атмосферу добра, взаимопонимания и доверия.
  4. Вовлечь родителей в разнообразные формы деятельности в воспитании детей дошкольного возраста.

 

 

 

 

Ожидаемые результаты:

 

  1. Активизация родителей в решении воспитательных задач.
  2. Повышение уровня осознанного отношения детей и родителей к сохранению здоровья и безопасности.
  3. Укрепление дружеских и партнёрских отношений между детьми и их родителями.
  4. Создание системы использования активных инновационных форм.

                                           

 

План работы на 2021 -2022 учебный год 

 

Месяц

Формы работы

 

С детьми

 

Педагогами

Самообразование

Родителями

Сентябрь 2021 год

Изготовление открыток к  

«Дню пожилого человека» на 1 октября.

 

 

 

 

Информационный буклет «Правила конструктивного общения»

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации

от 17.10.2013 № 1155 

 

Консультация для родителей: «Режим дня для ребенка»

 

Участие родителей в конкурсе «Дары осени»

 

Информационный буклет «Правила конструктивного общения»

Октябрь 2021 год

Изготовление «Жалобная книга» для экологического центра.

«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста на основе использования регионального компонента».

Арнаутова Е.П.  Планируем работу с семьей. // Управление

ДОУ 2002г., № 4. – 66с.

Евдокимова Н. В., Додокина Н. В.,

Кудрявцева Е. А. Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей. М: Мозаика – Синтез, 2007 – 167с. 

Выступление на родительском собрании.  

Тема: «Я – СЕМЬЯ – РОД – НАРОД»

 

Помощь родителей в изготовлении

«Жалобная книга» для экологического центра.

Ноябрь 2021 год

Акция ко Дню народного единства «Давайте жить

«Организация работы по

Свирская Л. Шпаргалки для родителей // Детский сад со всех сторон.

Папка – передвижка

«Семейное чтение»

Помощь родителей в

дружно» (оформление

стенгазеты)

 

Создание мультфильма к празднику  

27 ноября «Самая любимая

мама на свете»

 

 

духовно – нравственному воспитанию в группе».

2002 – 147с.

создании

«Экологического лото»

, дидактическая игра  

«С какого дерева лист» (пополнение предметно -развивающей среды в экологическом центре)

Декабрь 2021 год

Просмотр кукольного театра по русским народным сказкам, хороводы, подвижные игры.

 

 

Организация тематической выставки

«Новогодняя сказка».

 

Консультация

«Использование мнемотехники в развитии речи детей».  

Хабибуллина Р. Ш. «Система работы с родителями воспитанн иков.

Вернисаж детских поделок «Новогодняя сказка»

 

Помощь родителей в создании снежных построек.

 

Пополнение центров  различными атрибутами и играми и различным материалом.

Январь 2022 год

«Нарисуй свое настроение»  (из песка).

Участие детей в конкурсах и олимпиадах различного уровня.

Участие в конкурсе «Радуга талантов».

Антипина, Г. А.  

«Новые формы работы с родителями в современном ДОУ». Воспитатель ДОУ. - 2011. - №12. – С. 88 – 94.

Создание родительской газеты «Детский сад глазами родителей»

Февраль 2022 год

Сюжетно – ролевая игра «Утро в нашем доме»

 

Участие детей в конкурсах и олимпиадах различного уровня.

Изготовление пособий в

«Литературный уголок».

 

 Давыдова, О. И.

«Компетентностный подход в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями»  О. И. Давыдова. – спб.:ооо  

«издательство

детство пресс»,

2013. – 128с.

 

Маршрут выходного дня семьи  

«По увлекательным местам» (фотовыставка).

 

Участие родителей в совместных конкурсах и выставках.

Март 2022 год

Создание книги «Добрые слова и

пожелания»

 

Участие в конференциях и семинарах по теме самообразования

.

Осипова, Л. Е.

 «Работа детского сада с семьёй» Изд.

центр «Скрипторий», 2011. – 72с.

 

Мастер-класс «Сердечко, которое любит. Милой мамочки портрет»

 

Взаимодействие с социумом.

Апрель 2022 год

Совместное творчество детей и родителей. Создание мультфильма «Весенние хлопоты»

Консультация «Работа

с родителями в

ДОУ»

Изучение статей, конспектов по самообразованию и проектной деятельности на интернет сайте: http://w ww.maam.ru, http://vosp itateljam.ru, http://dohco lonoc.ru

Мастер – класс «Детское экспериментирование».

 

Изготовление и пополнение пособий в  

«Центр

Экспериментирования»

 

Май

2022 год

Коллективная работа в литературном центре

«Книжкина больница»

(ремонт книг).

Написание отчёта о проделанной работе за учебный год, создание фильма «Вот и стали мы на год старше».

Современные формы работы с родителями в

дошкольном учреждении: методические рекомендации к 20122013 учебному году / сост. Е.В. Пляскина. – с. Троицкое: РМК, 2013.

 

Выступление на родительском собрании с отчётом о проделанной работе за учебный год.

 

 

Совместный труд на территории детского сада.

 

Выход темы: 

 

  1. Изучение психолого-педагогической и методической литературы по теме самообразования.
  2. Продолжать оформление центров в группе.
  3. Подготовить консультацию на тему: «Использование мнемотехники в развитии речи детей».
  4. «Организация работы по духовно - нравственному воспитанию в группе» – ноябрь 2017 год.
  5. Оформление папки передвижки.  Тема: «Детские сказки», «Семейное чтение».
  6. Совместная работа с родителями:  
  • Родительские собрания «Я – семья - род - народ» (октябрь 2017 год); «Нетрадиционное рисование» (май 2018 год).
  • Создание книги «Добрые слова и пожелания»;
  • Маршрут выходного дня «По увлекательным местам» (фотовыставка);
  • Помощь родителей в изготовлении «Жалобная книга»; «Экологического лото» и дидактической игры «С какого дерева лист» для экологического центра и пополнение центров активности различными атрибутами, играми и различным материалом.
  • Привлечение родителей к реализации проектов (по разным направлениям);
  • Участие воспитателя, родителей и детей в совместных конкурсах, выставках;
  • Создание родительской газеты «Детский сад глазами родителей»;
  • Мастер – класс «Детское экспериментирование». Изготовление и пополнение пособий в  «Центр Экпериментрования»;
  • Мастер – класс «Нетрадиционные формы рисования»;
  • Взаимодействие с социумом.

 

9. Подбор методических пособий и дидактических, сюжетно - ролевых игр по теме. 10. Отчёт о проделанной работе за учебный год.

 

 

Список использованной литературы  

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155;
  2. Арнаутова Е. П. Планируем работу с семьей. // Управление ДОУ 2002г., № 4. –

66с.  

  1. Евдокимова Н. В., Додокина Н. В., Кудрявцева Е. А. Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей. М: Мозаика – Синтез, 2007 – 167с.
  2. Антонова Т, Волкова Е., Мишина Н. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка
  3. Антипина, Г. А. «Новые формы работы с родителями в современном

ДОУ». Воспитатель ДОУ. - 2011. - №12. – С. 88 – 94.

  1. Давыдова, О. И. «Компетентностный подход в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями» О. И. Давыдова. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО ПРЕСС», 2013. – 128с.
  2. Осипова, Л. Е. «Работа детского сада с семьёй» Изд. центр «Скрипторий», 2011. – 72с.
  3. Свирская Л. Шпаргалки для родителей // Детский сад со всех сторон. 2002 – 147с.
  4. Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении: методические рекомендации к 2012-2013 учебному году / сост. Е.В. Пляскина. – с. Троицкое: РМК, 2013.
  5. Хабибуллина Р. Ш. «Система работы с родителями воспитанников. Оценка деятельности ДОУ родителями» // Дошкольная педагогика 2007г., №7. – 70с.
  6. Изучение статей, конспектов по самообразованию и проектной деятельности на интернет сайте: http://www.maam.ru, http://vospitateljam.ru, http://dohcolonoc.ru

 

 

 



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «город Бугуруслан»                                                                                                     «Детский сад №3» «Чулпан»

План работы по самообразованию                                                                                             на 2020-2021 учебный год

Тема: "Развитие творческого мышления дошкольников на основе ТРИЗ "

                                                                                              Подготовила

                                                                                              воспитатель I  

                                                                                              разновозрастной

                                                                                              группы  Закирова Г.И.

2020 -2021

Тема самообразования: "Развитие творческого мышления дошкольников на основе ТРИЗ "

«Каждый ребёнок изначально талантлив

и даже гениален, но его надо научить ориентироваться

в современном мире, чтобы при минимуме

затрат достичь максимума эффекта»

Г. С. Альтшуллер

    Актуальность темы и её обоснованность. Дошкольный возраст уникален. Как сформируется ребенок, такова и будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.  Ребенок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую».

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.

Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.

Цель: 

1.   Повысить свой профессиональный уровень.                                                                    

2. Углубление знаний в области технологии ТРИЗ для воспитания творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.

Задачи:

     1. Создание условий для исследовательской активности детей;

     2. Организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке заданного материала;

     3. Изучение методик, технологий по поисково-исследовательской деятельности.

     4. Изучение методик, технологий ТРИЗ.

Ожидаемый результат: работа над программой профессионального самообразования поможет мне повысить свой теоретический, практический и научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность; увеличится число детей имеющих высокий уровень в социально – личностного, интеллектуального, творческого развития.

Блок «Дети»: 

  • умеют быстро ориентироваться в пространстве
  • нестандартно подходят к решению задач
  • умеют фантазировать, изобретать
  • умеют находить и различать противоречия, которые окружают их повсюду
  • умеют самостоятельно провести анализ игры или занятия
  • применяют полученные знания и, используя нестандартные, оригинальные решения проблем, учится находить выход из любой сложной ситуации
  • применяют в работе полученные знания, умения и навыки

Блок «Родители»: привить родителям интерес к ТРИЗ.

Блок «Педагог»: повысить творческий и познавательный интерес к ТРИЗ  при использовании в своей работе.

Механизм реализации:

- срок 1 год

- блоки

Подготовительный этап

- создать условия для приобщения детей и родителей к ТРИЗ .

Теоретический этап

- изучить методическую и познавательную литературу по данной теме, передовой опыт педагогов

Аналитико-диагностический этап

- проведение диагностирования по проблеме

План работы

П№

Блоки

Мероприятия

Сроки проведения

Отметка о выполнении, качественная характеристика выполнения

2020 - 2021 учебный год

I

Изучение психолого-педагогической литературы

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155. Вступил в силу с 1 января 2014 года.

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в вопросах и ответах. Информационно-методическое сопровождение специалистов дошкольного образования. ФГОС ДО

Кудрявцева Е.А., Гулидова Т.В. 2016 г.

- Метод проектов в образовательной работе детского сада. Пособие для педагогов ДОО. ФГОС
Михайлова-Свирская Л.В.   2015 г.

- Работа с родителями. Пособие для педагогов

ДОО. ФГОС Михайлова-Свирская Л.В 2017 г.

- Внедрение ФГОС ДО в практикуаботы дошкольных образовательных организаций. ФГОС Нищева Н.В. 2015 г

- Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. - Новосибирск: Наука,2001.

- Белоусова Л.Б. Удивительные истории. Конспекты занятий по развитию речи с использованием ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста/ под редакцией Б.Б.Финкелынтейн. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.

- Богат В.Ф.ТРИЗ в детском саду. Ребёнок в детском саду. 2008. №№1,2,3. 2002.№2.

- Богат В.Ф. Творческие задачки. Ребёнок в детском саду.  2008. №6.2009. №№1,2.1.

- Венгер Л.А. Программа нового поколения дошкольных образовательных учреждений «Развитие». – М.: «ГНОМ – ПРЕСС», 2015

- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 2003.

- Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений: 3-е изд. – Минск: ИВЦ Минфина, 2007.

- Курбатова Л. ТРИЗ - в повседневную жизнь //Дошкольное воспитание.

2003. -№4. -С. 23-26.

- Страунинг А. Методы активизации творческого мышления // Дошкольное воспитание. - 2015. - №4. - С. 13-24.

В течение учебного года

2020-2021 учебный год

Сентябрь

II

Практический:

работа с детьми

1. Мониторинг по  технологии ТРИЗ у детей.

2. Обследование речи и

творческого воображения детей.

Применение  метода ТРИЗ  в проектной деятельности.

1-2 неделя сентября

1 неделя

2,3 неделя

4 неделя

Октябрь

1.Отбор и выделение наиболее эффективных методов и игровых действий, помогающих детям в самостоятельной деятельности.

2. Дидактические игры и упражнения, инд. беседы с рассматриванием картинок,

наблюдения.

1 неделя

1,2 неделя

3 неделя

Декабрь

1.Отбор и выделение наиболее эффективных методов и игровых действий, помогающих детям в самостоятельной деятельности.

2. Игровые моменты, дидактические игры и упражнения.  - (Создание развивающей среды в группе, уголка для творчества детей).

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Январь

1.Моделирование сказок

2.ОД "Логический поезд”

3.Д/и «Ты – моя частичка»

4.Д/и  «На что похоже»

1 неделя

2 неделя

2 неделя

3, 4 неделя

Февраль

1. ОД «Золотая рыбка»

2. Д/и «Кольца Луллия»

3. Игра "Да-Нетки” или "Угадай, что я загадала”

4. Использование метода «Фокальных объектов»

1 неделя

1 неделя

2,3 неделя

3 неделя

4 неделя

Март

1. Д/и «Дерево, птица, насекомое, дикое животное»

2. ОД «Домашние животные»

3. Закрепление в свободной деятельности: игры по желанию

4. Д/и "Хорошо-плохо"

1 неделя

2 неделя

2,3 неделя

3, 4 неделя

Апрель

1. Д/и  "Наоборот” или "перевертыши”

2. ОД «Путешествие на воздушном шаре»

3. Д/и «Маша-растеряша»

4. Д/и «Собери целое»

1 неделя

2 неделя

3, 4 неделя

3, 4 неделя

4 неделя

Май

1. Д/и «А что было бы, если….»

2. Д/и «Черное - белое»

3. ОД «Что из чего»

4. Д/и по желанию детей

1 неделя

2,3 неделя

3 неделя

Работа с родителями

Доклад «Развитие творческого мышления дошкольников на основе ТРИЗ»

Сентябрь

 

Знакомство с современными системами семейного воспитания.

Октябрь

Сбор игр и упражнений для развивающего общения с детьми.

Картотека игр, познавательных упражнений с использованием ТРИЗ технологии.

Ноябрь

Консультация для родителей

«Значение  нестандартного мышления в жизни человека».

Декабрь

Доклад на родительском собрании «Факты успешного развития детей»

Январь

Мастер-класс «Знакомство с пособием «Кругов Луллия»»

Февраль

Консультация для родителей «Использование «ТРИЗовского» подхода в повседневном взаимодействии с детьми».

Индивидуальные консультации родителям.

Рекомендации родителям

Март

Апрель

Май  

Диагности-

ческий блок

Выявление уровня освоения программного материала начало учебного года и на конец учебного года

Октябрь

Апрель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»

Отчет по плану самообразования Тема самообразования:   «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»...

Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»

Отчет по плану самообразованияТема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»...

Творческий план самообразования педагога Черемухиной С.Ю. в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет на 2019-2020гг Тема самообразования: Математические развлечения как средство формирования элемент

В этом году я взяла новую тему по самообразованию. Разработала план по самообразованию для детей 4-5 лет. Придерживаясь плана, мы работаем в системе. Он очень помогает мне в моей работе....

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования: Формирование математических представлений через дидактические игры

Цель: изучение актуальности использования занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников....

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования : « Речевое развитие детей в младшей группе через сказку »

Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранни...

Самообразование. План самообразования. Консультация для педагогов

Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога «Мастерство учителя – это специальность, которой надо учиться» А.С. МакаренкоПедагогу самостоятел...